Русская народная культура как средство обогащения словаря
консультация (старшая группа)
В последние годы проблема повышения речевой активности у детей стала одной из наиболее актуальных в педагогике.
Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей.
Основная цель работы по развитию речи в дошкольных учреждениях — формирование устной речи и культуры речевого общения с окружающими. Она включает в себя ряд конкретных частных задач, среди которых: воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря, совершенствование грамматической правильности речи, развитие связной речи (диалогической и монологической).
В современном мире наблюдается процесс упрощения, оскуднения русского языка, исчезает его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых.
Развитие словаря – это длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закреплённых значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов.
Малый фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи - их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Потешки - это короткие стишки, предназначенные для развлечения детей и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания потешек, их содержание разыгрывалось с помощью пальцев, рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру. Назначение потешек — позабавить, развеселить ребенка, вызвать хорошее эмоциональное состояние.
Пословицы представляют собой краткие народные изречения применительно к различным явлениям жизни. Обычно пословицы состоят из двух частей, которые рифмуются между собой.
Пример:
Когда я ем - я глух и нем.
Хлеб всему голова.
Поговорками называются выражения, употребляемые в разговоре, чаще всего, в форме сравнений, для того, чтобы придать речи особую наглядность.
Пример:
Как рак на горе свистнет.
Вода камень точит.
Для отработки звуковой стороны речи детей хорошо использовать задания с пословицами и поговорками. Слушая и обсуждая содержание пословиц и поговорок, мы совершенствуем активную речь и развиваем мышление. Они имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости и доступности. Они знакомят детей с морально - этическими нормами, формируют навыки культурного поведения, учат быть вежливыми, скромными, ответственными.
Загадки - это жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ. Как правило, большинство загадок построено на перечислении признаков загаданного предмета. Загадки развивают в детях догадливость, воображение.
Вместо шубки лишь иголки. Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно. (Ежик)
К этому жанру можно обращаться не только во время занятий, но и во время наблюдений, экскурсий, бесед, рассматривания картин, во время дидактических игр. Например, игра «Подбери отгадку». Я загадываю загадку, а вы даёте ответ.
Что идет, не двигаясь с места? (Время)
Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь? (Перо)
Сказка – это произведение, зачастую связанное с народным фольклором или другими формами вымысла излагаемых в устной форме с целью развлечения, в иных случаях сказкой называют произведение, основанное на личной фантазии или идее автора. Первый из описанных типов сказки является культурным прародителем второго.
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, русские народные сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.
Большую роль в развитии связной речи дошкольников играют сказки, в частности их драматизации. Данный вид работы позволяет любому ребёнку почувствовать свою успешность, приобщает его к богатствам русского языка, формирует связную речь на лучших образцах литературного языка.
Игры на основе сказок:
1. Словесно-дидактическая игра «Радио»
Игровое действие: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детям нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать.
Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у неё острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это?
2. «Отгадай название сказки»
Все участники по очереди бросают мяч друг другу и называют первый слог или слово задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, произносит полное название сказки.
Сивка……Конек……Мороз……Гуси……Красная…….
3. «Назови сказочного героя с необычным внешним видом»
Змей Горыныч (огнедышащая голова)
Чебурашка (большие расплющенные уши)
Русалочка (вместо ног хвост)
Мальвина (голубые волосы)
4. «Что лишнее»
Ведущий называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, одно из которых не относиться к ее содержанию.
Дед, бабка, внучка, репка, огурец. «Репка»
5. «Перевертыши»
Расшифруй названия сказок
1.Лиса и шестеро цыплят – «Волк и семеро козлят»
2.Король под фасолью – «Принцесса на горошине»
3. Собачья развалюха – «Кошкин дом»
4. Утки индюшки – «Гуси – лебеди»
5.Одетый слуга – «Голый король»
6.Падающий деревянный генерал – «Стойкий оловянный солдатик»
7.Пес без босоножек – «Кот в сапогах»
8.Семь худышек – «Три толстяка»
9.Развалюха – «Теремок» и т.д.
Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности. Они выполняли очень важную функцию: помогали научить ребенка быстро и отчетливо говорить. Скороговорки широко распространены и в современной жизни.
Как проговаривать скороговорки с детьми? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете детям это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.
Вначале необходимо произнести скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку.
После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать всё то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
Третий шаг – чтение скороговорки шепотом.
Теперь произнести текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
Пятый шаг - поиграйте с интонацией произношения.
Теперь можно ускоряться.
Народный фольклор наряду с художественной литературой открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Перед педагогом стоит важная задача – каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), являются важнейшими источниками развития детской речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rnk_v_rr.pdf | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русская народная культура - как средство обогащения словаря
Знакомство детей с русской народной культурой ,обычаями,обрядами,пословицами и поговорками....
Народная сказка, как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста
Сказка – это кладезь народной мудрости, традиций и языка – об этом и так все знают. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей ...
Консультация для педагогов "Устное народное творчество как средство обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста"
В настоящее время уделяется особое внимание формированию и обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста, так как именно этот возраст является сензитивным в освоении речи. Произведения народн...
Устное народное творчество, как средство обогащения словаря детей и фактор, влияющий на эмоциональное развитие ребенка раннего возраста
В настоящее время внимание многих привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития ребенка, когд...
Опыт работы: Народная сказка как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста
В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых люде...
Народная сказка как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста
Актуальность. В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрос...
Статья "Русская народная сказка как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста"
В методике развития речи дошкольников имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей.Все они свидетельствуют о возможности эффективного использования русской народ...