Мастер-класс "Использование мнемотаблиц, схем в познавательно-речевом развитии дошкольников"
презентация по развитию речи по теме

Анцыгина Лариса Анатольевна
  • Обогащение словарного запаса
  • Обучение пересказу
  • Составление рассказов
  • Разучивание стихотворений,  скороговорок, чистоговорок
  • Отгадывание загадок
  • Постоновка звуков
  • Автоматизация звуков
  • Дифференциоация звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon master-klass.ppt2.53 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ «Детский сад «Теремок» АГО Использование мнемотехники в коррекционной работе логопеда \ Подготовила : учитель-логопед высшей квалификационной категории Анцыгина Лариса Анатольевна 2016 год

Слайд 2

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. Проблемы речи детей дошкольного возраста:

Слайд 3

03.05.17 http://aida.ucoz.ru Условия педагогической деятельности Мои воспитанники – это дошкольники, посещающие группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, имеющие множественные сопутствующие диагнозы. Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Основной целью коррекционной работы при нарушении произношения звуков является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке. Поэтому необходим экономный и эффективный способ обучения ребенка правильному произношению звуков. Одним из таких способов является метод мнемотехники. Это обуславливает необходимость разработки индивидуальных образовательных маршрутов для всех детей, зачисленных на коррекционно-развивающие занятия с логопедом.

Слайд 4

Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Слайд 5

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Мнемотехника – помогает развивать: ассоциативное мышление зрительную и слуховую память зрительное и слуховое внимание воображение связную речь мелкую моторику рук 03.05.17 http://aida.ucoz.ru

Слайд 6

03.05.17 http://aida.ucoz.ru Данная технология имеет: Теоретическую основу. Она базируется на представление о сложной и активной природе процессов запоминания. Формирует воображение, способность сохранять в памяти поступившую информацию; Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память. Использование мнемотехники позволяет: активизировать интерес детей к занятиям; символическая аналогия облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала детьми; применение графической аналогии учит детей видеть главное, помогает систематизировать полученные знания; при формировании правильного произношения развивается память, мышление, воображение, внимание, так как именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Слайд 7

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. 03.05.17 http://aida.ucoz.ru

Слайд 8

Где можно использовать мнемосхемы? Обогащение словарного запаса Обучение пересказу Составление рассказов Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок Отгадывание загадок

Слайд 9

03.05.17 http://aida.ucoz.ru Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.

Слайд 10

03.05.17 http://aida.ucoz.ru Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Слайд 11

Структура мнемотехники 03.05.17 http://aida.ucoz.ru

Слайд 12

Последовательность работы с мнемотаблицами: 1 этап: р ассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап : о существляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. 3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. 03.05.17 http://aida.ucoz.ru

Слайд 13

03.05.17 http://aida.ucoz.ru ОПИСАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ.

Слайд 14

ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ В руки овощи берем, Овощи на стол кладем, Лук, морковка, кабачок, Помидор, горох, лучок. 03.05.17 http://aida.ucoz.ru

Слайд 15

ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ 03.05.17 http://aida.ucoz.ru

Слайд 16

Составление рассказа о зиме. Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости. 03.05.17 http://aida.ucoz.ru

Слайд 17

У детей: расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и го товности его к школьному обучению. 03.05.17 http://aida.ucoz.ru Результаты.

Слайд 18

Этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения с использованием приёмов мнемотехники 1. Формирование у детей представления о правильном положении артикуляционных органов при произнесении определенных звуков. 2. Развитие подвижности органов артикуляции. Развития подвижности и "переключаемости" органов артикуляции 03.05.17 http://aida.ucoz.ru Формирование первичных произносительных умений и навыков Формирования коммуникативных умений и навыков 1. Формирование коммуникативных умений и навыков (слушания, пересказа, составление рассказа, поддержание беседы). 2. Формирование положительного восприятия друг друга, чувства эмпатии. 1. Постановка и автоматизация звуков (в слогах, словах, предложениях). 2. Развитие наглядно-образного и образно-логического мышления, объема и концентрации внимания, способности к произвольному запоминанию, навыков самоконтроля. 3. Развитие интонационной выразительности речи.

Слайд 19

03.05.17 http://aida.ucoz.ru Содержание этапов работы Первый этап. Артикуляционная гимнастика с опорой на мнемосхемы. Второй этап. Правильное артикулирование звука, уточненное при помо­щи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроиз­ведения звуков. Слушание звука и «видение» правильной арти­куляции с помощью моделей — начало активного развития у детей собственных произносительных навыков. Применение моделей при постановке звуков, независимо от вида речевых нарушений, помогает ребенку осмыслить процесс постановки звука и быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным участником. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоминая» артикуля­цию не произносимого звука.

Слайд 20

03.05.17 http://aida.ucoz.ru Использование мнемотаблиц (мнемокарт) на занятиях Позволяет формировать у детей представление о положении органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствующей его характеристике. Мнемотаблицы (мнемокарты) служат наглядной опорой, позволяющей быстро и правильно запомнить артикуляцию звука. Для постановки основных звуков к каждому занятию разработаны мнемотаблицы (либо мнемокатры, из которых ребенок самостоятельно может собрать таблицу). Ниже представлена мнемотаблица для артикуляции звука [ ш ] .

Слайд 21

03.05.17 http://aida.ucoz.ru

Слайд 22

03.05.17 http://aida.ucoz.ru Закрепление звука в слогах (уточняется положение артикуляционных органов при произношении гласных звуков и каждый звук изображается с помощью рта (артикулемы) С детьми заучивается стихотворение о гласных звуках с помощью мнемосхемы. «Гласные звуки петь мы рады, нет во рту для них преграды. А, О, У, И,Э,Ы – их запомним мы».

Слайд 23

03.05.17 http://aida.ucoz.ru Работа над гласными звуками идёт параллельно с работой над постановкой нарушенного согласного звука. Это необходимо для соединения неречевых символов гласных звуков и согласных. Введение нового звука в активное пользование в слогах и словах очень эффективно осуществлять используя логопедические чистоговорки . Са са са Сы сы сы бусы оса

Слайд 24

03.05.17 http://aida.ucoz.ru Третий этап. 1. Автоматизация звуков в: чистоговорках, стихах, скороговорках, текстах. 2. Развитие речевого творчества детей через составление: сказок, творческих рассказов, чистоговорок.

Слайд 25

03.05.17 http://aida.ucoz.ru Мнемочистоговорки для автоматизации звука [ р ]

Слайд 26

03.05.17 http://aida.ucoz.ru Мнемосхема стихотворения для автоматизации звука [ р ] У Ивашки – рубашка, на рубашке – кармашки, на кармашках – ромашки.

Слайд 27

03.05.17 http://aida.ucoz.ru Мнемосхемы скороговорок для автоматизации звука [ р ] Прошка Трошке крошит в окрошку крошки.

Слайд 28

03.05.17 http://aida.ucoz.ru

Слайд 29

03.05.17 http://aida.ucoz.ru По результатам логопедического обследования у детей отмечается: положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорение сроков автоматизации звуков, заметно повышается объём зрительной и вербальной памяти, улучшается распределение и устойчивость внимания, активизируется мыслительная деятельность. Приёмы мнемотехники позволяют повысить интерес детей к логопедическим занятиям, а соответственно возрастает их эффективность, о чём свидетельствуют результаты выпуска детей из логопедического пункта за последние годы.

Слайд 30

03.05.17 http://aida.ucoz.ru Параллельно с коррекцией нарушений звукопроизношения развиваются все компоненты речевой системы. Это дает детям равные стартовые возможности при переходе к школьному обучению

Слайд 31

03.05.17 http://aida.ucoz.ru Коррекционно-развивающая работа в условиях ФГОС Д О создание благоприятных условий для успешной коррекции и развития каждого ребёнка; разработка индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка; интеграция образовательных областей; использование игровых и проектных методов; внедрение интересных форм взаимодействия с семьями воспитанников позволяющих вовлекать родителей в педагогическую деятельность, делать коррекционно-образовательный процесс наиболее востребованным, понятным, интересным и привлекательным для современных родителей. Метод мнемотехники позволяет добиться значительных результатов в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР и способствует их дальнейшему успешному обучению в школе.

Слайд 32

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с мнемотаблицами, схемами в познавательно - речевом развитии дошкольников

Использование мнемотаблиц, схем в познавательно - речевом развитии дошкольников. Опыт работы воспитателя ДОУ с мнемотаблицами в старшем дошкольном возрасте....

Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно - речевом развитии дошкольников

В детской речи существуют множество проблем. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. У детей с общим нед...

Выступление на РМО. Тема:«Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно - речевом развитии дошкольников»

Полезный для нашей работы материал. Сама широко использую в работе с детьми мнемотаблицы. Детям очень нравится....

Презентация «Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно - речевом развитии дошкольников»

Презентация к выступлению на РМО . Тема: "Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно-речевом развитии дошкольников"...

«Использование мнемотаблиц, схем в познавательно- речевом развитии дошкольников"

Константин Дмитриевич Ушинский писал:«Учите  ребёнка  каким-нибудь  неизвестным  ему  пяти словам  - он  будет  долго  и  напрасно  мучиться,...