ПЛАН работы по САМООБРАЗОВАНИЮ. Разработка диагностического инструментария для проведения мониторинга по речевому развитию детей дошкольного возраста 3-7 лет.
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД" №17 "КОЛОСОК"
ПЛАН
работы по
САМООБРАЗОВАНИЮ
воспитателя Федоренчик М.В.
Тема: Разработка диагностического инструментария для проведения мониторинга по речевому развитию детей дошкольного возраста 3-7 лет.
Речевое развитие детей в условиях реализации ФГОС
Актуальность:
Федеральный государственный основной стандарт, выдвигая требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, раскрывает новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет.
В качестве приоритетов определяются такие задачи как:
• Владение речью как средством общения
• Обогащение активного словаря
• Развитие связной, грамматически правильной диалогической
и монологической речи
• Развитие речевого творчества
• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
К 7 годам речевое развитие ребёнка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. При этом ухудшается познавательно-речевое развитие детей.
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом ФГОС.
Цель работы по самообразованию: повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
Задачи:
1.Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи.
2.Развитие речи детей в игровой деятельности.
3.Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата.
4. Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.
5. Развитие монологической речи при составлении рассказа – описания предмета.
План работы
- Этап.
Изучение литературы по развитию речи детей в детском саду.
Срок 09.16.-08.17.
- Этап.
Отбор, систематизация материала по развитию речи детей дошкольного возраста в д/с.
Срок 09.16.-05.17.
- Этап.
Методы работы. Планирование работы по развитию речи в ДОУ.
Срок 09.16.-08.17.
- Этап.
Введение материала диагностики по речевому развитию детей дошкольного возраста.
- Этап.
Подведение итогов. Отчет о проделанной работе.
Изучение литературы.
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» /под редакцией
М. Васильевой, В. Гербовой, Т. Комаровой
- «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду» /под редакцией М. Васильевой,
- В. Гербовой, Т. Комаровой
- О.С. Ушакова Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Москва ТС Сфера 2004г.
- О.С, Ушакова. Занятия по развитию речи в детском саду. М. Издательство «Совершенство, 2001г.
- О.С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты. Москва ТЦ Сфера
- Ф.А. Сохина. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва «Просвещение» 1984г.
- А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991г.
- В. В. Гербова. Картинки по развитию речи.- М.: Просвещение, 1985г.
- Комплект тематических иллюстраций: «Одежда», «Деревья», «Посуда», «Овощи». «Фрукты», «Мебель», «Растения» -М.:2005г.,
- серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи».
- «Знакомим дошкольников с литературой» О. Ушакова
- «Учимся по сказке» Т. Большева
- Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».
- А. К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду».
Образовательная область «Речевое развитие».
Диагностические задания по речевому развитию в младшей группе (3-4 г.)
1.Использует речь для инициирования общения.
Беседа по сюжетной картинке.
Материал: любая сюжетная картинка (например, играющие дети).
Содержание диагностического задания:
Например:
- Посмотри, Мишутка нарисовал картинку.
- Тебе она нравится?
- Кто нарисован на картинке?
- Что делают дети?
И т. д.
Что изучает? Умение самостоятельно описывать содержание картинок соблюдая последовательность действий.
Критерии оценки
Синий - на вопросы отвечает с помощью жестов или одним словом. Затрудняется в описании картинки. Ребенок договаривает за взрослым отдельные слова.
Зеленый - в речи ребенка преимущественно простые предложения из 2-3 слов. Описывает картинки с незначительной помощью взрослого, соблюдая логичность и последовательность.
Красный - самостоятельно отвечает на все вопросы, пользуется простыми нераспространенными предложениями и предложениями с однородными членами. С лёгкостью описывает любую представленную картинку.
Высокий уровень - красный.
Средний уровень - зеленый.
Низкий уровень - синий.
2.Обращается к взрослому с просьбами, вопросами, делится впечатлениями из личного опыта.
Беседа по сюжетной картинке «Моя семья».
Материал: сюжетная картинка с изображением семьи (бабушка, дедушка, папа, мама, дочь, сын).
Содержание диагностического задания:
Инструкция.
Посмотри внимательно на эту картинку.
- Как ты думаешь, кто здесь нарисован?
- Что делает бабушка?
-Дедушка?
- Остальные?
- Как заботится о тебе бабушка? Мама? Папа?
- С кем ты живешь?
Что изучает? Умение самостоятельно составить по образцу рассказы из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок.
Критерии оценки
Синий - перечисляет членов семьи, не давая пояснения их действиям. Затрудняется назвать, как заботятся друг о друге. Не знает названия своего города, села, деревни.
Зеленый - ребенок называет членов семьи, но с трудом отвечает на поставленные вопросы, пользуется ситуативной речью. Знает название города, села, деревни.
Красный - ребенок знает каждого члена семьи. Знает название своего города, села, деревни, с доверием относится к взрослым, которые заботятся о нем.
Высокий уровень - красный.
Средний уровень - зеленый.
Низкий уровень - синий.
3.Отвечает на разнообразные вопросы, касающиеся предметного окружения.
1. Дидактическая игра «Назови, что покажу».
Материал: предметные картинки с изображением посуды, одежды.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель показывает ребенку картинки и просит их назвать.
- А теперь назови все предметы одним словом (воспитатель показывает предметы посуды).
- Что это?
Затем показывает картинки предметов одежды и просит назвать одним словом.
- Что это?
Затем воспитатель предлагает показать части предметов.
Например:
- Покажи носик у чайника.
- Покажи крышку.
- Что есть у платья? (Рукава, воротник, карманы, пуговицы.)
И т.п.
Что изучает? Умение распознавать различные картинки, касающиеся предметного окружения. Проверка предметного и глагольного словаря.
Критерии оценки
Синий - допускает ошибки в назывании предметов. Не различает существенные детали и части предметов. Путает названия частей суток.
Зеленый - все предметы называет правильно, определяя назначение предмета, но не называет обобщающего слова. Правильно различает и называет контрастные части суток с помощью наводящих вопросов.
Красный - все предметы называет правильно, определяет назначение предмета; понимает, различает и называет существенные детали и части предметов. Знает обобщающее слово. Различает и называет части суток.
Высокий уровень - красный.
Средний уровень - зеленый.
Низкий уровень - синий.
4.Сопровождает речью индивидуальные игры, рисование, конструирование, бытовые действия.
Дидактическое упражнение «Каждой вещи свое место».
Материал: предметные (мелкие) картинки с изображением одежды, обуви, фруктов, овощей, птиц. Крупные картинки с изображением шкафа, обувной полочки, вешалки для головных уборов, дороги, корзинки, грядки, деревьев.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинки и поместить каждую картинку на свое место.
Инструкция.
«Сложи всю одежду в шкаф».
«Поставь обувь на полочку».
«Повесь головные уборы на вешалку».
«Расставь посуду на столе».
«Помести мебель в комнату».
«Расположи машины на дороге».
«Положи фрукты в корзину».
«Посади овощи на грядку».
«Уложи кукол спать».
Что изучает? Умение определять и различать предметы.
Критерии оценки
Синий - допускает ошибки в назывании предметов. Не различает существенные детали и части предметов.
Зеленый - все предметы называет правильно, определяя назначение предмета, но не называет обобщающего слова.
Красный - все предметы называет правильно, определяет назначение предмета; понимает, различает и называет существенные детали и части предметов. Знает обобщающее слово.
Высокий уровень - красный.
Средний уровень - зеленый.
Низкий уровень - синий.
5.Вступает в игровое взаимодействие со сверстниками, используя речь.
Дидактическая игра «Чего не стало?».
Материал: предметные картинки.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает рассмотреть и запомнить ряд из 3-4 картинок. После чего воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза, чтобы убрать одну из картинок. Ребенок должен ответить на вопрос: «Чего не стало?»
Что изучает? Умение запоминать предметы и отвечать на поставленные вопросы.
Критерии оценки
Синий- не справляется с заданиями. -Допускает большое количество ошибок даже при активной помощи взрослых .
Зеленый - ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей. Неверно употребляет в речи существительные множественного числа в родительном падеже. Путает пространственные предлоги.
Красный - ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей, и форму множественного числа в родительном падеже. Понимает предлоги в, под, на, за, около.
Высокий уровень - красный.
Средний уровень - зеленый.
Низкий уровень - синий.
6. Использует все части речи, простые распространенные и нераспространенные предложения с однородными членами.
Упражнение «Какой? Какая? Какое?»
Материал: предметные картинки-лимон, яблоко, елка и другие.
Игра «Как сказать по-другому?»
Содержание диагностического задания
Ребенок рассматривает картинки, называет предметы и отвечает на вопросы:
Лимон - какой? (Желтый, сочный, кислый.)
Яблоко - какое? (Красное, круглое, вкусное.)
Елка - какая? (Высокая, зеленая, колючая.)
Задание: Об одном и том же можно сказать разными, но похожими словами. Такие слова называют близкими по смыслу или словами-«приятелями». Придумай слова-«приятели» к следующим словам:
1. Метель (вьюга, буран, пурга).
2. Смешной (забавный, потешный, комичный).
3. Грустный (невеселый, печальный).
4. Торопиться (спешить)
Что изучается?
1. Умение согласовывать прилагательные с существительными, подбирать к существительному несколько прилагательных.
2. Умение заменять слово другим со сходным значением
Критерии оценки
Красный - ребенок без затруднений подбирает ко всем существительным
по 2-3 и более прилагательных, заменяет слово другим со сходным значением.
Зеленый - ребенок затрудняется в подборе прилагательных, называет к каждому существительному не более одного прилагательного. В подборе синонимов требуется дополнительная инструкция (примеры), подбирает не более 1-2 синонимов.
Синий - ребенок не может подобрать правильно прилагательные и синонимы к заданным словам.
Высокий уровень - красный.
Средний уровень - зеленый.
Низкий уровень - синий.
Образовательная область «Речевое развитие».
Диагностические задания по речевому развитию в средней группе (4-5 г.)
1.В общении со взрослыми использует речь для инициирования общения, сообщения или запроса информации для удовлетворения своих разнообразных потребностей.
Дидактическое упражнение «Семейная фотография».
Материал: сюжетная картинка, где изображена семья (бабушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра), или фотография семьи (семейный праздник, туристический поход и т. п.).
Содержание диагностического задания:
Задание:
1) Покажи на картинке детей (дай им имена).
2) Покажи родителей, как их называют дети? (Папа и мама.)
3) Чем вы любите заниматься всей семьей?
4) Какой у тебя самый любимый праздник?
5) Почему? И т. п.
Что изучается?
Умение использовать речь для инициирования общения и самостоятельно составить по образцу рассказы из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок.
Критерии оценки
Синий - ребёнок называет по картинке членов семьи, но не называет их родственных связей, преимущественно ситуативная речь, жесты.
Зеленый - ребёнок правильно называет членов семьи на картинке, допускает ошибки в родственных связях (покажи родителей папы и мамы), речь ребенка бедна.
Красный - ребенок правильно отвечает на вопросы, с удовольствием рассказывает о семье, семейном быте, традициях.
Высокий уровень - красный.
Средний уровень - зеленый.
Низкий уровень - синий.
2.Разговаривает на различные темы.
Дидактическая игра «Собери урожай».
Материал: корзинки разной формы (цвета), предметные картинки с изображением овощей и фруктов (груша, слива, яблоко, помидор, огурец, свекла).
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть корзинки и предметные картинки. Затем предлагает собрать урожай так, чтобы в одной корзинке были фрукты, а в другой - овощи.
Что изучается?
Умение правильно называть фрукты и овощи, классифицировать их по группам.
Критерии оценки
Синий - ребенок ошибается в назывании овощей и фруктов, не классифицирует их.
Зеленый - ребенок знает и называет фрукты и овощи. Ошибается в классификации.
Красный - ребенок знает и называет правильно фрукты и овощи. Самостоятельно классифицирует их.
Высокий уровень - красный.
Средний уровень - зеленый.
Низкий уровень - синий.
3.Употребляет в речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические и эстетические качества.
Дидактическое упражнение «Город-деревня».
Материал: сюжетные картинки с изображением города и деревни.
Содержание диагностического задания:
Вопросы. Рассмотри картинки.
- Чем отличается город от деревни?
- Как называется город, в котором мы живем?
- Как называется улица, на которой ты живешь?
- Есть ли у тебя в городе, деревне любимое место куда ты любишь ходить? Расскажи о нем.
Что изучается?
Умение самостоятельно рассказать о своем городе, его этических и эстетических качеств.
Критерии оценки
Синий - знает название города, села, деревни затрудняется назвать улицу, на которой живет, достопримечательности не знакомы ребенку.
Зеленый - ребенок знает название города, села, деревни своей улицы. Осведомленность о достопримечательностях города незначительна.
Красный - рассказывает о своем родном городе, селе, деревне. Знает название своей улицы. Рассказывает о самых красивых местах родного города, села, деревни.
Высокий уровень - красный.
Средний уровень - зеленый.
Низкий уровень - синий.
4.Описывает предмет, картину с помощью раздаточного дидактического материала.
Беседа по сюжетным картинкам.
Материал: различные сюжетные картинки: дети готовят кормушки, ребенок кормит собаку, ребенок рвет цветы, привал в походе и т. п.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель просит внимательно рассмотреть картинки и рассказать, кто поступает правильно, кто неверно. Интересуется, любит ли ребенок наблюдать за растениями и животными. Почему? И т. п.
Что изучается?
Умение самостоятельно описывать содержание картинок соблюдая последовательность действий.
Критерии оценки
Синий - односложные ответы по содержанию каждой картинки. Значительные затруднения при выполнении задания.
Зеленый - ребенок по картинкам называет правильные и неправильные действия в общении с природой. Познания о живой и неживой природе немногочисленны.
Красный - ребенок высказывается о бережном отношении к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями, не рвать растения и т. д.). Охотно делится своими познаниями о живом и неживом.
Высокий уровень - красный.
Средний уровень - зеленый.
Низкий уровень - синий.
5.Пересказывает наиболее динамичный отрезок сказки.
Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко».
Содержание диагностического задания:
Воспитатель достает из сказочного сундучка курочку, петушка, бобовое зернышко.
- Как ты думаешь, из какой сказки данные герои?
- Что произошло с петушком?
- Как ты думаешь, почему петушок подавился?
- К кому сначала побежала курочка за помощью?
- Для чего нужно было маслице?
(Проводится краткая беседа по сказке, для того чтобы вспомнить ее содержание.) Затем воспитатель предлагает ребенку обыграть сказку с использованием настольного театра.
Что изучается?
Умение последовательно, без существенных пропусков пересказывать произведение и развивать актерские способности.
Критерии оценки
Синий - ребенок не может даже при помощи взрослого рассказать о содержании сюжетной картинки. Не способен по образцу описать игрушку. Во время драматизации сказки преимущественно пользуется ситуативной речью, жестами.
Зеленый - ребенок составляет рассказ с помощью наводящих вопросов. Отмечаются единичные случаи нарушения последовательности в описании признаков. С помощью взрослого драматизирует знакомую сказку.
Красный - ребенок подробно рассказывает о содержании сюжетной картинки, последовательно составляет рассказ об игрушке. Умеет драматизировать отрывки из знакомой сказки.
Высокий уровень - красный.
Средний уровень - зеленый.
Низкий уровень – синий.
Педагогическая диагностика «Речевое развитие» младшая группа.
№ | Фамилия, имя ребенка | Показатели/проявление | |||||
Развитие речи | |||||||
Использует речь для инициирования общения | Обращается к взрослому с просьбами, вопросами, делится впечатлениями из личного опыта. | Отвечает на разнообразные вопросы, касающиеся предметного окружения | Сопровождает речью индивидуальные игры, рисование, конструирование, бытовые действия. | Вступает в игровое взаимодействие со сверстниками, используя речь | Использует все части речи, простые распространенные и нераспространенные предложения с однородными членами | ||
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 | |||||||
Эффективность педагогических воздействий % |
Педагогическое диагностика «Речевое развитие» средняя группа.
№ | Фамилия, имя ребенка | Показатели/проявление | ||||
Развитие речи | ||||||
В общении со взрослыми использует речь для инициирования общения, сообщения или запроса информации для удовлетворения свои разнообразных потребностей | Разговаривает на различные темы | Употребляет в речи слова, обозначающие эмоциональные состояния, этические и эстетические качества | Описывает предмет, картину с помощью раздаточного дидактического материала | Пересказывает наиболее динамичный отрезок сказки | ||
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
Эффективность педагогических воздействий % |
Подведение итогов.
Отчет о проделанной работе.
Диагностические задания позволят выявить соответствующие возрастным особенностям детей речевые умения.
Задания разнообразны по содержанию. К каждому заданию разработаны критерии оценки, что позволит педагогу разработать конкретный план педагогической работы с детьми по совершенствованию данных сторон речи.
К диагностическим заданиям можно использовать наглядность, что позволит сделать процесс диагностики интересным для ребенка и будет способствовать объективности полученных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы по самообразованию Тема : «Современные технологии в становлении ценностей здорового образа жизни детей дошкольного возраста».
Тематическое планирование деятельности по самообразованию...
Индивидуальный план работы по самообразованию Тема : «Современные технологии в становлении ценностей здорового образа жизни детей дошкольного возраста».
для работы по саообразованию...
План работы по самообразованию "Дидактические игры и занимательные упражнения как средство математического развития детей дошкольного возраста"
АктуальностьАктуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им ...
План по самообразованию на 2022-2023 учебный год на тему: Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Цель: Изучение способов, методов и приёмов активизации речи детей старшего дошкольного возраста.Задачи : Повысить собственный профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно...