Система по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе дидактических игр и ИКТ игр.
методическая разработка по математике (старшая группа)

Коньшина Наталья Римовна

Задачи:

 - продолжать развивать у детей умения сравнивать предметы, находить в них сходства и различия,

- развивать у детей умения обобщать; классифицировать; осуществлять операции анализа и синтеза;

-развивать у детей умения  делать умозаключение;

-развивать умение понимать  зависимость  между соблюдением последовательности действий и полученным результатом;

-развивать умение решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий;

-формировать первоначальные умения по составлению алгоритмов;

- формировать умения решать логические задачи с помощью алгоритмов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_po_razvit_log_myshl_st_gr_konshina_2.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

Система по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

посредством использования в образовательном процессе дидактических игр и ИКТ игр.

Составила: Коньшина Н.Р.

Задачи:

 - продолжать развивать у детей умения сравнивать предметы, находить в них сходства и различия,

- развивать у детей умения обобщать; классифицировать; осуществлять операции анализа и синтеза;

-развивать у детей умения  делать умозаключение;

-развивать умение понимать  зависимость  между соблюдением последовательности действий и полученным результатом;

-развивать умение решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий;

-формировать первоначальные умения по составлению алгоритмов;

- формировать умения решать логические задачи с помощью алгоритмов. 

месяц

Содержание деятельности

сентябрь

Настольно- печатная игра «Когда это бывает?» (времена года).

Икт - игра: «Назови одним словом».

Цель: формировать умения обобщать, классифицировать.

Д/ и «Что в корзинку мы берем?» (предметные картинки с изображением овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод).

Цель: формировать умения обобщать, классифицировать плоды по месту их выращивания (какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу), развивать у детей умения  делать умозаключение.

Игры с блоками Дьенеша «Засели домик». Цель: формировать умения кодировать и декодировать информацию, формирование алгоритмических умений. 

ИКТ- игра «Найди отличия». Цель: развивать умения сравнивать.

Д/и «Разложи картинки по порядку». Цель: формирование умений устанавливать причинно –   следственные связи и зависимости.

Настольно - печатные игры: «Ассоциации», «Логика», «Что напутал художник?»

Д/и «Похож не похож», «Кто больше заметит небылиц». Цель: развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильное умозаключение.

Игры со счетными палочками «Выложи по образцу». Цель: развивать умение находить (устанавливать) закономерность.

октябрь

Настольно- печатная игра «Когда это бывает?» (части суток)

Д/и с предметными картинками (овощи, фрукты, садовые и лесные ягоды, грибы съедобные и несъедобные) «Четвертый лишний».

Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку - по месту произрастания, по употреблению в пищу.

Д/ и «Из чего сварим компот», д/ и «Из чего сделаем винегрет». Цель: развивать умения обобщать, классифицировать овощи, фрукты по назначению.

Д/ и «Назови одним словом».

Цель: формировать умения обобщать, классифицировать (например транспорт: водный, воздушный, наземный, подземный – по месту передвижения); посуда: кухонная, столовая, чайная - по назначению).

Икт – игра «Что напутал художник».   Цель: формировать умение анализировать.

Д/упр. с геометрическими фигурами «Какие предметы имеют такую же форму?»

Цель: формировать умения сравнивать, обобщать.

Игры с пазлами, разрезными картинками по теме «Части суток».

Икт – игра «Что сначала, что потом» (признаки времен года).

Цель: развивать умение понимать  зависимость  между соблюдением последовательности действий и полученным результатом.

Д/и «Расставь по порядку». Цель: развивать у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильное умозаключение.

Игры со счетными палочками «Дострой фигуру», «Переложи палочку». Цель: развивать умение понимать зависимость  между соблюдением последовательности действий и полученным результатом.

ноябрь

ИКТ- игра  «Кто, где живет?» Цель: формировать умения обобщать, классифицировать.

Д/и с предметными картинками (животные: хищники и травоядные; водоплавающие и не водоплавающие птицы,  птицы: зимующие и перелетные). Цель: формировать умения обобщать, классифицировать животных по способу питания: птиц - по передвижению.

Д/и «Четвертый лишний» (предметные картинки - одежда зимняя, летняя и демисезонная; зимующие и перелетные птицы; обувь (по сезонам).

Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку (по сезонам).

Игра со счетными палочками «Преврати  фигуру». Цель: развивать у детей умения анализировать, сравнивать.

Д/у «Дорисуй недостающие фигуры». Цель: развивать умение решать логическую задачу на установление закономерностей.

декабрь

Д/упр. с геометрическими фигурами «Собери предмет», «Скажи, из каких геометрических фигур состоит предмет».

Цель: развивать умения осуществлять операции анализа и синтеза.

 Составление описательных рассказов по схемам. Цель: формировать умения декодировать информацию.

Икт – игра  «Найди отличия». Цель: развивать у детей умения сравнивать предметы, находить в них сходства и различия.

Д/ и «Восстанови и продолжи ряд». Цель: развивать умение осуществлять операции анализа и синтеза.

Д/и с предметными картинками (ягоды, грибы, животные, птицы) «Назови одним словом».

Цель: формировать умения обобщать, классифицировать по месту обитания, произрастания.

Д/и «Четвертый лищний» (предметные картинки – животные  севера и жарких стран). Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признакам -  по особенностям внешнего вида, питания, по  месту обитания.

январь

Икт – игра «Что напутал художник».   Цель: развивать умение анализировать.                        

Икт- игра «Найди отличия». Цель: развивать умение сравнивать.

Д/упр. с предметными картинками «Птицы», «Одежда», «Посуда».

Цель: формировать умения обобщать, классифицировать по признакам в одну группу  (по назначению, которое они выполняют в жизни человека - посуда, одежда); птицы -  по внешнему виду, территориях обитания.

Игры с пазлами.

Д/и «Четвертый лишний» (предметные картинки - зимние и летние виды спорта).

Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенным  признакам (вид спорта по сезонам, по спортивному инвентарю).

Д/ и «Четвертый лишний»  (хвойные и лиственные деревья). Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку – по внешнему виду.

Икт – игра  «Найди ошибку в алгоритме ». Цель: развивать умение  находить алгоритмическую последовательность.

Д/ упр. «Слепи (собери) снеговика». Цель: развивать умение понимать  зависимость  между соблюдением последовательности действий и полученным результатом;  учить выполнять алгоритм из простых команд.

февраль

Настольно- печатная игра «Когда это бывает?» (времена года). Цель: формировать умения обобщать, классифицировать.

Графический диктант «Танк». Цель: развивать умение  ориентироваться на листе бумаги.

Д/ и: «Закончи ряд». Цель: развивать находить закономерность.

Составление  схем для игр с логическими блоками с использованием  алгоритмов: «Засели домик», «Где, чей гараж».

Д/ и «Засели домик»- выставляется домик с каким- либо числом. Нужно заселить жильцов по этажам так, чтобы два числа вместе составили заданное число.

Д/ и «Где, чей гараж» (или «Построим дом»). У ведущего мешочек с фигурами. У каждого строителя карточка-домик и прямоугольники-«кирпичики». Задача строителей — построить свой дом.

Ведущий по очереди вынимает из мешочка блоки или из конверта фигуры, называет их форму. Тот, кто находит соответствующее обозначение на своей карточке, закрывает его прямоугольником-«кирпичиком». Ведущим становится тот, кто первым правильно закроет все знаки на своей карточке (построит свой дом).

Можно предложить детям варианты карточек, которые потребуют ориентировки на другие свойства (цвет, размер).

Д/и «Угадай фигуру»

Цель. Развитие логического мышления, умений кодировать и декодировать информацию о свойствах.

Дети разбиваются на пары. Каждый выбирает себе одну фигуру так, чтобы не видел партнер. Игроки договариваются, какое свойство фигуры будут загадывать (цвет, форму или размер). Затем карточками обозначают загадываемое свойство своей фигуры. Каждый должен угадать, какая фигура у партнера, правильно назвать ее свойство.

За неверный ответ игрок получает в качестве штрафной ту фигуру, свойство которой он не отгадал. Выигрывает тот, у кого окажется меньше штрафных фигур.

Сначала в играх загадывается только одно какое-то свойство фигуры, затем два (например, размер и цвет, размер и форма или цвет и форма).

Карточки, обозначающие каждое из двух (трех) свойств, игроки выкладывают в отдельные ряды или столбики.

Д/ и «Кому, что нужно» (картинки с изображением разных военных предметов, орудий труда).

Цель: развивать у детей умения классифицировать; осуществлять операции анализа и синтеза; развивать у детей умения  делать умозаключение. Основание: определить, что нужно в работе при определенной профессии.

Д/ и «Что сначала, что потом» (картинки с изображением военных в разное время - от древности до наших дней). Цель: развивать у детей умения осуществлять операции анализа и синтеза; делать умозаключение; развивать умение понимать  зависимость  между соблюдением последовательности действий и полученным результатом; развивать умение решать логические задачи на установление последовательности событий.

март

Д/и «Четвертый лишний» (предметные картинки - одежда зимняя, летняя и демисезонная; зимующие и перелетные птицы; обувь ( по сезонам).

Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку (по сезонам).

Д/и «Профессии взрослых». Цель: формировать умения обобщать, классифицировать.

Д/и «Что кому для дела нужно». Цель: развивать умения осуществлять операции анализа и синтеза.      

Д/ упр. «Продолжи ряд» - развивать умение устанавливать закономерности.

Икт – игра «Что сначала, что потом» (признаки времен года).

Цель: развивать умение понимать  зависимость  между соблюдением последовательности действий и полученным результатом.

Д/и «Построй по алгоритму». Цель:  закреплять умения выполнять линейные алгоритмы.

Графический диктант. Цель: развивать умение  ориентироваться на листе бумаги.

Д/ и «Орнамент». Цель: развивать способность к анализу.

Д/и  «Что кому нужно» (картинки с изображениями предметов для труда   разных профессий). Цель: развивать умения осуществлять операции анализа и синтеза.

Д/и «В продуктовом магазине» (предметные картинки с изображением продуктов питания).

 Цель: развивать умение классифицировать по темам: молочные, мясные, хлебобулочные.                                 

апрель

Д/и с предметными картинками (птицы зимующие и перелетные) «Четвертый лишний». Цель: формировать умения классифицировать, обобщать.

Икт - игра «Найди отличия». Цель: развивать умение сравнивать.

Д/упр. «Сложи из геометрических фигур узор». Цель: формировать первоначальные умения по составлению алгоритмов.

Игры с пазлами.

Д/ игра «Группируем по признакам». Цель: формировать умения обобщать.

Д/ и «Найди общий признак». Цель: продолжать развивать у детей умения сравнивать предметы, находить сходства и различия.

Д/ и «Дополни ряд». Цель: развивать у детей умения сравнивать, находить закономерность.

май

Д/ и с предметными картинками (ягоды: лесные и садовые, цветы: полевые, садовые, комнатные; насекомые: ползающие и летающие) «Четвертый лишний». Цель: формировать умения обобщать, классифицировать по месту произрастания, способу передвижения.

Д/и «Что сажают в огороде?» Цель: Учить классифицировать предметы по определённым признакам (по месту произрастания, по способу их применения).

Составление описательных рассказов о насекомых, птицах, о времени года с использованием схем. Цель: формировать умения декодировать информацию.

Д/и «Что сначала, что потом». Цель:  Учить устанавливать последовательность событий прорастание семени, рост растения, появление цыпленка и т.д. 

ИКТ- игра «Найди отличия». Цель: формировать умения сравнивать.

Д/ и «Построй путь для машины по алгоритму». Цель: формировать первоначальные умения по составлению алгоритмов;

Д/ и «Продолжи логический ряд». Цель: развивать у детей умения сравнивать, находить закономерность.

Икт -  игра «Реши задачу». Цель: формировать умения решать логические задачи с помощью алгоритмов. 

Д/и «Составь алгоритм». Цель: формировать первоначальные умения по составлению алгоритмов.

Рекомендуемые книги для развития логического мышления

 1.О. Антонова, «Умные игры. Умные дети. Развивающие игры и упражнения для детей 5 лет». 

 2.Н.Копытов, «Лучшие задачи на развитие логики». 

 3. З.А. Михайлова  « Игровые занимательные задачи для дошкольников».

4. Ю.Хлебникова, «Развивающие игры» – развивающие игры для детей от 5 лет.
 

Интернет источники:

Игры на развитие логического мышления для детей 5-6 лет в детском саду. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/01/26/igry-na-razvitie-logicheskogo-myshleniya-dlya-detey-5-6

Практическая логика. Упражнения для детей 5-6лет. https://materinstvo.ru/art/15201

Логика и мышление 5-6 лет. Игры, задания. https://promany.ru/razvitielogiki/logika-i-myshlenie-5-6-let

Конструируем из палочек (сборник задач и игр со счетными палочками)

https://multiurok.ru/files/konstruiruiem-iz-palochiek-sbornik-zadach-i-ighr-so-schietnymi-palochkami.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по математике через использования дидактических игр и упражнений

Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять...

« Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использования дидактических игр и упражнений»

    Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умстве...

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности по развитию математических представлений посредством дидактических игр и упражнений»

   Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиям...

Система по развитию логического мышления у детей среднего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе дидактических игр и упражнений

Задачи: - развивать у детей умения сравнивать предметы, находить в них сходства и различия, систематизировать и группировать их по разным основаниям, - развивать у детей умения обобщать; кла...

"Использование дидактических игр в процессе развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"

Дидактические игры занимают важное место в развитии мышления человека, так как значительно ускоряют процесс мыслительных операций, а также являются важнейшим средством их формирования....