Статья "Русская народная сказка как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста"
статья по развитию речи (младшая группа)

Костя Светлана Борисовна

В методике развития речи дошкольников имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей.

Все они свидетельствуют о возможности эффективного использования русской народной сказки для развития образной речи и обогащения словаря детей.
У детей 3-4 лет происходит интенсивное формирование речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым.
Чтение русских народных сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство языка.
Народная сказка, с ее богатым, выразительным языком, являясь доступной восприятию дошкольников, выступает могущественным средством развития образной речи и обогащения словаря детей.
Сегодня использование сказок для развития речи стало незаслуженно забываться, однако они остаются как важный и эффективный способ   обогащения словаря и средства воспитания детей.
Русская народная сказка — прекрасный материал для развития речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Костя Светлана Борисовна, воспитатель.

ГБДОУ детский сад № 15 Кировского р-на г. Санкт- Петербурга

Статья

Русская народная сказка как средство обогащения

словаря детей младшего дошкольного возраста

В методике развития речи дошкольников имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей: Е.Н. Водовозовой, Н.В. Гавриш, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой В.Н. Макаровой, Е.А. Ставцевой, М.Н. Мирошкиной и др. Все они свидетельствуют о возможности эффективного использования русской народной сказки для развития образной речи и обогащения словаря детей.

Эльконин Д.Б. указывал, что расширение социальных отношений ребенка, изменение его деятельности и возможностей общения с окружающими взрослыми в дошкольном возрасте приводят к постепенному росту словаря [3; с.35] .

По данным А.Н. Гвоздева, в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов, 0,9% междометий и частиц [3; с.44].

Младший дошкольный возраст характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка.

Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Ребенку в возрасте от 2 до 5-6 лет присуще особое "чувство языка", которое и позволяет ему разобраться в сложнейших языковых явлениях (К.Д. Ушинский, К.И. Чуковский, А.Н. Гвоздев и др.). Единственной опорой для ребенка в ситуации словотворчества является речевой микросоциум, состоящий из знакомых слов.

"Ребенок конструирует формы, свободно оперирует значимыми элементами, исходя из их значений. Еще большая самостоятельность требуется при создании новых слов, так как в этом случае создается новое значение; для этого требуется разносторонняя наблюдательность, умение выделять известные предметы и явления, находить их характерные черты...

Здесь имеет место настоящее творчество, свидетельствующее о языковой одаренности детей, писал А.Н. Гвоздев [3; с.46].

У детей 3-4 лет происходит интенсивное формирование речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства и др. Овладение речью позволяет ребёнку управлять своим поведением, думать фантазировать, строить воображаемую ситуацию, осознавать свои действия.

Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов. Изменяется словарный состав речи: возрастает по сравнению с именами существительными доля глаголов, прилагательных и других частей речи. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов.

Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству.

Дошкольный возраст - возраст сказки. И здесь ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Близок и мил им сам язык сказки, ее стиль, простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений повторений, которые так свойственны речи ребенка.

Исследования О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, А.М. Бородич показали, что детям дошкольного возраста еще недоступно понимание всех особенностей и тонкостей художественной речи, но овладение самыми элементарными средствами художественной выразительности вполне им доступно [7; с.224].

Чтение русских народных сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство языка. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое влияние на язык ребенка [5; с.54].

Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский: «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса» [8; с.775].

Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную ценность народной сказки. Внешность положительных героев характеризуется краткой традиционной формулой – «герой так красив, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». В повествовании часто повторяются выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие. Используются одни и те же средства поэтического языка, например, постоянные эпитеты - «море синее», «лес дремучий» и так далее. Ребенок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, делает их достоянием собственной речи.

Также народные сказки богаты сравнениями, метафорами, словами с уменьшительными суффиксами.

О.С. Ушакова в качестве ведущей цели обучения рассматривает развитие «хорошей речи». Это понятие характеризуется богатством словаря, точного и выразительного. «Хорошая речь» отличается разнообразием использования языковых средств, уместным их употреблением. Ушакова одной из важнейших задач речевого развития дошкольников считает воспитание у ребенка интереса и бережного отношения к языковому богатству, его умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и при создании собственных сочинений [6; с.71-78].

Р. Стаценко считает, что образность речи создается благодаря употреблению слов в переносном значении [4; с.6-10].

Рассматривая развитие образности как важное звено в общей системе речевой работы, Н.В. Гавриш подчеркивает, что показателем богатства является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, а также звуковое (выразительное) оформление высказывания [2; с.218].

Народная сказка, с ее богатым, выразительным языком, являясь доступной восприятию дошкольников, выступает могущественным средством развития образной речи и обогащения словаря детей.

Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что обогащение и расширение словаря идёт одновременно с ознакомлением детей с окружающей действительностью [1; с.101].

Перевод слов из пассивного словаря в активный словарь, представляет собой специальную педагогическую задачу. Вводить слова надо в речь ребёнка планомерно, систематически.

Накопление словарного запаса у ребенка неразрывно связано с овладением речевыми звуками и грамматическим строем речи. Полностью правильным звукопроизношением ребенок овладевает только к старшему дошкольному возрасту (5—6 лет). Словарный запас детей постоянно обогащается не только в количественном, но и в качественном отношении. Количественный рост словаря выражается в постепенном усвоении новых слов.

Сегодня использование сказок для развития речи стало незаслуженно забываться, однако они остаются как важный и эффективный способ   обогащения словаря и средства воспитания детей, представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.

Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью.

Для развития образной речи и обогащения словаря автором, Л.Б. Фесюковой, предлагаются следующие приемы работы с русской народной сказкой:

- подобрать как можно больше определений к главному герою (событию, явлению, предмету);

- найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

- сочинить длинное и в то же время смешное слово (к примеру, о лисе – «пушистохвостая»);

- разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука – мука), а порой и различный контекст (собачий хвост – собачий характер);

- объяснить этимологию слова (то есть его происхождение). В сказках присутствуют множество слов, этимология которых лежит на поверхности (закоулочки);

- придумать похожие слова (синонимы) и многие другие [9;с.464].

Русская народная сказка — прекрасный материал для развития речи детей. Язык сказок ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения – это все позволяет ребенку обогатить свой словарный запас и лучше запомнить и понять содержание сказки. То есть, языковой материал народных сказок можно использовать практически на любом занятии по развитию речи в зависимости от целей и задач этого занятия - это и воспитание интереса к художественному слову и развитие связной речи, и обучение диалогической речи, и обогащение словаря детей через использование традиционных и нетрадиционных методов, приёмов, игр, упражнений в работе со сказкой.

Список использованной литературы

  1. Бородич А.М.  Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
  2. Гавриш Н.В. Развитие речевого творчества в дошкольном возрасте. – Донецк: Лебедь, 2001г. – с.218
  3. Гвоздев, А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. -М., 2011
  4. Стаценко Р. Методика ознакомления детей с художественным словом. Дошкольное воспитание. – 1980г.– №7-с. 6–10.
  5. Успенская Л.И., Успенский М.Б.. Учитесь правильно говорить (стихи, рассказы). – Москва, 1991г.
  6. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Дошк. воспитание.-1998г.-№9.-с.71-78.
  7. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольника с художественной литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 1998г. – 224с.
  8. Ушинский К.Д. Соч., т. 9, 1950г. - 775 с.
  9. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1997г. – 464 с.
  10. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. -М.: Просвещение, 2012.-348с

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная сказка, как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста

Сказка – это кладезь народной мудрости, традиций и языка – об этом и так все знают. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей ...

Методическая разработка на тему: «Сказка, как средство обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста»

Через художественное слово - пословицы, поговорки, стихи, загадки, потешки, рассказы, сказки, повести, баллады  дети обогащают свой словарный запас. Расширяют и углубляют свой кругозор, получают ...

Методическая разработка "Игра - драматизация как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста"

Методическая разработка "Игра - драматизация как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста"...

Дидактические игры по сенсорному развитию как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие детей двух - трех лет - необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность.  Малыш активно интересуется окр...

Дидактические игры по сенсорному развитию как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие детей двух - трех лет - необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность.  Малыш активно интересуется окр...

Народная сказка как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста

Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что обогащение и расширение словаря идёт одновременно ...