Русская народная культура - как средство обогащения словаря
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме
Знакомство детей с русской народной культурой ,обычаями,обрядами,пословицами и поговорками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_narodnaya_kultura_avtosohranennyy.docx | 626.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Русская народная культура - как средство обогащения словаря
автор-составитель: Волкова Анна Васильевна
учитель-логопед, 1категория
Сейчас в нашу жизнь возвращается огромный пласт православной культуры. Однако древняя религия наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в наших повседневных обычаях: сбор урожая, осенние праздники, народные гулянья, за ней зима- Святки, Рождество, Новый год - зимние праздники и обряды, Масленица – проводы зимы и лета – с хороводами и песнями вокруг зеленой березы. Природа не умирает, а совершает обычный круг жизни.
Все обычаи как раз оттуда, из наших языческих времен. Там в этом загадочном и необыкновенно интересном мире, коренится наше мировоззрение.
Материал по ознакомлению с окружающим, развитию речи, музыке, играм, праздникам позволяет детям почувствовать радость жизни на земле, где все сменяет друг друга, жизнь вечна и прекрасна.
В программе детского сада недостаточно отведено место изучению русской культуры, но можно выбрать те элементы, которые отражали бы ее сущность, и при включении в учебно - воспитательную работу, давали бы новые возможности, для повышения качества обучения и воспитания ребенка.
Центральное место в устном народном творчестве занимает сказка – умное чудо, сотворенное художественным гением народа. М.Горький писал: «..Сказки открывали передо мной просвет в другую жизнь, где существовала и, мечтая о лучшей жизни, действовала какая –то свободная, бесстрашная сила». Этой силой был сам народ. Она носит исторический характер. Своим чудесным содержанием сказка зовет на борьбу, со злом, с жадностью, завистью, с ленью, с врагами Родины, призывает бороться за справедливость, добро, гуманизм.
Очень красив язык сказок: он певуч и поэтичен, содержит много метафор и сравнений, в сказке много пословиц и поговорок очень метких и поучительных: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», « В каком народе живешь, того обычая и держись» «Русский человек – добрый человек», «По одеже встречают» ит.д. - все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Первый воспитательный аспект сказки – это ее содержание. Детям можно просто рассказать сказку, комментируя важные в воспитательном отношении идеи, а можно привлечь детей к инсценировке сказки, к участию в игровой деятельности, имитирующей взаимоотношения между героями. Вживаясь в образы своих героев дети «проживают» их жизнь: осваивают старинные детские игры, обогащают речь присказками, пословицами, поговорками, загадками из словаря наших предков.
Путем личного участия в народных праздниках дети знакомятся со старинными предметами быта, одеждой, обувью, обычаями, обрядами – тем самым расширяется словарный запас детей, проявляются художественные способности. Благодаря энергии прошлого, мудрости, накопленной веками можно стать умнее и лучше, добрее и чище, душевнее и более трепетно относиться к друг другу и ко всему живому вокруг. Происходит связь поколений (дети и родители, бабушки, дедушки принимают участие в подготовке костюмов, атрибутов к праздникам и развлечениям).
И так на примере бытовой сказки А. С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке» дети знакомятся с целой эпохой развития русского народа (жилище, одежда, обувь, украшения, чем занимались), новыми для них словами.
Старик со старуха живут «в ветхой землянке» («выбираясь» из-под земли на свет божий в течение многих веков, постепенно превращаясь в наземную хату , мазанку славянского юга, на севере – это деревенская рубленная изба) , из «одежи» (название одежды в Древней Руси) –рубаха, понёва (набедренная одежда ),штаны; из обуви - онучи (длинные, широкие полосы ткани, которыми обматывалась нога ниже колена), лапти («лыченцы» «лычаки» «лычные сапоги» - обувь сплетенная из лыка и бересты). Лапти имели очень малый срок службы «В дорогу идти – пятеры лапти сплести» - гласила пословица; « старуха «пряла» пряжу», старик ловил неводом рыбу ,из кухонной утвари – разбитое корыто «(выдолбленное из дерева).
Прошло немного времени – «избу» просит сварливая баба»,- а это уже новый этап в развитии славянского народа. И детям будет интересно узнать, что «изба» - это уже более удобное, теплое, светлое жилище, рубленное из дерева: «изба со светелкой, с кирпичною, беленою трубою, с дубовыми тесовыми воротами». И одежи – «сарафан» ( «саян», «шушин»), «рубаха» («сорочка» «сорочица», «портки» (порты»).
В каждой избе ставили печь (неотъемлемая исконно национальная принадлежность нашего народа), обязательно были лавки и скамейки . А чем же отличается «лавка»и «скамейка» на которые сажали гостей? В сказках иногда можно встретить, что герой садится на «лавку», после чего встает со «скамьи». Лавка укреплялась неподвижно вдоль стены избы и чаще всего была лишена стоек, а скамейка была снабжена ножками, ее передвигали. Место на лавке считалось более престижным, гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали на «лавку» или нам «скамейку»
Для наших предков войти в избу (маленькая домашняя вселенная) это был целый обряд: сквозь раскрытую дверь внутрь бросали клубок ниток : держась за нитку, через порог переступал сам глава семьи, а потом за эту нитку «втаскивал» прочих по старшенству. Иногда использовали пояс или оборы – длинные обувные завязки. Из старой избы в новую переносили живую душу – Домового.
В новом доме «( «дедушку – соседушку») уже ждало угощение: хлеб с солью, горшочек каши, чашка воды. Старались захватить с собой из старого дома и Долю (иконы, огонь очага, домовой сор и даже лукошко навоза из хлева. Приурочить переезд старались к церковному празднику «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Нужно обязательно зажечь очаг. Загорелся очаг – значит обжито. И вот уже в воссозданной обстановке избы детям самим своими рукам хочется «положить» в печку ( печку обычно ставили в правом углу, сидя на лавке у печи, женщины правой рукой вращали веретено, а левой сучили нить, если печь была расположена в левом углу, избу называли «избой-непряхой», за то, что в подобном жилище, «не с руки прясть»), дрова (оказывается заготовка дров была целой наукой – заготавливали их обычно зимой : такие дрова жарче сгорают, а в поленницах не преют и не гниют, но они должны год полежать, чтобы высохли), посидеть за «прялкой», поставить «горшочек» каши на стол, поставить «чугунок» в «печь», развести «самовар», покачать младенца «зыбке», растолочь зерно в «ступе», примерить «лапти» и бабушкины наряды. Украсить свое жилище можно ковром из лоскутков, на окна сшить» при помощи своих бабушек, «занавески»; на пол постелить «самотканые» половики.
Все готово к приходу гостей! Приходила родня и приносили «хлеб с солью». Желательно чтобы первый гость был домовитый, хозяйственный, добрый - тогда в доме будет «достаток» и покой. Детей ведут к пониманию того, что русский праздник – это всегда хлебосольный стол (« Божья ладонь»). «Бог велит всех звать», «У меня хлеб чистый, квас кислый, ножик острый, отрежем гладко, поедим сладко», «За хлеб- соль не платят, кроме спасиба». Категорически запрещалось бить по столу кулаком, не давали влезать на стол домашним животным или «глупым младенцам».
Такие посиделки сопровождались пением песен – одним уз главных элементов устного народного творчества. В песнях воспевались трудовые подвиги, красота природы, высмеивались пороки, восхвалялись лучшие качества людей; «Весело поется, весело и прядется», «Беседа дорогу коротает. а песня – работу», «На хороший цветок и пчелка летит», «Не столько смущает свой убыток, сколько чужой прибыток»
Дети познакомились с бытом крестьян, а из следующей главы произведения можно узнать, что происходит дальнейшее развитие общества; появляются дворяне, цари (богатые люди), - это уже другой уклад: другая одежда, обувь, кухонная утварь, жилище, взаимоотношения.
Уж не хочет быть крестьянкой, хочет быть столбовою дворянкой»….
«Что ж он видит? Высокий терем. На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке, парчевая на маковке кичка,
жемчуга огрузили шею, на руках золотые перстни, на ногах красные сапожки.
Перед ней усердные слуги; она бьет их, за чупрун таскает.
Это уже не изба, а «терем»; на старухе «соболья душегрейка»- короткая кофта без рукавов, со сборками сзади, «парчовая на маковке «кичка»- праздничный женский убор. У старухи украшения на шее – жемчуги, на руках – золотые перстни, на ногах – красные сапожки.
И вот старуха уже «царица»: живет в царских палатах (большие богатые здания, помещения ), одежда у нее расшитая золотом, ест она пряники, служат ей бояре и дворяне.
Даже у рыбки закончилось терпение на скупость, жадность, злость, завистливость старухи, - когда она захотела быть «владычицей морскою» – и получила по заслугам. «Много желать – добра не видать», «Погнался за уткой и утенка потерял», «Скупой никогда не будет богат», «Без труда добра не бывает»…
«К старухе воротился - глядь : опять перед ним землянка, на пороге сидит его старуха, а перед ней разбитое корыто» .
На примере этой сказки дети могут больше узнать о развитии нашего общества, их словарь пополнится новыми словами. Познавательное значение сказки увеличивается тем, что ее сюжеты заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни характеров людей. Так образ старухи – дает представления о жадном, завистливом, скупом человеке, а такие черты характера высмеивались во все времена; «Кто чужого желает, скоро свое потеряет». «Дай душе волю, захочет и боле. Денег вволю, а ещё б поболе». В сказке нарисованы картины русского народного быта, жизненной обстановки. Но бытовая обстановка – жилье, костюм, быт и обычаи- только дополняют главное –образ земли русской и образ русского народа. В этих сказках виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает ,если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтоб они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, хороводов, плясок, музыкальных игр, активное участие принимали в подготовке атрибутов , костюмов к театральным постановам, активно включались в работу на занятиях, праздниках и развлечениях.
Литература
М.С.Семенова Мы-Славяне! Популярная энциклопедия
А.П.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
В.Даль Пословицы русского народа
БЛАНК – ЗАЯВКА
Общероссийский конкурс «Русская изба»
Ф.И.О.исполнителя: Волкова Анна Васильевна
Дата рождения: 01.11.1962г.
Название коллектива:
Направляющая организация: МБДОУ №32 «Ромашка»
Телефоны направляющей компании: 47-78-52
Е- mail направляющей организации (если есть):
Город: Тамбов
Ф.И.О. преподавателя (полностью):
Другие:
Сотовый телефон преподавателя:
Е- mail преподавателя (если есть):
Сотовый телефон участника (или преподавателя): 89027341755
Наименование плательщика (Ф.И.О. или организации):
Возрастная группа (нужную отметить) | 1возрастная категория (3-7 лет) 2 возрастная категория(7-12лет) 3 возрастная категория(13-15лет) 4 возрастная категория(16-18лет) Профессионал |
Номинация (согласно положению) | Номинация для педагогов |
Названия представленных работ Ф.И.О. автора | «Русская народная культура – как средство обогащения словаря» Волкова Анна Васильевна, учитель – логопед, 1 категория |
Дополнительная информация |
Количественный состав участников:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность – как средство обогащения словаря детей с задержкой речевого развития
обоснование выбранной темы, значение театрализованной деятельности для развития речи детей, параметры для обследования,задачи, этапы, виды театров, результаты работы....
«ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ РЕБЁНКА».
РАЗВЛЕЧЕНИЕ по сказке «Теремок» во второй младшей группе....
СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
в статье рассматривается актуальность использования сказок для расширения словарного запаса у младших дошкольников....
«Тестопластика как средство обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста».
Комочек соленого теста –Лепить из него интересно!...
Народная сказка, как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста
Сказка – это кладезь народной мудрости, традиций и языка – об этом и так все знают. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей ...
Консультация для педагогов "Устное народное творчество как средство обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста"
В настоящее время уделяется особое внимание формированию и обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста, так как именно этот возраст является сензитивным в освоении речи. Произведения народн...
Дидактическая игра - средство обогащения словаря младшего дошкольника
Игра — ведущий и наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и...