Семинар - практикум для педагогов "Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста"
консультация

Сазонова Анна Николаевна

Семинар - практикум для педагогов "Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста»

  Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего семинара-практикума «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста».  

  Эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения любой деятельностью. Иначе говоря, эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка.

Игра «Что я чувствую сегодня…»

Цель: познакомить педагогов с игрой, направленной на осознание и принятие ребенком своих собственных чувств.

 Предлагаю педагогам рассказать о том, что они чувствовали сегодня: «Сегодня я чувствовала радость (грусть, любопытство, злость…), когда...».

 «Базовые эмоции»

Суть этой игры с ребенком заключается в том, чтобы каждый день ребенок сам выбирал эмоцию сегодняшнего дня. Для этого распечатайте все эмоции любого сказочного персонажа, которые он и будет выбирать для обозначения своих переживаний.

Так, свойственные ребенку положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость, восхищение, симпатия, сострадание) способствуют развитию таких черт характера, как оптимизм, доброжелательность, жизнерадостность, великодушие. Если же закрепляются отрицательные переживания (раздражение, недовольство, отчаяние, разочарование, страх), это может способствовать появлению таких черт личности, как агрессивность, боязливость, малодушие, пессимизм и т.п.

Упражнение «Мои качества»

Цель: познакомить педагогов с игрой, направленной на осознание ребенком того, что в каждом человеке есть как отрицательные, так и положительные качества.

- Я буду называть качество, а вы жестами будете показывать, есть ли оно у вас:

- положите руки на грудь те, у кого есть искренность;

- встаньте и помашите мне рукой те, в ком есть такое качество как отзывчивость;

- троньте себя за ухо те, в ком встречается лень;

поднимите руки вверх те, кто умеет радоваться;

- сожмите руки в замок, у кого встречается зависть;

- протяните руки ко мне те, кто очень добрый;

-закройте руками лицо те, кто часто злится;

- встаньте и промаршируйте те, в ком есть такое качество как смелость;

Спасибо за честные ответы.

Обобщение: Детям, после этой игры, нужно обязательно напомнить, что в каждом человеке есть

В структуре эмоционального интеллекта существует два аспекта: внутриличностный (способность управлять собой) и межличностный (способность управлять отношениями с людьми).

Первый аспект образует следующие компоненты: осознание своих чувств, самооценка, уверенность в себе, ответственность, терпимость, самоконтроль, активность, гибкость, заинтересованность, открытость новому опыту, мотивация достижения.

Во второй аспект входят такие компоненты, как коммуникабельность, эмпатия, открытость, способность учитывать и развивать интересы другого человека, уважение к людям, умение работать в команде (группе).

Каждый ребенок развивается в своем темпе – сказываются наследственность, индивидуальный опыт общения, эмоциональные переживания, фактор обучаемости. Творческая игра – универсальное средство для развития всех составляющих эмоционального интеллекта.

  Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «поправдашний» полицейский или пожарник, но чувствует себя смелым полицейским, отважным пожарным, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

В игре ребенок начинает себя чувствовать членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства.

К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета до содержания игры, поиска путей реализации замысла до превращения в ролях, заданных литературным произведением. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом. В этих играх ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал. Научить ребенка играть – значит научить жить, ведь с помощью правильно подобранных игр возможно решения задач воспитания и обучения детей, т.к. в игре обучение идет эффективнее, а воспитание – приятнее.

Творческая деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог Б.М. Теплов, - создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие нравственно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

Упражнение «Обиженный кустик»

Цель: познакомить педагогов с игрой, которая учит детей понимать состояния людей (обида) и умению прийти друг другу на помощь в трудную минуту.

Один из участников играет роль обиженного кустика, которому сломали несколько веточек. Он садится в центр и грустит. Педагоги по очереди пытаются его утешить, одни словами, другие действиями, но без слов. Потом выясняется, какие действия больше всего понравились кустику.

Игра-конкурс «Водный карнавал»

Цель: познакомить педагогов с подвижной игрой, направленной на развитие творческих способностей.

 Предлагаю побывать на празднике у морского царя. Все превращаются в рыбок, морских звезд, русалочек, ракушек, крабов, морских коньков и т.д. Ведущий (морской царь) хвалит особо понравившихся ему танцоров.

Дидактическая игра «Продолжи фразу и покажи»

Цель: формирование социально- эмоционального интеллекта (социальная чуткость, восприимчивость), логического мышления, творческого воображения Выступающий задает вопросы, а участники отвечают.
-Если на улице холодно, то вы надеваете 
(шапку, рукавицы…)

-Если вы увидите, что сильный обижает слабого, то как поступите вы? (приду на помощь, вызову милицию…)

-Если увидите бездомного котенка, что вы сделаете? (заберу домой, покормлю.. )

Если вашему другу плохо, он плачет. Что делать? (Поговорить, утешить ..)

Если у вас дома отдыхают родные, которые пришли после работы или болеютчто будете делать вы? (Посижу тихонько почитаю, уйду в другую комнату…)

Данную игру можно усложнить, если применить интерактивную педагогическую технологию «В парах», тогда один ребенок задает вопрос, а другой продолжает:

- «Если бы я увидел…, то я бы сделал...А как поступил бы ты? А я бы сделал так..)

- Коллеги! Быть внимательными и проявлять внимание – это значит становиться лучше с каждым днём. Обращайте больше внимания на настроение ваших родных, близких и друзей, помогайте. Проявляйте больше внимательности к своим воспитанникам и родителям своих воспитанников.

Коллеги, кроме положительных эмоций, мы испытываем негативные эмоции: страх, боязнь, ужас. С этими чувствами можно бороться.

Психологическая игра «Воспитай свой страх, ужас, боязнь..»

Цель: формирование социально- эмоционального интеллекта( самоконтроль- управление собой (способность совладать со своими чувствами, желаниями).
Я предлагаю вам нарисовать свой негативное чувство 
(Педагоги рисуют)

А сейчас я хочу, чтобы вы перевоспитали свое негативное чувство (страх, ужас, боязнь и пр.). Для этого нужно сделать его добрым. Подумайте, как это сделать и исправьте. В группе с детьми мы пририсовываем шары, конфеты в руках у страшилки; исправляем злое выражение лица на доброе, улыбчивое; одеваем страшилку в нарядный, веселый костюм – и прочее. (Педагоги исправляют)

Исправили? Сомните его как вам захочется. А теперь разверните лист и разгладьте его руками. Посмотрите, сколько заломов осталось на листе, как бы вы его не разглаживали. Каждая обида или конфликт оставляют на наших душах такие же заломы, которые не исчезают уже никогда. Давайте будем как можно бережнее относиться друг к другу и дальше с вами взаимодействовать.

  Итак, мы с вами познакомились с некоторыми приемами, которые направлены на развитие социально- эмоционального интеллекта. Небольшой опыт нашей с вами практической деятельности показал, что знание и умелое использование методов и технологий, направленных на развитие социально- эмоционального интеллекта придает большую эффективность, действенность и результативность в развитии ребенка. В заключении хочется сказать, что важнейшие составляющие социально- эмоционального интеллекта - это умение понять свои эмоции и управлять ими, справляться со сложными и стрессовыми ситуациями, развить и использовать социально- эмоциональный интеллекта в достижении целей, уметь распознавать и признавать чувства других взаимодействовать с окружающими, находить с ними общие точки соприкосновения, иметь  способность представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему, уметь быстро и эффективно реагировать на изменившиеся обстоятельства.

Упражнение «Пирамида позитивных пожеланий» (или «Коллективное рукопожатие»)

 Вытягиваю вперед руку ладонью вниз и произношу пожелание группе. Участники поочередно кладут ладони на ладонь ведущего с пожеланиями, затем на счет «три» дружно вскидывают руки вверх красиво и позитивно.

Рефлексия: Поделитесь вашими впечатлениями от сегодняшнего занятия.

Спасибо за участие! До свидания, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СИСТЕМА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемыАнализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.Формулиро...

Система развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста "В сказочной стране эмоций"

Возраст целевой группы: 4 – 5 летЦель пособия: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.Задачи пособия:- закрепление знаний детей об эмоциональных состояниях;- активизация словаря эмоциональн...

Система развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

Современный этап развития российского общества характеризуется глубокими изменениями в различных сферах.Серьезные изменения в общественной жизни вызывают необходимость преобразования основных со...

Семинар – практикум психолога ДОУ: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

В нашей жизни эмоции занимают очень важное место. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личностную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форм...

Семинар-практикум для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста»

Новейшие исследования, описанные в специальной литературе, показывают, что от степени развития эмоциональной компетентности зависит общее благополучие человека – его успехи и продвижение на рабо...

Консультация-практикум для родителей «Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в семье»

Цель: повышение родительской компетенции в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста. Воспитатель: здравствуйте, уважаемые родители. Стремясь развить интеллект ребенк...

Консультация-практикум для родителей «Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в семье»

консультация-практикум для родителей "Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольноговозраста в семье"...