Формирование у детей дошкольного возраста жизненно важных двигательных навыков и умений с использованием нетрадиционного физкультурного оборудования в летний оздоровительный период.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Собственно, краткое содержание этой статьи видно из самого названия. Развитие детей в любой сфере деятельности становится успешней, если детей заинтересовать, сделать их занятия и оборудование нестандартными, привнести новизну и оригинальность в те атрибуты, которыми они пользуются на занятиях физической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей
Калининского района Санкт-Петербурга
« Формирование у детей дошкольного возраста жизненно важных двигательных навыков и умений с использованием нетрадиционного физкультурного оборудования в летний оздоровительный период».
Ипструктор по физической культуре: Чихачева Станислава Юрьевна
-1-
Здоровье ребенка тесно связано с уровнем его двигательной активности, и в последнее время мы являемся свидетелем бурного роста оздоровительной физической культуры.
Современная система дошкольного образования ориентирована не только на воспитание здорового и физически развитого ребенка, но и на его интеллектуальное развитие. Ведь совокупность способностей в их индивидуальном своеобразии является полноценным выражением личных возможностей дошкольника, проявлением творчества и интереса к своей деятельности - будь это выполнение задания или игра. Чем красочней и оригинальней предлагаемые пособия, тем с большим интересом и желанием дети с ними занимаются. Эта концепция легла в основу разработанного мной материала для занятий в летний период с использованием нового нетрадиционного оборудования.
Используя во время занятий и в совместной деятельности различные методы и приёмы в предлагаемых детям двигательных действиях ( метод программных упражнений, соревновательный или игровой), обеспечивая физкультурные мероприятия привлекательным материалом, возможно более эффективное развитие двигательных качеств и двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста.
Хочется ещё раз отметить один из факторов, усиливающих эффективность занятий в дошкольном учреждении - это эмоциональное восприятие детьми физкультурных мероприятий. В программе « Как воспитать здорового ребенка» Алямовская В.Г. пишет - «Алгоритм нашей программы несложен: от удовольствия к привычке, от привычки к потребности». Соглашаясь с этой замечательной формулировкой, я уверена, что применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффект новизны, позволяет шире варьировать знакомые упражнения и игры. Использование ярких цветных пособий повышает у воспитанников интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску, создает условия для наиболее полного самовыражения детей в двигательной деятельности.
Новое нестандартное оборудование, как дополнительный стимул устойчивого развития и активизации физкультурно - оздоровительной работы с детьми, повышающий ресурсы здоровья, помогает активно и долгосрочно реализовывать системы ценностей в здоровом стиле жизни и решать следующие задачи:
- 2 -
- Сохранение и укрепление здоровья дошкольников
- Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни
- Создание условий для реализации потребности в двигательной активности детей
- Способствование всестороннему образованию дошкольников и их творческой активности
- Оказание целенаправленного воздействия на различные группы мышц посредством физических упражнений
- Формирование у дошкольников жизненно важных двигательных навыков и умений
- Способствование развитию дыхательной системы, координации и согласованности движений, улучшению мелкой моторики, укреплению осанки, профилактике плоскостопия
- Создание условий для проявления у детей положительных эмоций
- Воспитание дружеских отношений и взаимопомощи между детьми
Поскольку наш детский сад работает с приоритетным направлением по физическому воспитанию, летние физкультурно-оздоровительные мероприятия проводятся на спортивной площадке и участках территории ДОУ.
Совместная деятельность, развлечения и занятия летом на свежем воздухе с использованием разнообразных нетрадиционных пособий гармонично включают в себя физические упражнения, способствующие развитию двигательных качеств, а так же развитию внимания, мышления, профилактические мероприятия по предупреждению различных заболеваний. Общеразвивающие упражнения с предметами под музыку улучшают чувство ритма, четкость движений.
Малоподвижный образ жизни дома, неумение детей владеть своим телом, недостаточная развитость мускулатуры в дошкольном возрасте часто приводит к ухудшению состояния здоровья, вялости осанки, плохому настроению. Появляется явная актуальность оздоровительных аспектов: укрепление осанки, профилактика плоскостопия, развитие дыхательной, сердечно - сосудистой и мышечной систем. В профилактике плоскостопия могут помочь «дорожки здоровья» из пробок, мочалок, палочек от фломастеров, «ёжики» и «червячки» для захватывания пальцами ног, счёты на верёвочке, которые можно передвигать пальцами ног и считать их. Эспандеры из «киндер-сюрпризов» на резинке помогают укреплять мышцы рук, спины и груди - в зависимости от вариантов упражнений, колечки с ленточками, шариками по типу «серсо» вырабатывают ловкость и координацию движений.
- 3 -
Процесс решения физкультурно - оздоровительных задач по формированию у детей нашего дошкольного учреждения двигательных навыков и умений с использованием нетрадиционного материала показан в моём перспективном планировании. Перспективное планирование отражает основное содержание комплексной образовательной программы ФГОС , осуществляет целенаправленный выбор методов и форм организации детей. При работе с планом я применила принцип интеграции, сочетание физических упражнений с музыкальным сопровождением, игры с проговариванием стихотворного текста, возможность детей самостоятельно влиять на ход игры, активно участвовать в придумывании новых элементов игр и ролевых диалогов.
На основе инновационных технологий в спортивном зале создана предметно-развивающая среда для обучения основным движениям, картотеки подвижных игр с учетом возрастных особенностей дошкольников. В соответствии с современными требованиями мной разработаны и внедрены новые нестандартные пособия из разнообразного подручного материала, делающие более увлекательными подвижные игры и дидактические игры на спортивную тематику, повышающие двигательную и эмоциональную активность детей. Расширение предметно - развивающей среды путем усовершенствования традиционного и создания нового нетрадиционного оборудования способствует физическому и психическому развитию детей, формированию правильной осанки, умению владеть своим телом, вырабатыванию уверенности в себе, созданию дружеских отношений в коллективе.
Учитывая интерес детей дошкольного возраста ко всему новому, яркому, инструктор по физической культуре должен стараться для комплексного развития двигательных качеств использовать необычные средства, например : эспандеры из «киндеров» на резинке - для укрепления мышц рук; облака, деревья и цветочки из цветного картона и папиросной бумаги — для развития дыхательной системы; косичка из скакалок - для формирования чувства равновесия; «ёжики» и «червячки», связанные крючком - для профилактики плоскостопия и другие нетрадиционные пособия, упражнения с которыми способствуют повышению не только уровня развития двигательных качеств, но и психического развития ребенка. Всё это оборудование у меня сделано таким образом, чтобы оно было удобным в обращении, без труда выносилось из зала на территорию детского сада, где летом проводится совместная деятельность, легко чистилось и мылось, т.к. выполнено из моющихся материалов или заламинировано.
Для выявления реального уровня физического развития детей и степени их соответствия возрастным нормам, а так же для сравнения результатов основных движений в начале учебного года осенью и весной мной проводится диагностика. Данные диагностики позволяют сделать выводы о положительной динамике физического развития воспитанников.
- 4 -
Очень большое значение для разностороннего развития детей имеет связь воспитателей и педагогов с их родителями, которую мы стараемся постоянно поддерживать. Родители наших учеников, например, тоже делают нетрадиционные пособия, участвуют в подготовке и проведении праздников и досугов. Совместная работа с родителями повышает эффективность в решении задач воспитания и оздоровления дошкольников. А это и является нашей основной целью - способствовать развитию активной, физически развитой и творческой личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей дошкольного возраста потребности в двигательной активности через использование нестандартного оборудования
Спортивно-игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формиров...
Формирование у детей дошкольного возраста потребности в двигательной активности через использование нестандартного оборудования
Спортивно-игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формиров...
«Как помочь детям младшего возраста творчески использовать двигательные навыки и умения в самостоятельной деятельности».
Свободу действий младший дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры.Самостоятельная деятельность всегда...
Педагогический проект «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к миру поэзии и умения выразительно читать стихи»
Поэзия – удивительная вещь. Она заставляет нас по-новому смотреть на мир. Она дает возможность выразить чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает нас над миром повседневности, обыденности...
Консультация для воспитателей "Формирование у детей дошкольного возраста потребности в двигательной активности через использование нестандартного оборудования"
КОНСУЛЬТАЦИЯФормирование у детей дошкольного возраста потребности в двигательной активности через использование нестандартного оборудования.Народная мудрость гласит: "Чтобы сделать ребенка у...
ПРОЕКТ: «Формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
Краткая аннотация проекта. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновникам...
Проект по ПДД "«Формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
проект по ПДД " Формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения"...