ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Детская журналистика».
рабочая программа

Партицкая Татьяна Леонидовна
Описание ДООП по детской журналистике с детьми в ДОУ. Возраст обучающихся: 5-6 лет, 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_detskaya_zhurnalistika.docx41.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Детский сад № 250 г. Челябинска»

(МАДОУ «ДС №250 г. Челябинска»)

454136, г. Челябинск, ул. Наркома Малышева, 1, тел. +7(351)225-36-45

E-mail: madouds250@mail.ru

ПРИНЯТО

Педагогическим

Советом учреждения

МАДОУ «ДС №250

г.Челябинска»

Протокол № ______

«__»_________20__г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ

«Детский сад №250 г.Челябинска»

__________________ Т. Е. Шрейнер

Приказ №   от «__»_________20__г. 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Детская журналистика»

Возраст обучающихся: 5-6 лет, 6-7 лет

Срок реализации программы - 9 месяцев

Разработчик:

Партицкая Татьяна Леонидовна

2024 г.

Содержание

1. Комплекс основных характеристик программы

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цель и задачи программы

4

1.3

Содержание программы

5

1.4

Планируемые результаты

8

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1

Календарный учебный график

9

2.2

Условия реализации программы

10

2.3

Формы аттестации

10

2.4

Оценочные материалы

10

2.5

Методические материалы

11

3. Список литературы

1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

Актуальность - современная жизнь динамичная, сложная, поэтому необходимо помочь ребенку войти в неё- быть активным, успешным, коммуникабельным, целеустремленным, ориентированным на самообразование.

Детская журналистика – это деятельность, способная сориентировать ребенка в современном мире, дать ему зачатки тех личностных качеств, которые необходимы современному человеку.

Наше время – время активных предприимчивых, деловых людей. В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных способностей человека.

Важнейшим средством коммуникации является слово. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста позволяют в полной мере использовать свою фантазию, восприимчивость для формирования коммуникативных способностей. Данный возраст является стадией активного накопления социального опыта. Потребность в общении, стремление участвовать в каком-то общем деле, определяют развитие личности ребёнка. Как результат становления личности дети осваивают социальные позиции «Я в обществе» (приобщение себя к миру людей), «Я и общество», (усвоение основных векторов отношений между людьми и самоутверждение). Работа по программе дает дошкольникам возможность развивать и повышать культуру речи, научиться общаться с окружающими их людьми, не оставаться равнодушными к окружающему миру и событиям, происходящим в нём.

Программа дополнительного образования «Детская журналистика» охватывает четыре образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие;

Теоретическим фундаментом исследований в области развития речи дошкольников являются представления о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста, выдвинутые в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развития речевой деятельности можно передать в следующих положениях:

  • речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
  • язык и речь представляют собой своеобразный «узел», в который «сплетаются» различные линии психического развития – развития мышления, воображения, памяти, эмоции;
  • ориентировкой ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.

Исследования, взгляды ученых на природу языковых способностей были учтены при составлении данной программы.

Дети старшего дошкольного возраста нуждаются в общении, в реализации своих творческих задумок, мы должны научить их этому, так как общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.

Основными принципами реализации программы являются систематичность работы по воспитанию положительного отношения к журналистике, к средствам массовой информации (СМИ), взаимосвязь с НОД по ознакомлению с окружающим миром, развитием речи, изобразительной деятельности, свободной, игровой деятельностью детей и др., сотрудничество взрослых и детей, педагогов и родителей.

Основным видом деятельности дошкольников является игра. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование.  

Объем и срок освоения программы: 

программа рассчитана на девять месяцев обучения (сентябрь - май).

Форма обучения - очная.
Особенности организации образовательного процесса - групповая работа в одновозрастном постоянном составе, в количестве 8-10 детей.
Режим занятий - 1 раз в неделю, продолжительность занятий:
5-6 лет – 25 минут;
6-7 лет – 30 минут.

1.2. Цель и задачи программы

Цель - создание благоприятных условий, для формирования творческой личности. Способствовать познавательному развитию, речевому развитию, социализации детей в обществе - их активному общению со сверстниками и взрослыми.

Эта цель реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательной, продуктивной, музыкально-художественной.

Задачи: Старшая группа. Дети в возрасте 5-6 лет.

  • Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим;
  • Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться.
  • Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие;
  • Обогащать представления детей о профессиях;
  • Продолжать развивать речь как средство общения.
  • Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду;
  • Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам;
  • Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
  • Воспитание интереса к художественно - творческой деятельности.

Задачи: Подготовительная к школе группа дети в возрасте 6-7 лет

  • Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
  • Продолжать расширять представления о людях разных профессий, о значении их труда для общества.
  • Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний.
  • Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию, учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
  • Совершенствовать речь как средство общения.
  • Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.
  • Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
  • Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизация (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
  • Воспитывать самостоятельность; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, аппликации, используя выразительные средства.

1.3. Содержание программы

Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Значимые для разработки и реализации кружковой программы характеристики - возрастные и индивидуальные особенности контингента детей старшей и подготовительной групп.

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Возрастные особенности детей

старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет) групп.

Старшая группа (5-6 лет). Деятельность в этом возрасте становится более осознанной: дети способны принять поставленную взрослым цель, получить результат, соответствующий принятой цели. Пятилетки проявляют высокую познавательную активность, они буквально забрасывают старших разнообразными вопросами об окружающем мире. Растет интерес к коллективным играм и общению со сверстниками. Дети самостоятельно объединяются в небольшие игровые группы на основе взаимных симпатий. Пятилетки радуются своим достижениям и новым возможностям. Они нацелены на творческие проявления и доброжелательное отношение к окружающим.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.

Подготовительная группа (6-7 лет). В целом ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения.  Достаточно уверенно владеет различными видами детской деятельности и, прежде всего, это игра и продуктивные виды деятельности. Старший дошкольник заинтересован собственно игрой, ее процессом, может создать замысел игры и реализовать его. Главным в игре становится выполнение роли, отражающее отношения людей друг к другу. Именно в игре ребенок становится полностью субъектом своей деятельности. Основной задачей образовательной работы в подготовительной группе продолжает оставаться развитие познавательных, коммуникативных, регуляторных способностей. Это происходит в различных видах деятельности детей (игре, конструировании, изобразительной, литературно-художественной, художественном конструировании, элементарной трудовой деятельности), при ознакомлении с различными областями действительности (математика, экология, пространственные отношения, логика), в повседневном общении ребенка с взрослыми и детьми.

Учебный план «Детская журналистика» - дети 5-6 лет

 

п/п  

Темы  

Количество часов  

Всего  

Теория  

Практика  

 

Профессии в журналистике

18

8

10

1

Вводное занятие

1  

0,5  

0,5

2

Профессия журналист  

2  

1  

1

3

Слово – важное в профессии журналиста

1

0,5  

0,5

4

Профессия видеооператор

1  

0,5  

0,5

5

Профессия телеведущий

1

0,5  

0,5

6

Развивающие игры по теме «Журналистика»

3

1

2

7

Телепередача «В мире животных»

2  

1  

1

8

Мы - команда

1  

0,5  

0,5

9

Мини-проекты (коллажи) по теме «Я телеведущий…»

3

1

2

10

Новые профессии в журналистике: блогер

1

0,5  

0,5

11

Дизайнер

1

0,5

0,5

12

Фотограф

1

0,5  

0,5

  

Выпуски газеты/видеосюжетов

 «Детский взгляд»

16

8

8  

13

Выпуск №1 «Мой любимый детский сад!»

2

1

1

14

Выпуск №2 «Мамины руки»

2

1  

1

15

Выпуск №3 «Что такое Новый год?»

2

1  

1

16

Выпуск №4 «Мой папа - защита и опора…»

2

1

1

17

Выпуск №5 «Доброта повсюду»

2

1  

1

18

Выпуск №6 «Мама - мое солнышко…»

2

1

1

19

Выпуск №7 «Здравствуй, весна!»

2

1

1

20

Выпуск №8 «Вот какие мы стали большие…»

2

1

1

 

Итоговое занятие 

2

1  

1  

 21

Торжественное посвящение в журналисты

2  

1  

1  

 

ИТОГО  

36 

17

19 

Учебный план «Детская журналистика» - дети 6-7 лет

 

п/п  

Темы  

Количество часов  

Всего  

Теория  

Практика  

 

Профессии в журналистике

18

8

10

1

Вводное занятие

1  

0,5  

0,5

2

Профессия журналист  

2  

1  

1

3

Слово – важное в профессии журналиста

1

0,5  

0,5

4

Профессия видеооператор

1  

0,5  

0,5

5

Профессия телеведущий

1

0,5  

0,5

6

Развивающие игры по теме «Журналистика»

3

1

2

7

Телепередача «Лучше всех»

2  

1  

1

8

Я – журналист

1  

0,5  

0,5

9

Мини-проекты по теме «Журналистские профессии»

3

1

2

10

Новые профессии в журналистике: блогер

1

0,5  

0,5

11

Дизайнер

1

0,5

0,5

12

Фотограф

1

0,5  

0,5

  

Выпуски газеты/видеосюжетов

«Детский взгляд»

16

8

8  

13

Выпуск №1 ко Дню дошкольного работника «Поздравляем!»

2

1

1

14

Выпуск №2 «Мамины руки»

2

1  

1

15

Выпуск №3 «Новогодний калейдоскоп»

2

1  

1

16

Выпуск №4 «А ну-ка, папы...»

2

1

1

17

Выпуск №5 «Доброта спасет мир»

2

1  

1

18

Выпуск №6 «Мама и я»

2

1

1

19

Выпуск №7 «Весна, природа торжествует!»

2

1

1

20

Выпуск №8 «Скоро в школу»

2

1

1

 

Итоговое занятие 

2

1  

1  

2

Торжественное посвящение в журналисты

2  

1  

1  

 

ИТОГО  

36 

17

19 

Взаимодействие педагога с родителями и воспитателями в процессе деятельности

         Родители являются непосредственными участниками творческого процесса. Без поддержки и участия родителей не возможен такой вид детской деятельности, как детская тележурналистика.

Взаимодействие с родителями проходит через следующие формы:

  • участие родителей в сборе и изготовлении практического материала и атрибутики к телепроектам;
  • проверка выученного детьми текста;
  • консультирование родителей по теме: «Размышления о диалоге и мастерстве его ведения», «Детская журналистика, как творческий процесс», «Детская журналистика: история и современность» …;

1.4. Планируемые результаты освоения Программы

- Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: художественно –эстетической, речевой, познавательной, игровой, общении, познавательно-исследовательской деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

− ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

− ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

− ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

−ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

−ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

− В соответствии с п. 4.7 ФГОС ДО целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

К концу года будут знать

- особенности телевизионных жанров: заметки, отзыва, зарисовки, интервью, репортажа;

- что такое макет программы, построение телевизионной передачи, новостей;

Будут уметь:

- собирать информацию;

- высказывать свои убеждения;

- размышлять на заданную тему;

- анализировать отснятый материал;

- работать в команде.

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

1

Продолжительность освоения программы в год/весь период обучения

1 месяц:

5-6 лет: 4 недели - 4 учебных часа

6-7 лет: 4 недели - 4 учебных часа

2

Начало реализации программы

02.09.2024

3

Окончание реализации программы

30.05.2025

4

Регламентирование образовательного процесса (режим работы)

1 занятие в неделю, продолжительность занятия

5-6 лет: 25 минут

6-7 лет: 30 минут

5

Выходные и праздничные дни

Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные Правительством РФ

2.2. Условия реализации программы

Учебное помещение соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы образовательной организации».  

Для реализации программы имеется материально-техническое обеспечение:

1. Аудитория, позволяющая использовать ее в качестве сценического пространства.

2. Столы, полки для хранения дидактических пособий и учебных материалов.

3. Технические средства: видеокамера; фотоаппарат; микрофоны, шкафы; зеленый студийный фон; лампы, интерактивная доска;

        

2.3. Формы аттестации

Аттестация производится педагогическим работником в рамках педагогического мониторинга (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

1. Входной мониторинг позволяет определить уровень знаний, умений и навыков у обучающегося.

2. Промежуточный мониторинг – это оценка качества усвоения обучающимися учебного материала по итогам первого учебного полугодия.

3. Итоговый мониторинг проводится в конце каждого учебного года.  

2.4. Оценочные материалы

Диагностика

уровень знаний, умений, навыков, способностей

Фамилия, имя ребенка

Параметры контроля

Эмоциональность

Творчество

Дикция

Коммуни-кативность

Умение работать в команде

1

2

Результаты воспитанников оцениваются по пятибалльной системе:  

5 – высокий уровень;

4 – средний уровень;

3-1 – низкий уровень.

Уровни  развития

Количество детей

Результаты контроля

Низкий

Средний

Высокий

2.5. Методические материалы

Для успешного освоения Программы используются следующие методы и приемы обучения:

Учебно–наглядные пособия:

Схемы–модели составления рассказа, построения интервью (коллажи, мнемодорожки, мнемоталицы, сиквейн…).

Методические разработки: сценарии создания новостей.

Видеотека: презентации: «Профессия журналист», «Что такое промо-ролик», «История детского журнала» …, коллекция интерактивных игр «Скажи правильно», «Профессии», «Что нужно журналисту для работы», «Правильно-неправильно».

Дидактические пособия: набор карточек «Мы журналисты»; игры «Собери картинку», «Продолжи ряд», «Что лишнее», «Звукооператор»; напольная игра «Вопрос-ответ» (с кубиком) …

3. Список литературы

  1. Развитие речи детей 5-7 лет. 2-е изд., перераб. и дополн. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 272 с.;

2. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с

3. Антонова Л.Г. Развитие речи. "Уроки риторики". Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997.

4. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.

5. Мастерство эфирного выступления. М. 1994.

6. Арушанова А.Г. , Дурова Н.В.,. Иванкова Р.А, Рычагова Е.С Истоки диалога 5-7 лет, М., Мозаика-синтез,2004.

7. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение: книга для воспитателей дет. сада. - М.: Мозаика-синтез, 1999.

8. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: учебное пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 1999.

9. Развитие общения дошкольников со сверстниками/под ред. А.Г. Рузской. - Педагогика,1989.

10. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: изд-во Инта психотерапии, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Социально гуманитарная направленность «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА Социально гуманитарная направленность «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ» Для детей старшего дошкольного возраста....

Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности "Атлас профессий"

Правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание,так как труд всегда был основой жизни.А.С. МакаренкоАктуальность программы продиктована потребностями детей и их родителей. Среди восп...

Дополнительная общеобразовательная программа: социально-гуманитарной направленности «АБВГДЕЙКа» (стартовый уровень) Возраст обучающихся – 5-6 лет

Дополнительная общеобразовательная программа: социально-гуманитарной направленности«АБВГДЕЙКа»(стартовый уровень)Возраст обучающихся – 5-6 летСрок реализации: 1 год...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Я и моя профессия»

Программа «Я и моя профессия» адресована воспитанникам 6-7 лет. Рекомендуемая наполняемость групп – 10-12 человек.Данная программа нужна для тех детей, которые хотят узнать о многих ...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Веселый Язычок»

Дополнительная общеобразовательная программа  социально-гуманитарной направленности «Веселый Язычок»...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности "Учимся, играя"

Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной  направленности "Учимся, играя"...