Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС
материал (средняя группа)

Альбина Шайхулловна Шайдулина

Дети проводят значительную часть своего времени в детском саду, поэтому окружающая среда должна соответствовать их интересам, способствовать развитию, а также предоставлять возможность для свободной игры и общения со сверстниками, поддерживая индивидуальность каждого ребенка. Наполнение группы играми и игрушками — это лишь часть задачи. С введением Федерального государственного образовательного стандарта возникли новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Она должна быть комфортной, уютной, рационально организованной и насыщенной различными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Одной из ключевых задач является обогащение среды элементами, которые будут стимулировать познавательную, речевую, двигательную и другие виды активности детей. Развитие познавательных и речевых способностей является одной из основных задач дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда (в соответствии с ФГОС) представляет собой специально организованное и насыщенное предметами пространство, которое отвечает потребностям ребенка в познании, общении, а также в физическом и духовном развитии в целом.

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать:

1. Гармоничное и всестороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей, состояния здоровья, а также психических, физических и речевых нарушений.

2. Возможность полноценного общения между детьми, а также взаимодействия с педагогом в процессе учебной деятельности, включая возможность уединения по желанию ребенка.

3. Реализацию образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.

4. Учет национально-культурных и климатических условий, в которых проходит образовательный процесс.

Согласно требованиям ФГОС, развивающая предметно-пространственная среда должна обладать следующими характеристиками:

— содержательной насыщенностью;  

— возможностью трансформации;  

— вариативностью;  

— полифункциональностью;  

— доступностью;  

— безопасностью.  

Насыщенность РПП среды подразумевает:

— разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в группе;  

— соответствие возрастным особенностям и содержанию образовательной программы.  

Полифункциональность материалов означает:

— возможность многообразного использования различных элементов предметной среды (например, детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).  

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменения РПП среды в зависимости от:

— образовательной ситуации;  

— изменяющихся интересов детей;  

— возможностей детей.  

Вариативность среды включает в себя:

— наличие различных зон (для игры, конструирования, уединения);  

— периодическую смену игрового материала;  

— разнообразие материалов и игрушек, позволяющих детям свободно выбирать;  

— появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды подразумевает:

— возможность доступа для детей ко всем помещениям, где проходит образовательная деятельность;  

— свободный доступ к играм, игрушкам и пособиям, способствующим различным видам детской активности;  

— исправность и сохранность материалов и оборудования.  

Безопасность среды включает в себя:

— соответствие всех ее элементов требованиям надежности и безопасности, то есть наличие сертификатов и деклараций соответствия на игрушки.  

Согласно требованиям ФГОС, развивающая предметно-пространственная среда делится на пять образовательных областей:

1. Социально-коммуникативная;  

2. Познавательная;  

3. Речевая;  

4. Художественно-эстетическая;  

5. Физическая.  

В каждой области существуют свои центры:

Социально-коммуникативное развитие:

— Центр ПДД;  

— Центр пожарной безопасности;  

— Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр).  

Познавательное развитие:

— Центр «Уголок Природы»;  

— Центр сенсорного развития;  

— Центр конструктивной деятельности;  

— Центр математического развития;  

— Центр экспериментирования.  

Речевое развитие:

— Центр речевого развития или уголок речи и грамотности;  

— Центр Книги;  

— Логопедический уголок.  

Художественно-эстетическое развитие:

— Центр ИЗО или уголок творчества;  

— Центр музыкально-театрализованной деятельности.  

Физическое развитие:

— Центр физического развития;  

— Спортивный уголок «Будь здоров!».

Направление:  

Социально-коммуникативное развитие.  

Игра является основным видом деятельности для наших малышей. Яркий и насыщенный игровой центр создает условия для творческой активности детей, развивает их фантазию, формирует игровые навыки и умения, а также способствует установлению дружеских отношений между детьми.  

В свободном доступе для детей находятся атрибуты, необходимые для сюжетно-ролевых игр, которые начинают развиваться в этом возрасте. В центре по ПДД и пожарной безопасности размещены все необходимые элементы для сюжетно-ролевых игр и занятий, направленных на закрепление правил дорожного движения. При необходимости дети могут объединять центр сюжетно-ролевых игр с центром ПДД и пожарной безопасности.  

Познавательное направление.  

Центр науки пользуется большой популярностью у детей. В нем представлены материалы для проведения опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики, песочные часы, камни и другие предметы.

Центр математического развития:  

В этом центре представлены пособия с цифрами, счетный материал, дидактические игры и развивающие игры математического содержания.  

 

Центр конструктивной деятельности организован таким образом, чтобы дети могли строить как в подгруппах, так и индивидуально. Здесь есть крупные и мелкие строительные материалы, разнообразное лего и конструкторы.  

Уголок природы включает в себя безопасные растения и необходимое оборудование для их ухода.  

Речевое развитие:  

Это направление играет важную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок может самостоятельно выбрать книгу по своему вкусу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.  

Художественно-эстетическое развитие:  

В Центре «Творческая мастерская» собраны материалы и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и использовать все необходимое для реализации своих творческих идей и фантазий. Доступ к этому центру свободный.  

Театрализованная деятельность.

Театрализованные игры решают следующие задачи:

1. Развивают артикуляционную моторику;  

2. Расширяют словарный запас;  

3. Способствуют развитию монологической и диалогической речи;  

4. Развивают общую и мелкую моторику.  

Физическое развитие:  

В этом центре представлены спортивный инвентарь, игрушки, дорожки здоровья для профилактики плоскостопия, а также дидактические игры спортивного содержания.  

Создавая развивающую предметно-пространственную среду, мы учитываем следующие аспекты:

1. Среда должна выполнять образовательные, развивающие, воспитательные, стимулирующие, организованные и коммуникативные функции. Однако главное — это способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности ребенка.  

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства, чтобы оно удовлетворяло потребности и интересы детей.  

3. Форма и дизайн предметов должны быть ориентированы на безопасность и возраст детей.  

4. Элементы декора должны быть легко заменяемыми.  

5. В каждой группе должно быть предусмотрено место для детской экспериментальной деятельности.

6. При организации предметной среды в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, состояние здоровья детей, их психофизиологические и коммуникативные особенности, а также уровень общего и речевого развития.  

7. Цветовая палитра должна включать теплые, пастельные тона.  

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении следует учитывать ведущую роль игровой деятельности.  

9. Развивающая среда группы должна изменяться в зависимости от возрастных особенностей детей, этапа обучения и образовательной программы.  

Вывод:  

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом требований ФГОС должна быть направлена на наиболее эффективное развитие индивидуальности каждого ребенка, принимая во внимание его склонности, интересы и уровень активности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Предметно-пространственная образовательная среда ДОУ, отвечающая требованиям ФГОС

Ведущим видом деятельности для дошкольников является игра. Именно поэтому необходимо серьезно относится к вопросу обновления предметно-пространственной среды ДОУ. Роль взрослого заключается в пр...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...