Развитие финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр. Дидактическая игра по финансовой грамотности «Разложи монеты».
методическая разработка по основам финансовой грамотности

Сафонова Лариса Ивановна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx445.46 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр.

Финансовая  грамотность становится все более актуальным  навыком для современных детей. Она включает в себя базовые знания о деньгах, финансовых отношениях, рациональном расходовании ресурсов и способность принимать взвешенные финансовые решения. Работу по формированию  этих компетенций у дошкольников следует начинать уже в дошкольном возрасте.

В  начальном этапе обучения  при организации  работы по формированию финансовой грамотности у дошкольников следует учитывать возрастные особенности  детей этого возраста.

На начальном этапе необходимо:

  1. Установить эмоциональный контакт и вызвать интерес  к теме. Дети дошкольного  возраста лучше воспринимают новую информацию, если она вызывает у них живой интерес и положи тельные эмоции.
  2. Сформировать  первичные представления о деньгах и их функциях. Познакомить детей с монетами и купюрами разного  достоинства, объяснить, для чего они нужны.
  3. Ввести простейшие финансовые понятия. Объяснить, что такое «доход», «расход», «цена», «покупка», «продажа» в доступной для детей форме.
  4. Наладить взаимодействие с родителями. Вовлечь их в процесс формирования финансовой грамотности, дать рекомендации по организации финансового воспитания в семье.

На начальном этапе эффективными будут следующие методы и формы работы:

  • Дидактические и сюжетно-ролевые   игры
  • Чтение и обсуждение детских рассказов и сказок на финансовую тематику
  • Наблюдение за финансовыми операциями взрослых
  • Экскурсии в магазины, банки
  • Творческие задания (рисование, аппликации на финансовые темы)
  • Беседы, обсуждения финансовых ситуаций.

Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста должно начинаться с установления эмоционального контакта, введения простейших понятий  и организации разнообразных практических форм работы. Это создаст прочную основу  для дальнейшего развития финансовой компетентности ребенка.

Одним из эффективных методов развития финансовой  грамотности  у дошкольников являются  дидактические игры. Они позволяют в доступной и увлекательной форме  знакомить детей с финансовыми понятиями  и моделировать различные  финансовые ситуации.

Дидактические игры для развития финансовой грамотности.

1.Игры на распознавание денежных знаков.

Такие игры учат детей различать монеты и купюры, определять их достоинство. Примеры игр «Собери все монеты», «Найди правильную сдачу», «Кто больше».

2. Игры на формирование представлений о продаже и покупке.

Игры этой группы моделируют процесс купли – продажи, знакомят с профессиями продавца и покупателя. Примеры «Магазин», «Ярмарка», «Что купить на карманные деньги?»

3. Игры на развитие бережливости и экономии.

Эти игры учат  детей рационально  расходовать имеющиеся ресурсы, планировать покупки. Например «Копилка», «Семейный бюджет», «Что можно купить на заработанные деньги?»

4.Игры на знакомство с банковскими услугами.

Такие игры знакомят дошкольников с работой банков, операциями по вкладам. Примеры игры «Банк».

Систематическое использование дидактических игр по финансовой грамотности способствует  формированию у детей дошкольного  возраста базовых финансовых понятий и моделей поведения. Это закладывает основу для развития ответственности, предприимчивости и финансовой компетентности в будущем.

C:\Users\Админ\Downloads\1000012894.jpgОдним из вариантов дидактической игры по формированию финансовой грамотности у дошкольников хотим вам предложить игру «Разложи монеты в банк, копилку, кошелек».

Цель игры. Формировать у детей дошкольного возраста представления о деньгах, их назначении и достоинстве.

C:\Users\Админ\Downloads\1000012896.jpgЗадачи: 

  • Познакомить детей с монетами разного достоинства (1руб., 2руб., 5 руб.,10 руб.)
  • Учить различать монеты по номиналу, соотносить их с игровыми атрибутами(банк, копилка, кошелек).
  • Развивать  навыки счета, логическое мышление.
  • Воспитывать бережное отношение к деньгам.

Оборудование: игровое поле с изображением банка, копилки, и кошелька,  наборы монет  разного достоинства, карточки с заданиями.

Ход игры:

Взрослый знакомит детей с игровым полем и монетами разного достоинства. Объясняет, что банк, копилка и кошелек используются для  хранения и накопления денег.  Детям раздаются карточки с заданиями ,на которых изображены различные комбинации монет для хранения  в банке, копилке, кошельке.  Дети выполняют задания, раскладываю монеты в соответствующие «домики» на игровом поле. В ходе игры взрослый может задавать вопросы «Сколько монет всего?», «Какого достоинства монета?», «Куда ты положишь эту монету?»

После  выполнения задания взрослый подводит итог игры обсуждает с детьми  зачем нужно бережно относиться к деньгам и куда их лучше складывать.

Игру можно усложнить, добавив в нее купюры разного достоинства. Усложнить задания на карточках - комбинация монет и купюр.

C:\Users\Админ\Downloads\1000012901.jpg C:\Users\Админ\Downloads\1000012897.jpg

C:\Users\Админ\Downloads\1000012900.jpgДанная  дидактическая игра  способствует формированию у детей дошкольного возраста первичных представлений о деньгах, их назначении и достоинстве, а также развитию математических навыков.

Список литературы

Стахович Л.В., Семенкова Е.В., РыжановскаяЛ.Ю.  Программа «Основы финансовой грамотности для дошкольников» .-М.:Вита-Пресс,2019 -48с

Финансовая грамотность  детей дошкольного возраста: учебно – методическое пособие /Под редакцией С.А.Гусаровой. –Ярославль. Центр развития личности,2021 -68 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с помощью дидактической игры».

Материал полезен для педагогов и родителей по развитию у детей диалогичесой речи с помощью дидактичесих игр....

План работы по самообразованию по теме: "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с помощью дидактических, пальчиковых игр". Возраст 4-5 лет

Дидактическая игра- это по сути обучение, это такая деятельность при которой дети получают или закрепляют информацию, полученные из повседневной жизни. Пальчиковые игры-создают благоприятный эмоциона...

«Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр, как предпосылки формирования финансовой грамотности».

Добрый день, уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему: «Дидактические игры как средства логико-математического развития дошкольников».Главной особенность дидактическ...

«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через музыкально- дидактические игры»

Хочу поделиться опытом работы по развитию у детей с ОВЗ музыкальных способностей  через музыкально- дидактические игры....

Презентация "Создание условий для развития финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством применения дидактических игр".

Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме.Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре обще...

Презентация: Создание условий для развития финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством применения дидактических игр

Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить все так, чтобы ребенок был финансово грамотным. Для этого в нашей группе был создан центр финансовой гр...