Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию «Природа родного края»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия по нравственно - патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Природа родного края"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по нравственно – патриотическому воспитанию
в подготовительной группе
«Природа родного края»
Цель: Формировать представления о растительной и животной среде родного края.
Закрепить и расширить представление детей о природе родного края, желание беречь и охранять её.
Развивать творческие способности детей, воображение, речь, память, внимание.
Воспитывать бережное отношение к природе родного края, чувство гордости, любви, ответственности за родную природу.
Предварительная работа: Беседы о родном крае, заучивание стихотворений, загадывание загадок, чтение пословиц, рассматривание картин, наблюдения в природе, беседы о правилах поведения в природе.
Оборудование: плакат «зимний лес», иллюстрации птиц, животных, следы животных, музыка из серии «звуки природы», сундучок, трафарет березы, вата, ватные диски.
Ход занятия:
Здравствуй солнце золотое
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй маленький дубок
Здравствуй вольный ветерок
Здравствуй утро!
Здравствуй день!
Мне здороваться не лень!
В: Ребята, мы сегодня с вами будем говорить о природе родного края. Как называется наша страна? Город, в котором мы живем?
В: Как вы думаете, что такое природа? (Ответы детей) Правильно, ребята! Природа - это наш общий дом! Природа нашего края очень красива и разнообразна! Это удивительный мир! Природа очень богата! Это солнце и небо, воздух и вода, горы и реки, растения и животные, насекомые и птицы. А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека).
В: Без природы человек жить не сможет. Так как она дает все самое необходимое для жизни. Это воздух, вода, тепло, еда, жилье и многое другое. Природу губить нельзя! Нужно заботиться о ней, беречь, охранять, и любоваться ею.
В: А что же такое Родина? (ответы детей) Родина - это край, где мы родились, где живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает. И вот русский народ сложил много пословиц и поговорок о Родине.
В: «Нет земли краше, чем Родина наша». Расскажите, как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей) А вот еще одна пословица: «Береги землю любимую, как мать родимую». Что же она значит? (нужно беречь землю так, как маму, потому что мама у нас одна и земля одна)
В: Мы с вами знаем стихотворение о Родине, о родной природе. Предлагаю прочитать его вместе.
"Наша планета Земля
Очень щедра и богата,
Горы, леса, степи, поля -
Дом наш родимый, ребята!"
В: Наша природа - кладовая с великими сокровищами. Как вы думаете, ребята, какие это сокровища? (рассуждения детей)
В: Правильно, это растения, животные, птицы, которые живут рядом с нами на нашей земле. Их очень много, и все они разные. А сейчас я приглашаю вас отправиться в лес, и сложить все сокровища в этот удивительный сундучок. Но прежде чем мы с вами отправимся в лес, нам нужно подготовиться. Выполним пальчиковую гимнастику «Край родной».
Здравствуй, солнце золотое! (Потянуться, растопырив пальцы)
Здравствуй, небо голубое! (Помахать «небу»)
Здравствуй, вольный ветерок! (Волнообразные движения кистей рук)
Здравствуй, маленький дубок! (Показать «дубок»- растет от маленького расточка вверх)
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую! (Взять друг друга за руки)
Моя страна
Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони)
Вот российская земля – (поочереди соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди)
В: Пройдите на стульчики. Предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику. («Заборчик», «Блинчик», «Часики», «Качели», «Чашечка»)
(Показывает ребенок, гимнастика с карточками).
В: А вы знаете, как нужно вести себя в лесу? Вспомним правила поведения в природе. Я буду вам говорить действие, если поступок хороший и правильный, вы показываете зеленую карточку, а если плохой, то – красную карточку.
Если я приду в лесок
И сорву ромашку?
***
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку?
***
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю?
***
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю?
***
Если разведу костер,
А тушить не буду?
***
Если сильно насорю
И убрать забуду.
***
Если мусор уберу,
Банку закопаю?
***
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю!
В: Молодцы ребята! Скажите, какое сейчас время года? Правильно, зима. На чем же нам отправится в лес? Предлагаю на санках. И так беритесь за руки и поехали в лес.
В: Вот мы и оказались с вами в лесу. Посмотрите, как красив зимний лес! Что мы видим в зимнем лесу? (Деревья) Как можно узнать деревья? (по коре, по веткам)
В: Мы наблюдали за деревьями в разное время года, какие вы были внимательные во время наблюдений, покажет игра "Что я знаю о деревьях?"
*Какое дерево не меняет окраску? (ель, сосна)
*Плод, какого дерева называется желудь? (дуб)
*Какое дерево осень красит в желтый цвет? (берёза)
*У какого дерева листья умеют "дрожать"? (осина)
*Из плодов, какого дерева можно сделать алые бусы? (рябина)
В: Молодцы! Скажите, какую пользу приносят деревья? (чистый воздух, древесину, летом укрывают от солнца)
В: Ребята, а что будет, если не будет деревьев?
В: Высохнет лесная речка, звери без питания пропадут, испортится земля и воздух. А чтобы этого не случилось, мы с вами должны беречь и охранять природу нашего края.
В: И вот мы нашли первое сокровище, возьмем деревца в наш сундучок.
В: Садимся в саночки, и отправляемся дальше. Посмотрите, ребята, поляна, и она покрыта вся снежным покрывалом, а на нем какие - то узоры. Как вы думаете что это? (следы зверей) Давайте попробуем угадать, чьи они. А чтобы легче было угадать, я вам буду загадывать загадки:
1) Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)(дети кладут картинку волка рядом с его следами)
В: Чьи это следы? (волчьи) Почему говорят, что волк зимой голодный? (трудно найти пищу)
2) Рыжая кума всех провела (Лиса)
В: Чьи это следы? (лисьи) Чем питается лиса зимой? (ловит зайцев, полевых мышек).
В: В каких русских народных сказках мы встречаемся с лисой? («Лиса и волк», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль»).
В: Оставим лисичку рядом с её следами.
3) Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык! (Заяц)
В: Чьи это следы? (заячьи) Какой окраски шубка зайца зимой? Почему? (белая, чтобы быть не заметным на снегу)
В: Оставим зайчика рядом с его следами.
4) Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)
В: Как мы скажем, чьи это следы? (беличьи) Как белка готовится к зиме? (делает запасы, орешки, грибы, шишки)
В: Оставим белочку рядом с её следами.
5) Дикий зверь тропой бежит,
То как хрюкнет, завизжит.
С ним детишек караван,
Этот зверь лесной – … (Кабан)
6) Травы копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
В: А как вы думаете, следы каких животных мы зимой никогда не встретим в лесу? И почему? (медведь и ёж, они впадают в спячку)
В: Сейчас поиграем в словесную игру «Что не так».
В: Слушайте внимательно, если услышите ошибку, исправьте её, сказав верную фразу.
У волка - лисята, они живут в логове.
У медведя - зайчата, они живут в норе.
У белки - волчата, они живут в берлоге.
У волка - бельчата, они живут в дупле.
У зайца - медвежата, они живут в берлоге.
У лисы - волчата, они живут в дупле.
В: Животные - это второе сокровище, мы их заберем в наш сундучок.
В: Сейчас предлагаю отдохнуть.
Физкультминутка «Вы, наверное, устали»
Вы, наверное, устали? (Ходьба на месте)
Да! (Хлопки в ладоши)
И поэтому все встали. (Руки вверх — потянулись)
Дружно вытянули шеи (Наклоны вперед)
И как гуси зашипели: «Ш-ш-ш».
Пошипели, помолчали (Повороты туловища влево - вправо.)
И, как зайцы, поскакали. (Прыжки на месте.)
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали. (Присесть)
В: Ребята, тихо, а чьи это голоса слышны? (звучит запись с голосами птиц)
В: Все ли птицы остаются в лесу на зиму? (нет, некоторые улетают на юг)
В: Как называются птицы, которые проводят зиму в теплых краях? (перелетные)
В: А почему они улетают? (перелетные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают)
В: Каких перелетных птиц вы знаете? (скворцы, ласточки, грачи, соловьи)
В: Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму? (зимующие)
В: Чем питаются зимующие птицы? (ягодами рябины, зернами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди)
В: Каких зимующих птиц вы знаете? (воробьи, голуби, синицы, сороки, снегири, вороны)
В: А сейчас мы проверим, как вы знаете зимующих и перелетных птиц.
Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»
Цель: закрепить умение детей классифицировать птиц по видам – перелётные, зимующие.
Описание игры: разделить детей на подгруппы. Одной подгруппе предлагается найти в коробке картины перелётных птиц, а другой зимующих птиц, и выложить у себя на столе.
В: Молодцы, ребята!
В: Птицы, это третье сокровище, и их мы тоже положим в наш сундучок.
В: Вот и подошло к концу наше лесное путешествие. А сейчас давайте закроем глаза, и произнесём волшебные слова.
Один, два, три, четыре, пять,
Надо глазки закрывать.
Полетели, закружились,
И в саду все очутились.
В: Вот мы с вами вернулись в детский сад. Ребята, когда мы с вами были в лесу, то видели много деревьев? Скажите, а какое же дерево является символом нашей Родины? Верно, это береза. У нас в группе даже есть «Музей русской березы». Сейчас я предлагаю вам сделать своими руками красивую зимнюю березу, с помощью ваты и ватных дисков, и поместим её в наш музей. Согласны? Тогда приступаем.
Итог
В: Ребята, где мы побывали? Что мы делали в лесу? (знакомились с сокровищами леса). С какими сокровищами леса сегодня познакомились? (Деревьями, животными, птицами). Что в нашем путешествии вам понравилось больше всего?
В: Сегодня наш сундучок наполнился сокровищами леса, но в наших краях есть много других сокровищ – это поля, степи, реки, луга. Об этом мы поговорим на следующих занятиях. И будем наполнять наш сундучок другими сокровищами. А так как природа родного нашего края богата, красива, разнообразна, то перед нами стоит задача - беречь её.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по нравственно – патриотическому воспитанию, раздел – «Край кубанский - дом родной»
Серия конспектов занятий по нравственно-патриотическому воспитанию...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/29/picture-1325165-1616979114.jpg)
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой родной город — любимый Братск»
нравственно-патриотическое воспитание...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/29/picture-1325165-1616979114.jpg)
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой родной город — любимый Братск»
нравственно-патриотическое воспитание«Мой родной город — любимый Братск»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/30/picture-130254-1640862510.jpg)
Конспект занятия по нравственно—патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста 6—7 лет «Лучше нет родного края».
Конспект занятия по нравственно—патриотическому воспитанию детей «Лучше нет родного края» способствует развитию у детей чувства патриотизма и любви к своей Роди...
Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию детей 5-6 лет. «Мы живем в родном краю…»
Программные задачи:Обогащать представление детей о малой Родине - Рязани, поддерживать любознательность по отношению к родному краю.Продолжать знакомить со смыслом некоторых памятников Октябрьского ра...
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Люблю тебя, мой край родной».
quot;Любовь к родному краю, родной культуре,родной речи начинается с малого -с любвик своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь,эта любовь переходит в любовь к ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/08/picture-1535709-1728387626.jpg)
Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию в старшей группе «Край, родимый край…»
Цель: дать детям представление о малой родине.Задачи:1.Расширить и систематизировать знания детей о родном селе Холмогоры, его особенностях и достопримечательностях....