Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Блокадная ласточка», посвященный 80 -летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: обогащение представлений детей о героическом подвиге жителей
блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
- Закрепить знания детей о Великой Отечественной войне.
- Познакомить детей со страшными днями пережитыми детьми в годы
войны.
- Познакомить детей с понятием «блокада».
- Пробудить в детях чувство сострадания.
- Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну и народ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 837.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности
«Блокадная ласточка»,
посвященный 80 -летию полного освобождения Ленинграда от
фашистской блокады
Цель: обогащение представлений детей о героическом подвиге жителей
блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
- Закрепить знания детей о Великой Отечественной войне.
- Познакомить детей со страшными днями пережитыми детьми в годы
войны.
- Познакомить детей с понятием «блокада».
- Пробудить в детях чувство сострадания.
- Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну и народ.
Ход образовательной деятельности:
27 января, сегодня исполняется 80 лет со дня снятия блокады города Ленинграда.
Сейчас этот город называется Санкт-Петербург.
Много лет тому назад, когда нас с вами еще не было на свете, 22 июня
1941 года фашисты напали на нашу страну. Началась Великая Отечественная
война, которая принесла много горя и разрушений. Враг был очень силен. Он
разрушал города и села, убивал мирных людей. Очень скоро враг оказался
рядом с городом Ленинградом. Он хотел его завоевать, но люди превратили
город в крепость.
Улицы Ленинграда были перегорожены противотанковыми заграждениями,
оплетены колючей проволокой, все окна заклеены бумагой, чтобы при
обстрелах осколки стекла не смогли поранить людей. Враг окружил город.
Блокада длилась 900 дней и ночей. В кольце блокады оказалось много жителей города, дети, женщины, старики.
Ребята, а вы знаете, что означает слово «блокада»? (Ответы детей.) Давайте, мы сейчас посмотрим на фотографии города Ленинграда и встанем вокруг него и возьмемся за руки. Вот так стояли враги вокруг города со своим оружием.
Для жителей Ленинграда блокада означала - смерть. Это вой сирены, голод, холод, летящие с неба бомбы и обстрелы города днем и ночью.
Люди жили в разрушенных от бомбежек домах, без света, тепла и еды. Но они продолжали учиться, работать, даже писать музыку.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович написал музыкальное произведение «Симфония №
7 «Ленинградская». (слушание отрывка из произведения)
Каждому жителю Ленинграда выдавались специальные карточки, по
которым можно было получить свою норму хлеба - небольшой (125 граммов)
кусочек в день для детей и взрослому 225 грамм. И все, больше ничего -
только вода, за которой ходили на реку Нева. Из последних сил на санях
везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить.
Вот она суточная норма хлеба! (Показ кусочка черного хлеба весом 125 г.)
Блокадная карточка с суровой надписью «При утере не возобновляется»
была дороже всего.
Ребята, вы знаете, как ели блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала,
но почитав воспоминания жителей Ленинграда, узнала и хочу сейчас
рассказать вам. Люди, положив пайку на ладошку, отламывали крохотный кусочек. Долго долго жевали его, даже не жевали, рассасывали, глядя на оставшийся хлеб. И
снова отламывали. И снова жевали. Как можно дольше ели этот крохотный
кусочек. А когда весь хлеб был съеден, подушечками пальцев собирали на
середину ладони крошки и, прильнув к ним губами, словно хотели
поцеловать их. Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка… Как
ценен этот небольшой кусочек хлеба! (Показ фотографий «блокадного хлеба».)
Блокада Ленинграда - одно из самых страшных и трагических событий в
истории нашей страны.
Согласно немецкому плану, город должны были полностью разрушить и
уничтожить, жители должны были погибнуть в самом городе, немецким
войскам надлежало сравнять с землей все уцелевшие строения.
Но их чудовищные планы остались невыполнимы. И потерпев неудачу в
попытке захватить Ленинград штурмом, фашистская армия решила население города взять голодом.
Начались суровые дни блокады.
Блокада - это голод, это холод.
Блокада - это смерть.
Но Блокада - это еще и вера в Победу и желание жить!
Весной 1942 года немецкое командование заявило: «Отныне даже птица не
сможет пролететь через кольцо блокады».
Но Ленинградцы продолжали верить в Победу. Именно тогда появилась
Блокадная ласточка.
Это маленький жестяной значок, а на нем - ласточка с письмом в клюве.
Весной 1942 года его начали носить на одежде многие жители Ленинграда -
этот символ стал ответом на заявления немецкой пропаганды.
: Поэтесса Ольга Берггольц посвятила Блокадной ласточке стихотворение,
где писала:
«Маленькую ласточку из жести
Я носила на груди сама.
Это было знаком доброй вести,
Это означало: «Жду письма».
Люди ждали благих вестей с фронта. Весточку от родных. И Блокадная
Ласточка стала для жителей осажденного Ленинграда символом надежды.
И сегодня люди также хотят верить в лучшее, жить с надеждой на счастливое
будущее. Для этого порой необходимо получить поддержку - добрую весть,
напоминание о том, что даже в страшное время блокады Ленинграда люди не
сдавались и не пали духом.
18 января, именно в этот день было разорвано блокадное кольцо вокруг Ленинграда. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград.
27 января деньполного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В этот день по
радио объявили: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады!».
Пальчиковая гимнастика
Ласточка летала
(скрестить ладони рук)
Ласточка устала.
Крылышки сложила,
(сделать замок)
Пёрышки помыла.
(вращение замком)
Ласточка клювом повела
(выпрямленные соединённые мизинцы изображают клюв)
Зёрнышки нашла.
Зёрнышки поела,
(соединённые мизинцы стучат по столу)
Снова крылышки раскрыла,
Полетела.
(скрещенные ладони делают взмахи)
А теперь давайте с вами напишем добрую весточку надежды и
изготовим ласточек. Чтобы помнить и никогда не сдаваться, так же, как
жители осажденного города Ленинграда. Мы с вами изготовили поделку с ласточкой, для жителей, какого города она стала символом надежды? Для города Ленинград.
27 января вся страна отмечает полное освобождение города Ленинград от фашистской блокады. И сегодняшнее занятие мы посвятили именно этому событию.
Рефлексия
1. О чем мы сегодня говорили?
2. Почему ласточка стала символом блокады?
3.Что вам запомнилось из моего рассказа?
Итог
Ребята, война давно закончилась, прошло много лет. А люди помнят о ней,
передают рассказы о тех страшных годах. Как вы думаете, почему?
Мы должны сохранить память о героизме и стойкости героев Великой
Отечественной войны, о мужестве простых людей, вынесших на себе
трудности блокадного Ленинграда.
Приложение.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Совместная деятельность с родителями, педагогами и детьми с применением технологии сюжетно-ролевой ритмической гимнастики «Морозко»»
Воспитание коммуникативных качеств, дружеских партнерских взаимоотношений между детьми, родителями, педагогами. Повышение двигательной активности....
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности. Составление описательного рассказа "Зимующие птицы"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности.Составление описательного рассказа "Зимующие птицы"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/20/picture-550794-1419064511.jpg)
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Весёлая зима»
Конспект занятия в старшей группе для детей с ТНР, ОНР «Весёлая зима»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/14/picture-407971-1394812408.jpg)
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности "Путешествие в осенний лес"
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности "Путешествие в осенний лес"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/04/picture-718465-1449250611.jpg)
Конспект занятие в старшей группе компенсирующей направленности Край родной
Знакомство детей с историей Урала через произведения П. П. Бажова...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/25/picture-1086028-1543141957.jpg)
Конспект занятия в старшей группе «Блокадная ласточка», посвященное 80 -летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
По всей России проходит патриотическая акция «Блокадная ласточка», посвященная 80-летию снятия блокады Города-Героя Ленинграда.Распространяйте «Блокадную ласточку» и рассказыва...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/22/picture-1438328-1669123368.jpg)
Конспект беседы с детьми старшей группы на тему: «27 января 1944 – день полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады»
Цель: воспитание патриотизма и любви к истории родного города.Задачи:Расширение знания детей о героической обороне Ленинграда.Воспитание патриотизма, чувство гордости за свою Родину, благодарность и у...