Консультация-практикум для родителей «Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в семье»
консультация
Цель: повышение родительской компетенции в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
Воспитатель: здравствуйте, уважаемые родители. Стремясь развить интеллект ребенка, многие уделяют внимание лишь познавательным способностям детей. Однако не стоит забывать о таком важном понятии, как эмоциональный интеллект, то есть умении распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими и понимать причину их возникновение. Во многом именно данные способности являются залогом успешной и счастливой жизни человека. Дети реагируют на все очень эмоционально. Отобрали игрушку, не купили конфету – слезы, и наоборот, мама пришла пораньше с работы или на улице увидели трактор – бурная радость. Проявление эмоций у дошкольников не ограничивается только радостью и грустью, они могут выражать гнев, удивление, стыд, досаду, восхищение и другие сложные эмоции. Но далеко не всегда они являются осознанными. Дети с недостаточно развитым эмоциональным интеллектом не могут ответить на вопрос, что они чувствуют в данный момент. Кроме этого, они испытывают трудности в общении из-за того, что не обращают внимания на чувства окружающих или неправильно интерпретируют их эмоции. Именно с развитием эмоционального интеллекта связаны способности к сопереживанию и эмпатии. Малыши, которые не понимают собственные эмоции, не могут управлять ими. Поэтому родители таких детей зачастую сталкиваются с истериками и капризами.
Игровое упражнение «Ромашка вопросов»
Вопросы для обсуждения с подтверждением из личного опыта:
- Как часто вы сталкиваетесь с истериками и капризами?
- На Ваш взгляд, ребенок в 5 лет способен понимать чужие эмоции, управлять своими?
- На Ваш взгляд, нужно развивать эмоциональный интеллект ребенка или важнее познавательные способности?
- Можно ли сдерживать эмоции?
- Нужно ли обсуждать с ребенком какие он испытал эмоции?
- Как Вы развиваете эмоциональный интеллект ребенка в семье?
Воспитатель: Специалисты сходятся во мнении, что именно высокий уровень развития эмоционального интеллекта является залогом успешности в жизни. В дошкольном возрасте развитие эмоциональный сферы приобретает особую значимость, так как в этот период у ребенка происходит активное формирование его самосознания и самооценки. У родителей есть много возможностей способствовать развитию эмоционального интеллекта малыша. Обсуждайте с ребенком эмоции и причины их возникновения, открыто выражайте свои чувства и не запрещайте это делать малышу. Также существует множество специальных игр для развития эмоционального интеллекта.
Практическая часть
Воспитатель вместе с родителями проигрывают игры на развитие эмоционального интеллекта
Игра «История одного шарика»
Цель игры: научить ребёнка расслабляться, подстегнуть работу его воображения, помочь анализировать собственные переживания.
Правила игры:
Попросите надуть яркий воздушный шарик.
Придумайте историю, суть которой в том, что шарик переполнен эмоциями:
- ему очень обидно, что он зелёный, а его друзья красные;
- он боится предстоящего праздника, потому что дети могут его раздавить;
- он солгал маме-шарику о том, где гулял вчера вечером, и теперь ему мучительно стыдно.
Чтобы шарик не лопнул от нахлынувших эмоций, ему надо помочь. Пусть ребёнок медленно выпустит воздух из шарика, приговаривая в этот момент что-то подбадривающее, какие-то слова поддержки.
- На что обратить внимание
Желательно, чтобы надувал шарик, а затем выпускал из него воздух ребёнок, но если потребуется, помогите с этой частью задания.
Спрашивайте малыша, бывали ли у него ситуации, в которых он чувствовал себя как этот шарик (эмоции могут быть и радостными, не обязательно упоминать страх, досаду или стыд).
Игра «Фантазёры»
Цель игры: научить ребёнка анализировать эмоциональное состояние рисованных персонажей, развивать чуткость и воображение.
Правила игры:
Подготовьте несколько картинок, на которых изображены эмоции людей.
Пусть ребёнок опишет, что видит.
А теперь попросите его придумать, что предшествовало изображенному моменту.
Пофантазируйте вместе, что может случиться дальше.
- На что обратить внимание
Чем больше деталей заметит малыш на картинке, тем лучше. Если в процессе работы над эмоциональным интеллектом вы будете периодически повторять показ картинок, то непременно обнаружите, как возрастает внимательность малыша.
Рекомендации для родителей
Упражнения по развитию эмоционального интеллекта для игр в домашних условиях
Разыгрывание сюжетов из жизни. Пример игры: возьмите игрушку зайца и изобразите, что зайка плачет. Попробуйте вместе с ребенком с помощью мимики показать, как зайка плачет. Обсудите, почему он плачет (ему грустно, он обиделся, замерз, болит лапка и т.д.). Придумайте, как можно ему помочь. Такие игры можно начинать уже с двухлетнего возраста. Но обратите внимание, что разыгрываемые ситуации должны быть близки и понятны ребенку. Демонстрация эмоций и их объяснение на простых примерах поможет малышу научиться понимать чувства других людей.
Арт-терапия. Слушая сказки, просматривая произведения искусства (например картины В.М. Васнецова) ребенок знакомится с различными вариантами проявления эмоций, учится сопереживать героям. Также развить эмоциональный интеллект малыша можно при помощи рисования (особенно красками) и музыкотерапии.
«Угадай эмоцию». Эта игра подойдет для детей старшего дошкольного возраста. С помощью мимики изобразите какую-либо эмоцию и попросите малыша угадать, что вы показываете. Затем ребенок уже сам может быть в роли ведущего и показывать эмоции Вам.
«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся». Это упражнение проводится в парах. Сядьте друг напротив друга и закройте глаза. Смысл игры заключается в том, чтобы выразить эмоции (например, гнев, радость, грусть) при помощи рук.
«На что похоже настроение». Предложите малышу пофантазировать и подумать, на что похоже настроение. Начинать игру лучше взрослому (например, мое настроение похоже на журчащий ручеёк» или «мое настроение похоже на ураган»).
«Собери эмоцию». Эту дидактическую игру можно найти в магазине или сделать своими руками. Нарисуйте лица, изображающие различные эмоции и разрежьте их на части (глаза, рот, брови). Затем перемешайте их и попросите ребенка «собрать» заданную эмоцию.
Игры с карточками-эмоциями. С помощью специальных карточек с изображением эмоций, обсудите с ребенком, что испытывают герои на картинках, чем вызваны их эмоции.
В завершении практической части родителям предлагается просмотреть мультфильм «Крошка Енот»
Просмотр мультфильма «Крошка Енот»
Совместное чаепитие и обсуждение мультфильма «Крошка Енот»
Воспитатель: Занимаясь всестороннем развитием своего ребенка важно помнить самое главное: смотрите, что необходимо именно вашему ребенку, чутко относитесь к его реакциям на нововведения в развитии, предоставляя многообразие вариантов – уважайте его выбор. Развивайте играючи, сделайте процесс интеллектуального и эмоционального развития частью ваших каждодневных рутинных дел – тогда ваш ребенок получит все шансы вырасти гармоничной и счастливой личностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация для родителей "Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте"
Все родители хотят видеть своих детей реализованными и успешными. Знаете ли вы, что если пару десятков лет назад во главу угла ставился интеллект, уровень образования и наличие максимального количеств...
Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Раскрытие понятий "эмоции" и "эмоциональный интеллект", особенности развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте....
Картотека игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Развитие эмоционального интеллекта — одно из важнейших направлений дошкольной педагогики. От способности человека понимать чужие и собственные переживания, от его навыков контроля над своим эмоц...
Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
В настоящее время стала все более актуальной проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Это связано с изменениями, происходящими ...
Познавательно-творческий проект «По следам сказочных героев» (использование сказкотерапии для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста)
проект педагога-психолога в ДОУ...
Консультация-практикум для родителей «Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в семье»
консультация-практикум для родителей "Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольноговозраста в семье"...
Рекомендации для родителей по развитию эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Данные рекомендации предназначены для родителей и отражают основные аспекты развития эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте....