Консультация Формирование экологически ориентированной деятельности детей в ДОО, с помощью использования в образовательном процессе набора для наблюдения и экспериментирования
консультация (средняя группа)
Философия кайдзен предполагает, что наш образ жизни, будь то работа, общественная или семейная жизнь, заслуживает постоянного улучшения. Это и подтолкнуло нас к активной работе по данному направлению, главный акцент был сделан на повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №45
Консультация для педагогов:
«Формирование экологически ориентированной деятельности детей в ДОО, с помощью использования в образовательном процессе набора для наблюдения и экспериментирования»
«Бережливый детский сад»
«Кайдзен технологии в ДОО»
Старший воспитатель:
Кежаева Ульяна Олеговна
г. Одинцово
1 слайд Современные дошкольники живут в XXI веке - веке сложных социальных и экономических отношений. Будущее потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Такое качество, как бережливость не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и развивает деловые качества личности, формирует навыки рационального природопользования.
2 слайд Методы и инструменты кайдзен оказались понятными и доступными в практической деятельности детских садов. «Кайзен» (кайцен) переводится как «улучшение» (от «кай» — «изменение» и «зен» (цен) — «хорошо»).
Философия кайдзен предполагает, что наш образ жизни, будь то работа, общественная или семейная жизнь, заслуживает постоянного улучшения. Это и подтолкнуло нас к активной работе по данному направлению, главный акцент был сделан на повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности.
3 слайд Цель - формировать представления о бережливости у детей среднего дошкольного возраста на основе использования метода проектов.
4 слайд
5 слайд
Опираясь на опыт образовательного холдинга "Детство без границ", разработали конкретные мероприятия, а именно:
1. применение визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников. В ходе решения данной задачи в детском саду появились знаки, указатели, надписи на шкафах и т. д.;
2. стандартизация ежедневных операций;
3.организация рабочих мест и пространства.
6-7 слайд
Таким образом в пространстве групповых помещений были размещены условные обозначения, символы и знаки для визуализации и организации ежедневных опреаций и действий детей.
Использование знаков в предметно-пространственной среде позволяет быстро убрать игрушки и атрибуты на свои места, подготовиться к образовательной деятельности.
В групповых блоках используются знаки которые способствуют повышению безопасности детей, а так же учат детей беречь ресурсы (вода, свет,тепло).
8 слайд
В ходе реализации проекта «Бережливый детский сад» мы также посчитали рациональным включить и активно применяли методику Л.В. Свирской «Утренний сбор» и хотели бы осветить ключевые моменты данной методики.
Теория и практика проведения группового сбора
В самом широком понимании утренний сбор группы предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности.
Структура группового сбора
В наиболее общем виде структура группового сбора выглядит так:
1. Приветствие (вариант: пожелания, комплименты, подарки) ……………. 1–2 мин
2. Игра (вариант: элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание) 2–5 мин
3. Обмен новостями ………………............................................................... 3—5 мин
4. Планирование дня
Общее время и время отдельных частей сбора подвижно и зависит не только от возрастной группы, но и от того, какие цели преследуются, в каком тоне и темпе идет общение, насколько всем хороню вместе, насколько взрослые (воспитатели, родители, специалисты) ведут сбор живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна.
Могут быть варианты, когда приветствие – очень короткое, игры нет вовсе, а обмен новостями или планирование займут всё основное время.
9 слайд
Остановимся подробнее на планировании дня (планирование содержания, форм и видов деятельности на день);
Были изготовлены магнитные карточки с изображением действий, занятий и основных режимных моментов. Утром дети совместно с воспитателем составляют план мероприятий на день (некий таймменджмент), это способствует организованности детей, развивает умение планировать и снимает тревожность у определенной категории детей.
Также в качестве эксперимента в ежедневной работе в декабре был разработан «Адвент-календарь», содержащий определенные тематические задания. Календарь предполагает обратный отсчет дней до приближения Нового года, что также способствует развитию качеств планирования, организации о обогащения знаний по теме «Зима» и «Новый год», развивает познавательный интерес.
10 слайд
В ходе реализации проектов проводилась следующая работа:
-беседы (например: «Надо вещи убирать – не придётся их искать»)
-чтение сказок и историй;
-обсуждение проблемных ситуаций
-включение детей в познавательно-практическую деятельность
Организация развивающей предметно-пространственной среды и размещенная литература по теме энергосбережения и экологии.
В ходе реализации практического этапа проекта с детьми в рамках «Кайдзен- технологий» проводился также курс творческих занятий на тему «Энергосбережение – дело для всех, польза для каждого».
Целью данного «включения» являлось формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов, элементарных правилах безопасности и энергосбережения.
11 слайд
Для включения детей в познавательно-практическую деятельность проводились разнообразные опыты и эксперименты; Участие в организации среды по теме проекта принимали не только педагоги, но также активно участвовали и родители - изготавливали атрибуты для занятий, наблюдений.
12-13 слайд
Проводилась экспериментальная деятельность с водой и электричеством, дети изучали их свойства. В ходе бесед, показа иллюстраций и опытов ребята познакомились с альтернативными экологичными способами добычи энергоресурсов
14 слайд
Ребятам было интересно узнать, откуда приходит в дом тепло, вода и электричество. Узнали, какие существуют способы добычи ресурсов и правила энергосбережения с помощью мультимедийных презентаций.
15 -16 слайд
С ребятами проводились тематические игры-занятия: «Уроки волшебницы Природы», «Как сохранить воду чистой», «Как сохранить тепло», где обсуждались проблемные ситуаций и прилагались все усилия, чтобы не лишать ребенка возможности мыслить самостоятельно. Много внимания уделялось также и выполнению коллективных творческих работ с детьми по теме проекта.
17 слайд -18 слайд
С родителями проводилась активная работа:
- Совместные рисунки и поделки по теме «Береги природу», «Энергосбережение».
- Родители по нашей просьбе проводили цикл бесед с детьми на тему «Сортировка бытовых отходов», «Экономия воды и электричества в доме»
- Сочинение с детьми рассказов «Как мы дома бережем тепло, воду и свет»
- Оформлены альбомы «Пословицы и поговорки о бережливости»
19 слайд
В ходе реализации этих проектов дети смогли овладеть элементарными знаниями о способах сбережения (времени, воды, тепла развить инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности, развить любознательность (экспериментирование, опыты), сформировать предпосылки к учебной деятельности.
Проблема разумного использования энергии является одной из главных проблем человечества. Энергосбережение – это не только экономия денег, но и забота о Планете. Каждый из нас является частью Планеты, поэтому любое наше действие или бездействие способно повлиять на развитие событий. В ходе реализации проекта нам хотелось напомнить детям самые простые методы экономии электроэнергии, тепла, воды. Рассказать, как можно сэкономить энергоресурсы в детском саду и дома, какую роль играет экономия энергии в сохранении экологии Земли и какие правила необходимо соблюдать каждому, чтобы беречь природные ресурсы.
Задачи, поставленные реализацией данного проекта, практически (в связи с карантином в 2020 году) выполнены по всем категориям участников, соответственно цели вовлечения в процесс. Совершенствования путём использования технологии реализованы, уже видны результаты. Работа на данном этапе не заканчивается, и будет продолжаться, ведь Кайдзен вводится постепенно и потребует времени, так как подразумевает бесконечное стремление к совершенству медленными шагами уверенно вперёд!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация экологически-ориентированной деятельности детей в детском саду
В системе работы по экологическому образованию и воспитанию дошкольников большое значение имеет практическая деятельность детей, в процессе которой они приобретают умения и знания о правильных способа...
Технология организации экологически ориентированной деятельности детей в цветнике
Данная работа поможет педагогам пополнить теоретические знания о работе с детьми в цветнике....
Педагогический проект «Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе сказки»
Одним из самых действенных средств социально-личностного воспитания детей дошкольного возраста является русская народная сказка. Она учит различать хорошее и плохое во взаимоотношениях людей, их повед...
Опыт работы по экологии «МОДЕЛИРОВАНИЕ В РАЗНЫХ ВИДАХ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕнТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА»
Цель опыта работы: вызвать познавательный интерес у детей дошкольного возраста к наглядным моделям, с их помощью познавать явления окружающего мира.Метод моделирования даёт возможность дем...
Система по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе дидактических игр и ИКТ игр.
Задачи: - продолжать развивать у детей умения сравнивать предметы, находить в них сходства и различия,- развивать у детей умения обобщать; классифицировать; осуществлять операции анализа и синтез...
Формирование экологически ориентированной деятельности детей дошкольного возраста с применением в образовательном процессе набора для наблюдения и экспериментирования «Дошкольник»
Формирование экологически ориентированной деятельности детей дошкольного возраста с применением в образовательном процессе набора для наблюдения и экспериментирования «Дошкольник».Набор дл...
Презентация Организация образовательных терренкуров в ДОУ как средство формирования экологически ориентированной деятельности у детей
Презентация " Организация образовательного терренкура в ДОУ как средство формирования экологически ориентированной деятельности у детей" из опыта работы....