«СИСТЕМА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
- Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
- Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
- Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
- Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
- Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
- Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_sistemy_deyatelnosti_pedagoga.doc | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
- Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Проблема развития социального и эмоционального интеллекта ребенка в последние годы приобрела особую актуальность. Это связано, в первую очередь, с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании. Модернизация российского образования в качестве одной из основных целей предполагает воспитание людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью. В Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию говорится; что забота о будущих поколениях — задача номер один для Российского государства. Роль образования в данном вопросе - ключевая. Президент говорит о следующей основной задаче образования: раскрыть способности каждого ребенка, подчеркивая при этом безусловную важность дошкольного возраста, закладывающего базу формирующейся личности. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 — 2015 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 163-р, обеспечивает продолжение модернизации дошкольного образования как института социального развития.
Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
На философском и социологическом уровнях (Аристотель, Платон, Ж.Ж.Руссо, Э. Дюркгейм, М. Вебер, М. Шелер, Р. Мертон, Р. Миллс, А. Шутц и др.) феномен социального интеллекта определен как способность постигать сущностные характеристики социального взаимодействия, дальновидность в межличностных отношениях. Исследования в области интеллекта позволяют выделять следующие его виды: вербальный, способность решать проблемы и практический (Г.Ю. Айзенк, М.А. Холодная, Р. Стернберг и др.). Социальный аспект интеллекта рассматривается в каждом из этих видов. В психологической науке всесторонне изучен данный феномен, дана его характеристика, обозначены пути его совершенствования.
Социальный интеллект – это способность понимать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека. Социальный интеллект – это, также, проявление дальновидности в межличностных отношениях. Социальный интеллект связывают со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Это особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление.
Эмоциональный интеллект может рассматриваться как подструктура социального интеллекта. Как ментальная способность, он является также частью более обширной группы свойств личности. Это один из многих факторов индивидуальности, скорее позитивных, чем негативных для межличностного взаимодействия.
«Эмоциональный интеллект» – способность распознавать собственные чувства и чувства других людей, чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать верный тон в отношениях». Короче, насколько детям необходимо изучать свой организм и окружающий мир, настолько им также необходимо изучать и свой внутренний мир. Это может оказать им неизмеримую помощь в том, чтобы уметь общаться и переносить взлеты и падения.
В настоящее время, согласно наблюдениям и мониторингу, все острее стоит проблема развития социального и эмоционального интеллекта воспитанников. Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека. Этот вывод ученых перевернул в середине 90-х годов XX века взгляды на природу личностного успеха и развития человеческих способностей. Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни.
Недостатки в результатах:
- У детей плохо сформированы эмоционально – мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым;
- У детей недостаточно выработаны положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе игры;
- У детей недостаточно развиты навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод переживания.
Недостатки в основном процессе:
- Деятельность педагога носит бессистемный характер в вопросах развития эмоционального и социального интеллекта;
- Отсутствие мониторинга социального и эмоционального интеллекта детей.
Недостатки в условиях профессиональной деятельности:
- Специалист, ведущий деятельность по развитию эмоционального и социального интеллекта должен иметь квалификацию «психолог», «педагог-психолог» или «преподаватель психологии»;
- Нехватка технических средств обучения (ноутбук, CD – проигрыватель, CD - диски с записью спокойной, веселой, грустной музыки);
- Нехватка информационных технологий. Нет методической и специальной литературы, периодических изданий для развития у детей эмоционального и социального интеллекта по ФГОС ДО.
Анализируя недостатки, можно сделать вывод, что сфера профессионального труда воспитателя - это арена преодоления множества противоречий. Это противоречия между следующими факторами:
- динамикой профессиональных задач и внутренней готовностью воспитателя к их осуществлению;
- динамикой образовательной политики и стремлением воспитателя занимать чёткую и последовательную позицию;
- личностной потребностью воспитателя в творческой самореализации и возможностью её удовлетворения;
- растущим объёмом актуальной информации и рутинными способами её переработки, хранения и передачи.
- Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, зависит его будущий успех в межличностном обучении.
Необходимо сформировать у детей способность распознавать собственные чувства и чувства других людей. Чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать верный стиль в отношениях.
Важно систематизировать развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
- Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры | Конкретизация | Проявления |
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. | Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. | Владеют навыками поведения и общения со взрослыми и сверстниками. |
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. | Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычки сообща играть, заниматься самостоятельно выбранным делом. | Проявляют доброжелательность и отзывчивость. Благодарят взрослого, сверстника за оказанную помощь, внимание. В общественных местах ведут себя сдержанно, не привлекают излишнего внимания, разговаривают негромко. |
Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. | Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. | Проявляют способность отслеживать партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. |
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывание в ситуации общения. | Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Развитие умения содержательно, эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях. | Умеют похвалить, подбодрить, подсказать выход из сложной ситуации, не ущемляя при этом достоинство сверстников. Дети могут выражать свои чувства и эмоции на вербальном и невербальном уровне. |
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. | Расширение знаний детей о связях и взаимозависимости человека, животного и растительного мира, об особенностях общения человека с окружающим миром. Формирование доверия к собеседнику. Формирование чувств, принадлежности к мировому сообществу. | Активно участвуют в разных видах деятельности. Наблюдают и заботятся о животных и растениях. Правильно определяют времена года. |
- Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Социальный и эмоциональный интеллект – понятия интегративные и включают множество разнообразных способностей, знаний и умений. Исследователи предлагают различные варианты структуры социального и эмоционального интеллекта. Нам наиболее близка позиция Р. Бояцис и Д. Гоулман, которые выделяют следующие компоненты эмоционального интеллекта:
1) самосознание (эмоциональное осознание себя, точная самооценка, уверенность в себе);
2) социальное осознание (эмпатия, организационное осознание, ориентация на обслуживание);
3) самоуправление (самоконтроль, адаптивность, инициатива, ориентация на достижение);
4) социальные навыки (развитие других, лидерство, влияние, коммуникация, катализация изменений, разрешение конфликтов, работа в составе группы, создание связей).
В связи с этим необходимо систематизировать процесс развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, используя стандартизированные методики современных авторов.
Цель: Формирование эмоционально – мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Развитие навыков, умения и опыта, необходимых для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
Основные задачи:
- Сообщая детям знания, воспитывать в них такие нравственные качества, как любовь к близким людям, стремление заботиться о них;
- Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ как собственного поведения, так и поступков окружающих людей;
- Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении;
- Формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями – мимикой, жестами, пантомимикой;
- Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе самостоятельной деятельности.
I этап. Мир познания.
Цель: дать детям представление о связях и взаимозависимости человека, животных и растительного мира, об особенностях общения человека с окружающим миром, а также развивать образное мышление.
Эффективность. Полученные знания позволяют подвести ребенка к пониманию того, как важно любить окружающую природу, чувствовать ее, заботиться о ней, учиться у нее доброте, чуткости, бескорыстию; сформируют умение переносить все хорошее из природы во взаимодействие с людьми.
Тема 1. «Времена года»:
Дидактическая игра «Загадки о лете»; дидактическая игра «времена года»; изобразительная деятельность «К нам весна пришла, радость принесла»; НОД «Экскурсия в лес»; игра – инсценировка народного праздника «пришла зима – снег и радость принесла».
Тема 2. «У природы нет плохой погоды»:
Составление рассказа «Про погоду»; изобразительная деятельность «Рисование придуманного рассказа»; динамическая пауза – этюд «Солнечные зайчики»; дидактическая игра «Загадки про погоду»; этюды на имитацию разных явлений природы; подвижная игра «Солнышко и дождик»; дидактическая игра «Какая бывает погода?».
Тема 3. «Мой ласковый и нежный зверь»:
Игра – драматизация «На бабушкином дворе»; подвижная игра «Кот Васька»; игра – имитация «Заяц»; игра – имитация «Лиса»; НОД «Домашние животные»; этюд «Кот и сметана»; игра «Кто где живет?»; дидактическая игра «Загадки о домашних животных и птицах»; дидактическая игра «Расскажи о животных, которые живут в твоем доме».
Тема 4. «Мои зеленые друзья»:
Игра «Посажу я семена»; дидактическая игра «Определи на вкус»; игра – драматизация «Веселые овощи»; дидактическая игра «Загадки об овощах»; подвижная игра «Огуречик»; Изобразительная деятельность «Рисование стихотворения Е. Трутневой «Колокольчик».
II этап. Языки общения.
Цель: Дать детям представление о различных средствах и способах коммуникации с окружающим внешним миром; о важности и значительности органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения.
Эффективность. Полученные знания дадут ребенку первоначальные представления о возможности выражать свои потребности, чувств с помощью различных вербальных и невербальных средств коммуникации, а также познакомят ребенка с тем, как можно видеть и понимать себя и других в процессе общения.
Тема 1. «Мои умные помощники».
Чтение рассказа Е. Пермяка «Про нос и язык»; дидактическая игра «Посылка от обезьянки»; игра – драматизация «Послушай и угадай»; НОД «Изготовление аппликации на тему стихотворения А. Вегнер «Цвета радуги».
Тема 2. «Как я помню то, что помню».
Дидактическая игра «Радио»; дидактическая игра «Чего не стало?»; упражнение «Кто больше знает имен».
Тема 3. «Язык жестов и движений».
Подвижная игра «Веселый хоровод»; игра – инсценировка «Мишка и зайка»; игра – имитация «Мы обезьянки»; игра – имитация «Правила гигиены»; Этюды на имитацию выразительных движений: «Кузнечик», «Раздумье», «Я не знаю», «Золотые капельки», «Вкусные конфеты», «Северный полюс».
Тема 4. «Язык чувств».
Игра «Я люблю свою лошадку»; дидактическая игра «Настроение»; игра – драматизация «Спрятанная котлета»; этюды на выражение различных эмоциональных состояний: «Лисенок боится», «Поссорились и помирились».
III этап. Тайна моего «Я».
Цель: Дать детям представление о чувстве собственного достоинства; о необходимости оценивать собственные поступки, чувства; о способах и выразительных средствах общения (жестах, мимике, движениях).
Эффективность. Полученные знания позволят ребенку подойти к пониманию собственного «Я», т.е. прообразу самооценки, и научиться правильно оценивать свои поступки и на их основе различать по выразительным средствам общения и эмоции, и чувства других детей и взрослых.
Тема 1. «Кто такой «Я».
Дидактическая игра «Мой портрет»; игра – драматизация «Наша Маша маленькая»; игра – драматизация «Почему так?»; творческая игра «Угадай, кто это?»; дидактическая игра «Что есть у игрушки?»; игра «Веселые колокольчики»; упражнение «Кто я?».
Тема 2. «Я сам».
Дидактическая игра «Мой день»; сюжетно – ролевая игра «Забавные гномики»; этюды на создание собственных мышечных и эмоциональных ощущений: «Гномики на полянке», «Гномики на озере», «Сильный ветер», «Мы медведя испугались», «Гномики отдыхают», подвижная игра «Развеселим дедушку».
Тема 3. «Я хочу».
Сюжетно – ролевая игра «Ярмарка»; беседа «Моя мечта»; этюд по стихотворению Е. Юдина «Вот какой малыш»; творческая игра «Я волшебник»; игра – инсценировка «Зайчики и волк»; этюд «Зайчики».
IV этап. Этот странный взрослый мир.
Цель: Дать детям представление о нравственном поведении, которое необходимо во взаимоотношениях между взрослыми людьми; о добре и зле в поведении окружающих; о необходимости уважения, доверия, взаимопонимания и взаимопомощи, заботливом отношение к ним.
Эффективность. Знания, полученные детьми в ходе проведения НОД по данному разделу, позволят воспитывать добрые и искренние чувства к самым близким людям, привязанность к семье; помогут научить детей ценить хорошие отношения и получать радость от общения со своими близкими, проявлять о них заботу и предлагать им посильную помощь.
Тема 1. «Никого роднее мамы в целом мире нет».
НОД «Чем можно порадовать маму»; подвижная игра «Курица и цыплята»; игра – драматизация «Найди свою маму»; этюд «Любящий сын»; этюд «Маме улыбнемся».
Тема 2. «Дружная семья».
Этюд «Любящие родители»; беседа «Папин портрет»; беседа «Дедушкин портрет»; НОД «Бабушкин портрет»; этюд «Бабушка заболела»; беседа «Семейная фотография»; этюд «Утреннее фото»; дидактическая игра «Маленькие помощники»; подвижная игра «Карусели».
Тема 3. «Мамы разные нужны, мамы разные важны».
Беседа «Что делают наши мамы и папы»; игра – рисование «Маленький парикмахер»; дидактическая игра «Кто больше назовет действий».
Тема 4. «Я должен спросить у мамы».
Беседа «Как быть послушным»; беседа «Бармалей»; обсуждение рассказа Б. Рисича «Иностранец»; составление рассказа по серии сюжетных картинок «Маленький помощник».
Тема 5. «Как мы ходили в магазин».
НОД «В магазине самообслуживания»; дидактическая игра «Где можно купить»; дидактическая игра «Магазин игрушек».
Тема 6 «На улице».
Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по городу»; дидактическая игра «Наш город»; творческая игра «Автобус»; беседа «Как вести себя на улице»; беседа «Что делать, когда потерялся?»; игра – драматизация «Правила уличного движения»; игра – драматизация «Путешествие в деревню»; игра – драматизация «Едем мы, друзья, в дальние края…».
V этап. Как мы видим друг друга.
Цель: Дать детям представление о существовании и значении индивидуальных особенностей своих сверстников; об умении и необходимости общаться друг с другом, несмотря на разницу желаний и возможностей; о необходимости сотрудничать и сопереживать, проявлять заботу и внимание в отношениях друг к другу; о возможности переживать положительные эмоциональные состояния от общения с другими детьми (на основе использования изобразительных средств для выражения своего положительного эмоционального отношения к сверстникам); об умении высказывать свое мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки; о необходимости нести радость другим.
Эффективность. Полученные знания позволят детям понять необходимость проявления заботы и внимания по отношению друг к другу. Выработанные навыки будут способствовать формированию у детей доброты, чуткости, доброжелательности, соучастия и сотрудничества в процессе общения друг с другом.
Вырабатываемые навыки позволят дать детям представления о чувстве радости, веселья, юмора; сформировать положительные эмоции в различных ситуациях, что поможет в дальнейшем доставлять радость окружающим людям, а также ребенок научится управлять своим настроением при общении с окружающим миром.
Тема 1. «Я и другой: мы - разные».
Дидактическая игра «Мы - разные»; игра – беседа «Кто мы?»; игра – драматизация «Мишка - отгадчик»; упражнение «Спиной друг к другу»; упражнение «Что не так?».
Тема 2. «Дружба».
Беседа «Что такое дружба»; Изобразительная деятельность на тему «Мой лучший друг»; НОД «Кого можно назвать другом»; игра – драматизация рассказа «Три товарища»; игра – инсценировка «Катание кукол на санках»; дидактическая игра «Не забывай о товарищах»; подвижная игра «Не намочи ноги»; подвижная игра «Вспоминай своих друзей»; этюд «Два друга»; этюд «Кто виноват»; этюд «Странная девочка» (по рассказу Б. Рисича).
Тема 3. «День рождения».
Игра «День рождения Незнайки»; сюжетно – ролевая игра «В гостях»; сюжетно – ролевая игра «Праздник именинников».
Тема 4. «Мы улыбаемся».
Игра «Клоун Тяп - ляп»; этюд «Делай, как я»; подвижная игра «Замри!»; экскурсия «Учимся радоваться природе»; этюд «Солнышко»; этюд «Небо»; этюд «Цветы и травка»; этюд «Птицы»; подвижная игра «Веселый танец»; дидактическая игра «Кто больше заметит небылиц».
VI этап. Фантазия характеров.
Цель: Развивать умение понимать, что можно и что нельзя делать; определять и сравнивать основные черты характера людей; на основе полученных знаний строить свое поведение в общении друг с другом.
Эффективность. После изучения тем данного этапа дети получат представление о поступках и привычках людей, что даст возможность им в дальнейшем вырабатывать социально значимые мотивы положительного поведения, развивать в себе желание подражать хорошим примерам. Заложенные основы знаний и воспитания помогут ребенку развить в себе чувство ответственности за свои поступки, требовательность по отношению к себе, позволят формировать правильную самооценку, что поможет развитию основных черт будущей личности.
Тема 1. «Что такое хорошо и что такое плохо».
Игра – драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо»; сюжетно – ролевая игра «Два жадных медвежонка»; этюд «Капризуля Марк»; этюд «Хвастливый зайка»; этюд «Конкурс лентяев»; этюд «Задавака»; этюд «Упрямые козлики»; игра – драматизация «Узнай себя»; беседа по рассказу «Добрый поступок Вани»; подвижная игра «Смелые мышки»; упражнение «Болезнь куклы»; игра – драматизация «Репка».
Тема 2. «Давай никогда не ссориться».
Дидактическая игра «Не поделили игрушку»; подвижная игра «Танцоры и музыканты»; беседа «На меня в обиде мама…»; этюд «Котята»; подвижная игра «Нам не тесно».
Тема 3. «Дурные привычки».
Беседа «Какие бывают привычки»; этюд «Котята»; игра – драматизация «Девочка чумазая»; сюжетно – ролевая игра «Почему кот моется после еды»; дидактическая игра «Не боимся паука»; упражнение «У страха глаза велики»; этюд «На стуле»; изобразительная деятельность «Какого цвета мой страх»; дидактическая игра «Не обзывайся».
VII этап. Умение владеть собой.
Цель: Развивать умение контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм общения между людьми.
Эффективность. В результате полученных знаний дети смогут произвольно входить в состояние покоя; сосредоточиваться и удерживать внимание в течение заданного времени; оценивать и (в случае необходимости) изменять свое поведение в процессе общения с окружающими людьми; преодолевать отрицательные черты характера.
Тема 1. «Умей расслабиться».
Упражнение «Разговор с лесом»; упражнение «Что рассказало море»; упражнение «На берегу»; упражнение «Отдыхаем».
Тема 2. «Будь внимателен».
Игра «Летает – не летает»; игра «Кто лучше слышит»; игра «Это правда или нет»; игра «Хамелеон»; игра «Соседи»; игра «Испорченный телефон»; упражнение «Будь внимателен»; игра «Кто быстрее»; игра «Я увидел из окна…»; игра «Запрещенное движение»; игра «Дикие животные»; игра «Плавает, летает, рычит…»
Тема 3. «Как поступить?»
Сюжетно – ролевая игра «Как побороть страх»; сюжетно – ролевая игра «Буратино и дети»; игра «Так и не так»; упражнение «Я хочу»; этюд «Лисенок боится»; этюд «Гроза»; этюд «Ночные звуки»; этюд «Хорошее настроение»; этюд «Встреча с другом».
Тема 4. «Не хочу быть плохим».
Дидактическая игра «Спать пора»; дидактическая игра «Мы моем свои расчески»; дидактическая игра «Таня простудилась»; игра «Хочу одеваться правильно»; чтение стихов на тему «Не хочу быть плохим»; этюд «Стыдно»; упражнение «Ябеда»; игра – инсценировка «Мостик».
VIII этап. Культура общения.
Цель: Дать детям представление о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить их с правилами этикета.
Эффективность. После изучения тем этого этапа дети получат знания о приемах, средствах и методах вежливого общения друг с другом, младшими детьми и взрослыми. Они научатся правильно вести себя в различных ситуациях дома, в гостях, на улице, используя как жестовые, так и речевые средства общения и правильно применяя правила этикета.
Тема 1. «Секрет «волшебных» слов».
Дидактическая игра «У нас в гостях кукла Таня»; НОД «Волшебные слова»; игра – упражнение «Пожалуйста»; Дидактическая игра «Как Буратино стал вежливым»; творческая игра «Страна вежливости»; игра – драматизация «Добрый день!»; беседа с использованием стихотворения «Что значит быть вежливым?»; игра – драматизация по стихотворению З.Мошковой «Вежливое слово» (отрывок).
Тема 2. «Давай поговорим».
Беседа «Как тебя называют»; игра – инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит»; дидактическая игра «Умей извиняться»; беседа «Как вести себя во время разговора»; упражнение – инсценировка «Котенок»; игра с пением «Дети и пес»; игра – драматизация «Черепаха и заяц»; игра – упражнение «Передай другому»; этюд «Кому и как можно подражать».
Тема 3. «Телефон».
Игра – драматизация «Телефон» (по стихотворению К.Чуковского); дидактическая игра «Телефонный разговор»; творческая игра «Алло! Алло!».
Тема 4. «Напиши мне письмо».
Творческая игра «Письмо Вини - Пуху»; дидактическая игра «Я вам пишу»; игра – драматизация «Письмо о радуге»; этюд «Раздумье».
Тема 5. «За столом».
Игра – драматизация «Угощение»; игра – драматизация «Маша обедает»; беседа «За столом».
IX этап. Мальчик и девочка.
Цель: Воспитать культуру общения мальчиков и девочек с учетом специфических черт характеров.
Эффективность. В результате работы по темам настоящего этапа дети получат представления о половых различиях, о культуре и психологии общения мальчиков и девочек, а также разнополых детей друг с другом. Дети научатся понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.
Тема 1. «Вежливость».
Дидактическая игра «Мальчик или девочка»; дидактическая игра «Кто что носит?»; сюжетно – ролевая игра «Наши прически»; мини – конкурс «Модница».
Тема 2. «Маленькие рыцари и дамы».
Игра – соревнование «Самый сильный и ловкий»; игра – состязание «Кто сильнее»; игра – соревнование «Петушки»; игра – соревнование «Рыцарский турнир»; подвижная игра «Цветы и пчелки».
Тема 3. «Дружба мальчиков и девочек».
Беседа «С кем бы я хотел дружить»; упражнение «Знакомство»; дидактическая игра «Защитники девочек»; подвижная игра «Лужа»; этюд «Запачкался»; этюд «Игрушки»; этюд «Пуговица»; этюд «Тяжелая сумка».
Тема 4. «Играем вместе».
Подвижная игра «Надень и попляши»; упражнение «Приглашение на танец»; подвижная игра «Найди свою пару»; игра – драматизация «Спящая красавица»; изобразительная деятельность «О мальчиках и девочках»; беседа «Наши отношения».
В данной системе развития социального и эмоционального интеллекта детей особое внимание уделяется формированию у взрослых людей – педагогов, воспитателей, родителей – ответственного отношения к воспитанию маленького человека, живущего в цивилизованном обществе, а также с окружающим миром и людьми.
Самое главное, система послужит установлению взаимопонимания между родителями и детьми, воспитателями и воспитуемыми. У нас стала уже крылатой фраза: «Счастье – это когда тебя понимают», а это понимание не приходит само собой, ему надо научиться. Поэтому наш девиз: «Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья».
Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.
- Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс - опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
- Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.
- Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.
- Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.
- Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.
Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к развитию социального и эмоционального интеллекта детей. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.
Тематические консультации организуются с целью ответить на вопросы эмоционального и интеллектуального развития детей («Если ребенок застенчив», «Агрессия детей», «Адаптация детей к детскому саду»). Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы социального и эмоционального развития детей дошкольного возраста).
«Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием психолого обсуждаются с родителями актуальные проблемы развития социального и эмоционального развития детей («Кризис трех лет», «Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье»).
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей (НОД «С кем бы я хотел дружить»). Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.
Вечера вопросов и ответов. Эта форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития социального и эмоционального интеллекта детей.
Мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема развития навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками.
Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.
Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.
Педагогические беседы с родителями на тему развития социального и эмоционального интеллекта детей («Формирование у детей способности распознавать собственные чувства и чувства других людей»). Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.
Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет по развитию социального и эмоционального интеллекта детей.
Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.
Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких традиционных совместных праздников и досугов, как «Встреча Нового года», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник урожая» и др., вечер взаимодействия «Как мы весну встречали». Не обойтись и без спортивных развлечений таких как «Зарничка», семейные Олимпийские игры. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т.д.
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). Например, выставки «Во поле березонька стояла», «Чудеса для детей из ненужных вещей», вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия»
Уголок для родителей. Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей по развитию у детей социального и эмоционального интеллекта.
Папки–передвижки. Формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Роль отца в воспитании детей», «Дружба мальчиков и девочек», «Вежливость» и т.д. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.
Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т.д.
Анкетирование. Один из распространенных методов диагностики, который используется работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Пособия. Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.
Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.
Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.
- Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально – коммуникативного, познавательного, речевого, художественно – эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Кадровые условия.
Кадры ДО должны иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию для развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, быть способны к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни. Такова основа кадровой политики в области дошкольного образования.
Научно – методические.
Педагог, реализующий образовательную программу должен
а) владеть:
- конкретными методиками психолого-педагогического мониторинга развития социального и эмоционального интеллекта детей;
- средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в дошкольном образовательном учреждении;
б) знать:
- – частные методики, позволяющие реализовать развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста;
- – состав и особенности учебно-методических комплексов и дидактических материалов, в том числе на электронных носителях;
в) уметь:
- – использовать частные методики для развития социального и эмоционального интеллекта детей;
- – анализировать программы, учебно-методические комплексы и отдельные дидактические материалы для разработки системы развития социального и эмоционального интеллекта детей;
- – разрабатывать программы внеурочной деятельности для формирования у детей норм и правил поведения в обществе;
- – разрабатывать дидактические материалы.– оценивать текущее состояние, ресурс и потенциал развития эмоционального интеллекта воспитуемых и предлагать научно обоснованные методы повышения их эффективности; учитывать индивидуальные особенности детей в образовательном процессе;
- – выбирать и применять современные образовательные технологии, адекватные поставленным целям, в том числе обеспечивающим интенсивность и индивидуализацию образовательного процесса.
Материально – технические.
Педагог, реализующий образовательную программу должен владеть современными технологиями проектирования среды, в том числе способами сопровождения, поддержки, компенсации, создания образовательных и тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр для развития социального и эмоционального интеллекта детей;
Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечить возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Предметно – развивающая среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Нормативно – правовые.
Педагог, реализующий образовательную программу должен знать правовые нормы отношений участников образовательного процесса; осуществлять профессиональную рефлексию; вести документацию.
Информационные.
Педагог, реализующий образовательную программу должен:
- знать основы современных концепций природы, общества и моральных норм общения между людьми;
- владеть навыками продвинутого пользователя информационными и коммуникационными технологиями;
- использовать современные ресурсы на различных видах носителей информации для обеспечения образовательного процесса;
- владеть методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации.
Организационные.
Педагог, реализующий образовательную программу должен применять дидактические методы и приемы организации самостоятельной работы детей в информационно-образовательной среде; организовывать взаимодействие с детьми, совместную и индивидуальную деятельность детей для воспитания культуры общения и взаимодействия со сверстниками; использовать данные профессионального мониторинга (психологического, социального) для планирования и реализации педагогической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста "В сказочной стране эмоций"
Возраст целевой группы: 4 – 5 летЦель пособия: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.Задачи пособия:- закрепление знаний детей об эмоциональных состояниях;- активизация словаря эмоциональн...
Система развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
Современный этап развития российского общества характеризуется глубокими изменениями в различных сферах.Серьезные изменения в общественной жизни вызывают необходимость преобразования основных со...
Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Раскрытие понятий "эмоции" и "эмоциональный интеллект", особенности развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте....
Картотека игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Развитие эмоционального интеллекта — одно из важнейших направлений дошкольной педагогики. От способности человека понимать чужие и собственные переживания, от его навыков контроля над своим эмоц...
«Элементы детской субкультуры как эффективный инструмент индивидуализации образовательного процесса в ДОУ по развитию социально - эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста»
В статье представлен опыт работы по развитию социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста...
Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
В настоящее время стала все более актуальной проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Это связано с изменениями, происходящими ...