Развитие финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр. Дидактическая игра по финансовой грамотности «Разложи монеты».
методическая разработка по основам финансовой грамотности
Предварительный просмотр:
Развитие финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр.
Финансовая грамотность становится все более актуальным навыком для современных детей. Она включает в себя базовые знания о деньгах, финансовых отношениях, рациональном расходовании ресурсов и способность принимать взвешенные финансовые решения. Работу по формированию этих компетенций у дошкольников следует начинать уже в дошкольном возрасте.
В начальном этапе обучения при организации работы по формированию финансовой грамотности у дошкольников следует учитывать возрастные особенности детей этого возраста.
На начальном этапе необходимо:
- Установить эмоциональный контакт и вызвать интерес к теме. Дети дошкольного возраста лучше воспринимают новую информацию, если она вызывает у них живой интерес и положи тельные эмоции.
- Сформировать первичные представления о деньгах и их функциях. Познакомить детей с монетами и купюрами разного достоинства, объяснить, для чего они нужны.
- Ввести простейшие финансовые понятия. Объяснить, что такое «доход», «расход», «цена», «покупка», «продажа» в доступной для детей форме.
- Наладить взаимодействие с родителями. Вовлечь их в процесс формирования финансовой грамотности, дать рекомендации по организации финансового воспитания в семье.
На начальном этапе эффективными будут следующие методы и формы работы:
- Дидактические и сюжетно-ролевые игры
- Чтение и обсуждение детских рассказов и сказок на финансовую тематику
- Наблюдение за финансовыми операциями взрослых
- Экскурсии в магазины, банки
- Творческие задания (рисование, аппликации на финансовые темы)
- Беседы, обсуждения финансовых ситуаций.
Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста должно начинаться с установления эмоционального контакта, введения простейших понятий и организации разнообразных практических форм работы. Это создаст прочную основу для дальнейшего развития финансовой компетентности ребенка.
Одним из эффективных методов развития финансовой грамотности у дошкольников являются дидактические игры. Они позволяют в доступной и увлекательной форме знакомить детей с финансовыми понятиями и моделировать различные финансовые ситуации.
Дидактические игры для развития финансовой грамотности.
1.Игры на распознавание денежных знаков.
Такие игры учат детей различать монеты и купюры, определять их достоинство. Примеры игр «Собери все монеты», «Найди правильную сдачу», «Кто больше».
2. Игры на формирование представлений о продаже и покупке.
Игры этой группы моделируют процесс купли – продажи, знакомят с профессиями продавца и покупателя. Примеры «Магазин», «Ярмарка», «Что купить на карманные деньги?»
3. Игры на развитие бережливости и экономии.
Эти игры учат детей рационально расходовать имеющиеся ресурсы, планировать покупки. Например «Копилка», «Семейный бюджет», «Что можно купить на заработанные деньги?»
4.Игры на знакомство с банковскими услугами.
Такие игры знакомят дошкольников с работой банков, операциями по вкладам. Примеры игры «Банк».
Систематическое использование дидактических игр по финансовой грамотности способствует формированию у детей дошкольного возраста базовых финансовых понятий и моделей поведения. Это закладывает основу для развития ответственности, предприимчивости и финансовой компетентности в будущем.
Одним из вариантов дидактической игры по формированию финансовой грамотности у дошкольников хотим вам предложить игру «Разложи монеты в банк, копилку, кошелек».
Цель игры. Формировать у детей дошкольного возраста представления о деньгах, их назначении и достоинстве.
Задачи:
- Познакомить детей с монетами разного достоинства (1руб., 2руб., 5 руб.,10 руб.)
- Учить различать монеты по номиналу, соотносить их с игровыми атрибутами(банк, копилка, кошелек).
- Развивать навыки счета, логическое мышление.
- Воспитывать бережное отношение к деньгам.
Оборудование: игровое поле с изображением банка, копилки, и кошелька, наборы монет разного достоинства, карточки с заданиями.
Ход игры:
Взрослый знакомит детей с игровым полем и монетами разного достоинства. Объясняет, что банк, копилка и кошелек используются для хранения и накопления денег. Детям раздаются карточки с заданиями ,на которых изображены различные комбинации монет для хранения в банке, копилке, кошельке. Дети выполняют задания, раскладываю монеты в соответствующие «домики» на игровом поле. В ходе игры взрослый может задавать вопросы «Сколько монет всего?», «Какого достоинства монета?», «Куда ты положишь эту монету?»
После выполнения задания взрослый подводит итог игры обсуждает с детьми зачем нужно бережно относиться к деньгам и куда их лучше складывать.
Игру можно усложнить, добавив в нее купюры разного достоинства. Усложнить задания на карточках - комбинация монет и купюр.
Данная дидактическая игра способствует формированию у детей дошкольного возраста первичных представлений о деньгах, их назначении и достоинстве, а также развитию математических навыков.
Список литературы
Стахович Л.В., Семенкова Е.В., РыжановскаяЛ.Ю. Программа «Основы финансовой грамотности для дошкольников» .-М.:Вита-Пресс,2019 -48с
Финансовая грамотность детей дошкольного возраста: учебно – методическое пособие /Под редакцией С.А.Гусаровой. –Ярославль. Центр развития личности,2021 -68 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с помощью дидактической игры».
Материал полезен для педагогов и родителей по развитию у детей диалогичесой речи с помощью дидактичесих игр....
План работы по самообразованию по теме: "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с помощью дидактических, пальчиковых игр". Возраст 4-5 лет
Дидактическая игра- это по сути обучение, это такая деятельность при которой дети получают или закрепляют информацию, полученные из повседневной жизни. Пальчиковые игры-создают благоприятный эмоциона...
«Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр, как предпосылки формирования финансовой грамотности».
Добрый день, уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему: «Дидактические игры как средства логико-математического развития дошкольников».Главной особенность дидактическ...
«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через музыкально- дидактические игры»
Хочу поделиться опытом работы по развитию у детей с ОВЗ музыкальных способностей через музыкально- дидактические игры....
Презентация "Создание условий для развития финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством применения дидактических игр".
Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме.Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре обще...
Презентация: Создание условий для развития финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством применения дидактических игр
Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить все так, чтобы ребенок был финансово грамотным.Для этого в нашей группе был создан центр финансовой гр...