Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию: "Семейные обычаи на Руси".
план-конспект занятия (старшая группа)

 Вера Алексеевна Костюченко

Данное занятие знакомит детей со старинными семейными обычаями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_semeynye_traditsii_na_rusi.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия
по нравственно-патриотическому воспитанию

Тема: Семейные обычаи на Руси

Цель: познакомить детей со старинными семейными обычаями.

Задачи:

Образовательные задачи.
Дать представление детям о купании, одевании, укачивании ребенка в старину.

Закрепить знания старинных русских имен: Тимофей, Егор, Степан, Илья и др.

Учить расписывать оберег «подкову».

Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, чугунок; определениями: старинный, колыбельная.


Развивающие задачи.
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования 
представлений  о старинных семейных обычаях. 
Развивать связную речь, внимание, память, мышление.
Расширять кругозор и словарный запас детей.

Развивать художественно-творческие способности детей.


Воспитательные задачи.
Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения к своему народу

Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.

Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.

Формы и виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой,  атрибуты русской избы, русские народные костюмы,  кукла, уголек, зернышки, монетки, кувшин с водой, ушат, полотенце, русская рубашка, колыбелька, заготовки подковы, гусиные перышки.

Ход занятия

   Дети и воспитатель под русскую народную музыку входят в групповую комнату.

Воспитатель: 

Мы красиво нарядились,
Вкруг себя оборотились.
Вышли песенки попеть,
На людей посмотреть!
Вышли дружно поиграть –
Себя людям показать!

Воспитатель: Ребята, с давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами: здравствуйте, доброго здоровья, здорово ли живешь. Давайте и мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину.

Дети встают в круг, говорят друг другу приветственные слова с поклоном.

Девочки с поклоном: Здравствуйте, добрые молодцы!

Мальчики с поклоном: Здравствуйте, красны девицы!

Все дети гостям: Здравствуйте, гости, дорогие!

Сегодня я хочу пригласить вас со мной совершить в путешествие  в прошлое, во времена наших давних предков, узнаем, как они жили, чем занимались узнаем что-то новое, встретимся с уже знакомыми вам вещами , Нам встретятся необычные предметы  А еще нам с вами предстоит выполнить очень     ………….Как вы думаете ,а как можно попасть в прошлое

Воспитатель:  Сегодня мы отправимся с вами в прошлое, во времена наших давних предков, узнаем, как они жили, чем занимались, узнаем что-то новое, встретимся с уже знакомыми вам вещами и предметами

Давайте возьмемся за руки, закроем глазки  и представим что

Мы промчимся чрез века, через многие года,

Пронесёмся над лесами и окажемся мы с вами…

Далеко за сотни лет лет…

Воспитатель: Вот мы и в прошлом.

Это наша изба. А мы с вами одна большая и дружная семья. Посмотрите, как у нас в избе чисто, половички постелены. А сколько здесь интересных вещей и предметов. Для чего они?

  Воспитатель рассказывает стихи о предметах старины:

Давным – давно в деревне 
Жила одна семья. 
Оставила в наследство нам 
Большой сундук добра.

Его сейчас откроем
И поведём рассказ,
Как жили наши предки
Всего лишь век назад.

А это что такое ребята

Вот рубель – в названье чуден,
В примененье легок он.
Гладит с легкостью лен,
Из дерева рублён.

А что делали ребята таким утюгом?

Перед вами утюг, 
Это бабушкин старый друг.
Грелся он в то время на углях,
Который был во всех дворах.

А это как называется
А это одежда старинная

Рубашка самотканая у дедушки была,
Украшена узорами по вороту она.

Достаю рушник и спрашиваю что это такое ребята?

В старину полотенца называли рушник

Умывались ключевой водицей
Утирались рушником. 
Изо льна его соткали,
Украсив вышивкой потом

Для хранения бала,

Сметану, творог берегла

Молоко в себе носила,

Чтоб людям были польза, сила.

Чистим до блеска глиняную спинку

На кухне помощнице наше…. (крынке).

А это что такое ,как называется

У печи стояли важно,
Как стойкие солдаты,
Из печи чугунок с кашей
Тянут железные ухваты.

(Достаю ухватом чугун из печи»

Чугунок, ты чугунок!

У тебя ни рук, ни ног.

В черной саже, весь копчёный,

Не украшен, но ядрёный!

А какие щи с капустой,

Натомятся в печке русской!

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая  (ложка)

Воспитатель    Ребята, а почему у нас в избе так тепло?    (Ответы детей)   Конечно, посмотрите, какая  у нас печь стоит. Давайте присядем у печи, погреемся, полюбуемся на огонек. (Воспитатель и дети садятся на лавки у печи.) Печь в русской избе самое главное. Без печи изба - не изба. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.

Воспитатель начинает говорить, а дети подхватывают:

Ой, ты, печка-сударыня,

помоги нам барыня.

Ты свари, испеки, обогрей,

Освети, полечи и спаси.

В дом богатства неси.

Почему мы так ласково  печке говорим?

Ответы детей.

Воспитатель : Печь не только обогревала избу, на печи сушили одежду, обувь, на печи спали, на лежанке, чтоб тепло было, в печке пекли хлеб, готовили еду. (Картинки)

физминутка

 Я по избе хожу и что вижу, расскажу. ( идём, руки на поясе)
Справа печка, слева стол 
(машем вправо и влево)
Упираемся о пол 
(наклон)
Прямо дверь 
(поклон)
Над ней подкова 
(на носочки, руки вверх)
Чтоб семья была здорова.

Раздается звук плача ребенка.

Воспитатель: - Ой, ребятушки, это же плачет  недавно родившийся малыш. А что надо сделать чтобы он не плакал?

Нужно его успокоить и покачать.

Достает из колыбельки куклу. 

 - На, Ася, покачай. (Девочка качает куклу, а все вместе с ней : (а-а-а-а), плач стихает.)

Воспитатель:

- Ну вот, успокоился. Родился наш малыш, а мы ему имя еще не дали.  Как мы его назовем?  Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена: Тимофей, Егор, Степан. Выбирают одно имя - ребеночка называют Илья.

Воспитатель:  А вы знаете, что сейчас, пока ребенок маленький, его мы все будем называть ласково. Как можно ласково назвать Илью?

Дети: Илюшенька.

Воспитатель: А когда он вырастет, то его уже будут называть Ильей. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Дети: Сейчас меня зовут Даша, а когда я вырасту, то меня будут звать Дарьей. Меня зовут Сашенька, а будут называть Александра и т. д.

Воспитатель:

- Молодцы. Вот мы и познакомились с Илюшенькой и назвали ему свои имена.

Воспитатель: Пришла пора и искупать нашего малыша.  ( Идут к столу, где стоит таз, кувшин с водой, полотенце, уголек, зернышки, монетки). Смотрите, я  здесь для Илюшеньки приготовила предметы, что же это? (Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки) .

Дети: Уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель: А вы знаете, зачем нашему Илюшеньке эти предметы?

Дети: Нет!

Воспитатель:  Когда ребеночка в первый раз купают - уголёк, зёрнышки и монетки кладут в таз с водой. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Илюшеньке.

Ребёнок кладет уголек.

Воспитатель:  «Привыкай к домашнему теплу».

Дети повторяют.

Ребёнок кладёт зёрнышко.

Воспитатель:  «Будь всегда сыт».

Дети: Будь всегда сыт.

Ребёнок кладет денежку.

Воспитатель:  «Будь всегда богат».

Дети: Будь всегда богат.

Воспитатель: А теперь давайте искупаем Илюшеньку. Миша, помоги мне.

 Воспитатель купает, мальчик поливает из кувшина воду, все вместе приговариваем

Мыли-мыли-мыли-мыли

Бело-набело отмыли

Лишь головка одна

Всё черным-черна!

Воспитатель:  Давайте Лиля с Надей рушник, вытрем Илюшеньку.

Дети вытирают куклу. Вместе говорим:

Воспитатель: 

- Вытирая, говорили-

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

Воспитатель:

- Ну, вот мы помыли, вытерли Илюшеньку, а теперь пора нам его…

Дети:  - Одевать.

Воспитатель:

- А во что ?

Дети(дети высказывают свои версии)

Воспитатель:

- Одевать будем вот в эту отцову рубашку. Посмотрите… какая она? (Высказывания детей)

- Большая, красивая, праздничная

- А почему в отцову рубашку? Как вы думаете?

Дети(ответы детей)

Воспитатель:

- Отец с матерью хотят, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же здоровым, крепким, работящим, честным,  как и они.

Воспитатель:

- Артем и Соня, помоготе мне одеть Илюшеньку.

Дети одевают куклу.

Воспитатель: приговаривает с детьми

  • Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается. .

Воспитатель:  - Что-то зевает наш Илюшенька.  Сонечка погладь его.

Вместе говорим:

Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Мы немножечко поспим,
Мы на спинке полежим.
И тихонько посопим.

Воспитатель: Пора нести Илюшеньку  В колыбельку

Воспитатель:

- Посмотрите, какая колыбелька у нашего Илюшеньки? Зачем ее подвесили так высоко?

Дети:

Воспитатель

- Чтобы ребёночка можно было качать в любую сторону.

Дети кладут ребёнка в колыбельку.

Чтобы наш ребеночек крепко уснул, нужно спеть…

Дети:  -  колыбельную.

Воспитатель:

- А что такое колыбельная?

Дети:

- Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Воспитатель:

  • Дети, а давайте вместе  споем колыбельную для Илюшеньки.

Баю-бай,баю-бай

Ты, собачка, не лай

Белобока не скули

Ты Илюшу не буди.

Баю-баю-баю-бай

Спи, Илюша, засыпай!

Воспитатель:  - Вот и уснул наш Илюшенька.

Воспитатель: Пока Илюшенька спит, давайте испечем пироги. Пойдемте со мной к печи, мне нужна ваша помощь. (Подходят к печи, становятся в круг)

Давайте испечем пироги.

Пальчиковая гимнастика «Отличные пшеничные»

  Мы печем пшеничные

 Пироги отличные.

(«пекут пироги»)

 Кто придет к нам пробовать

Пироги пшеничные?

(разводят руки в стороны, пожимают плечами)

 Мама, папа, брат, сестра,

 Пес лохматый  со двора.

(поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно)

 И другие, все, кто может,

 Пусть приходят с ними тоже.

(делают манящие движения руками)

Тесто замесили мы,

(«месят тесто»)

 Сахар не забыли мы,

(«посыпают сахар»)

 Пироги пшеничные

(«пекут пироги»)

В печку посадили мы.

(разворачивают руки ладонями вверх)

 Печка весело горит,

 (попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)

 Наша мама говорит:

(грозят указательным пальцем)

 - Крошки, что останутся,

Воробью достанутся.

(«посыпают крошки»)

Воспитатель: Пироги испекли,

Воспитатель:  А пока  Илюшенка спит давайте  смастерим ему подарок. Как вы думаете, что они готовили ребеночку в подарок

           Можно рубашку сшить.

  • Или   носочки связать
  • А можно и  игрушку смастерить                                                                                                      Воспитатель. Дети, давайте и мы с вами сделаем для Илюшеньки не простой подарок, а настоящий оберег.  Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, Дети, а что такое оберег?

- Это предмет, который защищал и охранял людей от бед дает им счастье ,благополучие и удачу.

Воспитатель: Давайте мы с вами подарим Илюшеньке оберег -подкову.

(Воспитатель приглашает детей за столы)

Воспитатель: Садитесь по удобнее, посмотрите , мы уже сделали заготовки.

А так как мы находимся в старинной русской избе, то и расписывать наш оберег будем по старинному обычаю. А чем на Руси рисовали?

Дети: Угольками, гусиными перышками.

Воспитатель : Вот и мы сегодня распишем наш оберег гусиным перышком, с добрыми пожеланиями и хорошим настроением.

 (Самостоятельная работа детей, можно предложить детям спеть знакомую народную песенку, или включить аудиозапись ).

 У славян сильным оберегом считались полотенце и кристально чистая вода. И безусловно, самый сильный и известный оберег на удачу и счастье – подкова. Но вы должны знать, что обереги не могут быть изготовлены для себя, они изготавливаются только по доброй воле и от чистого сердца. Самые сильные – обереги те, которые изготавливаются для вас вашими родственниками. В процессе изготовления необходимо думать о том человеке, для которого делаете оберег

Воспитатель: Посмотрите-ка ребята, какие красивые получились у нас  подарки.

  • (Дети рассматривают поделки, отмечают, что  все они разные, отличаются друг от друга , цветом красок. Воспитатель хвалит детей за проявленную фантазию и творчество
  • Воспитатель:

- А теперь, давайте подарим Илюшеньке наш подарок и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.

Дети:

- Никогда не болей, будь здоров.

- Расти сильным, крепким да удалым.

- Слушай отца-батюшку да родную матушку.

- Будь добр, и пусть встречаются добрые люди.

  • Пусть живет-поживает, да добра наживает.
  • Пусть ему сопутствует удача во всем.
  • Набирайся ума-разума
  • Пусть будет храбрым
  • Чтобы дом его был полной чашей
  • Пусть будет счастливым

Игра с клубочком

Ребята есть у меня карзинка да не простая а с

с клубочками, да не простыми, на каждом клубочке ворох пословиц, да вот красный выпал из корзинки и пословицы о семье размотались, надо его смотать да пословицы собрать.

Воспитатель: Ребята, пора нам возвращаться в наше время. ((Воспитатель с детьми, держась за руки, закручиваются в «змейку и обратно, проговаривая слова: «Один раз я покружусь , в настоящем окажусь!»

 

  1. - Куда мы с вами сегодня совершили путешествие? (ответы детей)
  2. С какими предметами старины познакомились? (ответы детей)

3. С кем познакомились? (с младенцем Илюшенькой) (ответы детей)

4. Какой  - оберег мы делали? (подкова) (ответы детей)

Дети я желаю вам никогда не забывать своих традиций

Умный сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по нравственно- патриотическому воспитанию «Этот день Победы».

Конспект открытого занятия по нравственно- патриотическому воспитанию « Этот день Победы» в подготовительной групппе....

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому в средней группе. Тема : «Мой город Пугачёв»

Цель:1. Продолжать обогащать знания детей о городе и его достопримечательностях.2. Развивать у детей умения рассказывать целыми предложениями, употреблять в речи предлог.3. Расширить представления о т...

Конспект открытого занятия по нравственно – патриотическому воспитанию во второй младшей группе «КОРОЛЕВА ВЕЖЛИВОСТИ НАС НАУЧИТ, А ФЕЯ ДОБРОТЫ НАС ВСЕХ ПОДРУЖИТ»

Конспект открытого занятия по нравственно - патриотическому воспитанию во второй младшей группе "королева вежливости нас научит, а фея доброты нас всех подружит"...

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Я живу в Москве»

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Я живу в Москве» Цель  : Расширять представление детей о том, что главный город России- Москва, что мы ее жители. Активи...

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе на тему: «Родина моя»

Конспект открытого  занятия  по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе  на тему: «Родина моя»...

Конспект открытого занятия по нравственно- патриотическому воспитанию "Ты и твое имя"

Нравственно- патриотическое воспитание- это очень важная область в воспитании дошкольников....

Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию Тема: Семейные обычаи на Руси

Цель: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских обычаев.Задачи: Обогатить словарный запас существительными: оберег, лапти, чугунок, су...