Выступление на тему "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"
статья

Борисюк Виктория Вячеславовна

     Почему мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста? Наверное, потому, что все дети – это разные дети. Вспомните, как часто взрослые сталкиваются с новым отношением детей к реальной жизни. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

     Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fin.gramotnost.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

     Почему мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста? Наверное, потому, что все дети – это разные дети. Вспомните, как часто взрослые сталкиваются с новым отношением детей к реальной жизни. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

     Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.

     Не все семьи имеют возможность систематически заниматься воспитанием детей. От родителей часто можно услышать, что им некогда, они должны зарабатывать деньги. Мы должны помочь ребенку найти себя, развить свои способности, пополнить знания о жизни современного общества.

     Главная задача состоит, прежде всего в психологической защите ребенка от негативных влияний общества путем создания психологически комфортной для дошкольника обстановки. Ребенок должен почувствовать свою необходимость другим людям, получить возможность сохранения чувства собственного достоинства через развитие своих способностей и умений.

     В формировании основ экономической культуры большое внимание уделено нравственному аспекту воспитания, соответствующему принципу Н.А. Бердяева: «Экономика для человека, а не человек для экономики».

     Занятия по формированию основ экономической культуры вводятся как основная деятельность в подготовительной группе, а затем в зависимости от результатов экспериментальной работы в старшей группе. При проведении занятий следует руководствоваться уровнем интеллектуального развития детей, их психологическими особенностями, общей программой обучения и воспитания детей. В зависимости от наличия времени, необходимых материалов, уровня работоспособности детей учебные ситуации можно разделить на более мелкие учебные эпизоды.

     Успешное осуществление обучения возможно лишь при взаимопонимании между детьми и воспитателем. Организация образовательного процесса предусматривает отбор содержания, близкого и интересного как взрослым, так и детям. Практические и познавательные задачи в области экономической культуры должны вытекать из реальных ситуаций, с которыми сталкиваются дети в повседневной жизни. Для эффективной работы чрезвычайно важным является тесное взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Их необходимо постоянно посвящать в то. Что происходит на занятиях, ориентировать на оказание помощи детям путем совместного обсуждения экономических вопросов и содержания занятий.

     В экономическом воспитании дошкольников помогут сюжетно – дидактические игры: «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агенство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Комната переговоров», «Супермаркет» и др. В ходе игры создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям.

      Тему «Бюджет семьи. Доход. Расход» можно предложить провести родителям дома в игре  «В гостях у семьи Экономистов». Предлагается ситуация: В семье есть дедушка Экономист и бабушка Экономистка, они получают пенсию. Пенсия – это деньги. Сестра и брат – экономята. Сестра учится, учеба – тоже труд. Она получает стипендию, стипендия – это тоже деньги, плата за учебу. Брат ходит в детский сад, он не получает никаких денег. Ему иногда дают деньги на сладости, игрушки. Но эти деньги заработал не он сам, а старшие». В процессе обсуждения дети подходят к пониманию, бюджет семьи – это заработная плата (основной источник семейного бюджета) плюс пенсия и стипендия. Деньги получают за труд. «Просто так деньги никому не дают».

     Дети самостоятельно определяют доход семьи Экономистов. Папа экономист получил 10 монет, мама – 5, бабушкина и дедушкина пенсии – по 3 монеты. Сколько денег заработали члены семьи?

     Предлагается пословица: «Каков работник, такова и плата». Почему так говорят?

     При знакомстве с темой «Валюта» детям предлагается игровая ситуация «Волшебные превращения денежки». Ребята заочно путешествуют с денежкой – рублем – в другие страны. Волшебная палочка все время меняет «имя» денежки, удивляет путешественников ее превращениями. В каждой стране у нее свое имя. В России – рубль, в Германии – евро, в Украине –гривна, в Белоруссии – белорусский рубль и т.д.

     Подводится итог: валютой называют денежную единицу (деньги) любой страны. Старшие дошкольники решают арифметические задачи на сложение и вычитание.  Задачи обогащаются экономическим содержанием.

     Задача 1        

     Летом 1 кг яблок стоит 8 руб., а осенью на 2 руб. дороже. Сколько стоят яблоки осенью?

     Дети рассуждают, почему у яблок разная цена, почему осенью яблоки стоят дороже, чем летом. Где их продают?

     Задача 2

     Хозяйка Маруся надоила 10 л молока, 2 л она отдала теленочку – напоила его молоком. Сколько литров молока осталось для продажи? Почему хозяйка не продала все молоко?

     Содержание задач становится предметом разговора о гуманном отношении к природе, заботе человека о всяком живом существе. У детей развивается воображение, фантазия, умение рассуждать, находить аналогии, обогащается их словарь.

     Во время занятий можно познакомить детей со следующими темами:

- что такое рынок;

- что такое валюта;

- деньги можно копить;

- нужно экономить свет;

- как экономят бумагу, деревья;

- обмен товарами  (бартер);

- что такое бюджет;

- реклама и рекламное агенство;

- монетный двор и др.

     Значительное место можно отвести сказке. «Теремок» на новый лад – экономическая сказка. Цель экономической игры «Золушка» - уточнить знания детей бытовой технике, ее назначении в жизни людей. Решить экономические задачи можно предложить детям в ходе игры «Королевство мудрецов». Герои экономических сказок «Лиса и заяц», «Три поросенка» «Три медведя» помогают освоить детям такие понятия, как «сбережения» и «накопления». Игра «Аукцион» помогает раскрыть детям особенности продажи товаров. Выступают в них участники – куклы: Буратино, Мальвина, Артемон и др.

     Проведение в конце года «Экономического шоу» под названием бизнес – клуб «Маленький бизнесмен» позволит развить у детей желание активно участвовать в игре. Воспитывать чувство удовлетворения от участия в совместной деятельности, любовь к родному краю, его жителям, их традициям. Закончить шоу можно праздником «Ярмарка».

     При работе в этом направлении воспитатели с детьми беседуют индивидуально и наблюдают за детскими играми, которым они обучаются в ходе комплексных тематических занятий, в совместной деятельности.

     После таких занятий дети активно используют экономические понятия и термины. Возможности этой темы достаточно большие. Это не дань моде, а прежде всего необходимость еще в раннем возрасте дать детям представления о рыночной экономике и ее закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.

     Перед началом занятий по экономическому воспитанию детей можно рассказать историю появления денег.

     В древности люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались различными предметами. Гончары меняли горшки. Кузнецы – наконечники для стрел, топоры. Земледельцы – зерно, масло. Скотоводы – овец, шерсть, кожу.

     Обмениваться разными вещами было неудобно, т люди стали думать, какой предмет можно использовать  для любого обмена. Перепробовали многое: и скот, и разные продукты. Но они не подходили: скот надо кормить, продукты портятся.

     Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении или при переходе из рук в руки. В разные времена деньгами служили морские раковины, шкурки животных. Самыми удобными оказались металлические монеты. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди подешевле, из серебра дороже, а из золота самые дорогие. Но у металлических денег тоже есть недостаток: они тяжелые и занимают много места. Богатым купцам, которые ездили торговать в далекие страны, было опасно и неудобно возить с собой такой груз: как не прячь, грабители сразу его найдут. И поэтому люди придумали хранить золото в банках, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки. Так появились бумажные деньги. Деньгами оплачивают вещи, продукты, различные товары и услуги.

     Обратите внимание детей на то. Что слово «рубль» произошло от слова «рубить», что монеты отличаются одна от другой величиной (сравните их, накладывая одну монету на другую). Чем больше размер, тем она дороже, и наоборот. Вместо денег иногда используют карточки. Их основное достоинство в том. Что они занимают мало места, и с их помощью можно расплатиться за товар в магазине. С этими карточками можно ездить в другие страны, не имея при себе денег. В каждой стране есть свои деньги, называются они по – разному.        

     Бюджет семьи – вопрос для каждого ребенка очень индивидуальный. Здесь очевидно одно – наши дети после изучения  этой темы проявят большой интерес к бюджету своей семьи, ее возможностям. При изучении темы «Бюджет» воспитателям необходимо убедить родителей привлекать детей к обсуждению семейных хозяйственных и финансовых проблем, открыто показать детям все родительские заботы о материальном состоянии семьи. Понимание соотношения доходов и расходов, знание их происхождения помогает детям правильно относиться к реалиям современной жизни.

     Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. Самое главное стремление к более полному развитию творческого потенциала  каждого ребенка во всей его полноте и сложности, любознательности, способности задавать различные вопросы и, разумеется, запоминать конкретные вещи.

     За короткое время работы по экономическому воспитанию взрослым и детям стало понятно, что обучение экономике помогает детям познать окружающий мир и находить нестандартные решения проблем, возникающих в современной жизни.

     Роль воспитателя в экономическом воспитании дошкольников труда и значительна, требует постоянного пополнения собственных экономических знаний, настойчивости и сил, а также способности пользоваться властью, не проявляя авторитарности, создавать атмосферу подлинного сотрудничества и партнерских отношений.

     Обучать основам экономической культуры необходимо уже в дошкольном возрасте, чтобы не упустить колоссальный потенциал в развитии ребенка, чтобы помочь ему вырасти человеком, ведущим ответственный, активный и открытый образ жизни. Будущее будет отличаться от настоящего времени, но уже сегодня нужно закладывать те основы экономических знаний, которыми можно будет воспользоваться в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План –конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: «Финансовая грамотность»

В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, эле...

Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...

Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Технологическая карта в подготовительной группе Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Квест-игра по финансовой грамотности «В поисках клада».

Цель: Содействовать развитию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:Углублять знания воспитанников о семейном бюджете. Расширять представления детей о де...

Выступление на педсовете: "Использование художественной литературы при формировании финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"

Цель – изучить возможности сказки в обучении азам финансовой грамотности и в формировании экономических представлений....