Лэпбук – как средство развития детей дошкольного возраста
методическая разработка
В статье рассматривается вопрос возможности использования инновационного дидактического пособия – лэпбука – как средства развития детей дошкольного возраста в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_lepbuka.docx | 16 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе – это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно – обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска может стать тематическая папка или лэпбук.
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:
-включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
-добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
-свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
-открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Лепбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.
- информативен;
– полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;
– вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
– трансформируем (дает возможность менять пространство в зависимости от образовательной ситуации);
– пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
– обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с окружающим миром ;
– является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
– его структура и содержание доступна детям дошкольного возраста;
– обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников;
– лэпбук соответствует самому главному требованию – это безопасность.
Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. Использование лэпбука направлено на формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Лэпбук – это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие познавательных способностей в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной познавательно –исследовательской деятельности.
В результате данной технологии у детей развиваются универсальные умения, такие как:
– умение планировать предстоящую деятельность;
– договариваться со сверстниками;
– распределять обязанности;
– искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
– самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
– принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
– используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе, создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.
Метод лэпбука представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Лэпбук обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка– дошкольника.
Прежде всего, в ходе работы по методу лэпбука расширяются знания детей об окружающем мире.
Кроме того, происходит развитие общих способностей воспитанников -познавательных, коммуникативных и регуляторных. При реализации лэпбуков происходит влияние и на содержание игровой деятельности – игры становятся более разнообразными, а у детей развиваются коммуникативные связи, совместные игровые интересы.
Эффективное использование данной образовательной технологии приводит к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников. У воспитанников речь становится богаче, пополняется словарный запас.
В использовании данного метода происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.
Вывод
В условиях модернизации образования, педагогу необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в своей работе технику создания лэпбука, появляется возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях. Лэпбук— это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследования, которые однажды начавшись, будут продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов. Таким образом, мы видим, что метод «лэпбук» актуален и очень эффективен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Лэпбук - современное средство обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №5 «Солнышко» Проект«Лэпбук - современное средство обучения детей до...
презентация Мастер-класс "Использование лэпбука в речевом развитии детей дошкольного возраста"
В лэпбуке представлены различные игры, загадки, пословицы и поговорки, мнемотаблицы и многое другое по русским народным сказкам для развития речи....
Тезисы «Лэпбук как технология развития детей дошкольного возраста»
laquo;Лэпбук как технология развития детей дошкольного возраста» Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в детском ...
"Лэпбук" как средство развития детей дошкольного возраста» "Наш город Пермь"
Пояснительная записка.«Лэпбук» как средство развития детей дошкольного возраста»Лепбук: «Наш город Пермь» для детей старшего дошкольного возраста, представляет собой тема...
«Лэпбук как средство развития детей дошкольного возраста»
Конкурсный материал....
САМООБРАЗОВАНИЕ « Лэпбук как средство обучения детей дошкольного возраста»
laquo; Лэпбук как средство обучения детей дошкольного возраста»...
Статья «Лэпбук» - как средство развития детей дошкольного возраста»
Данная статья поможет педагогам в формировании развивающей среды для развития познавательных способностей у детей в соответствиями с ФГОС. Даст практические советы по созданию ЛЭПБУКА....