Система развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
методическая разработка на тему
Современный этап развития российского общества характеризуется глубокими изменениями в различных сферах.
Серьезные изменения в общественной жизни вызывают необходимость преобразования основных социальных институтов, в том числе и дошкольного образования.
Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
petrova.docx | 35.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Система развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
- Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Современный этап развития российского общества характеризуется глубокими изменениями в различных сферах.
Серьезные изменения в общественной жизни вызывают необходимость преобразования основных социальных институтов, в том числе и дошкольного образования.
Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.
Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка.
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.
Во-вторых, мы 150 лет (с момента создания системы дошкольного образования) жили с пониманием важности общественного воспитания. А на самом деле для ребёнка важна его семья. Именно семья может обеспечить полноценное индивидуальное развитие и успешную социализацию ребёнка в обществе. Новый Закон об образовании закрепляет преимущественное право родителей на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами и определяет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных Федеральным законом. При этом дошкольные «образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития» (ст. 44 Закон РФ «Об образовании в Российской федерации»).
В-третьих, в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства, к сожалению, уходит игра. Перестают создаваться или распадаются детские дворовые сообщества. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру. Ту самую, познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Это игра, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение. Это игра, в которой малыш взрослеет. Ведь главная миссия дошкольного образования – наполнить жизнь ребёнка позитивными переживаниями детства!
В ходе реализации ФГОС приведет педагогов и родителей к пониманию важности реализации таких принципов Стандарта как:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений (теперь ребёнок не объект, который мамы, папы, воспитатели обучают и воспитывают, а полноправный творец своего «Я»);
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (взрослый не указывает ребёнку чем заниматься, а создаёт условия для того, чтобы у ребёнка возникло желание заниматься каким либо делом);
- сотрудничество детского сада с семьёй (родители и педагоги – партнёры, а не две стороны, акцентированные каждая на решении своих задач. Они вместе ищут пути решения проблем) и др.
Реальная образовательная ситуация в ДОУ не соответствует требованиям ФГОС в части обеспечения полноценного социально - личностного развития ребенка и можно выявить следующие противоречия:
- необходимость целостного личностного развития ребенка – дошкольника (взаимосвязи всех личностных сфер развития ребенка: когнитивной, чувственно – эмоциональной, поведенческой);
- востребованность нового качества целостной воспитательной среды для позитивного социально – эмоционального развития с одной стороны, отсутствие механизмов ее преобразования с этих позиций с другой стороны;
- с одной стороны необходимость конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса, с другой стороны неготовность значительной части родителей и педагогов к сотрудничеству и диалогу в аспекте личностного развития ребенка.
Анализ практики показывает, что существуют определённые факторы, оказывающие влияние на развитие самостоятельной деятельности детей:
- в ДОУ недостаточно занятий, направленных на развитие у ребёнка различных способов самостоятельных действий;
- мало ярких впечатлений от праздников, от художественных зрелищ в детском саду, в семье;
- не всегда соответствует материальная среда игровой зоны (музыкальные уголки, центры);
- недостаточно специального оборудования, материалов, пособий, дидактических игр.
Новый дошкольный Стандарт, помимо определения комфортных условий для воспитания дошкольника, нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству. Творчество предполагает наличие у субъекта (ребёнка) способностей, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Таким образом, анализ теории и практики дошкольного образования показывает, что существуют некоторые противоречия между:
- осознанием необходимости учета самоценности дошкольного возраста (приоритетность игры как продуктивного вида деятельности) и внедрением новых требований к выпускникам детских дошкольных учреждений;
- признанием значимости развития творческой активности ребенка как основы личностного развития и неразработанностью содержания, технологии, критериальной основы процесса развития;
- предъявляемыми современными требованиями общества к детям и недостаточным уровнем формирования личностных качеств.
Достичь желаемых результатов на практике не предоставляется возможным, поскольку не в полной мере происходит осознание педагогами и родителями необходимости целенаправленной деятельности в направлении развития самостоятельной творческой деятельности. Сравнивая модели организации образовательного процесса до введения ФГОС и после его введения, можно отметить главное изменение. До ФГОС ребёнок воспринимался как объект образовательной деятельности, в ходе которой педагог формировал определённые знания, умения и навыки, а теперь, согласно Стандарту, ребёнок понимается как субъект образования и развития, который в результате освоения программы приобретает интегративные качества.
Говоря о самостоятельной творческой деятельности детей, можно отметить, что реальные условия в ДОУ часто не предполагают практической реализации деятельности, возникающей по инициативе самого ребенка и отвечающей его потребностям и интересам. Практический опыт показывает, что за последние пять лет, очень снизилась творческая активность детей в ДОУ. И это можно объяснить многими причинами.
- Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
На основе проведённого анализа, можно сформулировать профессиональную проблему. Для успешной реализации самостоятельной творческой деятельности детей необходимо создать следующие психолого-педагогические условия (согласно ФГОС п.3.2.1.):
1) поддержку инициативы и самостоятельности детей;
2) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
3) поддержку взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом;
4) ориентировать образовательную деятельность на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывать социальную ситуацию его развития;
5) вовлекать родителей непосредственно в образовательную деятельность.
Профессиональная проблема заключается в различиях теоретической базы, на основе ФГОС и практики осуществления педагогической деятельности.
В настоящее время в ДОУ необходима переориентация педагогического процесса с существующей учебно-дисциплинарной модели обучения на личностно ориентированную модель.
- Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Под социально – эмоциональным развитием понимается развитие коммуникативной, эмоциональной и социальной сферы у дошкольников.
Структурными компонентами социально – эмоционального развития ребенка являются:
1.Формирование положительного самоощущения ребенка в любых жизненных ситуациях;
2.Развитие понимания ребенком своих индивидуальных внешних и внутренних особенностей (пола, возраста, внешнего вида, способностей, желаний, интересов, потребностей) и осознание своей уникальности (положительный образ - Я);
3. Развитие уверенного поведения (умение выражать желания и требования, проявить волю, принять собственное решение, делать выбор) и навыков регуляции своего поведения;
4. Положительное отношение ребенка к окружающим людям независимо от их возраста, пола, национальности, социального происхождения (формирование толерантности);
5. Умение на практике учитывать мнение, взгляды, настроение, желания других.
6. Развитие социальных навыков, а именно: осознание и осваивание различных социально – приемлемых способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договориться, ориентируясь на правила этикета и безопасности, способность установить дружеские взаимоотношения и новые контакты.
Отношения ребенка с миром, по сути, возникают задолго до его рождения, но лишь с появления совместной деятельности со взрослым, а затем и со сверстником эти отношения приобретают подлинный источник развития личности малыша. Ребенок осуществляет свою жизнедеятельность благодаря наличию этих взаимопересекающихся и взаимопроникающих систем, двух миров: мира взрослых и мира детей, каждый из которых объективно и субъективно влияет на социально – эмоциональное развитие ребенка на том или ином возрастном этапе.
В 4 – 5 лет дети становятся способны к более дифференцированному восприятию сверстников и самовосприятию, что является следующей ступенькой в самопознании и формировании толерантности. Ребенок проявляет живой интерес к сверстникам. В сюжетно – ролевой игре происходит общение по двум направлениям: общение персонажей и общение исполнителей. Роль педагога в этот период – формирование реальных отношений между детьми в группе. Несмотря на то, что соучастие и взаимное согласование выражены минимально, ребенок под руководством взрослого может приобрести первый социальный опыт сотрудничества в разных видах игровой и практической деятельности.
В старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет) ребенок способен более глубоко «заглянуть» в свой внутренний мир, осознать с помощью взрослого свои особенности и желания, научиться отстаивать свое мнение, делать выбор, целенаправленно достигать цели в деятельности. На основе самопознания у него формируется способность к саморегуляции своего поведения в соответствии с социально – принятыми в обществе нормами. Проявляя собственное достоинство, ребенок на практике способен уважать другого, понимать его состояние, проявлять сочувствие. У ребенка формируется положительная самооценка как основа для самоутверждения на следующей социальной ступени развития и как следствие нормального хода психического развития. Это стадия развития совместной деятельности, появления так называемых «играющих коллективов», в которых может вырабатываться единство «общественного мнения» по поводу тех или иных аспектов сотрудничества в игре, труде, занятиях.
Важнейшим фактором социально – эмоционального развития выступает организация разнообразных форм взаимодействия ребенка с разными социальными группами в процессе социально – одобряемой деятельности и открытости границ жизненного пространства ребенка.
- Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Социально – эмоциональное развитие ребенка – процесс длительный, непрерывный и многогранный. Оно будет результативным, если в детском саду и семье имеются необходимые условия и эффективно используется совокупность всех факторов социально – эмоционального развития ребенка.
Содержание социально-эмоционального воспитания и развития реализуется через специально организованные формы, виды совместной деятельности воспитателя с детьми (интерактивные игры, игры-тренинги, игры-экспериментирования, детские проекты). Помочь каждому ребенку поверить в свои силы, понять свои чувства и чувства других, развить социальные навыки общения и поведения в обществе – на это направлено взаимодействие с детьми по программе социально-эмоционального развития «Я - ты - мы» О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной. Работа по программе «Я- ты -мы» обеспечивает сбалансированное содержание, образование по социально-эмоциональному развитию, обогащает личностно-ориентированный подход к детям и строится по трем основным направлениям:
- воспитание уверенности в себе;
- развитие чувств, желаний и взглядов;
- формирование социальных навыков.
Субъектное взаимодействие педагога с детьми осуществляется через:
- яркую эмоциональную насыщенность видов детской деятельности;
- создание комфортной обстановки;
- создание для ребенка ситуации успеха;
- создание популярности ребенка среди сверстников;
- обогащение впечатлений и представлений об окружающем мире;
- обеспечение активизации переживаний.
Социальный уклад жизни групп: символика (название, девиз, герб), правила, ритуалы, обычаи, традиции эмоционально притягивают внимание детей и родителей, обогащают жизнь ребенка в детском саду положительными эмоциями.
Дополнительное образование, представленное занятиями по интересам детей: театрально-игровая деятельность в театральной студии, музыкальная деятельность способствуют формированию социальной уверенности у детей, предоставляют ребенку возможность в самовыражении, самореализации потребностей в творческих видах деятельности.
Внесение в среду группы социально значимых для ребенка атрибутов (игрушек, семейных фотографий, гербов, альбомов, рассказывающих о семье, ее традициях, интересах, генеологического древа, герба семьи) помогают ему чувствовать себя защищенным и уверенным.
Размещение специально оборудованных пособий в групповом помещении позволяют ребенку заявить о своем «Я»: «Я пришел», «У меня сегодня хорошее (плохое) настроение», выразить свое предпочтение в общении со сверстниками.
Мини-музей «Я и моя семья» - это своеобразный интегрированный продукт, над созданием которого работают воспитатели, родители и дети. В содержании материалов отражается прошлое, настоящее, традиции семьи, история рождения ребенка, генеологическое древо ребенка, семейные гербы, реликвии, фотографии.
Таким образом, предметно-развивающая среда приближает два близких ребенку мира - детский сад и семью. Практически такие условия обеспечивают ребенку возможность познавать себя и своих друзей, самостоятельно выражать свои личные особенности, общаться вербально и в процессе содержательной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Методическое сопровождение социально-эмоционального воспитания и развития ребенка 3-7 лет:
- программа «Я - ты - мы» О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной;
- перспективно-тематические планы работы с детьми;
- содержание тематических недель и тематических дней;
- совместные проекты педагогов с детьми;
- детско-родительские проекты;
- педагогические проекты,
- конспекты форм работы с детьми.
Методы:
1. наглядные (наблюдения, демонстрация тематических альбомов и дидактических пособий) и приемы (показ способов действий, показ образца) 2. словесные (рассказ, беседа,) и приемы: (вопросы., указания, объяснения, пояснения, педагогическая оценка, проблемная ситуация)
3. игровые: дидактическая игра, воображаемая ситуация в развернутом виде и приемы (внезапное появление игрушки, объектов; загадывание и отгадывание загадок и др.)
4. практические: упражнения (подражательные, конструктивные, творческие); элементарные опыты и эксперименты, моделирование.
- Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Для достижения новых образовательных результатов необходимо пересмотреть кадровые условия: доукомплектовать штат ДОУ педагогом-психологом, социальным педагогом; создать условия для повышения квалификации педагогов по курсу «Социально-эмоциональное развитие детей в ДОУ». Также необходимо проведение мастер-класса, семинаров по теме: «Мир эмоций», обращение к практическому опыту других педагогов из других регионов; ознакомление работников с инновационными образовательными программами и технологиями, и их применение на практике; обмен педагогическим опытом по теме «Влияние эмоционального развития на речевую активность дошкольников» на педагогических советах.
Также следует обновить и методическую базу. Следует приобрести новую методическую литературу, наглядные пособия, дидактические игры и др. Необходимо разработать различные методички (картотеку дидактических игр по возрасту детей) и буклеты по социально-эмоциональному развитию детей. Также важно для педагога обеспечение свободного доступа и использование компьютера, Internet ресурсов.
Изменения нужно внести и в материально-техническую базу ДОУ:
- пополнить в группе развивающую среду по самостоятельной деятельности (обновить уголки новыми пособиями, игрушками и т.д);
- использовать современные технические средства (компьютер, проектор, интерактивная доска);
Нормативно-правовые изменения: локальные акты, ФГОС, документация, конвенция ООН о правах ребёнка. Для успешной работы по эмоциональному развитию необходимо внести изменения в календарно-тематическое планирование педагога, в годовой план ОО «Социально-эмоциональное развитие дошкольников». Также нужно изменить и информационную работу педагога со специалистами и родителями. Нужно проводить следующие мероприятия:
- размещение информации на стендах ДОУ;
- индивидуальные и групповые консультации;
- день открытых дверей в ДОУ;
- родительские собрания на тему: «Социально-эмоциональные игры детей в семье»;
- проведение праздников с активным участием родителей;
- фото и видео отчёты.
Организационные изменения: организация проектной деятельности по теме «Наши чувства и эмоции»; эффективная и безопасная организация самостоятельной деятельности детей в группах.
Используемая литература
- ФГОС (от17 октября 2013г.)
- Примерная основная общеразвивающая программа дошкольного образования ««От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А, Васильевой».
- Конвенция о правах ребёнка (05.12.1989г.)
- Закон РФ «Об образовании» (от 29.12.2012г.)
- Программа «Я - ты - мы» О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СИСТЕМА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемыАнализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.Формулиро...
Система развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста "В сказочной стране эмоций"
Возраст целевой группы: 4 – 5 летЦель пособия: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.Задачи пособия:- закрепление знаний детей об эмоциональных состояниях;- активизация словаря эмоциональн...
Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Раскрытие понятий "эмоции" и "эмоциональный интеллект", особенности развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте....
Картотека игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Развитие эмоционального интеллекта — одно из важнейших направлений дошкольной педагогики. От способности человека понимать чужие и собственные переживания, от его навыков контроля над своим эмоц...
«Элементы детской субкультуры как эффективный инструмент индивидуализации образовательного процесса в ДОУ по развитию социально - эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста»
В статье представлен опыт работы по развитию социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста...
Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
В настоящее время стала все более актуальной проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Это связано с изменениями, происходящими ...