Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию: "Семейные обычаи на Руси".
план-конспект занятия (старшая группа)
Данное занятие знакомит детей со старинными семейными обычаями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_semeynye_traditsii_na_rusi.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
по нравственно-патриотическому воспитанию
Тема: Семейные обычаи на Руси
Цель: познакомить детей со старинными семейными обычаями.
Задачи:
Образовательные задачи.
Дать представление детям о купании, одевании, укачивании ребенка в старину.
Закрепить знания старинных русских имен: Тимофей, Егор, Степан, Илья и др.
Учить расписывать оберег «подкову».
Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, чугунок; определениями: старинный, колыбельная.
Развивающие задачи.
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования
представлений о старинных семейных обычаях.
Развивать связную речь, внимание, память, мышление.
Расширять кругозор и словарный запас детей.
Развивать художественно-творческие способности детей.
Воспитательные задачи.
Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения к своему народу
Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.
Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.
Формы и виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой, атрибуты русской избы, русские народные костюмы, кукла, уголек, зернышки, монетки, кувшин с водой, ушат, полотенце, русская рубашка, колыбелька, заготовки подковы, гусиные перышки.
Ход занятия
Дети и воспитатель под русскую народную музыку входят в групповую комнату.
Воспитатель:
Мы красиво нарядились,
Вкруг себя оборотились.
Вышли песенки попеть,
На людей посмотреть!
Вышли дружно поиграть –
Себя людям показать!
Воспитатель: Ребята, с давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами: здравствуйте, доброго здоровья, здорово ли живешь. Давайте и мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину.
Дети встают в круг, говорят друг другу приветственные слова с поклоном.
Девочки с поклоном: Здравствуйте, добрые молодцы!
Мальчики с поклоном: Здравствуйте, красны девицы!
Все дети гостям: Здравствуйте, гости, дорогие!
Сегодня я хочу пригласить вас со мной совершить в путешествие в прошлое, во времена наших давних предков, узнаем, как они жили, чем занимались узнаем что-то новое, встретимся с уже знакомыми вам вещами , Нам встретятся необычные предметы А еще нам с вами предстоит выполнить очень ………….Как вы думаете ,а как можно попасть в прошлое
Воспитатель: Сегодня мы отправимся с вами в прошлое, во времена наших давних предков, узнаем, как они жили, чем занимались, узнаем что-то новое, встретимся с уже знакомыми вам вещами и предметами
Давайте возьмемся за руки, закроем глазки и представим что
Мы промчимся чрез века, через многие года,
Пронесёмся над лесами и окажемся мы с вами…
Далеко за сотни лет лет…
Воспитатель: Вот мы и в прошлом.
–
Это наша изба. А мы с вами одна большая и дружная семья. Посмотрите, как у нас в избе чисто, половички постелены. А сколько здесь интересных вещей и предметов. Для чего они?
Воспитатель рассказывает стихи о предметах старины:
Давным – давно в деревне
Жила одна семья.
Оставила в наследство нам
Большой сундук добра.
Его сейчас откроем
И поведём рассказ,
Как жили наши предки
Всего лишь век назад.
А это что такое ребята
Вот рубель – в названье чуден,
В примененье легок он.
Гладит с легкостью лен,
Из дерева рублён.
А что делали ребята таким утюгом?
Перед вами утюг,
Это бабушкин старый друг.
Грелся он в то время на углях,
Который был во всех дворах.
А это как называется
А это одежда старинная
Рубашка самотканая у дедушки была,
Украшена узорами по вороту она.
Достаю рушник и спрашиваю что это такое ребята?
В старину полотенца называли рушник
Умывались ключевой водицей
Утирались рушником.
Изо льна его соткали,
Украсив вышивкой потом
Для хранения бала,
Сметану, творог берегла
Молоко в себе носила,
Чтоб людям были польза, сила.
Чистим до блеска глиняную спинку
На кухне помощнице наше…. (крынке).
А это что такое ,как называется
У печи стояли важно,
Как стойкие солдаты,
Из печи чугунок с кашей
Тянут железные ухваты.
(Достаю ухватом чугун из печи»
Чугунок, ты чугунок!
У тебя ни рук, ни ног.
В черной саже, весь копчёный,
Не украшен, но ядрёный!
А какие щи с капустой,
Натомятся в печке русской!
Всех кормлю с охотою,
А сама безротая (ложка)
Воспитатель Ребята, а почему у нас в избе так тепло? (Ответы детей) Конечно, посмотрите, какая у нас печь стоит. Давайте присядем у печи, погреемся, полюбуемся на огонек. (Воспитатель и дети садятся на лавки у печи.) Печь в русской избе самое главное. Без печи изба - не изба. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.
Воспитатель начинает говорить, а дети подхватывают:
Ой, ты, печка-сударыня,
помоги нам барыня.
Ты свари, испеки, обогрей,
Освети, полечи и спаси.
В дом богатства неси.
Почему мы так ласково печке говорим?
Ответы детей.
Воспитатель : Печь не только обогревала избу, на печи сушили одежду, обувь, на печи спали, на лежанке, чтоб тепло было, в печке пекли хлеб, готовили еду. (Картинки)
физминутка
Я по избе хожу и что вижу, расскажу. ( идём, руки на поясе)
Справа печка, слева стол (машем вправо и влево)
Упираемся о пол (наклон)
Прямо дверь (поклон)
Над ней подкова (на носочки, руки вверх)
Чтоб семья была здорова.
Раздается звук плача ребенка.
Воспитатель: - Ой, ребятушки, это же плачет недавно родившийся малыш. А что надо сделать чтобы он не плакал?
Нужно его успокоить и покачать.
Достает из колыбельки куклу.
- На, Ася, покачай. (Девочка качает куклу, а все вместе с ней : (а-а-а-а), плач стихает.)
Воспитатель:
- Ну вот, успокоился. Родился наш малыш, а мы ему имя еще не дали. Как мы его назовем? Дети, какие вы знаете русские старинные имена?
Дети предлагают имена: Тимофей, Егор, Степан. Выбирают одно имя - ребеночка называют Илья.
Воспитатель: А вы знаете, что сейчас, пока ребенок маленький, его мы все будем называть ласково. Как можно ласково назвать Илью?
Дети: Илюшенька.
Воспитатель: А когда он вырастет, то его уже будут называть Ильей. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?
Дети: Сейчас меня зовут Даша, а когда я вырасту, то меня будут звать Дарьей. Меня зовут Сашенька, а будут называть Александра и т. д.
Воспитатель:
- Молодцы. Вот мы и познакомились с Илюшенькой и назвали ему свои имена.
Воспитатель: Пришла пора и искупать нашего малыша. ( Идут к столу, где стоит таз, кувшин с водой, полотенце, уголек, зернышки, монетки). Смотрите, я здесь для Илюшеньки приготовила предметы, что же это? (Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки) .
Дети: Уголек, зернышки, монетки.
Воспитатель: А вы знаете, зачем нашему Илюшеньке эти предметы?
Дети: Нет!
Воспитатель: Когда ребеночка в первый раз купают - уголёк, зёрнышки и монетки кладут в таз с водой. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Илюшеньке.
Ребёнок кладет уголек.
Воспитатель: «Привыкай к домашнему теплу».
Дети повторяют.
Ребёнок кладёт зёрнышко.
Воспитатель: «Будь всегда сыт».
Дети: Будь всегда сыт.
Ребёнок кладет денежку.
Воспитатель: «Будь всегда богат».
Дети: Будь всегда богат.
Воспитатель: А теперь давайте искупаем Илюшеньку. Миша, помоги мне.
Воспитатель купает, мальчик поливает из кувшина воду, все вместе приговариваем
Мыли-мыли-мыли-мыли
Бело-набело отмыли
Лишь головка одна
Всё черным-черна!
Воспитатель: Давайте Лиля с Надей рушник, вытрем Илюшеньку.
Дети вытирают куклу. Вместе говорим:
Воспитатель:
- Вытирая, говорили-
Полотенце вышито и бело
Вытирай-ка малыша умело
Будет чистеньким малыш
Вырастет у нас крепыш.
Воспитатель:
- Ну, вот мы помыли, вытерли Илюшеньку, а теперь пора нам его…
Дети: - Одевать.
Воспитатель:
- А во что ?
Дети(дети высказывают свои версии)
Воспитатель:
- Одевать будем вот в эту отцову рубашку. Посмотрите… какая она? (Высказывания детей)
- Большая, красивая, праздничная
- А почему в отцову рубашку? Как вы думаете?
Дети(ответы детей)
Воспитатель:
- Отец с матерью хотят, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же здоровым, крепким, работящим, честным, как и они.
Воспитатель:
- Артем и Соня, помоготе мне одеть Илюшеньку.
Дети одевают куклу.
Воспитатель: приговаривает с детьми
- Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается. .
Воспитатель: - Что-то зевает наш Илюшенька. Сонечка погладь его.
Вместе говорим:
Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Мы немножечко поспим,
Мы на спинке полежим.
И тихонько посопим.
Воспитатель: Пора нести Илюшеньку В колыбельку
Воспитатель:
- Посмотрите, какая колыбелька у нашего Илюшеньки? Зачем ее подвесили так высоко?
Дети:
Воспитатель
- Чтобы ребёночка можно было качать в любую сторону.
Дети кладут ребёнка в колыбельку.
Чтобы наш ребеночек крепко уснул, нужно спеть…
Дети: - колыбельную.
Воспитатель:
- А что такое колыбельная?
Дети:
- Это песенка, под которую засыпает ребенок.
Воспитатель:
- Дети, а давайте вместе споем колыбельную для Илюшеньки.
Баю-бай,баю-бай
Ты, собачка, не лай
Белобока не скули
Ты Илюшу не буди.
Баю-баю-баю-бай
Спи, Илюша, засыпай!
Воспитатель: - Вот и уснул наш Илюшенька.
Воспитатель: Пока Илюшенька спит, давайте испечем пироги. Пойдемте со мной к печи, мне нужна ваша помощь. (Подходят к печи, становятся в круг)
Давайте испечем пироги.
Пальчиковая гимнастика «Отличные пшеничные»
Мы печем пшеничные
Пироги отличные.
(«пекут пироги»)
Кто придет к нам пробовать
Пироги пшеничные?
(разводят руки в стороны, пожимают плечами)
Мама, папа, брат, сестра,
Пес лохматый со двора.
(поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно)
И другие, все, кто может,
Пусть приходят с ними тоже.
(делают манящие движения руками)
Тесто замесили мы,
(«месят тесто»)
Сахар не забыли мы,
(«посыпают сахар»)
Пироги пшеничные
(«пекут пироги»)
В печку посадили мы.
(разворачивают руки ладонями вверх)
Печка весело горит,
(попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)
Наша мама говорит:
(грозят указательным пальцем)
- Крошки, что останутся,
Воробью достанутся.
(«посыпают крошки»)
Воспитатель: Пироги испекли,
Воспитатель: А пока Илюшенка спит давайте смастерим ему подарок. Как вы думаете, что они готовили ребеночку в подарок
Можно рубашку сшить.
- Или носочки связать
- А можно и игрушку смастерить Воспитатель. Дети, давайте и мы с вами сделаем для Илюшеньки не простой подарок, а настоящий оберег. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, Дети, а что такое оберег?
- Это предмет, который защищал и охранял людей от бед дает им счастье ,благополучие и удачу.
Воспитатель: Давайте мы с вами подарим Илюшеньке оберег -подкову.
(Воспитатель приглашает детей за столы)
Воспитатель: Садитесь по удобнее, посмотрите , мы уже сделали заготовки.
А так как мы находимся в старинной русской избе, то и расписывать наш оберег будем по старинному обычаю. А чем на Руси рисовали?
Дети: Угольками, гусиными перышками.
Воспитатель : Вот и мы сегодня распишем наш оберег гусиным перышком, с добрыми пожеланиями и хорошим настроением.
(Самостоятельная работа детей, можно предложить детям спеть знакомую народную песенку, или включить аудиозапись ).
У славян сильным оберегом считались полотенце и кристально чистая вода. И безусловно, самый сильный и известный оберег на удачу и счастье – подкова. Но вы должны знать, что обереги не могут быть изготовлены для себя, они изготавливаются только по доброй воле и от чистого сердца. Самые сильные – обереги те, которые изготавливаются для вас вашими родственниками. В процессе изготовления необходимо думать о том человеке, для которого делаете оберег
Воспитатель: Посмотрите-ка ребята, какие красивые получились у нас подарки.
- (Дети рассматривают поделки, отмечают, что все они разные, отличаются друг от друга , цветом красок. Воспитатель хвалит детей за проявленную фантазию и творчество
- Воспитатель:
- А теперь, давайте подарим Илюшеньке наш подарок и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.
Дети:
- Никогда не болей, будь здоров.
- Расти сильным, крепким да удалым.
- Слушай отца-батюшку да родную матушку.
- Будь добр, и пусть встречаются добрые люди.
- Пусть живет-поживает, да добра наживает.
- Пусть ему сопутствует удача во всем.
- Набирайся ума-разума
- Пусть будет храбрым
- Чтобы дом его был полной чашей
- Пусть будет счастливым
Игра с клубочком
Ребята есть у меня карзинка да не простая а с
с клубочками, да не простыми, на каждом клубочке ворох пословиц, да вот красный выпал из корзинки и пословицы о семье размотались, надо его смотать да пословицы собрать.
Воспитатель: Ребята, пора нам возвращаться в наше время. ((Воспитатель с детьми, держась за руки, закручиваются в «змейку и обратно, проговаривая слова: «Один раз я покружусь , в настоящем окажусь!»
- - Куда мы с вами сегодня совершили путешествие? (ответы детей)
- С какими предметами старины познакомились? (ответы детей)
3. С кем познакомились? (с младенцем Илюшенькой) (ответы детей)
4. Какой - оберег мы делали? (подкова) (ответы детей)
Дети я желаю вам никогда не забывать своих традиций
Умный сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по нравственно- патриотическому воспитанию «Этот день Победы».
Конспект открытого занятия по нравственно- патриотическому воспитанию « Этот день Победы» в подготовительной групппе....
Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому в средней группе. Тема : «Мой город Пугачёв»
Цель:1. Продолжать обогащать знания детей о городе и его достопримечательностях.2. Развивать у детей умения рассказывать целыми предложениями, употреблять в речи предлог.3. Расширить представления о т...
Конспект открытого занятия по нравственно – патриотическому воспитанию во второй младшей группе «КОРОЛЕВА ВЕЖЛИВОСТИ НАС НАУЧИТ, А ФЕЯ ДОБРОТЫ НАС ВСЕХ ПОДРУЖИТ»
Конспект открытого занятия по нравственно - патриотическому воспитанию во второй младшей группе "королева вежливости нас научит, а фея доброты нас всех подружит"...
Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Я живу в Москве»
Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Я живу в Москве» Цель : Расширять представление детей о том, что главный город России- Москва, что мы ее жители. Активи...
Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе на тему: «Родина моя»
Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе на тему: «Родина моя»...
Конспект открытого занятия по нравственно- патриотическому воспитанию "Ты и твое имя"
Нравственно- патриотическое воспитание- это очень важная область в воспитании дошкольников....
Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию Тема: Семейные обычаи на Руси
Цель: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских обычаев.Задачи: Обогатить словарный запас существительными: оберег, лапти, чугунок, су...