ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ДЕТСКИЙ МУЗЕЙ «КАЗАЧИЙ ДВОРИК»
рабочая программа (старшая группа)
Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы
через кружковую работу «Детский музей «Казачий дворик» в рамках учебно-воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 164.06 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ТРОИЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА”
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ДЕТСКИЙ МУЗЕЙ «КАЗАЧИЙ ДВОРИК»
Срок реализации: 2 года
Возраст детей: 5-6 лет
Моркунцова Светлана Николаевна,
педагог дополнительного образования
с. Бобровка
2024 год
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Данная программа является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей туристско-краеведческой направленности, очной формы обучения, сроком реализации 2 года, для детей 5-6 лет, стартового - уровня освоения.
Программа дает обучающимся основные представления о музеи, старинных предметах быта, о русском быте, традициях, культуре, русском народном творчестве, народных праздниках, истории родного края, наших героях – земляках, участников войн и боевых действий.
Программа разработана в соответствии с требованиями к образовательным программам системы дополнительного образования детей на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» ст.2п.9; с изменениями, вступившими в силу 25.07.2022;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678-р;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
- Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.01 2021 года №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (рзд.6. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
- Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утв. на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование»07.12.2018, протокол №3);
- Приказ Министерства просвещения РФ от13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам среднего профессионального обучения, дополнительным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации Министерства просвещения РФ от 05.08.2020 №882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ»;
- Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр Детского Творчества»;
- Нормативно-правовые акты учреждения.
Актуальность программы заключается в том, что работая в мини-музее в детского сада, дошкольники знакомятся с прошлым жителей своего поселка, семьи. Мини-музей это - лаборатория поиска наиболее эффективных путей приобщения детей к истории родного края и страны, самобытной культуре.
Новизна программы состоит в том, что при реализации программы, используется методика музейной педагогики, обладающей огромной педагогической ценностью и культурным потенциалом, позволяет на качественно новом уровне пробудить у детей интерес к окружающей действительности, объединить педагогов, детей, родителей интересным делом сбора экспонатов, подготовкой тематических экспозиций, экскурсий и праздников.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что
она носит комплексный практико-ориентированный характер. Обучающиеся знакомятся с основами экскурсоведения, получают знания по народной культуре, быту, обычаям, традициям.
Программа модифицированная.
1.2. Цель и задачи
Цель программы:
Создание условий для вовлечения обучающихся в краеведческую деятельность, привитие интереса к истории родного края.
Задачи первого года обучения:
Обучающие:
- формирование знаний по основам краеведческой деятельности и музейного дела. музейной культуры, обогащение опыта освоения музейного памятника и развитие музейной коммуникации, ценностного отношения к музейным предметам и музею в целом;
Развивающие:
- привитие интереса к истории «малой Родины», к истории родного края, культуре и традициям, народному творчеству, предметам старины;
Воспитательные:
- формирование духовно-нравственных, гражданско-патриотических качеств личности дошкольников;
Задачи второго года обучения:
Образовательные:
- ознакомление обучающихся с основами музееведения и экскурсионной деятельности.
Развивающие:
- привитие интереса дошкольников к изучению окружающего мира, изучения культурного наследия родного края;
Воспитательные:
-воспитание патриотизма, интереса к истории и культуре родного края, формирование бережного отношения к музейным ценностям.
1.3. Планируемые результаты
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
- историю, культуру, традиции своего народа и своей малой Родины;
Личностные результаты:
- участие в разных видах деятельности на материале народной культуры, в экскурсиях, праздниках, театральных постановках, проектах, выставках;
Метапредметные результаты:
- получении навыков групповой и массовой работы;
1.4. Условия реализации программы
Прием в объединение производится на основании заявления о приеме
на обучение в Учреждение, подаваемого родителями (законными представителями) ребенка, не достигшего возраста 14 лет. Заявление о зачислении на обучение по дополнительной общеразвивающей программе, в том числе заявление о зачислении на обучение по дополнительной общеразвивающей программе в соответствии с социальным сертификатом, может быть направлено в электронном виде посредством заполнения экранных форм в личном кабинете заявителя в информационной системе или подано на бумажном носителе в Учреждение. К заявлению о зачислении на обучение по дополнительной общеобразовательной программе, подаваемому впервые, прилагаются документы согласно положению о правилах приема, порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления обучающихся.
Особенности возрастной группы
Обучение рассчитано на детей 5 - 6 лет
Уровень освоения программы – стартовый.
Объём программы - 72 часа
Срок освоения программы – 2 года
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу
1.5. Учебный план 1- года обучения
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | В том числе: | Формы аттестации/контроля | ||||
теоретических | практи ческих | часы | форма | |||||
1. | Введение. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 1 | 1 | ||||
Итого: | 2 | 1 | 1 | |||||
2. Добро пожаловать в музей | ||||||||
2.1 | Что такое музей | 1 | 1 | |||||
2.2 | Правила поведения в музее | 1 | 1 | |||||
2.3 | История создания музея | 1 | 1 | |||||
2.4 | Обзорная экскурсия по | 1 | 1 | |||||
2.3 | Экспонат как носитель | 2 | 1 | 1 | ||||
Итого: | 6 | 5 | 1 | |||||
3. Как жили наши предки. | ||||||||
3.1 | Добрая изба | 7 | 6 | 1 | ||||
3.2 | Народный костюм | 6 | 2 | 4 | ||||
3.3 | Русь деревянная | 3 | 1 | 2 | ||||
3.4 | Посуда | 5 | 2 | 3 | ||||
3.5 | Моя малая Родина - Бобровка | 3 | 1 | 2 | ||||
3.6 | Кухня народов Южного Урала | 6 | 2 | 4 | ||||
3.7 | Народные куклы | 5 | 2 | 3 | ||||
3.8 | Народные игрушки | 4 | 1 | 3 | ||||
3.9 | Народная роспись | 4 | 1 | 3 | ||||
Итого: | 43 | 18 | 25 | |||||
4. Никто не забыт и ничто не забыто. | ||||||||
4.1 | Герои –односельчане участники ВОВ | 3 | 2 | 1 | ||||
4.2 | Герои вокруг нас | 4 | 2 | 2 | ||||
4.3 | Участие в массовых мероприятиях | 2 | 2 | |||||
Итого: | 9 | 4 | 5 | |||||
5. Подготовка и проведение массовых мероприятий | ||||||||
5.1 | Народные праздники | 6 | 6 | |||||
5.2 | Тематические недели музея | 3 | 3 | |||||
5.3 | Экскурсия к мемориальному комплексу памяти участникам в Великой Отечественной войне | 1 | 1 | |||||
5.4 | Подготовка и оформление собранного материала, фотографий на тему «Памятники нашего поселения» | 2 | 1 | 1 | ||||
Итого | 12 | 1 | 11 | |||||
Итого: | 72 | 29 | 38 | 5 |
1.6. Основное содержание учебного плана 1-го года обучения
1. Введение (2 часа)
Теория. Введение в образовательную программу. по технике безопасности. Знакомство с расписанием и режимом занятий.
Практика. Экскурсия в музей «Казачий дворик».
2. Добро пожаловать в музей (6 часов)
2.1 История развития музейного дела. (2 часа)
Теория. История развития музейного дела. История создания музеев, кто в России открыл первый музей, какие бывают музеи.
Практика. Рассматривание фотографий с изображением различных экспонатов этих музеев. (Используя электронные ресурсы, открытки).
2.2. Правила поведения в музее (1 час)
Теория. В музее многие экспонаты разрешено трогать руками! Нельзя ломать и забирать домой.
Практика. Разбор музейных экспонатов по определённой тематике.
2.3. История создания музея. (1 час)
Теория. Музей, его роль в жизни ДОУ. Руководитель музея, создание экспозиций в музее.
Практика. Экскурсия по музею.
2.4. Обзорная экскурсия по музею. (1 час)
Теория. Музей, его роль и социальные функции. Музейная экспозиция.
Практика. Экскурсия по музею.
2.5. Беседа на тему «музейный экспонат», его значимость. Экспонат как носитель информации. (1 час)
Теория. Беседа на тему «музейный экспонат, его значимость. Экспонат как носитель информации. Сохранность экспоната».
Практика. Устный опрос, экскурсия.
3. Как жили наши предки (43 часа)
3.1. Добрая изба. (7 часов)
Теория. Устройство избы, знакомство с печью, утварью, этикетом и правилами гостеприимства русского народы, с орудиями труда.
Практика. Экскурсия в музее. Рассматривание фотографий с изображением различных экспонатов разных музеев. Устный опрос.
Предметы быта: ухват, коромысло, лопата хлебная, прялка, люлька с пастельными принадлежностями, сценические костюмы казака и казачки, образцы вышитых и вязаных изделий – скатерти, салфетки, рушники, платки, домотканые дорожки, святой уголок: икона, зеркало;
3.2. Народный костюм. (6 часов)
Теория. Знакомства с русским национальным женским и мужским костюмами, орнаментом, элементами костюма.
Практика. Дидактические игры «Опиши одежду Настеньки, Иванушки», «Укрась фартук». «Укрась сарафан». «Подбери заплатки к рубашке Иванушки»
3.3. Русь деревянная. (3 часа)
Теория. Знакомство с деревянными музыкальными инструментами, деревянной посудой, игрушками.
Практика. Оркестр музыкальных инструментов. Рисование «Укрась узором деревянную доску». Дидактическая игра «Укрась матрешку».
3.4. Посуда. (5 часов)
Теория. История происхождения, использование глиняной, деревянной, металлической посуды.
Практика. Экскурсия в музей по теме «Кухонная утварь». Знакомство с музейными экспонатами: кринки, чугунки, сухарницы, подстаканники, деревянные ложки, самовар, посуда. Лепка из глины «Посуда», рисование «Укрась тарелку», дидактическая игра «Что лишнее», «Из какого материала посуда»
3.5. Моя малая Родина – Бобровка (3 часа)
Теория. История, достопримечательности родного села - Бобровка,
Практика. Рисование и выставка рисунков «Моя малая Родина», экскурсия по селу.
3.6. Кухня народов Южного Урала. (6 часов)
Теория. Рассказ о национальных (русских, татарских башкирских) блюдах, рецептов и приготовления блюд, народов, проживающих на территории Южного Урала.
Практика. Выставка «Кулинарные книги», лепка из соленого теста «Пирог», фотовыставка «Я помогаю маме», дидактические игры: «Разложи картинки по порядку», «Какие продукты нужны для приготовления щей», «Чего не стало?», приготовление квашеной капусты.
3.7. Народные куклы. (5 часов)
Теория. История тряпичной куклы и её назначение. Виды народных кукол. Технология изготовления.
Практика. Куклы из бабушкиного сундука.
Знакомство и изготовление куклы «Колокольчик»
3.8. Народные игрушки. (4 часа)
Теория. Познакомить детей с изделиями декоративно-прикладного искусства, историей возникновения дымковской игрушки, богородской игрушки, каргопольской игрушки, филимоновской игрушки.
Практика. Лепка «Филимоновский конь», рисование «Дымковские игрушки», создания альбома из рисунков детей «Народные игрушки»
Тряпичные куклы: куклы мотанки казак и казачка, куклы из капрона казачка;
3.9. Народная роспись. (4 часа)
Теория. История возникновения, виды, композиция узора, элементы народной росписи (хохлома, городец, гжель, жостово)
Практика. Создание выставки «Золотая хохлома» из предметов мини-музея и принесенных детьми из дома. Рисование «Роспись доски городецкой росписью», «Роспись подноса жостовской росписью». Лэпбуки «Русская народная культура», «Народно - декоративное прикладное творчество»
4. Никто не забыт и ничто не забыто. (9 часов)
4.1. Герои –односельчане участники ВОВ. (3 часа)
Теория. Биографии земляков, участников войн и боевых конфликтов, защищавших нашу страну.
Практика. Сбор материала.
Создание Книги Памяти «Наши земляки – участники войн и боевых конфликтов»
4.2. Герои вокруг нас (4 часа)
Теория. Родственники воспитанников, педагоги ДОУ, участвовавших в ВОВ и СВО, и защищавшие нашу страну. Биографии.
Практика. Встречи с родственниками ветеранов ВОВ и участников СВО.
Фотографии, медали, одежда, документы участников ВОВ и СВО.
4.3. Участие в митинге, велопробеге, посвящённом Победе в годы Великой Отечественной войны. (2 часа)
Теория. Подготовка к митингу, велопробегу, посвящённому Победе в годы Великой Отечественной войны.
Практика. Участие в митинге у мемориального комплекса памяти участникам в Великой Отечественной войне, участие в велопробеге.
5.Подготовка и проведение массовых мероприятий (12 занятий)
5.1. Народные праздники. (6 часов)
Теория. Познакомить детей с народным календарем, календарными народными праздниками, обычаями, традициями (Капустница, Новый год, Святки, Масленица, Сороки, Иван Купала).
Практика. Фольклорные праздники, посиделки.
5.2. Тематические недели музея. (3 часа)
Теория. День Неизвестного Солдата – 3 декабря, 900 блокадных дней и ночей, Этот день мы приближали как могли,
Практика. Проведение тематических экскурсий
5.3. Экскурсия к мемориальному комплексу памяти участникам в Великой Отечественной войне. (1 час)
Теория. Памятники защитникам Отечества в сельском поселении
Практика. Экскурсия к мемориальному комплексу памяти участникам в Великой Отечественной войне.
5.4. Подготовка и оформление собранного материала, фотографий на тему «Памятники нашего поселения». (2 часа)
Теория. История появления памятников на территории сельского поселения
Практика. Оформление собранного материала, фотографий на тему «Памятники нашего поселения».
1.5. Учебный план 2- года обучения
№п/п | Наименование тем | Количество часов | Формы аттестации /контроля | |||
Всего | Теория | Практика | часы | форма | ||
1. | Введение. Техника безопасности | 2 | 1 | - | 1 | |
2. | История родного края | 12 | 4 | 7 | 1 | |
3. | Знакомство с государственной символикой России, области, района, села (гербом и флагом) | 6 | 2 | 3 | 1 | |
4. | Моя семья. Моя родословная. Генеалогическое древо. | 5 | 2 | 2 | 1 | |
5. | Живая связь времен (народный русский фольклор) | 4 | 1 | 2 | 1 | |
6. | Хлеб всему голова | 3 | 1 | 2 | ||
7. | Светит да не греет (от лучинки до электричества) | 2 | 1 | 1 | ||
8. | «Народная вышивка» | 6 | 2 | 3 | 1 | |
9. | Народные музыкальные инструменты | 4 | 2 | 2 | ||
10. | Школа юного экскурсовода | 12 | 4 | 7 | 1 | |
11. | Военная слава земляков | 5 | 2 | 3 | ||
12. | Музеи мира: Лувр, Франция: Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США; Национальная галерея, Лондон, Великобритания. | 4 | 1 | 3 | ||
13. | Музеи России: Эрмитаж, Санкт-Петербург, Московский Кремль, Третьяковская галерея, Москва. Виртуальная экскурсия в «Эрмитаж» | 4 | 1 | 3 | ||
14. | Игра «Найди экспонат по описанию» | 1 | 1 | |||
15. | Обобщающее занятие | 2 | - | 1 | 1 | Итоговая аттестация |
16. | Итого | 72 | 24 | 40 | 8 |
1.6. Основное содержание учебного плана 2-го года обучения
1. Введение (2 часа)
Теория. Презентация программы. Инструктаж по ТБ
Практика. Игры на знакомство. Диагностика.
2. История края (10 часов)
Теория. История возникновения, его природные и архитектурные особенности. Современные и древние границы. Первые упоминания местности в официальных источниках. Развития промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, коммуникаций. История создания герба и флага Троицка, Троицкого муниципального района и Челябинской области.
Практика: Выставка рисунков на тему краевой символики. Создание фотоальбома «Природа моего края», «Достопримечательности Троицка и Троицкого района», Дидактические игры «Малая Родина», «Четвертый лишний», «Узнай, обведи, назови» и др.
3. Символикой России, области, района, села (4 часа)
Теория. История возникновения государственной символики России. Символики Челябинской области, города Троицка и Троицкого района, села Бобровки
Практика. Дидактические игры: «Собери герб села, города, района, области, страны». «Найди символику нашего села, города, района, страны»,
4. Моя семья. Моя родословная. Генеалогическое древо (5 часов)
Теория. Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Описание семейного архива и семейных реликвий. Семейные традиции и праздники. Как составить родословную своей семьи.
Практика. Создание Генеалогического древа.
5. Живая связь времен (народный русский фольклор) (4 часа)
Теория. Знакомство детей с устным народным творчеством (сказки, колыбельные песни, пословицы, поговорки, потешки).
Практика. Разучивание поговорок, пословиц, колыбельных песен; чтение сказок; обыгрывание сказок с помощью настольного театра.
6. Хлеб всему голова (4 часа)
Теория. Знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом, формой для выпечки хлеба
Практика. Познавательно-исследовательская деятельность: рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса). Познавательно-исследовательская деятельность в изготовлении хлеба, хлебобулочных изделий
7. Светит да не греет (от лучинки до электричества) (2 часа)
Теория. Знакомство с разными источниками освещения в старину и современные, история возникновения.
Практика. Сбор экспонатов, оформление выставки «Светит, да не греет»
8. «Народная вышивка» (6 часов)
Теория. История возникновения и развития. Виды вышивки. Основные материалы и инструменты. Народные мотивы в вышивке.
Практика. Художественное конструирование из бумаги. Коврик. Дидактическая игра «Назови вышивку», изонить «Морковка»
9. Народные музыкальные инструменты (4 часа)
Теория. История возникновения народных музыкальных инструментов (ложки, рубель, трещотка, балалайка, гармонь, рожок, гусли, бубен).
Практика. Исследовательская деятельность: сравнение звуков изученных музыкальных инструментов. Оркестр (игра на музыкальных инструментах)
10. Школа юного экскурсовода (12 часов)
Теория. Зарождение понятия «экскурсия». Классификация экскурсий по содержанию.
Практика. Отработка и проведение экскурсий для младших и средних дошкольников.
11. Военная слава земляков. (5 часов)
Теория. История ВОВ. Знакомство с документами, вещевыми и изобразительными памятниками. Село в годы ВОВ. Современные военные конфликты. Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Военные реликвии семьи.
Практика. Сбор информации, воспоминаний о ветеранах. Поиск новых экспонатов для музейной комнаты.
12. Музеи мира (4 часа)
Теория. Дать представления о музеях мира, их видах.
Практика. Дидактическая игра «Из какого музея экспонат», «Что лишнее»
13. Музеи России. (4 часа).
Теория. Дать представления о музеях России, их видах.
Практика. Виртуальные экскурсии, Дидактическая игра «Из какого музея экспонат», «Что лишнее»
14. Игра «Найди экспонат по описанию» (1 час)
Практика учить индентифицировать, дифференциировать и систематизировать информацию о музеях России, их тематику, экспозиции и экспонаты, а также запоминать исторические и занимательные факты, связанные с их созданием.
15. Обобщающее занятие
Теория. Подведение итогов.
Практика. Диагностика
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Каникулярный период | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Праздничные выходные дни | Промежуточная аттестация |
9 сентября 2024 Первый год обучения | 31 мая 2025 | 1 июня – 31 августа | 36 | 72 | 4 ноября 31 декабря 1-8 января 23 февраля 8 марта 1-4, 8-11 мая | февраль, май |
2.2. Материально-техническое обеспечение
Успешной реализации учебного процесса способствует соответствующая материально - техническая база, наличие в образовательной организации музея «Казачий дворик», оборудованного шкафами, стеллажами, предоставленными экспонатами, имеющим выход в Интернет.
№ п/п | Наименование основного оборудования | Количество |
Экспозиционные стеллажи | 3 шт. | |
Шкафы для экспозиций | ||
Экспонаты | ||
Столы | 3 шт. | |
Стулья | 15 шт. | |
Телевизор | 1 шт. | |
Ноутбук | 1 шт. | |
Тематическая литература, цифровые образовательные ресурсы. | по тематике | |
Бумага А-4 | 1 упаковка | |
Ручки, карандаши, кисти, краски, клей | 15 шт. | |
Цветная бумага | 1 упаковка. | |
Ткань цветная, нитки | Отрезы, наборы | |
Ножницы | 15 шт |
2.3. Формы аттестации
Для отслеживания динамики освоения программы проводится педагогический мониторинг, который осуществляется в течение всего курса прохождения программы.
Промежуточная аттестация проводится в середине учебного года и в конце, при переводе обучающихся на следующий год обучения.
Форма проведения – опрос, тестирование.
Итоговая аттестация проводится с целью выявления полученных ЗУН в ходе прохождения программы.
Форма проведения – опрос, тестирование.
Текущий контроль за результативностью обучения осуществляется на каждом занятии в форме наблюдения педагога.
Аттестация отслеживает личностный рост ребёнка по следующим параметрам:
- усвоение знаний по базовым темам программы;
- овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;
- развитие физических данных;
- формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.
2.4. Оценочные материалы
Уровень освоения материала выявляется в беседах, в выполнении практических и творческих заданий. В течение года ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием каждого обучающегося.
Для анализа усвоения теоретического материала образовательной программы используются контрольно-измерительные материалы в форме устного опроса (Приложение 1).
2.5. Методические материалы
Наиболее приемлемой формой организации образовательного процесса в этом виде деятельности являются теоретические занятия и экскурсии в музей, рассматривание экспонатов, дидактические игры, книги о малой Родине, о Великой Отечественной войне, накопительный материал по истории села и района, видеофильмы, электронные презентации.
Организация образовательного процесса по данной программе предполагает создание для обучающихся творческой, свободной, комфортной среды. Этому способствует использование методов обучения, позволяющих достичь максимального результата. К ним относятся беседа, рассказ, объяснения, показ, демонстрация экспонатов, иллюстративного, видео материала и фотографий. Применяются активные методы обучения: выполнение практических работ, выставки, экскурсии. Педагогом активно используются современные образовательные технологии: проектные, информационно-коммуникационные, технологии личностно-ориентированного обучения, технологии мастерских.
Методическое обеспечение
для реализации программы:
- необходимое наличие обработанного и систематизированного фактического и исторического материала краеведческого характера, документов, копий, фотографий и экспонатов, рассказывающих об истории села.
Познавательный интерес детей усиливается за счет систематического проведения экскурсий, просмотра видеоматериалов, участия в выставках, посещения музеев и творческих мастерских.
Занятия по программе строятся на следующих принципах: усвоения материала от простого к сложному, единства воспитания и обучения, последовательности, доступности, индивидуальности, самореализации.
2.6. Воспитательный компонент
Воспитательный компонент программы формирует развитие интереса к исследованиям, творческому труду, уважения к истории и культуре своей страны, воспитание патриотизма, бережного отношения к культурному и историческому наследию.
Задачи воспитания:
- воспитание гордости за славное прошлое своего села, региона, Родины,
знание и понимание истории родного края.
При реализации программы за основу взяты формы воспитания такие как: беседа, практическое занятие, мастер – класс, творческая встреча, экскурсия, походы и другие формы взаимодействия обучающихся.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания:
- метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение);
- метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей);
- метод упражнений (приучения);
Условия воспитания:
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Методами оценки результативности реализации программы в части воспитания является педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования, работа с карточками, опросы.
Календарный план воспитательной работы представлен перечнем запланированных воспитательно-значимых событий.
Календарный план воспитательной работы
1-й год обучения
№ п/п | Наименование мероприятия по программе воспитания | Дата проведения | Форма проведения мероприятия | Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события |
1. | Проведение уроков Мужества. | В течение года | Проведение тематической экскурсии, встреча с интересными людьми | Фотоотчет о проведённом мероприятии. Заметка на сайте ДОУ в разделе «Музей» |
2. | Проведение праздников, посвящённых Дням Воинской славы | Декабрь 2024г. Февраль 2025г. Май 2025 г. | Проведение тематической экскурсии, встреча с интересными людьми | Фотоотчет о проведённом мероприятии. Заметка на сайте ДОУ в разделе «Музей» |
3. | Встречи с интересными людьми. | В течение года | Встреча с ветеранами и интересными людьми | Фотоотчет о проведённом мероприятии. Заметка на сайте ДОУ в разделе «Музей» |
4. | «Есть такая профессия – Родину защищать» | Февраль 2025г. | Проведение тематического мероприятия | Фотоотчет о проведённом мероприятии. Заметка на сайте ДОУ в разделе «Музей» |
5. | Митинг | 9 Мая | Участие в мероприятии | Фотоотчет о проведённом мероприятии. Заметка на сайте ДОУ в разделе «Музей» |
Календарный план воспитательной работы
2-й год обучения
№ п/п | Наименование мероприятия по программе воспитания | Дата проведения | Форма проведения мероприятия | Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события |
1. | Проведение уроков Мужества. | В течение года | Проведение тематической экскурсии, встреча с интересными людьми | Фотоотчет о проведённом мероприятии. Заметка на сайте ДОУ в разделе «Музей» |
2. | Патриотические акции “Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны” посвящённых Дням Воинской славы | Декабрь 2025г. Февраль 2026г. Май 2026 г. | Проведение тематических экскурсий, встреча с интересными людьми | Фотоотчет о проведённом мероприятии. Заметка на сайте ДОУ в разделе «Музей» |
3. | День открытых дверей «В музей всей семьёй». | В течение года | Встреча с ветеранами и интересными людьми | Фотоотчет о проведённом мероприятии. Заметка на сайте ДОУ в разделе «Музей» |
4. | «Есть такая профессия – Родину защищать» | Февраль 2026г. | Проведение тематического мероприятия | Фотоотчет о проведённом мероприятии. Заметка на сайте ДОУ в разделе «Музей» |
5. | Митинг | 9 Мая | Участие в мероприятии, | Фотоотчет о проведённом мероприятии. Заметка на сайте ДОУ в разделе «Музей» |
2.7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 304с.: ил.
2. О. В. Дыбина «Что было до…» Игры путешествия в прошлое предметов». Издательство ТЦ «Сфера», 2001г.
3.Дыбина О.Б. Предметный мир как источник познания социальной действительности. Самара, 1997г.
4.Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М.: Мозаика–Синтез ,2005г.
5.Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. М.: Мозаика – Синтез, 2005г.
6. Тыл –фронту.1941-1945:учебно- методические материалы/ И.Мурзина- Екатеринбург: ООО «Институт образовательных стратегий». 2020. -240с.
7. Огоневская И.С. Великая Отечественная война: воспитательный потенциал коммеморативных практик прошлого и настоящего: Метод. Пособие для педагогов: в 2 ч. Ч 2.- Екатеринбург ООО»Периодика».2020.- 304с.
8. Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002г.
9.Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005 г.
10. Коромыслов Б.И. Жостовская роспись. Москва. Изобразительное искусство, 1997 г.
11.Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. Москва. Русский язык, 1990.
12.Паншелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Паншелеева Л.В. Декоративное искусство детям. Москва. Просвещение, 1976 г.
13.Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. Детство – Пресс, 2000 г.
14.Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО, 1999 г.
15.Жалова С. Росписи хохломы. Москва. Детская литература, 1991. г.
16.Интернет ресурсы.
Приложение №1
Задания для проведения контроля и аттестаций
Задание 1 - «Русская старина»
Основная цель - выявить интерес обучающихся к предметам старины русской, истории их развития на Руси. Диагностическая процедура проходит в форме ответов на вопросы педагога, характер и уровень которых, фиксируется в протоколе
Каждый ответ оценивался в баллах:
2 - справился с заданием;
1 - справился с заданием с помощью педагога;
0 - не справился с заданием.
Интерпретация:
9 - 12 баллов - высокий уровень;
4 — 8 баллов - средний уровень;
1 — 3 балла - низкий уровень.
Вопросы:
1. Как люди жили на Руси?
2. Какую одежду на Руси носили люди в старину?
3. Какой посудой люди пользовались раньше?
4. Чем гладили одежду в старину?
5. Чем и как люди освещали помещение, где жили?
6. Какими куклами играли люди в старину?
Задание 2 - «Что мы знаем о…..»
Основная цель - определить уровень словарного запаса, а также умение связно рассказать об истории происхождения: русской одежды, посуды, лампочки, утюга, игрушек, жилища, транспорта. Диагностическая процедура проходит в форме ответов на вопросы педагога, характер и уровень которых, фиксируются в протоколе.
Каждый ответ оценивается в баллах:
2 - справился с заданием;
1 - справился с заданием с помощью педагога;
0 - не справился с заданием.
13 - 16 баллов - высокий уровень;
7 - 12 баллов - средний уровень;
1 - 6 баллов - низкий уровень.
Данные заносятся в протокол (Приложение № 2).
1. Что вам известно из истории создания русской народной одежды?
2. Что вы можете рассказать о старинной посуде, как она появилась?
3. Как появилась лампочка?
5. Как появились первые игрушки в старину?
6. Каким было жилище людей на Руси?
7. Какие виды вышивки вам известны?
8. Что ты знаешь о своей семье? О своей малой Родине?
Задание 3 - «Народная мудрость»
Основная цель - уточнить знание обучающихся пословиц и поговорок русского народа.
Педагог просит дополнить фразу знакомых пословиц и поговорок, объяснить их
Ученье - свет, а не ученье - ........ (тьма).
Апрель с водой, а май ....... (с травой).
Вся семья вместе, так и душа ....... (на месте).
Готовь сани летом, а телегу .......(зимой).
Кто не работает, .......(тот и не ест).
Мал золотник, .......(да дорог).
Поспешишь - .......(людей насмешишь).
Яблоко от яблони ....... (недалеко падает).
Каждый ответ оценивается в баллах:
2 - справился с заданием;
1 - справился с заданием с помощью педагога;
0 - не справился с заданием.
16 — 12 - высокий уровень;
11 - 7 - средний уровень;
6 - 3 — достаточный уровень.
Данные заносятся в протокол
Задание 4 «Русская изба»
Основная цель - выявить уровень знаний обучающихся названий и назначений предметов быта в старину.
Педагог предлагает обучающимся по фотографиям определить и назвать предметы быта. Среди фотографий следующие предметы: прялка, веретено, лапти, керосиновая лампа,
чугунок, ухват, кочерга, крынка, ложка деревянная, подкова, салфетка вышивная, рушник, колодец, люлька, сундук, одеяло лоскутное, изба - макет.
Каждый ответ оценивался в баллах:
2 - справился с заданием;
1 - справился с заданием с помощью педагога;
0 - не справился с заданием.
Интерпретация:
15-17 - высокий уровень;
9-14 - средний уровень;
Менее - низкий уровень.
По результатам педагогического мониторинга составляется общий протокол, где отмечается общий уровень познавательного развития обучающихся.
№ | Фамилия, имя | Задание -«Русская старина» | Задание «Что мы знаем о…..» | Задание «Народная мудрость» | Задание «Русская изба» | итого | |||||
баллы | уровень | баллы | уровень | баллы | уровень | баллы | уровень | баллы | уровень | ||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 | |||||||||||
13 | |||||||||||
14 | |||||||||||
15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности детского объединения «До-ми-солька».
Дополнительная общеразвивающая программахудожественной направленностидетского объединения...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивная направленность « Детский фитнес»
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа ...
Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности "Детский фитнес"
Дополнительная общеразвивающая программа «Детский фитнес» (далее программа) разработана на основе примерной образовательной программы дошкольного образования / Под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Детский фитнес"
Физическое развитие детей, формирование у дошкольников стремления соблюдать здоровый образ жизни, профилактика различных сезонных заболеваний и заболеваний опорно-двигательного аппарата – всё эт...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Детская журналистика».
Описание ДООП по детской журналистике с детьми в ДОУ. Возраст обучающихся: 5-6 лет, 6-7 лет...