Устное народное творчество, как средство обогащения словаря детей и фактор, влияющий на эмоциональное развитие ребенка раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему
В настоящее время внимание многих привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития ребенка, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.
Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Наилучшим способом влияют на развитие речи ребенка средства устного народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Устное народное творчество, как средство обогащения словаря детей и фактор, влияющий на эмоциональное развитие ребенка раннего возраста
Автор: Харитонова Н.М.
В настоящее время внимание многих привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития ребенка, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.
Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Наилучшим способом влияют на развитие речи ребенка средства устного народного творчества.
На это в свое время обращали внимание ученые деятели прошлого: Е.И.Тихеева, К.Д.Ушинский и др. В исследованиях отечественных ученых Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, а также педагогов Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной и других подчеркивается, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение), становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь[1, с.32].
Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов. Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Они направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи: их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Познавая окружающий мир посредством устного народного творчества, дети усваивают словесные, образные обозначения предметов и явлений, их связи и отношения. Наряду с этим идет важная составная часть развития речи – работа над формированием словаря.
Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества выполняются и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка. Корней Иванович Чуковский в книге «От двух до пяти» отмечал: «Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка».
Сказка, как один из жанров устного народного творчества, проникает во все виды деятельности ребенка-дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности (исследования Т.С. Комаровой, Н.М. Сокольниковой и др.); музыкальной деятельности (С.И. Букатина, Ш.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др.); игровой (Т.А. Антонова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и другие). Особым же вниманием сказка пользуется в художественно-речевой деятельности[3, с.42].
Современные отечественные исследователи, занимающиеся вопросами обучения дошкольников творческому рассказыванию, используют сказку в качестве образца, по которому ребенок смог бы придумать аналогичный вариант сказки (Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко и др.); обучая детей анализу сказок-цепочек, развивают умение схематично использовать основу таких сказок в собственных сочинениях (Л.Е. Стрельцова, Н. Тамарченко и другие).
Сказка способствует совершенствованию навыков выразительного чтения и рассказывания по воображению.
Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста сказано много. «Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании», писал К.Д.Ушинский.
Поэтому я в своей работе использую метод сказкотерапии, созданный петербургскими авторами Т.Д. Зинкевич и А.М. Михайловым и нацеленный на интеграцию личности, расширение сознания и совершенствование взаимодействия ребёнка с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – духовное, целостное развитие личности ребёнка, забота о его душе («терапия» в переводе с греческого означает «забота о душе»).
С помощью сказкотерапии решаются следующие задачи: снижение уровня тревожности и агрессивности у детей; развитие умения преодолевать трудности и страхи; выявление и поддержка творческих способностей; формирование навыков конструктивного выражения эмоций;
развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
В ходе занятийной деятельности по речевому развитию осуществляются следующие основные виды деятельности детей:
1. Слушание и запоминание сказок.
2. Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей.
3. Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки.
4. Придумывание сказок (групповое или индивидуальное).
5. Рисование сказок.
6. Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр, музыкальные спектакли).
7. Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными.
8. Пластические импровизации на тему сказок.
В группе создана детская библиотека русских народных сказок. Совместно с родителями проводился мастер класс по изготовлению книжек-малышек.
Таким образом, малый фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.
Список литературы:
1. Максаков А.И. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1986.
2. Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу. Для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. – М.: Школьная Пресса. 2004.
3. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логинова.А.И. Максаков.М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение. 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Научная статья о формирование словаря детей старшего дошкольного возраста, средствами устного народного творчества....
Тема самообразования: " Устное народное творчество как средство формирования словаря детей старшего дошкольного возраста."
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушива...
Народная сказка, как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста
Сказка – это кладезь народной мудрости, традиций и языка – об этом и так все знают. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей ...
Консультация для педагогов "Устное народное творчество как средство обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста"
В настоящее время уделяется особое внимание формированию и обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста, так как именно этот возраст является сензитивным в освоении речи. Произведения народн...
Опыт работы: Народная сказка как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста
В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых люде...
Народная сказка как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста
Актуальность. В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрос...
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В статье автор рассуждает на тему использования устного народного творчества в активизации речи у детей раннего возраста. Опираясь на личный педагогический опыт, он демонстрирует эффективность использ...