Долгосрочный педагогический проект «Первые шаги в профессию, профориентация для малышей» Первая младшая группа «Капитошки»
проект (младшая группа)
Долгосрочный педагогический проект
«Первые шаги в профессию,
профориентация для малышей»
Первая младшая группа
«Капитошки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervye_shagi_v_professiyu.docx | 28.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Кизильский детский сад №3»
Долгосрочный педагогический проект
«Первые шаги в профессию,
профориентация для малышей»
Первая младшая группа
«Капитошки»
Подготовила: Нищева Светлана Владимировна
2023-2024г.
Актуальность темы: Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности. Скрытые резервы профориентации таятся уже на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в ознакомлении детей с многообразием и широким выбором профессий. 21 век диктует свои условия. Современный рынок профессий должен динамически меняться и подстраиваться под сформировавшиеся нужды. Каждый год появляются новые профессии, которые требуют от людей получения новых знаний и навыков их применения. Создавшаяся ситуация заставляет нас по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы с дошкольниками. Чем разнообразнее будут представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир окажется ярче и привлекательнее для него. Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация являются одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.
Цельпроекта: Сформировать у детей наглядные представления о мире профессий (младший воспитатель, повар, врач, медицинская сестра, водитель, продавец, дворник и другие).
Задачи проекта:
- познакомить детей с различными профессиями взрослых;
- формировать у ребят трудовые действия;
- ознакомление детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, с орудиями труда, инструментами и результатом труда взрослых;
- расширение и активизация словаря по теме;
- развитие зрительного внимания и восприятия;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, зрительно – двигательной координации, мелкой моторики;
- формирование навыков сотрудничества, взаимодействия в игровой деятельности, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этом этапе у ребенка должна сформироваться определенная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям.
В процессе возрастного развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач и т. п.), основываясь на наблюдениях за действиями взрослых. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку ещѐ трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, впечатлений, конкретных ситуаций из жизни, историй.
Работа по профессиональной ориентации проводится по нескольким направлениям: информирование – передача сведений, диагностика – оценка индивидуальных особенностей.
Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются:
- профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);
- профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).
Формы и методы работы с дошкольниками:
- наблюдения во время целевых прогулок;
- рассказы воспитателей и родителей;
- непосредственно образовательная деятельность;
- игры, праздники и развлечения.
Алгоритм ознакомления с профессией.
1. Название профессии
2. Место работы
3. Материал для труда
4. Форменная одежда
5. Орудия труда
6. Трудовые действия
7. Личностные качества
8. Результат труда
9. Польза труда для общества.
Ожидаемые результаты работы с детьми по вопросу ранней (детской) профориентации
1. Знание детьми информации о таких профессиях, как повар, врач, воспитатель.
2. Понимание детьми значимости этих профессий;
3. Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний;
4. Проявление признательности и уважения к труду взрослых;
5. Создание лэпбука «Профессии»;
6. Организация фотовыставки «Профессия моих родителей»,
7. Пополнение предметно пространственной среды, сюжетно ролевых игр.
Участники проекта: дети группы раннего возраста, воспитатели и родители.
Продолжительность: проект рассчитан на один год.
План работы Проект реализуется по следующим этапам: 1. Подготовительный этап - теоретический анализ состояния проблемы в научно-методических ресурсах; - оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы; - определение целей и задач проекта; - прогнозирование результатов; - повышение собственной компетенции по теме; - подбор и систематизация материала и оборудования для реализации проекта; - подбор наглядно-демонстрационного материала; - разработка плана мероприятий по повышению компетентности родителей воспитанников в вопросах профориентации детей.
2 этап. Реализация проекта
Работа по проекту предполагает разделение деятельности на три этапа:
I этап (организационный): проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала.
II этап (практический): реализация тематического плана, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей по изготовлению фотовыставки «Профессии моих родителей».
III этап (итоговый): проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта (итоговое занятие).
3. Заключительный этап. - обобщение положительного опыта и результатов проекта; - анализ деятельности; - презентация проекта. - оценка и прогнозирование перспективных направлений дальнейшего использования результатов работы. - трансляция опыта учреждения в сети Интернет.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Знакомство с профессией «Врач».
«Врач – служитель медицины
Победит любую хворь!»
Знакомство с профессией врача.
Цель:
#1059;точнить и обобщить знания детей о труде врача и некоторые его трудовые действия.
#1056;асширить словарный запас медицинскими терминологиями.
Рассматривание иллюстраций в книжках, рассказывание коротких стихов.
Чтение художественной литературы: «Катя в яслях» (З. Александрова)
Беседа: «Запомните, детки, таблетки – не конфетки» (Уточнить представления детей о лекарственных средствах, объяснить опасность, которая может от них исходить.)
Лепка «Поможем доктору Айболиту, вылечить зверей».
С/р игра «Больница», «Врач стоматолог».
Д/и «Таня заболела» (использование медицинских инструментов), «На приеме у врача».
Предложить родителям вечером прочитать детям произведение А. Кардашовой «Наш доктор», побеседовать по содержанию.
Предложить родителям пополнить уголок Больница атрибутами для врача и/или медицинской сестры, скорой помощи.
Оформление макета «зубы».
Экскурсия в мед кабинет.
Оформление макета «строение человека».
План по взаимодействию с семьями воспитанников
Месяц | Тема | Цели | Форма ознакомления с профессиями |
Сентябрь | Консультации для родителей - «Профориентация детей в 1 младшей группе» | Цель: Познакомить родителей с планом работы с детьми в группе по профориентации | Форма проведения: консультация. |
Октябрь | «Игра в жизни ребенка» | Цель: познакомить родителей с играми (сюжетно-ролевыми, дидактическими) | Форма проведения: родительское собрание |
Ноябрь | «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» | Цель: привлечь родителей к совместному творчеству. | Форма проведения: тематическая выставка маминых работ. |
Декабрь | «Все работы хороши – выбирай на вкус» | Цель: привлечь родителей к совместному творчеству. | Форма проведения: тематическая выставка рисунков людей разных профессий |
Январь | «Человек труда – звучит гордо» | Цель: привлечение родителей к изготовлению атрибутов. | Форма проведения: беседа. |
Февраль | «Профессия – Родину защищать» | Цель: привлечь родителей к совместному творчеству. | Форма проведения: тематическая выставка |
Март | «Мамина профессия» | Цель: вовлечение родителей в мероприятие, которое способствует ознакомлению детей с маминой профессией | Форма проведения: фотовыставка. (Узнай свою маму) |
Апрель | «Профессии родителей». | Цель: привлечение родителей, по изготовлению презентаций или альбомов. | Форма проведения: Презентации или альбомы с фотографиями, где и кем работают их родители |
Май | «Все профессии нужны, все профессии важны» | Цель: привлечение родителей к закрепление знаний детей о профессиях. | Форма проведения: Презентации. Фотовыставка. |
Перспективный план мероприятий с детьми
Месяц | Тема | Цели | Форма ознакомления с профессиями | Материал, оборудование | Темы сюжетно – ролевых игр – ситуаций: |
Сентябрь | Сюжетно – ролевая игра «Детский сад» | Способствовать возникновению у детей игр на темы из окружающей жизни, развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить). В индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку. Обогащать игровой опыт детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию | Ежедневные режимные моменты в детском саду; Д\И с куклой; Экскурсия во вторую младшую группу; Беседа «Что мы знаем о детском саде?»; Рассказы о профессиях работников детского сада; Рассматривание иллюстраций о детском саде; | куклы, машинки, игрушечная посуда, мебель, предметызаместители. Медицинские инструменты (градусник, шприц, вата, музыкальные инструменты, напольный конструктор и т. п | «Наши куклы»; «Куклы идут в детский сад»; «У меня зазвонил телефон», «Комната для куклы»; «Завтрак для всех». Экскурсия по детскому саду; «Что у нас на обед?»; «У куклы Вари день рождения»; «Кукла и мишка ходят в гости друг к другу»; «Пора обедать»; «В лесу»; «Собираем урожай». «Мама и дочка»; По выбору детей. |
Октябрь | Сюжетно – ролевая игра «Шофёр» | Развитие социального поведения, навыки правильного поведения в транспорте. Воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские и партнерские взаимоотношения, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать культуру поведения в общественном транспорте, воспитывать уважения к труду водителя (пассажир – водитель; (шофер — пассажир) Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Формировать и закреплять навыки совместной деятельности в игровом объединении. | Наблюдение на прогулке ближайшую улицу поселка. Беседа на тему «На чем люди ездят?». Рассматривание альбома «Транспорт моего поселка». Наблюдение за трудом шофера, который привозит продукты в детский сад. Д/и «Чей предмет». Рассматривание макета проезжей части. Чтение стихотворений «Безопасная дорога» Г.Косова; Отгадывание загадок по теме. | Детские стулья, шапочки для шофера, рули, транспорт разного вида, макет светофора, дорога. | «Кто шофёр?»; «На стройке»; «Мой папа - водитель»; «Машины едут по дороге» (ПДД). «Автобус везёт пассажиров»; «Машины едут по дороге»; «Машина скорой помощи». «Медвежонок моет машину»; «Авторемонт»; По выбору детей. |
Ноябрь | Сюжетно – ролевая игра «Больница » | Способствовать возникновению у детей игр на темы из окружающей жизни, развивать умение выбирать роль. Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами: (мама — дочка, врач — больной) Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Формировать и закреплять навыки совместной деятельности в игровом объединении | Пригласить медсестру посетить группу, способствовать доброжелательному отношению к медицинским работникам. Наблюдение за работой медсестры, врача во время приема. Беседа о профессии врача, медсестры. Рассматривание картин из серии «Профессии»: «Доктор»; «Медсестра». Беседа с детьми: «Как я с мамой ходил на прием к врачу». Чтение К. Чуковского «Доктор Айболит». Кукольный театр «Айболит»; Д\И «Кому что нужно для работы», «Кто назовет больше действий». | Стетоскоп, шпатели, градусники. «Вита - минки», бинт, вата, или ватные диски, ватные палочки. Халат врача, халат медсестры, шапочки с красным кресто, сумочкачемоданчик для врача с крестом. | «У врача»; «Приём в кабинете врача». «Я - врач»; «В травмопункте»; «Поможем лисичке»; «Аптека». «Вызов на дом»; «Поможем зайке»; «Вызов на дом»; «У зубного врача «Кукла Катя заболела»; «Как машина игрушки катала» ПДД; По выбору детей. |
Декабрь | Сюжетно – ролевая игра «Магазин» | Продолжать знакомить детей с профессией продавца, развивать умение выбирать роль. Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами, развивать диалогическую речь (продавец - покупатель) Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Формировать и закреплять навыки совместной деятельности в игровом объединении. Обогащать игровой опыт детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. | Беседа «Как я с мамой ходил в магазин (овощной, продуктовый, игрушек)». Рассказ воспитателя о профессии продавца; Рассматривание картин или фотоиллюстраций о работе магазина. Д\И «Кто больше назовет предметов для магазинов: «Игрушки», «Продукты», «Посуда», «Од ежда», «Кто больше назовет действий», «Лото». | Весы, колпак, фартук, калькулятор (счёты). Столик. Несколько наборов продуктов : чая, кофе, конфет. Овощи и фрукты; Халат, фартук, колпак; Сумочки для покупателей, корзинки. | Поход в магазин (Родители); «Вежливый продавец»; «Кукла Катя покупает платье»; «Магазин новогодних игрушек»; «Кукла Оля выбирает зимнюю одежду»; «У прилавка»; «Новые товары»; «Магазин посуды» «В магазине игрушек»; «В книжном магазине»; «Я- продавец»; По выбору детей. |
Январь | Сюжетно – ролевая игра «Почта» | Формирование интереса детей к профессии почтальона. Продолжать развивать умение детей согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения (Почтальон – клиент). Развивать игровой диалог, игровое взаимодействие. Активизировать и расширять словарный запас. Формировать положительные взаимоотношения между детьми. Продолжать формировать у детей реалистические представления о труде людей разных профессий. Расширять у детей представления о труде работников почты. | Рассматривание иллюстраций, беседа о работе почтальона, Д/Игра «Я на почте» Просмотр презентаций и мультфильмов по теме. | Сумки, конверты, карандаши, коробки – посылки, журналы, эмблема почты. | Посещение почты (родители); «Телеграмма для лисички»; «Собираем посылку». «Письмо для куклы Оли»; «Я – почтальон»; «Раздаём письма». «Таня – почтальон»; «Поздравим маму»; «Посылка для ребят»; «Кукла Таня отправляет телеграмму»; «Поздравим куклу Таню»; «На почте»; По выбору детей. |
Февраль | Сюжетно – ролевая игра «Професси я - военный» | Формировать представление о профессиональной деятельности полицейского, знакомить детей с профессиями военнослужащих; -расширять представления детей о Российской армии; -воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине; Способствовать возникновению у детей игр на темы из окружающей жизни, развивать умение выбирать роль. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Формировать и закреплять навыки совместной деятельности в игровом объединении. | Беседа о профессии: полицейский, солдат, танкист, летчик и т. д. Рассматривание картин из серии «Профессии», «Военные профессии»: «Полицейский». Беседы с детьми: «Какой хороший папа»; «Как нельзя себя вести в общественных местах». Чтение С.Я. Маршак «Дядя Степа». Д\И «Кому что нужно для работы», «Кто назовет больше действий» | Карточки, с изображением родам войск фотографии; военное обмундирование(ф орма) значки; эмблемки; полицейские принадлежности: фуражка, пагоны, форма т.д. | «Папа мой хороший» «Я - солдат»; «Поможем лисичке»; «Поможем зайке перейти через дорогу». «Девочка потерялась», «Как машина игрушки катала»; По выбору детей. |
Март | Сюжетно – ролевая игра «Парикмах ерская» | Познакомить детей с работой парикмахера. Вовлечь детей в сюжетноролевую игру; побуждать к самостоятельности в импровизации роли; воспитывать дружеское отношение друг к другу, культуры поведения в общественных местах, вежливого обращения к старшим и друг к другу. | Рассказ о профессии парикмахера, о труде в парикмахерской. Рассматривание предметов, необходимых для работы парикмахера: ножницы, фен, мисочки и щеточка для окрашивания волос, заколки, бигуди и др. Рассматривание альбома с образцами причесок: мужских, женских и детских, журналов мод. Беседы «Как я ходил с мамой в парикмахерскую», «Для чего нужна парикмахерская?». Чтение потешек об умывании, причесывании, К. И. Чуковский «Мойдодыр», отгадывание загадок по теме. Д\И «Кому что нужно для работы?» «Кто назовет больше действий», «Для чего эти предметы», «Хорошо – плохо» | Зеркало, тумбочка для хранения атрибутов, разные виды расчёсок (пластмассовые, без острых краев). Флаконы от шампуней, яркие, необычной формы (детской тематики, ножницы (пластма ссовые); Фен (игрушечный или неработающий настоящий); бигуди (игрушечны е). Мисочка и щеточка для окраски волос, пелеринка для клиента, фартукнакидка для парикмахера, полотенца, заколки, резинки, бантики, журналы с образцами причесок | Поход в парикмахерскую(род ители); «Причёска для девочек»; «Я – парикмахер»; «Стрижка для кукол»; «Красивая стрижка»; «Красивые бантики»; «Стрижка для собачки»; «Сушка волос феном»; «Стрижка волос»; По выбору детей. |
Апрель | Сюжетно – ролевая игра «Пожарная часть» | Учить отражать в игре яркие впечатления окружающей жизни, развивать ролевое взаимодействие, образное мышление, представления детей о профессии пожарного. Воспитывать чувство личной безопасности, умение действовать в различных ситуациях. Знакомить с профессиональной деятельностью пожарного Развитие социального поведения, совершенствовать диалогическую речь, Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Формировать и закреплять навыки совместной деятельности в игровом объединении | Основные понятия: огонь, пожарная машина, смелость, снаряжение, рукав. Беседы: «Спички не тронь, в спичках огонь»; «Пожар»; «Опасные предметы дома»; Рассматривание рисунков с опасными предметами, альбомов по теме: «Правила противопожарной безопасности», просмотр презентаций. Д/и «Пожарная машина», Игры со строительным материалом: гараж для пожарной машины. Словесная игра: «Можно, нельзя» Чтение «Кошкин дом» русские народные потешки, песенки; «Пожар» С.Я.Маршак; отгадывание загадок по теме, просмотр мультфильмов. | Детские стулья, каски для пожарных, ведерки, лопатки, телефон, лейки | «Кто пожарный?»; «На пожаре»; «Мой папапожарный»; «Юные спасатели»; «Мы – пожарные» По выбору детей. |
Май | Сюжетно – ролевые игры: «Детский сад»; «Шофер»; «Больница »; «Магазин; «Почта»; «Професси я - военный»; «Парикмах ерская»; «Пожарная часть»; | Развивать воображение, мышление, речь, умение совместно развертывать игру, договариваться и обсуждать действия всех играющих. Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь. Закреплять умение правильно пользоваться атрибутами игры. Обеспечить у детей интерес к сюжетно-ролевой игре, помочь создать игровую обстановку. Развитие социального поведения, воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские и партнерские взаимоотношения, совершенствовать диалогическую речь. | Формировать и закреплять знания о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через игровой опыт посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. | Атрибуты, предметы заместители. | «Поликлиника»; «Салон красоты»; «Больница»; «Автобус»; «Почта»; «Магазин игрушек»; «В гостях у матрёшки»; Игры по выбору детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по работе с родителями воспитанников детей во второй младшей группы на тему: «Вместе весело шагать!»
Значимая для родителей проблема, на решение которой направлен проект творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей.Целью проекта является вовлечение сем...
Педагогический проект по формированию здорового образа жизни в 1-й младшей группе "Как быть здоровым!"
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ (2 МЛАДШАЯ ГРУППА) НА ТЕМУ: «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА»
Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребёнка. В 2-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, вооб...
Педагогический проект « Использование камешков Марблс в образовательной деятельности воспитателя в младшей группе»
Цель проекта: развитие у детей познавательного интереса, интеллектуального развития детей; развитие моторики рук, мышления и речи детей, применяя игры с камешками Марблс....
Педагогический проект по самообразованию "Детский сад, семья и Я" в младшей группе №3
Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему даёт социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького челове...
Педагогический проект: «В семье дружат – живут не тужат» во второй младшей группе.
laquo;В семье дружат – живут не тужат»Автор проекта: Горшкова Екатерина ЕвгеньевнаУчастники: воспитанники второй младшей группы, воспитатели, родители.Вид проекта: педагогичес...
Фотоотчёт фестиваля по ранней профориентации для дошкольников "Первые шаги в профессию"
23 июня в нашем детском саду прошёл фестиваль по ранней профориентации «Первые шаги в мир профессий», цель которого расширение и углубление знаний детей дошкольного возраста о профессиях, ...