выступление Финансовая грамотность у детей дошкольного возраста
материал
Создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17 «Сказка»
Формирование финансовой граммотности
Выполнила: Изосимова Е.Ю.
Камень-на-Оби
В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы общественной и частной жизни. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных расходов. Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию, которая так же жизненно важна для каждого современного человека, как и умение писать и читать.
Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.
Решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно будут реагировать образовательные организации на изменения внешней среды, на потребности общества, социальный заказ, насколько эффективные и педагогически оправданные методы и технологии будут избраны. В послании Федеральному собранию на 2017 год Президент РФ подчеркнул, что «для хорошего образования нужны прорывные новые обучающие технологии». Его посыл образованию: «…российскую школу, … поддержку детского творчества нужно настроить на будущее страны, на запросы людей».
25 сентября 2017 года принята Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации. Документ рассчитан до 2023 года и нацелен на увеличение численности финансово образованных граждан. Это первый стратегический документ подобного масштаба в сфере финансовой грамотности в Российской Федерации, который обеспечит координацию и системное партнерство между всеми заинтересованными участниками – Минфином России, Банком России, региональными властями, бизнес сообществом, педагогическим сообществом.
Цель Стратегии: создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан.
Стратегия повышения финансовой грамотности содержит определения:
- «Финансовое образование» – процесс, посредством которого потребители финансовых услуг (инвесторы) улучшают свое понимание финансовых продуктов, концепций и рисков и с помощью информации, обучения развивают свои навыки и повышают осведомленность о финансовых рисках и возможностях, делают осознанный выбор в отношении финансовых продуктов и услуг, знают, куда обратиться за помощью, а также принимают другие эффективные меры для улучшения своего финансового положения.
Применительно к дошкольнику, находящемуся на начальном этапе жизненного цикла, закладываемые способности управления финансами являются ничем иным, как способностями, непосредственно влияющими на его будущее материальное благополучие. Поэтому на этапе обучения детей дошкольного возраста правильнее говорить о формировании азов, предпосылок финансовой грамотности.
Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание у ребенка бережливости (продление жизни готовой вещи), деловитости (практические навыки овладения) и рационального поведения в отношении простых обменных операций (хорошо подумать, прежде чем чтото сделать «7 раз отмерь, 1 раз отрежь»), трудолюбия (качество, когда ребёнок не только знает, что все хорошо работают, но и проявляет своё отношение к этой деятельности), здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более постижения специфических понятий (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.) и решения сложных арифметических задач.
В соответствии с ФГОС в ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по формированию ФГ необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.
На уровне развития каждого ребенка следует выделить следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни, сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- заложить основы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги;
- дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления; обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
- подготовить к принятию своих первых финансовых решений, способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
- стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; положить начало формированию финансово-экономического мышления;
- сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;
- содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.
В процессе формирования и развития личности ребенка обучение и воспитание неразделимы. Единство обучения и воспитания – важнейшее условие эффективности образовательной деятельности. Поэтому при организации образовательной деятельности обязательно должны ставиться воспитательные задачи.
Среди основных воспитательных задач можно выделить:
- стимулирование интереса к изучению мира финансов;
- активизация коммуникативной деятельности детей;
- формирование у детей положительной мотивации к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
- повышение ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
- воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестного отношения к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями;
- воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтроля, уверенности в себе, поиск наилучшего выхода из ситуации;
- воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной), семейному и общественному достоянию, материальным
ресурсам;
- побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.
Предметно-пространственная экономическая среда должна включать предметы, отражающие содержание различных сфер экономики (производственно-технологической, юридической, товарно-денежной, нравственно-этической и др.). В соответствии с этим можно выделить зоны:
- информационную (произведения художественной литературы
экономического содержания);
- занимательно-экономическую (кроссворды, лабиринты, головоломки, экономические задачи, ребусы и др.);
- деятельностно-игровую (дидактические игры, предметы-игрушки для организации сюжетно-ролевых игр, таких как «Банк», «Аукцион», «Биржа», «Рекламное агентство» и др.).
Используются для формирования основ финансовой грамотности дидактические игры, разработанные и созданные педагогом для решения конкретной педагогической задачи.
Одна из задач ранней финансовой грамотности – знакомство дошкольников с деньгами. Решать эту задачу можно, внося в среду тематические альбомы, рабочие тетради, коллекции денег.
При знакомстве с деньгами и профессиями, организации сюжетно ролевых игр можно использовать макеты объектов, предметов, связанных с темой финансовой грамотности, например, банкомата, станка для печати денег, зданий банков.
Для организации сюжетно-ролевых игр в РППС группы, помимо тематического игрового оборудования (атрибуты различных рабочих мест, спецодежда, деньги, пластиковые платёжные и дисконтные карты, кошелёк, банкомат и т.п.), необходимо внести алгоритмы развития игры, альбомы с вариантами моделирования и конструирования игрового пространства. Сюжеты игр развиваются в зависимости от возрастной группы детей, например, «Магазин овощи и фрукты», «Супермаркет», «Мебельная фабрика», «Банк».
Таким образом, образовательная деятельность по направлению ранней финансовой грамотности может разворачиваться не только в форме, регламентированной образовательной и совместной образовательной деятельности, но и продолжаться в самостоятельной деятельности дошкольников в специально организованной развивающей среде.
Варианты объектов по ранней финансовой грамотности:
- деньги, нарисованные детьми;
- картотека загадок;
- книги художественные и научно-популярные, комиксы;
- аудиотека;
- альбом: пословицы и поговорки в картинках;
- медиатека из презентаций;
- медиатека интерактивных игр;
- медиатека мультфильмов;
- альбомы об одной профессии или нескольких схожих профессиях;
- карточки о профессиях;
- дидактические игры;
- кроссворды;
- ребусы;
- лабиринты тематические;
- игры-путешествия;
- банковские карты;
- ненастоящие деньги;
- банкомат;
- металлические устаревшие деньги;
- альбом «Эволюция денег»;
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Для изучения основ финансовой грамотности решающее значение имеют средства обучения. Общепринято их деление на: демонстрационные (применяемые взрослыми) и раздаточные (используемые детьми); визуальные (для зрительного восприятия); аудиальные (для слухового восприятия); аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия); естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком); реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные) и др.
В первую очередь рекомендуется использовать средства, направленные на развитие деятельности детей: чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал); познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования, макеты, карты, модели, картины и др.); игровой (игры, игрушки); трудовой (оборудование и инвентарь для разных видов труда); коммуникативной (дидактический материал, электронные образовательные ресурсы); продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования); музыкально художественной (детская музыка, музыкальные инструменты, дидактический материал и др.); двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и другими предметами).
Так, в процессе изучения разделов ФЭМП предусматривается ознакомление детей: с денежными знаками и единицами; подведение детей к элементарному пониманию покупательской силы денежных знаков; знакомство с ценами некоторых вещей; различение, сопоставление, сравнение предметов по цене, выраженной в цифровом обозначении; знакомство детей с образованием цены и умением ее составлять.
При изучении товарно-денежных отношений одновременно решаются задачи формирования математических представлений у детей: раскрытие двузначности числа: конкретной (множество денежных знаков) и абстрактной (число денежных единиц); определение количественного состава числа не только из двух, но и из нескольких меньших чисел (на денежных знаках); обучение счету до 20 и показ образования чисел второго десятка (при помощи монет); углубление понятия о нуле; развитие навыков счета десятками; показ счета со сменой его основания; раскрытие математической зависимости между величинами: цена, количество, стоимость; расширение понимания действий сложения и вычитания; закрепление умения решения арифметических задач.
Реализуя в ДОО рабочие Программы по формированию основ финансовой грамотности педагогам необходимо использовать формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса.
В процессе организации образовательной деятельности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.
Развитие ребенка эффективнее проводить через игру, ненавязчиво, так как именно в играх приходит опыт понимания общественной жизни. Возрастает и чувство собственного достоинства. В игре проявляются и через нее формируются все стороны интеллектуальной и психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняет в игре, обогащается и его личность. С помощью игры можно ставить детей в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели.
Изучение основ финансовой грамотности в ДОО должно осуществляться в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями) дошкольников. Семья и ДОО передают ребенку первый социальный опыт.
В процессе организации образовательной деятельности необходимо обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой грамотности ребенка.
Перед родителями стоит задача помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения учебного материала и личностного развития.
На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи:
- Кто и как зарабатывает деньги в семье.
- Как формируется семейный бюджет.
- Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое.
- Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок.
- Как научиться экономить деньги.
Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.
С этой целью ДОО должна:
- быть максимально «открытой» для родителей (законных
представителей) ребенка;
- предоставлять исчерпывающую информацию об образовательных программах, включая программу «Основы финансовой грамотности»;
- разъяснять специфику образовательной деятельности и регулярно информировать о ходе реализации образовательных программ;
- предоставить возможность открытого обсуждения вопросов, связанных с реализацией программ по финансовой грамотности;
- по возможности привлекать родителей к проведению занятий с дошкольниками.
Воспитателю следует разъяснять родителям необходимость регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы, прививать бережное отношение к продуктам питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано человеком. Нельзя допускать, чтобы у детей стихийно складывались представления о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и желания. Это приводит к потребительскому отношению к родителям, появляются желания, которые родители не в состоянии удовлетворять. Дошкольник должен чувствовать себя полноценным членом семейного «хозяйственного коллектива», знать, откуда в семье денежные средства, что покупается, почему это можно купить, а это нельзя, почему необходимо иметь запас (денег, продуктов и пр.), как копить и экономить.
Наибольший эффект дает обучение ребенка рациональному отношению к финансам именно в семье. Чтобы получить необходимые результаты, в семье необходимо воспитывать уважение к труду, труду людей, честно заработанным деньгам.
Тесный контакт между семьей и воспитателем помогает выстроить отношения взаимопонимания и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.
Контакт между семьей и педагогом помогает построить отношения взаимопонимания между ними и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в обучении и развитии самого ребенка.
Совместное планирование помогает облегчить основные процессы, связанные с общественным поведением, образованием и воспитанием детей. По мере того, как педагог готовится к обучению детей, важно, чтобы он осознавал тот факт, что обучение начинается не с того момента, когда ребенок приходит в группу. Первыми учителями ребенка являются его родители. То, что ребенок узнает в своей семье, является основой для дальнейшего, полномасштабного процесса обучения. Общей целью, которая объединяет дошкольное учреждение и родителей, является воспитание образованного ребенка.
Ожидаемые результаты работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников
В соответствии с требованиями ФГОС ДО к результатам освоения образовательной программы дошкольная образовательная организация должна придерживаться целевых ориентиров, которые представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Личностные результаты
В итоге освоения Программы по формированию основ финансовой грамотности дошкольник сможет:
- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных Программой;
- чётко осознавать, что труд – основа жизни, любой труд – это хорошо, плохо – сидеть без дела;
- обладать установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, бережного отношения к результатам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, имеет начальные представления об истинных ценностях и богатстве человека;
- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
- понимать, что бережливость и экономия – это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;
- осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).
Практические результаты:
- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;
- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятие хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;
- освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки, канцтовары, книжки), денежные средства и пр.;
- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами;
- овладеть основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности;
- выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх, договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, разрешать конфликты.
Очень важно учитывать, что Целевые ориентиры дошкольного образования предназначены для педагогов и родителей. Их необходимо принимать как возрастные характеристики возможных достижений ребёнка и направление воспитательной деятельности взрослых.
Современный мир стремительно меняется, становится менее прогнозируемым, и качественное образование, которое ценилось в предыдущих поколениях, не гарантирует стабильность в течение всей жизни. Высокий темп изменений, накопление большого объема информации побуждают людей к постоянному обучению и развитию, к необходимости обладать так называемыми компетенциями XXI века.
В число востребованных и актуальных компетенций, которые необходимо формировать уже в начале жизненного пути, входят коммуникативность, социально-эмоциональный интеллект, системное и креативное мышление, научная, технологическая, математическая, финансовая, цифровая и ИКТ-грамотность. Таким образом, освоение финансовой грамотности в дошкольном детстве – это объективная реальность нашего времени.
Существует ряд проблем, затрудняющих реализацию элементов финансовой грамотности в ДОО. Знание этих проблем дает импульс и направление, в котором следует действовать для их устранения:
- активнее использовать уже имеющиеся и разрабатывать новые парциальные программы по освоению финансовой грамотности в ДОО с учетом требований времени; интегрировать элементы основ финансовой грамотности в существующие образовательные области ФГОС ДО;
- разработать методические рекомендации для педагогических работников по использованию социо-игровых технологий проведения занятий;
- обеспечить для педагогов соответствующее обучение (система повышения квалификации) для последующего проведения занятий по основам финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях; организовать непрерывную профессиональную поддержку педагогов посредством дистанционного образования, обучения и создания онлайн библиотек методических материалов и наглядных пособий по финансовой грамотности и экономическому воспитанию;
- стимулировать родителей к обсуждению с детьми вопросов, связанных с финансовой грамотностью и экономическими знаниями, консультировать их в рамках данного направления;
- развивать социальное партнерство ДОО с образовательными, финансовыми организациями, государственными и некоммерческими организациями, профессиональными сообществами и ассоциациями в целях обеспечения процесса освоения финансовой грамотности практико- ориентированными занятиями.
Таким образом, при формировании образовательных программ и проведении различных мероприятий, включающих финансовое образование и просвещение, целесообразен комплексный подход по схеме «дети – родители – педагоги», который предполагает одновременную деятельность на все три группы одновременно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/24/picture-1267857-1637782812.jpg)
План –конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: «Финансовая грамотность»
В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, эле...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/24/picture-1238794-1611519590.jpg)
Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/23/picture-797513-1729705058.jpg)
Выступление на тему "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"
Почему мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста? Наверное, потому, что все дети – это разные дети. Вспомните, как часто взрослые сталкиваю...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/15/picture-947888-1505451183.jpg)
Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»
Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/13/picture-1417626-1694601217.jpg)
Технологическая карта НООД в подготовительной к школе группе Образовательная область: Познавательное развитие Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Квест-игра по финансовой грамотности «В поисках клада».
Технологическая карта к занятию в подготовительной группе...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/11/picture-1255480-1731317731.jpg)
Выступление на педсовете: "Использование художественной литературы при формировании финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"
Цель – изучить возможности сказки в обучении азам финансовой грамотности и в формировании экономических представлений....