Технологическая карта занятия "Волшебный сундучок"
методическая разработка (старшая группа)
Технологическая карта занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_volshebnyy_sunduchok.docx | 33.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
Тема занятия: «Волшебный сундучок»
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Возрастная группа: старшая
Цель занятия: обогащение знаний детей о театре как виде искусства, создание условий для развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Задачи занятия:
Образовательные: формировать и расширять знания об окружающем мире средствами театрального искусства(знакомство с историей, профессиями). Обогатить словарный запас детей театральными терминами.
Развивающие: развивать познавательный интерес, творческие способности, и воображение детей.
Воспитывающие: воспитывать коммуникативные качества, умение сотрудничать с другими членами коллектива. Воспитывать навыки доброжелательности, самостоятельности, инициативности, самоконтроля.
Словарная работа: кассир, билетер, лицедей, гримерка.
Планируемый результат занятия:
- имеет представление о театре, театральных профессиях; пополнил словарный запас театральными терминами;
- ярко выражает эмоциональное состояние в игровой ситуации; пластично и ритмично двигается.
- доброжелательно относится к товарищу; договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности.
Подготовительная работа: создание презентации «Волшебный сундучок»
Материалы и оборудование:
•Мультимедия проектор,
•Презентация «Волшебный сундучок»,
•Аудиозаписи
•Предметы: театральная афиша, игрушечный стульчик, скрипичный ключ, занавес – элемент пальчикового театра, бутафорское зеркало, театральная маска,
•«Билеты»: парные карточки с картинками из сказок,
•Касса,
•Маски для постановки сказки «Теремок»: мышка, лягушка, заяц, волк, лиса, медведь,
•Карточки с героями сказок для жеребьевки,
•Маски (простые, белые, без оформления).
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей |
1. | Организационно – мотивационный этап | Вызвать интерес, эмоциональный отклик детей, желание участвовать в совместной деятельности | Неожиданно слышится музыка («Фанфары, начало представления», появляется изображение на мультимедиа проекторе, тем самым привлекается внимание детей. ) Воспитатель превращается в хранителя театральных тайн, в руках у него «Волшебный сундучок» Добрый день уважаемые зрители! Извините за беспокойство! Я странным образом очутился у вас в гостях. Видимо, что-то произошло с моей волшебной маской! Но я вижу, что попал к вам не случайно, вы тоже связаны с театральным искусством. (замечает театральный уголок) Разрешите представиться Я - Хранитель театральных тайн. -А вы знаете, мои маленькие зрители, что такое театр? (ответы детей). -Театр - это вид искусства, а также это место, здание, в котором происходят театральные представления. Я храню тайны Канского драматического театра. Кто – нибудь из вас был в театре? Что вам понравилось? А кто знает как образовался Канский театр? Ну что ж я вам расскажу! | Словесный – беседа Игровой - сюрпризный момент | Дети в группе занимаются своими делами. Дети отвечают на приветствие взрослого. Дети отвечают, выражают свои мысли, предлагают варианты ответов. |
2. | Основной этап | Познакомить с историей Канского драматического театра Актуализировать знания детей по теме Познакомить со словами: кассир, билетёр. Снять напряжение и подготовить детей к восприятию новой информации. Познакомить со словом лицедей. Познакомить со словом гримерка Развивать творческие способности, и воображение детей Воспитывать коммуникативные качества, умение сотрудничать с другими членами коллектива | Канскому драматическому театру уже больше 110 лет. И за эти годы он располагался в разных зданиях нашего города. И только около 15 лет он приобрел сой настоящий дом, где сейчас и проходят представления. Начиналось все с 5 актеров и одного режиссера, которые приехали в Канск из города Иркутск. Эти люди были увлечены музыкой, танцами, пением, драматическим искусством. Постепенно штат театра расширялся, и вскоре стал насчитывать уже около40 человек. Театр становился все более популярным в крае, много гастролировал. Не закрывался театр и в годы Великой Отечественной войны. Некоторые актёры и работники театра ушли на фронт, но в Канск был эвакуирован Грозненский драматический театр. За вековую историю театр посетили 8 миллиардов 800 тысяч зрителей, поставлено 650 спектаклей, сыграно множество ролей. И сегодня Канская труппа успешно гастролирует по Красноярскому краю и за его пределами, не забывая при этом радовать родных зрителей. Но я вижу утомил вас своими рассказами, а вам не терпится узнать, что за секреты я храню! Итак, вы готовы проникнуть в тайны театра? (Звучит волшебная музыка) Смотрите первая тайна. Хранитель достает АФИШУ Что это? (ответы детей) - Это театральная афиша, на которой с помощью рисунков, фотографий и разных слов содержится информация о предстоящих спектаклях в театре (автор спектакля, режиссер, актеры, которые играют главные роли, название, дата и время спектакля). Попробуйте догадаться, к каким театральным постановкам, к сказкам эти афиши. На презентации по очереди показываются афиши. Хранитель достает СТУЛЬЧИК. Что это может означать? Где находятся зрители во время спектакля? (В креслах, на стульчиках, все вместе - это зрительный зал.) -Скажите, пожалуйста, а зрители садятся на любое место? (нет). А как определяется место? (по билету). А где можно взять билет? (в билетной кассе). Театральная касса – место, где продают билеты на спектакли театра. В них напечатано название театра, название спектакля, его автор, дата и начало спектакля, а также место и ряд в зрительном зале. Продает билеты в театральной кассе кассир. При входе в театр у зрителей проверяет билеты билетер. -Итак, почтеннейшая публика, приглашаю Вас пройти в зрительный зал! Но у Вас нет билетов. Как же нам быть? Посмотрите, какие необычные у Вас билеты. На них какие-то картинки. Это предметы из театральных постановок, на стульчиках вы найдете картинки, на которых изображены сказки, из которых эти картинки: 1. Золотой ключик - Приключение Буратино, 2. Красная шапочка – Красная шапочка, 3. Яблонька – Гуси-лебеди, 4. и т.д. Хранитель достает СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ. -Что это? Что это может означать? Как это связано с театром? -Театр невозможно себе представить без музыки. Музыка создает настроение, различные музыкальные мелодии заменяют реальные звуки, например, шум дождя или завывание вьюги. -Попробуйте определить, что это? Закройте глазки, чтобы лучше представить: Хранитель по очереди включает записи различных звуков Хранитель достает ЗАНАВЕС. Что это? -Театральный занавес – ткань, закрывающая сцену от зрительного зала. -А что такое сцена? Это место, где выступают артисты. -Так вот занавес отделяет сцену и зрительный зал. Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани, собираются в складки и украшаются эмблемами театра или широкой бахромой, пришитой к низу занавеса. Спектакль начнется, как только занавес поднимется или раздвинется, так как они бывают раздвижные или поднимающиеся. -А кто такие актеры? (ответы детей) Актёры - (раньше их называли - «лицедеи») - это люди, которые исполняют роли в спектаклях. Хранитель достает ЗЕРКАЛО. Как вы думаете, как зеркало связано с театром? Перед зеркалом актеры готовятся к представлению, наносят грим. Что такое грим? С помощью грима актеры меняют свою внешность, преимущественно лицо, с помощью специальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, причёски и др. У актеров есть специальное место, которое называется гримерка, или гримуборная. В гримерке актеры настраиваются на роль, выполняют разные актерские упражнения. А вы хотите попробовать себя в роли актера и выполнить несколько театральных упражнений? «Битва» Ход: Один ребёнок изображает Ивана-царевича, второй-- Змея - Горыныча(голова и кисти рук- это головы Змея). Идёт сражение. Иван- царевич одерживает победу Змей – повержен. «Вкусные конфеты» Ход: У ребенка в руках воображаемая коробка с конфетами. Он протягивает её по очереди детям. Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. По лицам видно, что угощение вкусное. «В магазине зеркал». Ход: В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки и стала вертеть головой. Обезьянки ответили ей тем же. Она топнула ногой – и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все повторяли в точности её движения. Взять со стола карандаш так, как будто это: - червяк; -легкое перышко; - горячая печёная картошка; - маленькая бусинка. Хранитель достает МАСКУ Что это, мои маленькие зрители! Это же театральная маска. А вы знаете, зачем она нужна в театре? Надевая эту маску, актеры перевоплощаются в того, кого изображает эта маска. - Смотрите, здесь есть и другие маски. Хранитель достает из саквояжа другие маски: мышка, лягушка, зайка, волк, лиса, медведь. -Но все эти маски здесь неслучайно. Их что-то объединяет, какая-то сказка, театральная постановка. Как вы думаете, где встречаются эти герои? При затруднении Хранитель может положить их последовательно, как в сказке. -Это же русская народная сказка «Теремок». - Итак, друзья мои, вы все или почти все знаете о театре. А не хотите ли устроить преставление прямо здесь. Вот и маски есть. Давайте поставим эту сказку. Надо определиться, кто будет актерами, а кто зрителями. Распределение ролей. Используется жребий: Хранитель выкладывает картинки с изображением героев сказки «Теремок» и других героев. Те, кто вытягивает картинку с героем, который присутствует в сказке, тот надевает эту маску. Кому не достались картинки с героями, становятся зрителями. Инсценировка сказки «Теремок». Браво, мои маленькие артисты Звучит театральный звонок. -Мне пора, мои маленькие друзья. Театр зовет меня! Но у меня есть для вас подарки. Хранитель достает маски (белые, простые). Украсьте их по-своему, нарисуйте, того, кем вы хотите быть. И творите, творите, творите! И помните, вся жизнь театр, и все мы в ней актеры. Прощайте! До встречи в театре. Хранитель тайн театра превращается в воспитателя. | Словесный- рассказ, Наглядный – демонстрация презентации Наглядный – демонстрация презентации Словесный – беседа, объяснение Игровой - проблемная ситуация, театрализация Релаксационный | Дети слушают, смотрят презентацию. Дети просматривают презентацию, включаются в обсуждение, предлагают варианты ответов. Дети предлагают варианты ответов. Дети замечают кассу и подходят к ней. Кассир, роль которого может исполнять второй воспитатель, выдает детям билеты. Дети соотносят билеты с изображениями на стульчиках. присаживаются на стульчики. Высказываются, делятся знаниями. дети определяют звуки (шум дождя, плач ребенка, шаги по снегу, звук копыт лошадей и т. д.) Дети отвечают. Эмоционально включаются в диалог. Дети отвечают, проявляют интерес к новой информации Дети выполняют театральные упражнения. Дети отвечают. Используя жребий, дети распределяют роли. Дети готовят самостоятельно инсценировку сказки. Дети раскрашивают и украшают свои маски и разыгрывают придуманные ими постановки |
3. | Заключительный этап | Формировать элементарные навыки самооценки, обобщить полученные знания. | Ребята, со мной произошло, что-то необъяснимое! Я неожиданно оказалась за кулисами Канского драматического театра и узнала много театральных тайн! А что в это время происходило с вами у нас в группе? | Словесный - беседа | Ребята эмоционально отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями. |
Оценка проведенного занятия.
Формы организации: совместная деятельность взрослого и детей.
Цель занятия: обогащение знаний детей о театре как виде искусства, создание условий для развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Задачи занятия:
Образовательные: формировать и расширять знания об окружающем мире средствами театрального искусства(знакомство с историей, профессиями). Обогатить словарный запас детей театральными терминами.
Развивающие: развивать познавательный интерес, творческие способности, и воображение детей.
Воспитывающие: воспитывать коммуникативные качества, умение сотрудничать с другими членами коллектива. Воспитывать навыки доброжелательности, самостоятельности, инициативности, самоконтроля.
В течение совместной деятельности использовала различные методы обучения детей:
1. Словесный (беседа, объяснение, вопросы к детям, словесная инструкция, логическая задача, художественное слово поощрение);
2. Наглядно - демонстрационный (показ);
3. Практический (инсценирование сказки);
4. Игровой (сюрпризный момент, «Сундучок с волшебными предметами»).
Длительность занятия соответствовала установленным нормам.
Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности, что способствовало решению поставленных задач на развитие диалогической, интонационной речи, внимания, воображения, памяти. Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и утраты интереса, каким то одним видом дельности. Дети охотно переключались со словесных игр на игры с предметами.
На протяжении всей образовательной деятельности поддерживала доброжелательную эмоциональную атмосферу, привлекала внимание детей интонацией. Работа на занятии проходила организованно, интересно, содержательно.
Считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, деятельность детей контролировала словесно, наблюдая за действиями детей, поощряла их достижения.
Поставленные в занятии задачи были выполнены в полном объеме и цель достигнута.
Занятие «Волшебный сундучок» было проведено с детьми старшего дошкольного возраста (12 человек). На занятии присутствовало 5 педагогов, в результате обсуждения было рекомендовано представить занятие на муниципальном этапе XVI Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов "Мой лучший урок" среди педагогических работников образовательных организаций города Канска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»
Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»...
Технологическая карта НОД по обучению грамоте "Волшебный сундучок бабушки Грамматики"
Технологическая карта НОД по ОГ в подготовительной группе "Волшебный сундучок бабушки Грамматики". Занятие итоговое, на закрепление изученного материала. В ходе занятия мспользуется конструк...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА образовательной ситуации с детьми первой ранней группы «Волшебный сундучок»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАобразовательной ситуациис детьми первой ранней группы «Волшебный сундучок»...
Технологическая карта ООД «Волшебный сундучок»
Технологическая карта ООД со строительным материалом для детей 2-3 лет на тему «Волшебный сундучок»...
Технологическая карта по обучению грамоте «Волшебный сундучок Деда Грамотея»
создать условия для выявления степени усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях за год обучения через игровую ситуацию....