Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию «Природа родного края»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Радохлеб Ирина Юрьевна

Конспект занятия по нравственно - патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Природа родного края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_priroda_rodnogo_kraya.docx38.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  

по нравственно – патриотическому воспитанию

в подготовительной группе

«Природа родного края»

Цель: Формировать представления о растительной и животной среде родного  края.

Закрепить и расширить представление детей о природе родного края, желание беречь и охранять её.

Развивать творческие способности детей, воображение, речь, память, внимание.

Воспитывать бережное отношение к природе родного края, чувство гордости, любви, ответственности за родную природу.

Предварительная работа: Беседы о родном крае, заучивание стихотворений, загадывание загадок, чтение  пословиц, рассматривание картин, наблюдения в природе, беседы о правилах поведения в природе.

Оборудование: плакат «зимний лес», иллюстрации птиц, животных, следы животных, музыка из серии «звуки природы», сундучок, трафарет березы, вата, ватные диски.

Ход занятия:

Здравствуй солнце золотое

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй маленький дубок

Здравствуй  вольный ветерок

Здравствуй утро!

Здравствуй день!

Мне здороваться не лень!

В: Ребята, мы сегодня с вами будем говорить о природе родного края. Как называется наша страна? Город, в котором мы живем?

В: Как вы думаете, что такое природа? (Ответы детей) Правильно, ребята! Природа - это наш общий дом! Природа нашего края очень красива и разнообразна! Это удивительный мир! Природа очень богата! Это солнце и небо, воздух и вода, горы и реки, растения и животные, насекомые и птицы. А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека).

В: Без природы человек жить не сможет. Так как она дает все самое необходимое  для  жизни. Это воздух, вода, тепло, еда, жилье и многое другое. Природу губить нельзя! Нужно заботиться о ней, беречь, охранять, и любоваться ею.

В: А что же такое Родина? (ответы детей) Родина - это край, где мы родились, где живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает. И вот русский народ сложил много пословиц и поговорок о Родине.

В: «Нет земли краше, чем Родина наша». Расскажите, как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей) А вот еще одна пословица: «Береги землю любимую, как мать родимую». Что же она значит? (нужно беречь землю так, как маму, потому что мама у нас одна и земля одна)  

В: Мы с вами знаем стихотворение о Родине, о родной природе. Предлагаю прочитать его вместе.

"Наша планета Земля

Очень щедра и богата,

Горы, леса, степи, поля -

Дом наш родимый, ребята!"

В: Наша природа - кладовая с великими сокровищами. Как вы думаете, ребята, какие это сокровища? (рассуждения детей)

В: Правильно, это растения, животные, птицы, которые живут рядом с нами на нашей земле. Их очень  много,  и все они  разные.  А сейчас я приглашаю вас отправиться в лес, и сложить все сокровища в этот удивительный сундучок. Но прежде чем мы с вами отправимся в лес, нам нужно подготовиться. Выполним пальчиковую гимнастику «Край родной».

Здравствуй, солнце золотое! (Потянуться, растопырив пальцы)
Здравствуй, небо голубое! (
Помахать «небу»)
Здравствуй, вольный ветерок! (Волнообразные движения кистей рук)
Здравствуй, маленький дубок! 
(Показать «дубок»- растет от маленького расточка вверх)
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую! 
(Взять друг друга за руки)
Моя страна
Посмотрю на карту я: (
вытягивают вперед прямые ладони) 
Вот российская земля – (
поочереди соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера, 
Горы, реки и моря. 
Я люблю тебя, Россия, (
крепко сжимают в «замок») 
Ты же Родина моя! 
(прикладывают руки к груди)

В: Пройдите на стульчики. Предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику. («Заборчик», «Блинчик», «Часики», «Качели», «Чашечка»)

(Показывает ребенок, гимнастика с карточками).

В: А вы знаете, как нужно вести себя в лесу? Вспомним правила поведения в природе. Я буду вам говорить действие, если поступок хороший и правильный, вы показываете зеленую карточку, а если плохой, то – красную карточку.

Если я приду в лесок

И сорву ромашку?

***

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку?

***

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю?

***

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю?

***

Если разведу костер,

А тушить не буду?

***

Если сильно насорю

И убрать забуду.

***

Если мусор уберу,

Банку закопаю?

***

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю!

В: Молодцы ребята! Скажите, какое сейчас время года? Правильно, зима. На чем же нам отправится в лес? Предлагаю на санках. И так беритесь за руки и поехали в лес.

В: Вот мы и оказались с вами  в лесу. Посмотрите,  как красив зимний лес! Что мы видим в зимнем лесу? (Деревья) Как можно узнать деревья? (по коре, по веткам)

В: Мы наблюдали  за деревьями  в разное время года, какие вы были внимательные во время наблюдений, покажет игра "Что я знаю о деревьях?"

*Какое дерево не меняет окраску? (ель, сосна)

*Плод, какого дерева называется желудь? (дуб)

*Какое дерево осень красит в желтый цвет? (берёза)

*У какого дерева листья умеют "дрожать"? (осина)

*Из плодов, какого дерева можно сделать алые бусы? (рябина)

В: Молодцы! Скажите, какую пользу приносят деревья? (чистый воздух, древесину, летом укрывают от солнца)

В: Ребята, а что будет, если не будет деревьев?

В: Высохнет лесная речка, звери без питания пропадут, испортится земля и воздух. А чтобы этого не случилось, мы с вами должны беречь и охранять природу нашего края.  

В: И вот мы нашли первое сокровище, возьмем деревца в наш сундучок.

В: Садимся в саночки, и отправляемся дальше. Посмотрите, ребята, поляна, и она покрыта вся снежным покрывалом, а на нем какие - то узоры. Как вы думаете что это? (следы зверей) Давайте попробуем угадать, чьи они. А чтобы легче было угадать, я вам буду загадывать загадки:

1) Кто зимой холодной

    Ходит злой, голодный? (Волк)(дети кладут картинку волка рядом с его следами)

В: Чьи это следы? (волчьи) Почему говорят, что волк зимой голодный? (трудно найти пищу)

2) Рыжая кума всех провела (Лиса)

В: Чьи это следы? (лисьи) Чем питается лиса зимой? (ловит зайцев, полевых мышек).

В: В каких русских народных сказках мы встречаемся с лисой? («Лиса и волк», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль»). 

В: Оставим лисичку рядом с её следами.

3) Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг!        

По снежочку тык-тык!  (Заяц)

В: Чьи это следы? (заячьи) Какой окраски шубка зайца зимой? Почему? (белая, чтобы быть не заметным на снегу)

В: Оставим зайчика рядом с его следами.

4) Хожу в пушистой шубе,

    Живу в густом лесу.

    В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)

В: Как мы скажем, чьи это следы? (беличьи) Как белка готовится к зиме? (делает запасы, орешки, грибы, шишки)

В: Оставим белочку рядом с её следами.

5) Дикий зверь тропой бежит,

    То как хрюкнет, завизжит.

    С ним детишек караван,

    Этот зверь лесной – … (Кабан) 

6) Травы копытами касаясь,

    Ходит по лесу красавец,

    Ходит смело и легко,

    Рога раскинув широко. (Лось)

В: А как вы думаете, следы каких животных мы зимой никогда не встретим в лесу? И почему? (медведь и ёж, они впадают в спячку)

В: Сейчас поиграем в словесную игру «Что не так». 

В: Слушайте внимательно, если услышите ошибку, исправьте её, сказав верную фразу.

У волка - лисята, они живут в логове.

У медведя - зайчата, они живут в норе.

У белки - волчата, они живут в берлоге.

У волка  - бельчата, они живут в дупле.

У зайца - медвежата, они живут в берлоге.

У лисы - волчата, они живут в дупле.

В: Животные - это второе  сокровище, мы их заберем в наш сундучок.

В: Сейчас предлагаю отдохнуть.

Физкультминутка «Вы, наверное, устали»        

Вы, наверное, устали?  (Ходьба на месте)

Да!                                  (Хлопки в ладоши)

И поэтому все встали.  (Руки вверх — потянулись)

Дружно вытянули шеи (Наклоны вперед)

И как гуси зашипели: «Ш-ш-ш».

Пошипели, помолчали (Повороты туловища влево - вправо.)

И, как зайцы, поскакали. (Прыжки на месте.)

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали. (Присесть)

В: Ребята, тихо, а чьи это голоса слышны?  (звучит запись с голосами птиц)

В: Все ли птицы остаются в лесу на зиму? (нет, некоторые улетают на юг)

В: Как называются птицы, которые проводят зиму в теплых краях? (перелетные)

В: А почему они улетают? (перелетные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают)

В: Каких перелетных птиц вы знаете? (скворцы, ласточки,  грачи, соловьи)

В: Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму? (зимующие)

В: Чем питаются зимующие птицы? (ягодами рябины, зернами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди)

В: Каких зимующих птиц вы знаете? (воробьи, голуби, синицы,  сороки, снегири, вороны)

В: А сейчас мы проверим,  как вы знаете зимующих и перелетных птиц.  

Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»

Цель: закрепить умение детей классифицировать птиц по видам – перелётные, зимующие.

Описание игры: разделить детей на подгруппы. Одной подгруппе предлагается найти в коробке картины перелётных птиц, а другой зимующих птиц, и выложить у себя на столе.

В: Молодцы, ребята!

В: Птицы, это третье сокровище, и их мы тоже положим в наш сундучок.

В: Вот и подошло к концу наше лесное путешествие.  А сейчас  давайте закроем глаза, и произнесём волшебные слова.

            Один, два, три, четыре, пять,

            Надо глазки закрывать.

            Полетели, закружились,

            И в саду все очутились.

В: Вот мы с вами вернулись в детский сад. Ребята,  когда мы с вами были в лесу, то видели много деревьев? Скажите, а какое же дерево является символом нашей Родины? Верно, это береза. У нас в группе даже есть «Музей русской березы». Сейчас я предлагаю вам сделать своими руками красивую зимнюю березу, с помощью ваты и ватных дисков, и поместим её в наш музей. Согласны? Тогда приступаем.

Итог

В: Ребята, где мы побывали? Что мы делали в лесу? (знакомились с сокровищами леса). С какими сокровищами леса сегодня познакомились? (Деревьями, животными, птицами). Что в нашем путешествии вам понравилось больше всего?

В: Сегодня  наш сундучок наполнился сокровищами леса, но в наших краях есть много других сокровищ – это поля, степи, реки, луга. Об этом мы поговорим на следующих занятиях. И будем наполнять наш сундучок другими сокровищами. А так как природа родного нашего края богата, красива, разнообразна, то перед нами стоит задача - беречь её.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по нравственно – патриотическому воспитанию, раздел – «Край кубанский - дом родной»

Серия конспектов занятий по нравственно-патриотическому воспитанию...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой родной город — любимый Братск»

нравственно-патриотическое воспитание«Мой родной город — любимый Братск»...

Конспект занятия по нравственно—патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста 6—7 лет «Лучше нет родного края».

Конспект занятия по нравственно—патриотическому воспитанию детей   «Лучше нет родного края» способствует развитию у детей чувства патриотизма и любви к своей Роди...

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию детей 5-6 лет. «Мы живем в родном краю…»

Программные задачи:Обогащать представление детей о малой Родине - Рязани, поддерживать любознательность по отношению к родному краю.Продолжать знакомить со смыслом некоторых памятников Октябрьского ра...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Люблю тебя, мой край родной».

quot;Любовь к родному краю, родной культуре,родной речи начинается с малого -с любвик своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь,эта любовь переходит в любовь к ...

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию в старшей группе «Край, родимый край…»

Цель: дать детям представление о малой родине.Задачи:1.Расширить и систематизировать знания детей о родном селе Холмогоры, его особенностях и достопримечательностях....