Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста конструктивных умений и навыков в процессе технического конструирования
методическая разработка по конструированию, ручному труду

Байдимирова Крестина Анатольевна

Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста конструктивных умений и навыков в процессе технического конструирования 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка Детский сад №7 «Улыбка» города Бирск

муниципального района  Бирский район

республики Башкортостан

«Создание условий для развития творческих способностей, инженерно-технических, конструктивных способностей детей дошкольного возраста»

Подготовила:  Байдимирова К.А.

   

«Создание условий для развития творческих способностей, инженерно-технических, конструктивных способностей детей дошкольного возраста»

Сегодня особое значение приобретают гуманизация образовательного процесса, создание условия для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка.

С позиции теории амплификации развития детей важную роль в формировании творчества играют специфические виды детской деятельности, к которым относится и конструирование.

Детское конструирование из-за созидательной природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника при определенной организации может носить подлинно творческий характер.

Роль педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую образовательную среду и побуждать ребёнка к познанию, к деятельности, к самосовершенствованию.

Для конструирования во всех возрастных группах используется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей: от элементарных игрушек - вкладышей и нанизывателей, используемых в группах раннего возраста, - до довольно сложных по сборке деревянных и пластмассовых конструкторов для детей старшего дошкольного возраста.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста по определённым темам («Здания», «Мосты», «Транспорт») применяются рисунки, иллюстрации, фотографии, чертежи, схемы. Они используются в качестве образцов. Это чертежи типа «Дострой здание». «найди ошибку в чертеже»; изображения сложных построек, показывающих ребенку этапы их сооружения; чертежи, дающие лишь схему предмета и пр.

Чтобы строительным материалом было удобно пользоваться в свободное от занятий время, для него отводят определенное место.

В группах младшего дошкольного возраста настольный строительный материал чаще размещают на стеллажах.  Его раскладывают по цвету и форме, чтобы дети могли быстро отобрать необходимые детали, а затем убрать их на место. Количество деталей и место для работы должно быть рассчитано для одновременного конструирования четырех-пяти детей. Для обыгрывания построек здесь же расставляются мелкие игрушки.

Крупный строительный материал хранят на стеллажах в коробках. Его тоже раскладывают по форме. Под полками или рядом с ними расставляют крупные транспортные игрушки и игрушки, необходимые для игры.

Место для конструирования желательно оборудовать в стороне от постоянного движения детей и взрослых.

В группах среднего дошкольного возраста строительный материал хранят в коробках, в которых он приобретен. Мелкие игрушки можно не расставлять на полках, а также убрать в коробки.

Крупный строительный материал хранят в шкафах в открытом виде.

Чем крупнее детали, тем ниже они располагаются.

В старших группах специального места для конструирования не выделяют, а используют те же столы, за которыми дети занимаются, или любые свободные.

Мелкий строительный материал хранят в коробках, в которых он был приобретен и по деталям не разбирают. В старших группах организуется уголок ручного труда. Он должен содержать место для периодически меняющихся выставок детских работ, материалы и оборудование для работы с бумагой и картоном, затем все для работы с использованным материалом. В средних, старших, подготовительных группах – природный материал.

Для формирования детского творчества следует уделить внимание отбору и использованию конструкторского материала, имеющего простые нетрудоемкие способы крепления и позволяющие детям экспериментировать, вести широкую ориентировочно-поисковую деятельность. Из современных реально существующих конструкторов наиболее соответствующими этим требованиям являются базовые конструкторы ЛЕГО, конструктор «Тектон», «Квадро»; модульные наборы «Полидрон», «Модуль-игра».

Организуя работу по конструированию воспитатели должны помнить, что детям не предлагают мех, ткань на нейлоновой основе, проволоку без оболочки, канцелярский клей, коробки от сыпучих лекарственных средств, плоды репейника, колосья, ядовитые растения, скорлупу сырых яиц, спичечные коробки и спички, скрепки, булавки, кнопки и другие колющие предметы.

Таким образом, создание предметно - развивающей среды для организации работы по развитию конструктивной деятельности в ДОО - одно из важных условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей каждого ребёнка. Многообразие представленного материала для различных видов конструирования в разных возрастных группах поможет детям дошкольного возраста применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых поставленных задач.

Чтобы развить прединженерное мышление и конструктивно-технические способности у дошкольников необходимо целенаправленное систематическое руководство детской конструктивной деятельностью и нельзя ограничиваться выбором только одного конструктора – конструкторов должно быть несколько. 

Список литературы

  1. Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», М., ТЦ «Сфера», 2010. 
  2. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование - Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.
  3. . Парамонова Л. А.«Детское творческое конструирование», Москва 2009 г. 
  4. Сафонова О. А. Конструирование из бумаги - Н.Новгород.-2004
  5. Стругаева В.В. Особенности конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста// Молодежный научный форум:  Гуманитарные науки: электр.сб. ст. по мат.XII международная студенческая научно- практическая конференция №1(40).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о смотре-конкурсе "Создание условий для игровой деятельности детей дошкольного возраста"

Положение о смотре-конкурсе "Создание условий для игровой деятельности детей дошкольного возраста"...

«Создание условий по формированию у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни»

Семинар для педагогов -дошкольников МКДОУ д-с «Буратино» Тема: «Создание условий по формированию у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни» ...

Презентация : "Подходы к созданию условий для индивидуализации образования детей дошкольного возраста"

Методический материал позволяет разграничить понятия "индивидуализация образования" и "индивидуальный подход",знакомит с педагогическими стратегиями, обеспечивающими индивидуализацию дошкольного образ...

Формирование у детей дошкольного возраста жизненно важных двигательных навыков и умений с использованием нетрадиционного физкультурного оборудования в летний оздоровительный период.

Собственно, краткое содержание этой статьи видно из самого названия. Развитие детей в любой сфере деятельности становится успешней, если детей заинтересовать, сделать их занятия и оборудование нестанд...

Проект "Логопедическая радуга"-Создание условий для коррекции речи детей дошкольного возраста посредством реализации мини-проектов.

Создание условий для коррекционной работы с детьми с нарушением речи по нескольким направлениям с помощью реализации мини-проектов....

Семинар , проект: "Город профессий" создание условий для формирования у детей дошкольного возраста основ по финансовой грамотности и систематизации знаний о профессиях.

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимо...