ПЛАН работы по САМООБРАЗОВАНИЮ. Разработка диагностического инструментария для проведения мониторинга по речевому развитию детей дошкольного возраста 3-7 лет.
учебно-методический материал

Федоренчик Марина Вячеславовна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД" №17 "КОЛОСОК"

ПЛАН

работы по

САМООБРАЗОВАНИЮ

воспитателя Федоренчик М.В.

Тема: Разработка диагностического инструментария для проведения мониторинга по речевому развитию детей дошкольного возраста 3-7 лет.


Речевое развитие детей в условиях реализации ФГОС

Актуальность:

Федеральный государственный основной стандарт, выдвигая требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, раскрывает новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет.

В качестве приоритетов определяются такие задачи как:

•       Владение речью как средством общения

•        Обогащение активного словаря

•        Развитие связной, грамматически правильной диалогической

и монологической речи

•        Развитие речевого творчества

•        Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

•        Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

К 7 годам речевое развитие ребёнка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. При этом ухудшается познавательно-речевое развитие детей.

Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом ФГОС.

Цель работы по самообразованию: повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Задачи:

1.Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи.

2.Развитие речи детей в игровой деятельности.

3.Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата.

4. Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.

5. Развитие монологической речи при составлении рассказа – описания предмета.

План работы

  1. Этап.

Изучение литературы по развитию речи детей в детском саду.

Срок 09.16.-08.17.

  1. Этап.

Отбор, систематизация материала по развитию речи детей дошкольного возраста в д/с.

Срок 09.16.-05.17.

  1. Этап.

Методы работы. Планирование работы по развитию речи в ДОУ.

Срок 09.16.-08.17.

  1. Этап.

Введение материала диагностики по речевому развитию детей дошкольного возраста.

  1. Этап.

Подведение итогов. Отчет о проделанной работе.


Изучение литературы.

  1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» /под редакцией

 М. Васильевой, В. Гербовой, Т. Комаровой

  1. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду» /под редакцией М. Васильевой,
  2. В. Гербовой, Т. Комаровой
  3. О.С. Ушакова Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Москва ТС Сфера 2004г.
  4. О.С, Ушакова. Занятия по развитию речи в детском саду. М. Издательство «Совершенство, 2001г.
  5. О.С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты. Москва ТЦ Сфера
  6. Ф.А. Сохина. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва «Просвещение» 1984г.
  7. А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991г.
  8. В. В. Гербова. Картинки по развитию речи.- М.: Просвещение, 1985г.
  9. Комплект тематических иллюстраций: «Одежда», «Деревья», «Посуда», «Овощи». «Фрукты», «Мебель», «Растения» -М.:2005г.,
  10. серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи».
  11. «Знакомим дошкольников с литературой» О. Ушакова
  12. «Учимся по сказке» Т. Большева
  13. Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».
  14. А. К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду».

Образовательная область «Речевое развитие».

Диагностические задания по речевому развитию в младшей группе (3-4 г.)

1.Использует речь для инициирования общения.

Беседа по сюжетной картинке.

Материал: любая сюжетная картинка (например, играющие дети).

Содержание диагностического задания:

Например:

- Посмотри, Мишутка нарисовал картинку.

- Тебе она нравится?

- Кто нарисован на картинке?

- Что делают дети?

 И т. д.

Что изучает? Умение самостоятельно описывать содержание картинок соблюдая последовательность действий.

Критерии оценки

Синий - на вопросы отвечает с помощью жестов или одним словом. Затрудняется в описании картинки. Ребенок договаривает за взрослым отдельные слова.

Зеленый - в речи ребенка преимущественно простые предложения из 2-3 слов. Описывает картинки с незначительной помощью взрослого, соблюдая логичность и последовательность.  

Красный - самостоятельно отвечает на все вопросы, пользуется простыми нераспространенными предложениями и предложениями с однородными членами. С лёгкостью описывает любую представленную картинку.

Высокий уровень - красный. 

Средний уровень - зеленый.

Низкий уровень - синий.

2.Обращается к взрослому с просьбами, вопросами, делится впечатлениями из личного опыта.

Беседа по сюжетной картинке «Моя семья».

Материал: сюжетная картинка с изображением семьи (бабушка, дедушка, папа, мама, дочь, сын).

Содержание диагностического задания:

Инструкция.

Посмотри внимательно на эту картинку.

- Как ты думаешь, кто здесь нарисован?

- Что делает бабушка?

-Дедушка?

- Остальные?

- Как заботится о тебе бабушка? Мама? Папа?

- С кем ты живешь?

Что изучает? Умение самостоятельно составить по образцу рассказы из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок.

Критерии оценки

Синий - перечисляет членов семьи, не давая пояснения их действиям. Затрудняется назвать, как заботятся друг о друге. Не знает названия своего города, села, деревни.

Зеленый - ребенок называет членов семьи, но с трудом отвечает на поставленные вопросы, пользуется ситуативной речью. Знает название города, села, деревни.

Красный - ребенок знает каждого члена семьи. Знает название своего города, села, деревни, с доверием относится к взрослым, которые заботятся о нем.

Высокий уровень - красный.

Средний уровень - зеленый.

Низкий уровень - синий.

3.Отвечает на разнообразные вопросы, касающиеся предметного окружения.

1.        Дидактическая игра «Назови, что покажу».

Материал: предметные картинки с изображением посуды, одежды.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель показывает ребенку картинки и просит их назвать.

- А теперь назови все предметы одним словом (воспитатель показывает предметы посуды).

- Что это?

Затем показывает картинки предметов одежды и просит назвать одним словом.

- Что это?

Затем воспитатель предлагает показать части предметов.

Например:

- Покажи носик у чайника.

- Покажи крышку.

- Что есть у платья? (Рукава, воротник, карманы, пуговицы.)

И т.п.

Что изучает? Умение распознавать различные картинки, касающиеся предметного окружения. Проверка предметного и глагольного словаря.

Критерии оценки

Синий - допускает ошибки в назывании предметов. Не различает существенные детали и части предметов. Путает названия частей суток.

Зеленый - все предметы называет правильно, определяя назначение предмета, но не называет обобщающего слова. Правильно различает и называет контрастные части суток с помощью наводящих вопросов.

Красный - все предметы называет правильно, определяет назначение предмета; понимает, различает и называет существенные детали и части предметов. Знает обобщающее слово. Различает и называет части суток.

Высокий уровень - красный. 

Средний уровень - зеленый.

Низкий уровень - синий.

4.Сопровождает речью индивидуальные игры, рисование, конструирование, бытовые действия.

Дидактическое упражнение «Каждой вещи свое место».

Материал: предметные (мелкие) картинки с изображением одежды, обуви, фруктов, овощей, птиц. Крупные картинки с изображением шкафа, обувной полочки, вешалки для головных уборов, дороги, корзинки, грядки, деревьев.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинки и поместить каждую картинку на свое место.

Инструкция.

«Сложи всю одежду в шкаф».

«Поставь обувь на полочку».

«Повесь головные уборы на вешалку».

«Расставь посуду на столе».

«Помести мебель в комнату».

«Расположи машины на дороге».

«Положи фрукты в корзину».

«Посади овощи на грядку».

«Уложи кукол спать».

Что изучает? Умение определять и различать предметы.

Критерии оценки

Синий - допускает ошибки в назывании предметов. Не различает существенные детали и части предметов.

Зеленый - все предметы называет правильно, определяя назначение предмета, но не называет обобщающего слова.

Красный - все предметы называет правильно, определяет назначение предмета; понимает, различает и называет существенные детали и части предметов. Знает обобщающее слово.

Высокий уровень - красный. 

Средний уровень - зеленый.

Низкий уровень - синий.

5.Вступает в игровое взаимодействие со сверстниками, используя речь.

Дидактическая игра «Чего не стало?».

Материал: предметные картинки.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает рассмотреть и запомнить ряд из 3-4 картинок. После чего воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза, чтобы убрать одну из картинок. Ребенок должен ответить на вопрос: «Чего не стало?»

Что изучает? Умение запоминать предметы и отвечать на поставленные вопросы.

 Критерии оценки

Синий- не справляется с заданиями. -Допускает большое количество ошибок даже при активной помощи взрослых .

Зеленый - ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей. Неверно употребляет в речи существительные множественного числа в родительном падеже. Путает пространственные предлоги.

Красный - ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей, и форму множественного числа в родительном падеже. Понимает предлоги в, под, на, за, около.

Высокий уровень - красный. 

Средний уровень - зеленый.

Низкий уровень - синий.

6. Использует все части речи, простые распространенные и нераспространенные предложения с однородными членами.

Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

Материал: предметные картинки-лимон, яблоко, елка и другие.

Игра «Как сказать по-другому?»

Содержание диагностического задания

Ребенок рассматривает картинки, называет предметы и отвечает на вопросы:

Лимон - какой? (Желтый, сочный, кислый.)

Яблоко - какое? (Красное, круглое, вкусное.)

Елка - какая? (Высокая, зеленая, колючая.)

Задание: Об одном и том же можно сказать разными, но похожими словами. Такие слова называют близкими по смыслу или словами-«приятелями». Придумай слова-«приятели» к следующим словам:

1. Метель (вьюга, буран, пурга).

2. Смешной (забавный, потешный, комичный).

3. Грустный (невеселый, печальный).

4. Торопиться (спешить)

Что изучается?

1. Умение согласовывать прилагательные с существительными, подбирать к существительному несколько прилагательных.

2. Умение заменять слово другим со сходным значением

Критерии оценки

Красный - ребенок без затруднений подбирает ко всем существительным

по 2-3 и более прилагательных, заменяет слово другим со сходным значением.

Зеленый - ребенок затрудняется в подборе прилагательных, называет к каждому существительному не более одного прилагательного. В подборе синонимов требуется дополнительная инструкция (примеры), подбирает не более 1-2 синонимов.

Синий - ребенок не может подобрать правильно прилагательные и синонимы к заданным словам.

Высокий уровень - красный. 

Средний уровень - зеленый.

Низкий уровень - синий.

Образовательная область «Речевое развитие».

Диагностические задания по речевому развитию в средней группе (4-5 г.)

1.В общении со взрослыми использует речь для инициирования общения, сообщения или запроса информации для удовлетворения своих разнообразных потребностей.

Дидактическое упражнение «Семейная фотография».

Материал: сюжетная картинка, где изображена семья (бабушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра), или фотография семьи (семейный праздник, туристический поход и т. п.).

Содержание диагностического задания:

Задание:

1) Покажи на картинке детей (дай им имена).

2) Покажи родителей, как их называют дети? (Папа и мама.)

3) Чем вы любите заниматься всей семьей?

4) Какой у тебя самый любимый праздник?

5) Почему? И т. п.

Что изучается?

Умение использовать речь для инициирования общения и самостоятельно составить по образцу рассказы из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок.

Критерии оценки

Синий - ребёнок называет по картинке членов семьи, но не называет их родственных связей, преимущественно ситуативная речь, жесты.

Зеленый - ребёнок правильно называет членов семьи на картинке, допускает ошибки в родственных связях (покажи родителей папы и мамы), речь ребенка бедна.

Красный - ребенок правильно отвечает на вопросы, с удовольствием рассказывает о семье, семейном быте, традициях.

Высокий уровень - красный.

Средний уровень - зеленый.

Низкий уровень - синий.

2.Разговаривает на различные темы.

Дидактическая игра «Собери урожай».

Материал: корзинки разной формы (цвета), предметные картинки с изображением овощей и фруктов (груша, слива, яблоко, помидор, огурец, свекла).

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть корзинки и предметные картинки. Затем предлагает собрать урожай так, чтобы в одной корзинке были фрукты, а в другой - овощи.

Что изучается?

Умение правильно называть фрукты и овощи, классифицировать их по группам.

Критерии оценки

Синий - ребенок ошибается в назывании овощей и фруктов, не классифицирует их.

Зеленый - ребенок знает и называет фрукты и овощи. Ошибается в классификации.

Красный - ребенок знает и называет правильно фрукты и овощи. Самостоятельно классифицирует их.

Высокий уровень - красный. 

Средний уровень - зеленый.

Низкий уровень - синий.

3.Употребляет в речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические и эстетические качества.

Дидактическое упражнение «Город-деревня».

Материал: сюжетные картинки с изображением города и деревни.

Содержание диагностического задания:

Вопросы. Рассмотри картинки.

- Чем отличается город от деревни?

- Как называется город, в котором мы живем?

- Как называется улица, на которой ты живешь?

- Есть ли у тебя в городе, деревне любимое место куда ты любишь ходить? Расскажи о нем.

Что изучается?

Умение самостоятельно рассказать о своем городе, его этических и эстетических качеств.

Критерии оценки

Синий - знает название города, села, деревни затрудняется назвать улицу, на которой живет, достопримечательности не знакомы ребенку.

Зеленый - ребенок знает название города, села, деревни своей улицы. Осведомленность о достопримечательностях города незначительна.

Красный - рассказывает о своем родном городе, селе, деревне. Знает название своей улицы. Рассказывает о самых красивых местах родного города, села, деревни.

Высокий уровень - красный. 

Средний уровень - зеленый.

Низкий уровень - синий.

4.Описывает предмет, картину с помощью раздаточного дидактического материала.

Беседа по сюжетным картинкам.

Материал: различные сюжетные картинки: дети готовят кормушки, ребенок кормит собаку, ребенок рвет цветы, привал в походе и т. п.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель просит внимательно рассмотреть картинки и рассказать, кто поступает правильно, кто неверно. Интересуется, любит ли ребенок наблюдать за растениями и животными. Почему? И т. п.

Что изучается?

Умение самостоятельно описывать содержание картинок соблюдая последовательность действий.

Критерии оценки

Синий - односложные ответы по содержанию каждой картинки. Значительные затруднения при выполнении задания.

Зеленый - ребенок по картинкам называет правильные и неправильные действия в общении с природой. Познания о живой и неживой природе немногочисленны.

Красный - ребенок высказывается о бережном отношении к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями, не рвать растения и т. д.). Охотно делится своими познаниями о живом и неживом.

Высокий уровень - красный. 

Средний уровень - зеленый.

Низкий уровень - синий.

5.Пересказывает наиболее динамичный отрезок сказки.

Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Содержание диагностического задания:

Воспитатель достает из сказочного сундучка курочку, петушка, бобовое зернышко.

- Как ты думаешь, из какой сказки данные герои?

- Что произошло с петушком?

- Как ты думаешь, почему петушок подавился?

- К кому сначала побежала курочка за помощью?

- Для чего нужно было маслице?

(Проводится краткая беседа по сказке, для того чтобы вспомнить ее содержание.) Затем воспитатель предлагает ребенку обыграть сказку с использованием настольного театра.

Что изучается?

Умение последовательно, без существенных пропусков пересказывать произведение и развивать актерские способности.

Критерии оценки

Синий - ребенок не может даже при помощи взрослого рассказать о содержании сюжетной картинки. Не способен по образцу описать игрушку. Во время драматизации сказки преимущественно пользуется ситуативной речью, жестами.

Зеленый - ребенок составляет рассказ с помощью наводящих вопросов. Отмечаются единичные случаи нарушения последовательности в описании признаков. С помощью взрослого драматизирует знакомую сказку.

Красный - ребенок подробно рассказывает о содержании сюжетной картинки, последовательно составляет рассказ об игрушке. Умеет драматизировать отрывки из знакомой сказки.

Высокий уровень - красный. 

Средний уровень - зеленый.

Низкий уровень – синий.

Педагогическая диагностика «Речевое развитие» младшая группа.

Фамилия, имя ребенка

Показатели/проявление

Развитие речи

Использует речь для инициирования общения

Обращается к взрослому с просьбами, вопросами, делится впечатлениями из личного опыта.

Отвечает на разнообразные вопросы, касающиеся предметного окружения

Сопровождает речью индивидуальные игры, рисование, конструирование, бытовые действия.

Вступает в игровое взаимодействие со сверстниками, используя речь

Использует все части речи, простые распространенные и нераспространенные предложения с однородными членами

1

2

3

4

5

6

7

Эффективность педагогических воздействий %

Педагогическое диагностика «Речевое развитие» средняя группа.

Фамилия, имя ребенка

Показатели/проявление

Развитие речи

В общении со взрослыми использует речь для инициирования общения, сообщения или запроса информации для удовлетворения свои разнообразных потребностей

Разговаривает на различные темы

Употребляет в речи слова, обозначающие эмоциональные состояния, этические и эстетические       качества            

Описывает предмет, картину с помощью раздаточного дидактического материала

Пересказывает наиболее динамичный отрезок сказки

1

2

3

4

5

6

7

Эффективность педагогических

воздействий %

Подведение итогов.

Отчет о проделанной работе.

Диагностические задания позволят выявить соответствующие возрастным особенностям детей речевые умения.

            Задания разнообразны по содержанию. К каждому заданию разработаны критерии оценки, что позволит педагогу разработать конкретный план педагогической работы с детьми по совершенствованию данных сторон речи.

К диагностическим заданиям можно использовать наглядность, что позволит сделать процесс диагностики интересным для ребенка и будет способствовать объективности полученных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию "Дидактические игры и занимательные упражнения как средство математического развития детей дошкольного возраста"

АктуальностьАктуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им ...

План по самообразованию на 2022-2023 учебный год на тему: Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Цель:  Изучение способов, методов и приёмов активизации речи детей старшего дошкольного возраста.Задачи :  Повысить собственный профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно...