Консультация Формирование экологически ориентированной деятельности детей в ДОО, с помощью использования в образовательном процессе набора для наблюдения и экспериментирования
консультация (средняя группа)

Кежаева Ульяна Олеговна

   Философия кайдзен предполагает, что наш образ жизни, будь то работа, общественная или семейная жизнь, заслуживает постоянного улучшения. Это и подтолкнуло нас  к активной работе по данному направлению, главный акцент был сделан на повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №45    

   

Консультация для педагогов:

 «Формирование экологически ориентированной деятельности детей в ДОО, с помощью использования в образовательном процессе набора для наблюдения и экспериментирования»

«Бережливый детский сад»

«Кайдзен технологии в ДОО»

Старший воспитатель:

Кежаева Ульяна Олеговна

г.  Одинцово


1 слайд  Современные дошкольники живут в XXI веке - веке сложных социальных и экономических отношений. Будущее потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Такое качество, как бережливость не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и развивает деловые качества личности, формирует навыки рационального природопользования.

 

2 слайд  Методы и инструменты кайдзен оказались понятными и доступными в практической деятельности детских садов. «Кайзен» (кайцен) переводится как «улучшение» (от «кай» — «изменение» и «зен» (цен) — «хорошо»).

   Философия кайдзен предполагает, что наш образ жизни, будь то работа, общественная или семейная жизнь, заслуживает постоянного улучшения. Это и подтолкнуло нас  к активной работе по данному направлению, главный акцент был сделан на повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности.

3 слайд Цель  - формировать представления о бережливости у детей среднего дошкольного возраста на основе использования метода проектов.

4 слайд

 

5 слайд 

Опираясь на опыт образовательного холдинга "Детство без границ", разработали  конкретные мероприятия, а именно:
1. применение
визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников. В ходе решения данной задачи в детском саду  появились  знаки, указатели, надписи на шкафах и т. д.;
2.
стандартизация ежедневных операций;
3.
организация рабочих мест и  пространства.

6-7 слайд

Таким образом в пространстве групповых помещений были размещены условные обозначения, символы и знаки для визуализации и организации ежедневных опреаций и действий детей.

Использование знаков в предметно-пространственной среде позволяет быстро убрать игрушки и атрибуты на свои места, подготовиться к образовательной деятельности.

В групповых блоках используются знаки которые способствуют повышению безопасности детей, а так же учат детей беречь ресурсы (вода, свет,тепло).

8 слайд

В ходе реализации проекта «Бережливый детский сад» мы также посчитали рациональным включить и активно применяли методику Л.В. Свирской «Утренний сбор» и хотели бы осветить ключевые моменты данной методики.

Теория и практика проведения группового сбора

В самом широком понимании утренний сбор группы предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности.

Структура группового сбора

В наиболее общем виде структура группового сбора выглядит так:

1. Приветствие (вариант: пожелания, комплименты, подарки) ……………. 1–2 мин

2. Игра (вариант: элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание) 2–5 мин

3. Обмен новостями ………………............................................................... 3—5 мин

4. Планирование дня

Общее время и время отдельных частей сбора подвижно и зависит не только от возрастной группы, но и от того, какие цели преследуются, в каком тоне и темпе идет общение, насколько всем хороню вместе, насколько взрослые (воспитатели, родители, специалисты) ведут сбор живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна.

Могут быть варианты, когда приветствие – очень короткое, игры нет вовсе, а обмен новостями или планирование займут всё основное время.

9 слайд

Остановимся подробнее на планировании дня (планирование содержания, форм и видов деятельности на день);

Были изготовлены магнитные карточки с изображением действий, занятий и основных режимных моментов. Утром дети совместно с воспитателем составляют план мероприятий на день (некий таймменджмент), это способствует организованности детей, развивает умение планировать и снимает тревожность у определенной категории детей.

Также в качестве эксперимента в ежедневной работе в декабре был разработан «Адвент-календарь», содержащий определенные тематические задания. Календарь предполагает обратный отсчет дней до приближения Нового года, что также способствует развитию качеств планирования, организации о обогащения знаний по теме «Зима» и «Новый год», развивает познавательный интерес.

10 слайд

В ходе реализации проектов проводилась следующая работа:

-беседы (например: «Надо вещи убирать – не придётся их искать»)

-чтение сказок и историй;

-обсуждение проблемных ситуаций

-включение детей в познавательно-практическую деятельность

 

Организация развивающей предметно-пространственной среды и размещенная литература по теме энергосбережения и экологии.

В ходе реализации практического этапа проекта с детьми в рамках «Кайдзен- технологий»  проводился также курс творческих занятий на тему «Энергосбережение – дело для всех, польза для каждого».  

Целью данного «включения» являлось формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов, элементарных правилах безопасности и энергосбережения.

11 слайд

Для включения детей в познавательно-практическую деятельность проводились разнообразные  опыты и эксперименты; Участие в организации среды по теме проекта принимали не только педагоги, но также активно участвовали и родители -  изготавливали атрибуты для занятий, наблюдений.

12-13 слайд

Проводилась экспериментальная деятельность с водой и электричеством, дети изучали их свойства. В ходе бесед, показа иллюстраций и опытов ребята познакомились с альтернативными экологичными способами добычи энергоресурсов

14 слайд

Ребятам было интересно узнать, откуда приходит в дом тепло, вода и электричество. Узнали, какие существуют способы добычи ресурсов и правила энергосбережения с помощью мультимедийных презентаций.

15 -16 слайд

С ребятами проводились тематические игры-занятия: «Уроки волшебницы Природы», «Как сохранить воду чистой», «Как сохранить тепло», где обсуждались проблемные ситуаций и прилагались все усилия, чтобы не лишать ребенка возможности мыслить самостоятельно. Много внимания уделялось также и выполнению коллективных творческих работ с детьми по теме проекта.

17 слайд -18 слайд

С родителями проводилась активная работа:

  • Совместные рисунки и поделки по теме «Береги природу», «Энергосбережение».
  • Родители по нашей просьбе проводили цикл бесед с детьми на тему «Сортировка бытовых отходов», «Экономия воды и электричества в доме»
  • Сочинение с детьми рассказов «Как мы дома бережем тепло, воду и свет»
  • Оформлены альбомы   «Пословицы и поговорки о бережливости»

19 слайд

В ходе реализации этих проектов дети смогли овладеть элементарными знаниями о способах  сбережения (времени, воды, тепла  развить инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности, развить любознательность (экспериментирование, опыты), сформировать предпосылки к учебной деятельности.

Проблема разумного использования энергии является одной из главных проблем человечества. Энергосбережение – это не только экономия денег, но и забота о Планете. Каждый из нас является частью Планеты, поэтому любое наше действие или бездействие способно повлиять на развитие событий. В ходе реализации проекта нам хотелось напомнить детям самые простые методы экономии электроэнергии, тепла, воды. Рассказать, как можно сэкономить энергоресурсы в детском саду и дома, какую роль играет экономия энергии в сохранении экологии Земли и какие правила необходимо соблюдать каждому, чтобы беречь природные ресурсы.

Задачи, поставленные реализацией данного проекта, практически (в связи с карантином в 2020 году) выполнены по всем категориям участников, соответственно цели вовлечения в процесс. Совершенствования путём использования технологии реализованы, уже видны результаты. Работа на данном этапе не заканчивается, и будет продолжаться, ведь Кайдзен вводится постепенно и потребует времени, так как подразумевает бесконечное стремление к совершенству медленными шагами уверенно вперёд!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация экологически-ориентированной деятельности детей в детском саду

В системе работы по экологическому образованию и воспитанию дошкольников большое значение имеет практическая деятельность детей, в процессе которой они приобретают умения и знания о правильных способа...

Технология организации экологически ориентированной деятельности детей в цветнике

Данная работа поможет педагогам пополнить теоретические знания о работе с детьми в цветнике....

Педагогический проект «Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе сказки»

Одним из самых действенных средств социально-личностного воспитания детей дошкольного возраста является русская народная сказка. Она учит различать хорошее и плохое во взаимоотношениях людей, их повед...

Опыт работы по экологии «МОДЕЛИРОВАНИЕ В РАЗНЫХ ВИДАХ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕнТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА»

Цель опыта работы: вызвать познавательный интерес у детей дошкольного возраста к наглядным моделям, с их помощью познавать явления окружающего мира.Метод моделирования  даёт  возможность дем...

Система по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе дидактических игр и ИКТ игр.

Задачи: - продолжать развивать у детей умения сравнивать предметы, находить в них сходства и различия,- развивать у детей умения обобщать; классифицировать; осуществлять операции анализа и синтез...

Формирование экологически ориентированной деятельности детей дошкольного возраста с применением в образовательном процессе набора для наблюдения и экспериментирования «Дошкольник»

Формирование экологически ориентированной деятельности детей дошкольного возраста с применением в образовательном процессе набора для наблюдения и экспериментирования «Дошкольник».Набор дл...

Презентация Организация образовательных терренкуров в ДОУ как средство формирования экологически ориентированной деятельности у детей

Презентация " Организация образовательного терренкура в ДОУ как средство формирования экологически ориентированной деятельности у детей" из опыта работы....