ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
методическая разработка (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Ясинская Юлия Андреевна,
студентка специальности 44.02.01 Дошкольное образование
ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Пичка Елена Борисовна ,
преподаватель психолого-педагогических дисциплин
ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Шулешко), когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.
Успешность формирования и развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста определяется рядом условий, среди которых особое место уделяется экспериментированию. Во ФГОС дошкольного образованияподчеркивается роль познавательно-исследовательской деятельности детей в достижении результата образования: реализация образовательной программы дошкольного образования осуществляется «... в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.».. (ФГОС ДО, п.1.2). Так же отмечается, что познавательно-исследовательская деятельность «реализуется путем детского экспериментирования и начинается с раннего возраста». Следовательно, создание в образовательном процессе ситуаций, предполагающих вовлечение детей в социальное экспериментирование, можно рассматривать в качестве актуального средства формирования и развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе - группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка - это телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Поэтому в детском саду большое внимание должно уделяться развитию эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка. И хотя, приоритетным все же остается интеллектуальное развитие, все педагоги ДОУ на сегодняшний день убеждены, что, не развивая эмоционально детей, им будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими, выйдя из стен детского сада. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении - уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой.
Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребёнка. Одной из них может быть нарушение взаимоотношений внутри семьи; есть и более сложные - психофизиологические особенности ребёнка.
Социальное экспериментирование – экспериментирование детей в различных жизненных ситуациях, когда дети (осознанно или неосознанно) «опробуют» на взрослых или сверстниках различные формы своего поведения в поисках наиболее приемлемых его вариантов. Таким способом ребёнок глубже познаёт себя и внутренний мир других людей. После трёх лет ребёнок переходит в следующий период – период любопытства («А что там?»). На четвёртом году жизни манипулирование предметами разделяется на три направления: первое направление разовьётся в игру; второе – в экспериментирование; третье – в труд.
К пяти годам – при условии правильного воспитания – ребёнок вступает в следующий период – период любознательности. Экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, хотя ещё похожа на игру. Дети данного возраста затрудняются в выделении и постановке проблемы, выдвижении гипотез, предлагают, не всегда адекватные, решения, не умеют анализировать условия, делать обобщения и выводы. Н. Андерсон c сотрудниками показал, что уже с пяти лет дети способны учитывать взаимодействие двух факторов, оцениваемых по непрерывной линейной шкале (например, оценивать площадь прямоугольника по его длине и ширине). Наличие у детей и универсальных, и конкретных знаний позволяет им лучше понимать системы конкретных предметных взаимодействий и переносить это понимание на системы различной степени сходства и обобщенности, расширяя и совершенствуя тем самым систему исходных знаний.
Социальный эксперимент осуществляется либо путем целенаправленного воздействия на реальные объекты (натурный эксперимент), либо с помощью особого анализа информации об объектах, которые в этом случае ставятся в экспериментальные условия лишь мысленно. Мысленный эксперимент иногда можно провести на материалах, полученных по описательному плану, если имеется достаточно полная информация, удовлетворяющая требованиям объяснительных гипотез.
Социальный эксперимент выполняет две основные функции: достижение эффекта в практически-преобразовательной деятельности и проверка научной гипотезы. В последнем случае процедура экспериментирования целиком сосредоточена на познавательном результате. Эксперимент выступает в качестве самого сильного способа проверки объяснительной гипотезы. В первом же случае эксперимент нацелен на получение практического эффекта управления социальной системой. Познавательные результаты представляют здесь побочный продукт управленческого эффекта. Экспериментальный поиск эффективных приемов управления опасно смешивать с тем, что мы обычно называем передовым опытом. Нововведения вообще не относятся к сфере научного экспериментирования, а к области практического применения нововведений. [2]
Социальный эксперимент проводят для получения нужных выводов или проверки уже имеющихся знаний о социальных явлениях путем искусственного построения ситуаций, т.е. путем специального моделирования социальных явлений. [3]
В процессе формирующего эксперимента планируется подготовить и провести с детьми старшего дошкольного возраста цикл социальных экспериментов, которые будут направлены на понимание детьми разнообразных процессов и явлений, характерных для социума. В процессе социального экспериментирования дети включаются в исследование разнообразных проблем, под руководством воспитателя проходят через все этапы: начиная от постановки проблемы и выдвижения предположений (гипотез), через осуществление сбора информации, организацию экспериментальных проб, к анализу результатов и проверке предположений. На каждом этапе социального экспериментирования воспитатель целенаправленно формирует у детей коммуникативные умения.
Формирование коммуникативных умений - одна из актуальных проблем теории и практики развития умений и навыков в системе дошкольного образования, требующая серьезного теоретического переосмысления.
Содержание коммуникативных умений конкретизировано в соответствии со структурой и функциями общения как коммуникативной деятельности (М. И. Лисина, Б.Ф. Ломов). По своему содержанию данные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционнокоммуникативные, аффективно - коммуникативные умения, направленные на реализацию функций общения, и соответствующие структуре коммуникативной деятельности умения ориентироваться в условиях внешней ситуации общения, планировать содержание акта общения, выбирать вербальные и невербальные средства, реализовывать задуманное в процессе общения, оценивать результативность общения и отвечать адаптацией своего коммуникативного поведения.
Список литературы:
- Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. В 2 ч. Ч. 1. Содержание коммунистического воспитания в детском саду/Н.А. Курочкина, Б.С. Лейкина, В.И. Логинова и др.; Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 256
- . Кравцова, Е., Пуртова Т. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 11. - С. 73-78.
- . Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 2004. - 111 с.
- . Общение в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М.: Педагогика. 2000. - 152 с.
- . Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 15-56с.
- Выготский, Л.C. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский - М., 2006.- 448 с.
- Развитие коммуникативных навыков у детей [Электронный ресурс] /http://xreferat.ru/ Режим доступа: http://xreferat.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством организации «Школы юного экскурсовода» Кайданович Светлана Михайловна методист, Боярова Наталья Александровна воспитатель Калева Светлана Валентиновна воспитат
Ребенку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы о...
Формирование у детей дошкольного возраста познавательной активности посредством познавательно-исследовательской деятельности
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во мно...
Самоанализ педагогической деятельности "Развитие и формирование у детей дошкольного возраста творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования."
Самоанализ педагогической деятельности по теме"Развитие и формирование у детей дошкольного возраста творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования."...
Мастер класс «Формирование у детей дошкольного возраста диалогической речи посредством игровой деятельности»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми по развитию диалогической речи по средством игровой деятельности.Задачи:1. Освежить знания педагогов о методах и ...
Хороводные игры как средство формирования у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков и развития музыкальных способностей
хороводные игры отличное средство для развития чувства ритма и музыкального слуха, координации движений, формирования доброжелательных отношений между детьми, произвольности поведения, развития речи. ...
Формирование у детей раннего возраста игровых умений через организацию взаимодействия детей парами.
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребёнка фор...
ВКР - Формирование у детей дошкольного возраста (6 -7 лет) умений в создании выразительного художественного образа через экспериментирование с различными материалами
ВКР - Формирование у детей дошкольного возраста (6 -7 лет) умений в создании выразительного художественного образа через экспериментирование с различными материалами...