Народная сказка как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста
статья по развитию речи

Кочнёва Елена Геннадьевна

Актуальность. В наше  время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых людей. Начинать работу по обогащению  словаря необходимо с раннего дошкольного возраста, так как речевое развитие тесно связано с формированием таких психических процессов как мышление, внимание, память, воображение со становлением сознания и формированием личности ребенка. В связи с этим речевое развитие выделено в отдельную образовательную область в  ФГОС ДО  в п.2.6 определено содержание ОО  «Речевое развитие» следующим образом: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Одной из приоритетной задач ООП МБДОУ № 5 является овладение дошкольниками речью как средством общения на основе всех компонентов устной речи: словаря, грамматического строя, звуковой культуры речи, связной речи.

Работая с детьми дошкольного возраста,  я  заметила, что состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. По наблюдениямпсихологов,  при словарном запасе в 1500 -2000 слов 4-х летний ребенок  в течение дня наиболее часто использует слово – «я», затем следуют выражения «я хочу», «я буду», «я люблю». Однако, важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие – развитие значений слов, по словам Л. С. Выготского, представляющее «грандиозную сложность». Опираясь на это высказывание и  исследование педагогов, психологов, лингвистов в области речевого развития (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева,  Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.) я пришла к выводу о необходимость поиска эффективного средства развития образной речи и обогащения словаря детей

4-х- 5 лет. Новообразованием данного возраста является активное развитие воображения, что помогает дошкольникам понимать русскую народную сказку. Велика  роль  народной сказки  в развитии речи детей. На важность приобщения детей к красоте родного языка, родного слова, развитие культуры речи указывали многие психологи, педагоги и лингвисты (Ушинский К.Д, Тихеева Е.И., Флерина Е.А., Сохин Ф.А., Ушакова О.С., Максаков А.И. и др.).  Народная сказка, также как и другие произведения устного народного творчества, 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:Народная сказка как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель Кочнёва Елена Геннадьевна

Актуальность. В наше  время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых людей. Начинать работу по обогащению  словаря необходимо с раннего дошкольного возраста, так как речевое развитие тесно связано с формированием таких психических процессов как мышление, внимание, память, воображение со становлением сознания и формированием личности ребенка. В связи с этим речевое развитие выделено в отдельную образовательную область в  ФГОС ДО  в п.2.6 определено содержание ОО  «Речевое развитие» следующим образом: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Одной из приоритетной задач ООП МБДОУ № 5 является овладение дошкольниками речью как средством общения на основе всех компонентов устной речи: словаря, грамматического строя, звуковой культуры речи, связной речи.

Работая с детьми дошкольного возраста,  я  заметила, что состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. По наблюдениямпсихологов,  при словарном запасе в 1500 -2000 слов 4-х летний ребенок  в течение дня наиболее часто использует слово – «я», затем следуют выражения «я хочу», «я буду», «я люблю». Однако, важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие – развитие значений слов, по словам Л. С. Выготского, представляющее «грандиозную сложность». Опираясь на это высказывание и  исследование педагогов, психологов, лингвистов в области речевого развития (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева,  Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.) я пришла к выводу о необходимость поиска эффективного средства развития образной речи и обогащения словаря детей

4-х- 5 лет. Новообразованием данного возраста является активное развитие воображения, что помогает дошкольникам понимать русскую народную сказку. Велика  роль  народной сказки  в развитии речи детей. На важность приобщения детей к красоте родного языка, родного слова, развитие культуры речи указывали многие психологи, педагоги и лингвисты (Ушинский К.Д, Тихеева Е.И., Флерина Е.А., Сохин Ф.А., Ушакова О.С., Максаков А.И. и др.).  Народная сказка, также как и другие произведения устного народного творчества, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм языка. Сказка  является  одним  из условий обогащения словаря новыми словами, усвоения детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе, позволяет закрепить и уточнить словарь, активизировать его.

За основумноюбыла взятаметодика развития словаря детей  и система работы с народной сказкой  Е. И. Тихеевой.

В соответствии с обозначенной проблемой мною были сформулированы цель и задачи работы.

Цель педагогической деятельности: Использование возможностей народной сказки как средства развития образной речи и обогащения словаря детей 4-х- 5 лет.

 Задачи:

1.Выявить и внедрить актуальные методы и приёмы работы со сказкой в формировании и обогащении словаря дошкольников.

 2.Создать условия для формирования и обогащения словаря детей дошкольного возраста;

3.Привлечь родителей к сотрудничеству в педагогическом процессе через совместную творческую деятельность.

 Были определены направления работы:

1. Обогащение развивающей предметно–пространственная среды в группе. Для этого был оборудован речевой уголок- специальное место, где проходит индивидуальная  и подгрупповая  работа  по развитию речи. В речевом уголке  хранятся пособия, которые я использую в работе с детьми.  Имеется копилка слов (в картинках) это копилка своеобразный накопитель демонстрационного материала. В последующем я использую картинки для решения различных речевых задач. Например   составление  по набору картинок  отдельных предложений и (или) небольших рассказов (часто совместно с воспитателем)игровое упражнение «Загадай слово», игровая ситуация «Магазин» (дети «покупают» все «спортивные» («сладкие», « зимние» и т.д.)С целью формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в группе создан развивающий центр «Мини-библиотека». Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с  книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.

 В этом году «Мини-библиотека» была  организована с самого начала  учебного года с участием детей. На полочке-витрине 4–5 книг, остальные хранятся в шкафу. Помимо книг и альбомов постепенно вносят реквизит теневого театра, материал для «Книжкиной больницы» (бумага, ткань, ножницы, клей и др.). Требования к книгам остаются те же. Книги-картинки используются реже. Оставляю любимые детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. В уголке книги  выставляюдетские рисунки на темы художественных произведений.Для оформления развивающей предметно-пространственной среды и для обыгрывания сказок родителями были изготовлены домики-модули, а также  атрибуты. Появились традиции в конце  года проводить итоговое мероприятие – показ родителям спектакля. Для родителей и детей младших групп были показаны спектакли - «Репка», «Теремок» (совместно с родителями).

2. В п. 3.4.2 ФГОС ДОпрофессионально компетентный педагог ДОУ выступаетодним из условийреализации основной образовательной программы дошкольного образования.Для повышения компетенции по данной проблеме я составила план самообразования: изучила необходимую литературу, прослушала  вебинары.

3. Выделила  и актуализироваламетоды и приёмы работы со сказкой в формировании и обогащении словаря дошкольников:

-Словесные (проговаривание, беседа, чтение  народных сказок, словесные игры, пересказы; конструирование слов (придумать несколько однокоренных слов);словосочетаний (срифмовать 2 слова), предложений (составить длинное, распространенное предложение); сочинение сказок);

-Наглядные (показ игрушек, иллюстраций, мультфильмов, разных видов театров – настольный, кукольный, пальчиковый, бибабо, театр оригами).

-Практические (игры пальчиковые, подвижные, хороводные, игры – инсценировки, стихи с движениями).

-Прием «Введение частицы «не» (цель: повернуть сюжет сказки в новое русло). Например: Не репа выросла на грядке, а…

        Свою работу осуществляю  черезосновные формы деятельности:

  • непосредственно образовательная деятельность
  • совместная деятельность
  • самостоятельная деятельность

Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи).

     В формировании  и развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют три направления:

1. Обогащение словаря ребенка  на основе ознакомления с окружающим миром (увеличением кругом предметов и явлений)

2. Введение слов обозначающих качество, свойство, отношение на основе углубления   знаний о предметах и явлений окружающего мира.

3.Введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов  по существенным признакам.

       Работа по обогащению словаря детей – это планомерное расширение активного словаря  за счёт незнакомых или трудных для них слов,сказка помогает ввести новое слово в активный словарь.

Мною была выработана система работы с народной сказкой  по обогащению словаря дошкольников.

На первом этапе обогащение словаря происходит, в основном, за счет знакомства со словами, обозначающими названия предметов, явлений, действий. В непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию при чтении или рассказывании  новой сказкой дети  знакомятся с новыми словами, обозначающими названия предметов, явлений, действий. Так же знакомство с новыми словами может происходить и при рассматривании иллюстраций (репродукций) к сказке. С помощью этого приема привлекаю дошкольников  вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма, или описание  каких-то предметов и явлений.

Особенность этого этапа заключается в многократном повторении  новыхслов с целью запоминания.Очень важно варьировать прием  повторения: буквальное, индивидуальное и хоровое воспроизведение образца. С этой  целью использую  дидактические игры, лексические упражнения, и игры с элементами театрализации, которые проходят в основном во второй половине дня.

II этап — закрепление и уточнение словарного запаса. В процессе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира знакомлюдошкольниковс особенностями предметов, их признаками, качествами и действиями с ними.Занятия строиться на основе наглядного материала, максимально приближенного к ребенку.

Закрепление новых слов, развитие воображения, мышление и умение выразить личностное отношение к герою проходит  в организованной образовательной деятельности по  изодеятельности ( рисование, лепка, аппликация), а также в другой продуктивной деятельности: выставка рисунков, изготовление книжек малышек совместно с родителями, проектная деятельность. На этом этапе  использую  множество  словесных игр и упражнений. ( игры представлены на слайде)

1. «Какой» - подбор эпитетов к предмету или сказочному герою.

- яблонька: красивая, нарядная, весёлая, добрая;

- речка: быстрая, печальная, прозрачная, чистая и т.д.;

- медведь: большой, сильный, глупый, невнимательный.

2. «Узнай по описанию» - узнавание героя сказки по эпитетам.

- Серый, трусливый, ушастый (заяц);

- Рыжая, хитрая, пушистая, ласковая (лиса);

- Желтый, круглый, веселый, доверчивый (колобок).

3. «Что делает» - подбор действий к предмету или сказочному герою.

- лиса: идет, вынюхивает, слушает, говорит, хитрит;

- петушок: кричит, кукарекает, поет, ходит, клюет.

4. «Узнай по описанию» - узнавание героя сказки по действиям.

- печется, убегает, катится, поет (колобок);

- варит, убирает, печет, прячется, приговаривает, (Машенька).

5. «Скажи по-другому» - подбор синонимов.

«Три поросенка» - поросята убегают от волка.

- Как сказать по-другому? – удирают, мчатся, несутся;

6. «Скажи по-другому» - подбор антонимов.

Колобок: поет – молчит, катится – стоит, веселится – грустит.

7. «Скажи ласково» - подбор слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

- Заяц – зайчонок, зайчишка;

 - Лиса – лисичка, лисонька;

 - Яблоня – яблонька.

8. «Скажи с преувеличением»

- Усы – усище;

- Хвост – хвостище;

- Дом – домище.

9. «Подбери похожее слово» -  подбор однокоренных слов.

-  лес-лесок-лесочек; лед - ледок - ледяная; снег – снежок - Снегурочка…

10. «Продолжи предложение»

11. «Отгадай сказку (героя сказки)»

12. « От каждого по словечку»

Например: Лисичка в сказках какая? Зайчик в сказках какой?

- найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

- сочинить длинное и в то же время смешное слово (к примеру, о лисе – «пушистохвостая» заяц – «которкохвостый», «длиннолапый»);  (словотворчество)

Эти игры я использую в НОД по речевому развитию, в совместной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.

Работа со словом не ограничивается одним занятием, наиболее трудные слова  необходимо  предлагать вниманию детей неоднократно, в течение длительного периода, т.е. они должны быть программным материалом многих занятий.

III этап — активизация словаря и работа над смысловой стороной слова.

На этапе активизации словаря у дошкольников формируется умение переводить слова из пассивного словаря в активный, осмысленно подбирать слова в соответствии с речевой ситуацией, сочетать в предложении новые слова с уже знакомыми. На этом этапе проводятся сюжетно-роевые игры по сказкам, игры-драматизации в младшем дошкольном возрасте совместно с воспитателем и (или) родителями в старшем дошкольном возрасте в самостоятельной деятельности. Проводятся досуги и развлечения по сказкам совместно с родителями, викторины, творческое рассказывание по сюжетам народных сказок,  атак же  множество  словесных игр и упражнений.

Далее в старшем дошкольном возрасте планирую добавить в работу следующие приемы:

-разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука – мука), а порой и различный контекст (собачий хвост – собачий характер);

- объяснить этимологию слова (то есть его происхождение). В  народныхсказках присутствуют множество слов, этимология которых лежит на поверхности (закоулочки);

- придумать похожие слова (синонимы) и многие другие.

Придумывание новых названий известных сказок;

Прием Конструирование:

  • Рифмование двух слов (кузнец — удалец), а затем постепенно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества.
  • предложений (составить длинное, распространенное предложение в игре        «от каждого — по словечку»)

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает на уровне каждого ДОУ. Родительская общественность непосредственно заинтересована вповышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9) вместе с тем и образовательные учреждения стремятся к открытости, которая предполагает  участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6). С целью повышения педагогической компетенции родителей мною  проводитсяконсультативная  работапо формированию и обогащению словаря детей. Для родителей были проведены консультации   «Работа по обогащению и расширению словаря детей старшего дошкольного возраста», « Народная сказка как средство речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста» Семинар-практикум  по теме: «Развитие и обогащение словаря ребёнка», совместные театрализованные постановки по народным сказкам. Родители являются активными участниками проектной деятельности, участвуют в досугах и развлечениях по народным сказкам.

Опытом работы делилась с коллегами, подготовила и провела открытое занятие в рамках недели Педагогического мастерства,  так же  для педагогов были проведены консультации на темы: «Обогащение детского словаря через народную сказку»,  «Речевые игры как средство обогащения и активизации словаря детей». Веду собственный мини сайт на портале https://nsportal.ru/poddubnaya-malvina-aleksandrovna

Результативность моей работы.

В  сентябредиагностикаопределения уровня развития словарного запаса детей  проводилась по следующим критериям:  подбор слов обозначающих качества предметов, подбор эпитетов, подбор слов обозначающих действие с предметом, подбор синонимов, составление предложений с заданным словом, словообразование, обобщающие слова. По результатам диагностики  практически все дети  могут предмет узнать по эпитетам (отгадыватьзагадки), многие умеют обобщать и классифицировать предметы, подбиратьобстоятельства к предмету.

Дети могут подбирать эпитеты, слова обозначающие действия с предметом, у нихполучается образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом (например, кот—котик— котенок) слова во множественном числе ( кот — коты). Семеро  детей показали высокий уровень по обогащению словаря. Посравнению с первой диагностикой это на 25 % больше. Это те дети, у когобыл средний уровень, близкий к высокому. Их словарный запас увеличилсяна треть. В речи детей появились  образные слова и выражения в ходе свободной деятельности  такие как  «лес дремучий», «зайчик - побегайчик», «лисичка-сестричка», «волчок - серый бочок» и др.

Как следствие  успешно развивается диалогическая речь. Дети овладевают связной речью и начинают строить самостоятельное высказывание, состоящее на первых порах лишь из нескольких предложений, составляют рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым; описывают предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия. Дети  проявляют интерес к  обыгрыванию сказок при помощи различных видов театра, самостоятельному сочинению сказок. Большинство детей охотно вступают в ролевой диалог с воспитателем и сверстниками, участвуют в коллективном разговоре даже малоговорящие дети.

Диагностикаобразовательной области «Речевое развитие» показала эффективность проделанной мною работы по использованию   народной сказки в расширении и обогащении  словаря.

Перспективы работы.

Таким образом,  народная сказка является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и развитии речи в частности. Постепенно у детей формируется готовность к более глубокому восприятию русской народной литературы. В дальнейшем в своей работе я продолжу использовать  народную сказку  в развитии образности речи дошкольников   и поделиться опытом  своей работы с коллегами  других образовательных учреждений  через собственный мини сайт https://nsportal.ru/poddubnaya-malvina-aleksandrovna.  Провести  вебинар  в рамках выставки «Образование. Развитие. Успех».        

 

Список литературы.

1. Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.-112с.

2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 64 с.

3. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет.сада. – 2-е изд., испр. И доп. – М.:Просвещение, 1982. – 128 с., ил.

4. Куликовская Т.А. Сказки-пересказки. Обучение дошкольников пересказу: Учебно-методическое пособие для педагогов и родителей. -СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 80с.

5. М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет. – СПб.: Паритет, 2006.-112с.

7. Развитие речи детей 3-4 лет: Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / Авторы-составители О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. – М.: Вентана-граф, 2008. – 224с. – (Тропинки).

9. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 56 с.

10. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 240 с. (Развиваем речь).

11. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 288с. – (Развиваем речь).

12. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошк.образоват.учреждений / О.С. Ушакова, Е.М.Струнина. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 287 с. – (Пособие для педагогов дошкольных учреждений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в форме интеллектуальной игры «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста».

педагогический совет - традиционная форма методической работы. изменение структуры педагогического совета, отказ от привычной формы требует дополнительной подготовки. Вашему вниманию предлагается ...

Народная сказка, как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста

Сказка – это кладезь народной мудрости, традиций и языка – об этом и так все знают. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей ...

Театрализованная игра как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста.

Данный материал представляет собой тезисы к курсовому проекту "Театрализованная игра как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста"...

Опыт работы: Народная сказка как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста

В наше  время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых люде...

Статья "Русская народная сказка как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста"

В методике развития речи дошкольников имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей.Все они свидетельствуют о возможности эффективного использования русской народ...

Народная сказка как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста

Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что обогащение и расширение словаря идёт одновременно ...