«Мир профессий: первые шаги»
методическая разработка (подготовительная группа)
Проект
по ранней профориентации детей
старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chekalina_abramova.docx | 33.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Доскинский детский сад»
Конкурс методических разработок «ПрофОриентир»
номинация «Ранняя профориентация»
Проект
по ранней профориентации детей
старшего дошкольного возраста
«Мир профессий: первые шаги»
Авторы:
Чекалина Людмила Александровна,
воспитатель
высшая квалификационная категория
Абрамова Наталья Эдуардовна,
воспитатель
1 квалификационная категория
с.Доскино, 2024
Социальный интеллект как способность интерпретации поведенческих особенностей членов общества предстает наиболее эффективным и созидательным элементом межличностной коммуникации и контактного взаимодействия, инструментом социальной адаптации. Целевая установка по данному направлению – это обогащение и наполнение социального опыта ребенка-дошкольника посредством расширения границ представлений о совокупности профессий, сопровождаемые зарождением и развитием нравственно-образовательных качеств, а также личная профидентификация и самоопределение.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования излагает принцип обязательного приобщения дошкольника к традиционным ценностям семьи и государства. Включение дошкольника в систему ранней профориентации – ключевая ступень реализации озвученного принципа. Результатом вовлечения ребенка в процесс ранней профориентации, является формирование социальной адаптивности и значимых личностных качеств – активной общественной позиции, ярко выраженной самостоятельности и ответственности как залога саморегуляции и социального становления.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования, в формировании базовых знаний о профессиях.
Актуальность проекта по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС ДО. Один из аспектов ОО «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
ФОП ДО определены Целевые ориентиры, направленные на раннюю профориентацию дошкольников: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда…
Сегодня остро стоит необходимость формирования у детей, высоких нравственных качеств, утраченного даже многими взрослыми чувства патриотизма. В стратегии работы по проблеме патриотического воспитания в рамках профориентации дошкольников идти необходимо от семьи и совместно с семьей. Часто дети выбирают профессии своих родителей или профессии ближайшего окружения. Надежным инструментом знакомства с процессом труда и формированием отношения к той или иной профессиональной деятельности, является диалог ребенка со взрослым.
Цель проекта: реализация систематической работы по ранней профессиональной ориентации детей.
Задачи проекта:
• сформировать элементарные представления у детей старшего дошкольного возраста о профессиях;
• развивать эмоционально-положительное отношение к труду человека;
• сформировать представления о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;
• воспитывать бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда;
• сформировать у детей желание попробовать выполнять трудовые действия представителей разных профессий.
Участники проекта:
- дети подготовительной к школе группе
- воспитатели, сотрудники детского сада
- родители
Вид проекта
- Познавательный, долгосрочный
Сроки реализации проекта: сентябрь 2023 г. – май 2024 г.
Планируемый результат:
Для детей:
- у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности,
- активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых,
- разовьется чувство уважения к людям разных профессий.
Для родителей:
- успешное взаимодействие со своими детьми;
- повышение психолого-педагогических компетенций.
Для воспитателя:
- создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта;
- создание интерактивных игр и тренажеров;
- совместная работа с родителями по расширению знаний детей;
- повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.
Для ознакомления детей с трудом взрослых мы применяем традиционные методы обучения и воспитания: мини-музей «Страна профессий», в котором собрана «спецформа» – профессиональная одежда людей разных профессий, игровые персонажи - куклы, которые принимают участие во режимных моментах образовательно-воспитательного процесса. Подобрана серия развивающих игр профессиональной направленности: «Профессии», «Играем в профессии» и другие, которые помогают в игровой форме знакомить воспитанников с миром профессий. Создана тематическая библиотека «Калейдоскоп профессий», где представлен широкий художественный, энциклопедический и демонстрационный материал.
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Поэтому наряду с традиционными, широко используем современные технологии, такие как виртуальный музей, виртуальные экскурсии, интерактивные тренажеры. Что позволяет погрузить ребенка в мир профессии, не выходя из дома или детского сада.
Систему работы с дошкольниками по профориентации мы строим по трем направлениям: приближение детей к труду взрослых; ознакомление детей с трудом взрослых; совместная деятельность детей и взрослых.
1.Приближение детей к труду взрослых. На этом этапе мы знакомим детей с профессиями. Организуем в детском саду встречу с интересными людьми. В нашем детском саду применяется технология «Гость группы», которая позволяет познакомить детей с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых. Гостями нашей группы стали: учитель, пожарный, сотрудник МЧС, художник, сотрудник ДПС, полицейский, военный, медсестра, библиотекарь. В рамках акции «Профессия моей мамы» нашим гостем стала мама воспитанника подготовительной группы учитель химии Доскинской школы. Педагог рассказала о своем сложном, но интересном предмете, показала химические опыты и провела для ребят виртуальную экскурсию по своему кабинету. Наш детский сад в тесном взаимодействии с сотрудником МЧС папой воспитанницы младшей группы, который не только проводит для ребят уроки безопасности, но и рассказывает о своей опасной работе, о качествах, которыми должен обладать спасатель, демонстрирует видеосюжеты с места работы.
2. Ознакомление детей с трудом взрослых. На этом этапе организуем экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий — на работе (предприятии, учреждении). Большое значение в познавательной работе по знакомству с трудом взрослых, их профессиями осуществляется через экскурсии. Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
С ребятами мы посещаем кабинет медсестры. Посетили прачечную, кухню нашего детского сада. Ежегодные экскурсии к социальным партнерам ближайшего окружения в пожарную часть, в школу, школьную библиотеку и музей, библиотеку п.Окского, в ДК п.Окского.
В детском саду была организована акция «Один день у мамы/папы на работе», в ходе которой воспитанникам удалось познакомиться с профессиональными особенностями, с рабочими местами родителей, делясь этим впоследствии со сверстниками.
Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только, как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Поэтому к этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации. В играх показана работа различных учреждений (банк, магазин). У воспитанников совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (врача, полицейского, космонавта). В играх дети изображают и профессии своих родителей, на основе ранее полученного опыта.
В освоении профессий большим подспорьем являются игры и пособия, сделанные родителями. В рамках 100-летия г.Богородск представили пособия «Ремесла Богородского края», «Чем славен город мой родной», игры на липучках «Ремесла Богородска». На «Чемпионат профессий» созданы лепбук «Профессии», дидактические игры «Профессии», «Чемоданчик Айболита», «Кто выполняет такую работу?», интерактивная игра «В мире профессий».
3. Совместная деятельность взрослого и ребенка предполагает активное участие семьи в творческой, проектной деятельности, где родители выступают в роли профессиональных мастеров, помогая ребенку закрепить и усовершенствовать свои знания и умения.
Для повышения педагогической компетенции родителей, вовлечения их в образовательный процесс и привлечения к совместной с детьми созидательной деятельности, формирования уважительного отношения дошкольников ко всем профессиям, нами были разработаны проекты. Например, творческий конкурс-проект «Профессии моих родителей» в рамках которого родители вместе с детьми представили пособия, макеты, отражающие род деятельности мамы или папы. Все работы – макеты к профессиям «Строитель», «Водитель», «Учитель», «Автослесарь», «Экскаваторщик», «Портной», «Медсестра» - стали экспонатами нашего мини-музея. Так, изучение профессий через призму профессий родителей способствует подпитке интереса, представление значимости дела родителей.
Интересная форма обобщения опыта детей по профориентации - «Трудовые книжки», это своеобразный инструмент для фиксации результатов продвижения ребенка по миру профессий, где отмечаются профессии, с которыми познакомился ребенок в ходе акции, через групповую экскурсию или творческие встречи с представителями различных профессий. В «Трудовой книжке» делаются не только традиционные записи, о том, какую профессию изучил воспитанник, но и выполняются творческие задания, связанные с определенной профессией, например, воспитанник может изобразить себя в данной профессии и нарисовать орудия труда, которые ему будут необходимы. Эта работа проводится в виде домашнего задания.
Перспективное планирование.
месяц | профессии | форма ознакомления с профессиями |
сентябрь | Профессии в детском саду. Профессия учитель |
|
октябрь | Сельско-хозяйственные профессии Профессии МЧС. |
https://rutube.ru/video/6764c91b5c2cc9eb985dd204769d1e14/
|
ноябрь | Медицинские профессии. Профессии моих родителей |
|
декабрь | Продавец, фармацевт (маркетолог) |
|
январь | Водитель, автомеханик Строительные профессии. Художник |
|
февраль | Ученый Отдел полиции. Военные профессии |
|
март | Ателье, швейные фабрики. Профессии театра и кино |
|
апрель | Парикмахер. Косметолог. Космонавт |
https://learningapps.org/19219606
|
май | Профессии писатель, журналист Все профессии важны! |
https://learningapps.org/19485535
|
Системная работа по ранней профориентации показала свои результаты. В 2023 году вышли в региональный этап чемпионата «СтартПРОФИ» в компетенции «Ресторанный сервис» наш конкурсант прошел в региональный этап.
В смотре-конкурсе по изготовлению костюмов для кукол «Мозаика профессий» семья Коревых представили профессии речного флота и заняли 1 место. В рамках подготовки к конкурсу семьи потомственных речников предоставили данные из семейного архива, фотоматериалы.
Литература:
1. М. В. Антонова, И. В. Гришняева. Ранняя профориентация как элемент социально – коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста. // Научный журнал. «Современные наукоемкие технологии». 2017 г., № 2. URL: http: //top-technologies. ru/ru/article/view? id=36591
2. П. А. Адамова, В. В. Винникова, Газарова. Развитие социального ин-теллекта детей старшего дошкольного возраста: способы реализации // Образование и воспитание. 2017 г,. №2. URL https: //moluch. ru/th/4/archive/56/2175/
3. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания.
4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий. Учебно-методическое пособие. Изд-во «Николаев» 2004.
5. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет, М., 2010.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
7. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25.11.2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 г., регистрационный № 71847);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: "Первые шаги в мир профессий: инновационные технологии ранней профориентации в ДОУ"
Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социально - индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профорие...
Эссе на тему: «Первые шаги в профессию»
Эссе на тему: «Первые шаги в профессию»Я-воспитатель и этим горжусь,Что вместе с детьми жить на свете учусь!Да, я актриса несчетных ролей,Но главная роль – заменить матерей!...
Презентация "Первые шаги в мир профессий: профориентационная работа в детском саду"
Презентация отражает формы работы с дошкольниками по ознакомлению с трудом взрослых в условиях села. Отражены задачи проекта, гипотеза рассмотрены все этапы проекта....
МОИ ПЕРВЫЕ ШАГИ В ПРОФЕССИИ ИЛИ ПРОФЕССИЯ, КОТОРУЮ Я ВЫБРАЛА
Эссе на конкурс "Учитель года"...
Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрал
Учитель-логопед – это прекрасная профессия, которая приносит радость не только себе, но и детям, и их родителям. Ведь если счастлив ребенок, то и счастливы его родители. Я ни капельки не жалею, ...
План управления проектом "Формирование элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях взрослых "Первые шаги в мир профессий"
План управления проектом "Формирование элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях взрослых "Первые шаги в мир профессий"...
Долгосрочный педагогический проект «Первые шаги в профессию, профориентация для малышей» Первая младшая группа «Капитошки»
Долгосрочный педагогический проект«Первые шаги в профессию,профориентация для малышей»Первая младшая группа«Капитошки»...