ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «СТУПЕНЬКИ МАСТЕРСТВА»
консультация
Программа наставничества разработана с целью становления молодого педагога, его активной позиции, это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями и навыками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
001_personalizirovannaya.docx | 95.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Калинка» комбинированного вида»
город Валуйки Белгородской области
ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
НАСТАВНИЧЕСТВА «СТУПЕНИКИ МАСТЕРСТВА»
НА 2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Наставник: Суслова М.М. Наставляемый педагог: Хохлова Я.В. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Персонализированная программа наставничества «Ступеньки мастерства»
Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №4 «Калинка» комбинированного вида»
г.Валуйки Белгородской области
Приказ № 65 о/д от 31.08.2023г. «Об утверждении персонализированных программ наставничества»
Федеральный уровень
- Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2019 года № 3273-р (ред. от 20.08.2021 года) «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста»
- Письмо Минпросвещения России от 21.12.2021 года № АЗ-1128/08 и Общероссийского Профсоюза образования от 21.12.2021 года №657
- Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях
- Региональный уровень
- Приказ министерства образования Белгородской области от 22.02.2023 г. №566 «Об организации деятельности по внедрению модели наставничества в системе дошкольного образования Белгородской области»
- Муниципальный уровень
- Приказ управления образования Валуйского городского округа от 28.03.2024г. № 159 –од «Об организации деятельности по внедрению модели наставничества»
- Уровень образовательной организации:
- Приказ МДОУ «Детский сад №4 «Калинка» комбинированного вида» г.Валуйки Белгородской области от 01.09.2023г. №67 о/д «Об организации наставничества над педагогами на период 2023-2024 учебного года;
- Положение о системе наставничества педагогических работников в МДОУ «Детский сад №4 «Калинка» комбинированного вида» г.Валуйки Белгородской области приказ №67 о/д от 01.09.2023г;
- Дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в МДОУ «Детский сад №4 «Калинка» комбинированного вида» г.Валуйки Белгородской области приказ №67 о/д от 01.09.2023г.
01.09.2023 – 31.05.2024г.
Суслова М.М., воспитатель
- Повышение профессионального мастерства молодых педагогов в организации и воспитательно-образовательного процесса.
- Развитие профессиональной компетенции в разных областях.
- Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов.
- Системность и непрерывность в организации всех форм взаимодействия педагога наставника и наставляемого молодого педагога.
- Сочетание теоретических и практических форм работы.
- Анализ результатов работы.
- Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно-методической информацией.
Педагог - педагог
- Наставник
- Наставляемый
Мониторинг и оценка эффективности программы наставничества
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В данное время, в условиях совершенствования системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а воспитанники и их родители, администрация образовательного учреждения ожидает от них столь же высокого профессионализма.
Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой деятельности. Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Программа наставничества разработана с целью становления молодого педагога, его активной позиции, это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями и навыками.
Актуальность
Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Накоплению необходимого опыта будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.
Настоящая программа призвана помочь организации деятельности педагога наставника с молодым педагогом на уровне образовательной организации.
В этих условиях необходимы грамотная поддержка и сопровождение молодых специалистов, сотрудниками ДОУ не только администрацией, но и коллегами в первую очередь опытными воспитателями. Поэтому основная задача руководителя и педагогического коллектива помочь в адаптации к непростым условиям труда, и вопрос наставничества сейчас как никогда актуален.
I. ЦЕЛЕВОЙ ОТДЕЛ
1.1. Основные понятия и термины
Основные понятия и термины
В Программе наставничества используются следующие понятия и термины.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается планируемых результатов, преодолевая тем самым вои профессиональные затруднения.
Наставник – педагогический работник, назначаемый ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставническая деятельность в дошкольной образовательной организации.
Куратор – сотрудник ДОО, который отвечает за реализацию персонализированных программ наставничества.
Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Форма наставничества - способ реализации системы наставничества через организацию работы наставнической пары, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Персонализированная программа наставничества – краткосрочная персонализированная программа, включающая описание форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон.
1.2. Цели и задачи программы наставничества
Цель: Оказание помощи молодому специалисту в его профессиональном становлении.
Задачи:
- привить молодому специалисту интерес к педагогической деятельности.
- оказание методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;
- изучение нормативно-правовой документации;
- помощь в ведении документации воспитателя (перспективный и календарный план воспитательно-образовательной работы, план по самообразованию, мониторинг и т.д.);
- применение форм и методов в работе с детьми;
- организация ООД, помощь в постановке целей и задач;
- использование здоровьесберегающих технологий во время ООД и других режимных моментах;
- механизм использования дидактического и наглядного материала;
- углубленное изучение инновационных технологий;
- общие вопросы организации работы с родителями;
- привить стремление к самосовершенствованию педагогического мастерства посредством участия в конкурсах.
1.3. Принципы организации наставничества
Совместная деятельность наставника и молодого педагога принесёт положительные результаты, если она будет построена в соответствии с некоторыми принципами:
- Мотивация. Наставничество должно быть двусторонней добровольной работой. Она эффективна, только когда молодой воспитатель на самом деле хочет овладеть навыками и стать
хорошим специалистом. А наставник искренне желает передать свои знания и навыки новичку. Если один из них действует без внутренней мотивации, по принуждению или по вынужденным обстоятельствам, результата не будет.
- Сотрудничество. Наставничество основано на взаимном уважении и доверии. Наставнику следует создать доброжелательную атмосферу и общаться с молодым специалистом на равных.
- Системность. Развитие и поддержка молодого педагога должны быть непрерывными. Одноразовые действия не дают должного результата. Наставнику необходимо ориентироваться на «зону ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому), выстраивая взаимодействие с молодым педагогом.
1.4. Планируемый результат:
- Устранение выявленных профессиональных дефицитов Наставляемого педагога;
- Высокий уровень включенности наставляемого специалиста в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации;
- Усиление уверенности педагога в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала;
- Повышение уровня образовательной подготовки и комфортности психологического климата в школе;
- Создание благоприятной психолого-педагогической атмосферы для разрешения ситуаций кризиса профессионального роста методических практик молодого специалиста и т.д.).
- Повышение результативности участия в конкурсных мероприятиях.
2. Содержательный раздел
2.1.
Используемые
виды
наставничества
Краткосрочное или целеполагающее наставничество
2.2. Этапы взаимодействия наставника и молодого специалиста
- Прогностический: входное анкетирование, определение целей взаимодействия, выстраивание отношений взаимопонимания и доверия, определение круга обязанностей, полномочий субъектов, выявление недостатков в умениях и навыках молодого специалиста.
- Практический: разработка и реализация программы адаптации, корректировка профессиональных умений молодого специалиста.
- Аналитический: определение уровня профессиональной адаптации молодого специалиста и степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
2.3.Формы и методы работы педагога-наставника с наставляемыми:
- быструю психологическую индивидуальную настройку
- консультирование
- анкетирование
- тестирование
- самообразование
- самообучение в информационном
пространстве интернет
- блокнот затруднений
- развивающее консультирование
- кейс-метод
- тьюторсво
- тренинг
- мастер-класс
- деловая игра «Форсаж-сессия
- неформальный метод корпоративных историй
2.4 Взаимодействие наставника и молодого специалиста
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Условия эффективности организации наставничества
Для качественной организации наставнической деятельности необходимо
соблюдать основные условия:
- Системность и непрерывность в организации всех форм взаимодействия педагога - наставника и наставляемого молодого педагога.
- Сочетание теоретических и практических форм работы.
- Анализ результатов работы.
3.2.Оценка эффективности реализации персонализированной программы наставничества
Результативность и эффективность реализации персонализированной программы наставничества оценивается по следующим направлениям:
- оценка эмоциональной удовлетворённости от обучения в рамках наставничества, или реакция. В роли наставляемого педагог проходит обучение, активно взаимодействует с наставником, осваивает новые функции и способы поведения. В связи с этим удовлетворённость педагога, испытывающего потребность в преодолении профессионального затруднения, является исходным и важным фактором как для оценки результатов обучения наставляемого, так и для оценки деятельности наставника.
- для оценки степени удовлетворенности наставляемого при реализации персонализированной программы наставничества используется анкетирование. Анкетирование направлено на выявление основных характеристик процесса и результата наставничества:
- сроки и условия обучения;
- способы организации наставничества, информированность о содержании работы;
- квалификация наставника, готовность применять полученные профессиональные знания на практике и ориентироваться в предлагаемых условиях.
3.4. Механизм управления программой наставничества
Механизм управления программой наставничества понимается как целенаправленный, длительный, поэтапный, непрерывный процесс формирования и совершенствования профессионализма молодого специалиста. В широком смысле слова наставничество присуще всем существовавшим и существующим в мире системам образования. Выделены
четыре ключевых характеристики наставничества:
-практика сопровождения, предполагающая длительное взаимодействие с человеком, в отличие от эпизодических консультаций, мастер-классов, демонстрирующих собственное мастерство и опыт специалиста;
- практика передачи опыта через освоение в действии – осваивающий новый способ, технологию, профессию, сам действует, пробует, проектирует, исследует, а наставник помогает ему в осуществлении этого реального практического действия;
- практика, предполагающая не только демонстрацию и обучение освоению действия, но и анализ самого процесса, обсуждение рисков и ограничений в реализации того или иного действия, анализ различных способов его осуществления;
- практика, предполагающая неформальные, близкие, доверительные и
уважительные отношения друг к другу с возможностью выбора самого
наставника.
В самом общем виде наставничество в любой сфере, в том числе и в образовании, организуется по принципу «более опытный обучает менее опытного (нового) члена трудового коллектива тому, что умеет сам». В этом смысле, наставничество представляет собой разновидность индивидуального обучения, осуществляемого непосредственно на рабочем месте, внутри профессионального сообщества. Механизм управления программой наставничества является не разовым, а длительным, системным и интегративным процессом, и в связи с этим требует значительных временных и ресурсных затрат.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Мероприятия по реализации Программы «Наставничество в МДОУ «Детский сад № 4 «Калинка» комбинированного вида» на 2023-2024 гг.
№ п/п | Направление деятельности | Содержание деятельности | Формы работы | Периодичность |
1 | Определение целей взаимодействий, выстраивание отношений взаимопонимания и доверия, определение круга обязанностей, полномочий субъектов, выявление недостатков в умениях и навыках молодого специалиста. | Мониторинг | Собеседование, анкетирование, тестирование, блокнот затруднений, быструю психологическую индивидуальную настройку | сентябрь |
2 | Оказание помощи в осуществлении качественного планирования (учет ключевых тем, рациональное распределение времени на изучение тем, отбор содержания) | Консультативная помощь в разработке и составлении календарно - тематического планирования | Развивающее консультирование, практикум | сентябрь |
3 | Консультативная помощь в разработке и составлении плана – проекта образовательной деятельности | Кейс-метод, совместная работа | Ежемесячно | |
4 | Совместная разработка образцов конспектов занятий, режимных моментов | совместная работа, наблюдение, анализ, треенинг | Сентябрь и по мере необходимости | |
5 | Консультативная помощь в определении темы с составления плана самообразования | Кейс –метод, совместная работа, тренинг | Октябрь и по мере необходимости | |
6 | Оказание помощи по организации качественной работы с документацией | Консультация и контроль выполнения требований по работе с журналами регламентирующих деятельность группы | Совместная работа, практикум | Сентябрь и по мере необходимости |
7 | Организация деятельности по повышению качества педагогической деятельности | Посещение и анализ занятий, молодого специалиста наставником | Метод «тьюторства», наблюдение, анализ, тренинг | 1 раз в месяц |
8 | Посещение и анализ деятельности в режимных моментах, молодого специалиста наставником | Метод «тьюторства», наблюдение, анализ, тренинг | 1 раз в месяц | |
9 | Организация посещения молодым специалистом занятий опытных воспитателей | Метод «тьюторства», наблюдение, анализ, тренинг | 1 раз в месяц | |
10 | Организация посещения молодым специалистом деятельность в режимных моментах воспитателей | Метод «тьюторства» | 1 раз в месяц | |
11 | Консультация по разработке дидактического и наглядно-демонстративного материала; по систематизации дидактики и созданию картотеки по образовательным областям | Кейс –метод, тренинг | 1 раз в месяц и по мере необходимости | |
12 | Консультация «Работа с родителями. Как подготовить и провести родительское собрание» | Развивающее консультирование, Тренинг, практикум | 1 раз в квартал и по мере необходимости | |
13 | Учет индивидуальных особенностей воспитанников | практикумы, тренинги, просмотры открытых занятий, мастер-класс | По мере необходимости, исходя из анализа посещенных занятий и режимных моментов | |
14 | Консультативная помощь при подготовке мастер-класса | Развивающее консультирование, практикумы, тренинги | Декабрь и по мере необходимости | |
15 | Консультативная помощь при подготовке доклада | Развивающее консультирование, | Февраль | |
16 | Диагностика развития воспитанников | Консультационная помощь в заполнении диагностических карт воспитанников | Кейс –метод, тренинг | В соответствии с планом диагностических мероприятий |
17 | Диагностика затруднений | «Форсаж-сессия «Психологическая компетентность педагога ДОУ» | Деловая игра | 1 раз в год |
18 | Индивидуальные консультации по педагогическим затруднениям | Развивающее консультирование | По необходимости | |
19 | Отчет об итогах выполнения индивидуального плана работы | Апрель-май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа наставничества "Ступеньки к мастерству"
Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспит...
Диагностические материалы к Программе наставничества "Ступеньки мастерства"
Представленный диагностический материал позволит совершенствовать систему наставничества: лучше изучить молодого педагога, спрогнозировать его трудности, выбрать оптимальные методы и приёмы сотрудниче...
Персонализированная программа наставничества
Программа наставничества нацелена на работу с педагогом, не имеющимпрофильного – дошкольного образования и имеющим небольшой стаж работы вдошкольном образовании....
Персонализированная программа наставничества «Повышение ИКТ-компетентности педагогов МДОАУ детский сад с.Усть-Ивановка»
Персонализированная программа наставничества«Повышение ИКТ-компетентности педагогов МДОАУ детский сад с.Усть-Ивановка»...
Аналитический отчет по программе наставничества «Ступеньки к мастерству» 2022 – 2023 учебный год
В ходе реализации наставничества применялись такие формы работы, как:Беседы;Индивидуальные и групповые консультации;Анализ собственной деятельности;Педсоветы и семинары;Открытые занятия, взаимные посе...
Персонализированная программа наставничества
Реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в МБДОУ, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических ...
Проект: ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «Ступеньки к мастерству» по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации
Статистические данные свидетельствуют о том, что большое количество начинающих специалистов, окончивших колледжи и получивших специальность «воспитатель ДОУ», не стремятся посвятить свою т...