ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «СТУПЕНЬКИ МАСТЕРСТВА»
консультация

Марина Михайловна Суслова

Программа наставничества разработана с целью становления молодого педагога, его активной позиции, это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями и навыками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 001_personalizirovannaya.docx95.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Калинка» комбинированного вида»

город Валуйки Белгородской области

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

НАСТАВНИЧЕСТВА «СТУПЕНИКИ МАСТЕРСТВА»

НА 2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

D:\МАРИНА\007 КОНКУРСЫ\2024\001 НАСТАВНИК\ФОТО\004.jpg

Наставник: Суслова М.М.

Наставляемый педагог: Хохлова Я.В.

                                               

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Персонализированная программа наставничества «Ступеньки мастерства»

Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №4 «Калинка» комбинированного вида»

г.Валуйки Белгородской области

Приказ № 65 о/д от 31.08.2023г. «Об утверждении персонализированных программ наставничества»

Федеральный уровень

  • Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2019 года № 3273-р (ред. от 20.08.2021 года) «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста»
  • Письмо Минпросвещения России от 21.12.2021 года № АЗ-1128/08 и Общероссийского Профсоюза образования от 21.12.2021 года №657
  • Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях
  • Региональный уровень
  • Приказ министерства образования Белгородской области от 22.02.2023 г. №566 «Об организации деятельности по внедрению модели наставничества в системе дошкольного образования Белгородской области»
  • Муниципальный уровень
  • Приказ управления образования Валуйского городского округа  от 28.03.2024г. № 159 –од «Об организации деятельности по внедрению модели наставничества»
  • Уровень образовательной организации:
  • Приказ  МДОУ «Детский сад №4 «Калинка» комбинированного вида» г.Валуйки Белгородской области от 01.09.2023г. №67 о/д «Об организации наставничества над педагогами на период 2023-2024 учебного года;
  • Положение о системе наставничества педагогических работников в МДОУ «Детский сад №4 «Калинка» комбинированного вида» г.Валуйки Белгородской области приказ №67 о/д от 01.09.2023г;
  • Дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в МДОУ «Детский сад №4 «Калинка» комбинированного вида» г.Валуйки Белгородской области приказ №67 о/д от 01.09.2023г.

01.09.2023 – 31.05.2024г.

Суслова М.М., воспитатель

  1. Повышение профессионального мастерства молодых педагогов в организации и воспитательно-образовательного процесса.
  2. Развитие профессиональной компетенции в разных областях.

  1. Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов.
  2. Системность и непрерывность в организации всех форм взаимодействия педагога наставника и наставляемого молодого педагога.
  3. Сочетание теоретических и практических форм работы.
  4. Анализ результатов работы.
  5. Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно-методической информацией.

   

                      Педагог - педагог

  • Наставник

  • Наставляемый

Мониторинг и оценка эффективности программы наставничества

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В данное время, в условиях совершенствования системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а воспитанники и их родители, администрация образовательного учреждения ожидает от них столь же высокого профессионализма.

Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой деятельности. Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Программа наставничества разработана с целью становления молодого педагога, его активной позиции, это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями и навыками.

Актуальность

Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Накоплению необходимого опыта будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.

Настоящая программа призвана помочь организации деятельности педагога наставника с молодым педагогом на уровне образовательной организации.

В этих условиях необходимы грамотная поддержка и сопровождение молодых специалистов, сотрудниками ДОУ не только администрацией, но и коллегами в первую очередь опытными воспитателями. Поэтому основная задача руководителя и педагогического коллектива помочь в адаптации к непростым условиям труда, и вопрос наставничества сейчас как никогда актуален.

I. ЦЕЛЕВОЙ ОТДЕЛ

1.1. Основные понятия и термины

   Основные понятия и термины

   В Программе наставничества используются следующие понятия и термины.    

Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается планируемых результатов, преодолевая тем самым вои профессиональные затруднения.

Наставник – педагогический работник, назначаемый ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставническая деятельность в дошкольной образовательной организации.

Куратор – сотрудник ДОО, который отвечает за реализацию персонализированных  программ наставничества.

Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.

Форма наставничества - способ реализации системы наставничества через организацию работы наставнической пары, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

Персонализированная программа наставничества – краткосрочная персонализированная программа, включающая описание форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон.

1.2. Цели и задачи программы наставничества

Цель: Оказание помощи молодому специалисту в его профессиональном становлении.

Задачи:

  • привить молодому специалисту интерес к педагогической деятельности.
  • оказание методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;
  • изучение нормативно-правовой документации;
  • помощь в ведении документации воспитателя (перспективный и календарный план воспитательно-образовательной работы, план по самообразованию, мониторинг и т.д.);
  • применение форм и методов в работе с детьми;
  • организация ООД, помощь в постановке целей и задач;
  • использование здоровьесберегающих технологий во время ООД и других режимных моментах;
  • механизм использования дидактического и наглядного материала;
  • углубленное изучение инновационных технологий;
  • общие вопросы организации работы с родителями;
  • привить стремление к самосовершенствованию педагогического мастерства посредством участия в конкурсах.

1.3. Принципы организации наставничества

Совместная деятельность наставника и молодого педагога принесёт положительные результаты, если она будет построена в соответствии с некоторыми принципами:

- Мотивация. Наставничество должно быть двусторонней добровольной работой. Она эффективна, только когда молодой воспитатель на самом деле хочет овладеть навыками и стать

хорошим специалистом. А наставник искренне желает передать свои знания и навыки  новичку. Если один из них действует без внутренней мотивации, по принуждению или по вынужденным обстоятельствам, результата не будет.

- Сотрудничество. Наставничество основано на взаимном уважении и доверии. Наставнику следует создать доброжелательную атмосферу и общаться с молодым специалистом на равных.

- Системность. Развитие и поддержка молодого педагога должны быть непрерывными. Одноразовые  действия не дают должного результата. Наставнику необходимо ориентироваться на «зону  ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому), выстраивая взаимодействие с молодым  педагогом.

1.4. Планируемый результат:

  • Устранение выявленных профессиональных дефицитов Наставляемого педагога;
  • Высокий уровень включенности наставляемого специалиста в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации;
  • Усиление уверенности педагога в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала;
  • Повышение уровня образовательной подготовки и комфортности психологического климата в школе;
  • Создание благоприятной психолого-педагогической атмосферы для разрешения ситуаций кризиса профессионального роста методических практик молодого специалиста и т.д.).
  • Повышение результативности участия в конкурсных мероприятиях.

2. Содержательный раздел

2.1.

Используемые

виды

наставничества

Краткосрочное или целеполагающее наставничество

 

2.2. Этапы взаимодействия наставника и молодого специалиста

  1. Прогностический: входное анкетирование, определение целей взаимодействия, выстраивание отношений взаимопонимания и доверия, определение круга обязанностей, полномочий субъектов, выявление недостатков в умениях и навыках молодого специалиста.

  1. Практический: разработка и реализация программы адаптации, корректировка профессиональных умений молодого специалиста.

  1. Аналитический: определение уровня профессиональной адаптации молодого специалиста и степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

2.3.Формы и методы работы педагога-наставника с наставляемыми:

 

  • быструю психологическую индивидуальную настройку
  • консультирование
  • анкетирование
  • тестирование
  • самообразование
  • самообучение в информационном

пространстве интернет

  • блокнот затруднений
  • развивающее консультирование
  • кейс-метод
  • тьюторсво
  • тренинг
  • мастер-класс
  • деловая игра «Форсаж-сессия
  • неформальный метод корпоративных историй

2.4 Взаимодействие наставника и молодого специалиста

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Условия эффективности организации наставничества

Для качественной организации наставнической деятельности необходимо

соблюдать основные условия:

- Системность и непрерывность в организации всех форм взаимодействия педагога - наставника и наставляемого молодого педагога.

- Сочетание теоретических и практических форм работы.

- Анализ результатов работы.

3.2.Оценка эффективности реализации персонализированной программы наставничества

Результативность и эффективность реализации персонализированной программы наставничества оценивается по следующим направлениям:

- оценка эмоциональной удовлетворённости от обучения в рамках наставничества, или реакция. В роли наставляемого педагог проходит обучение, активно взаимодействует с наставником, осваивает новые функции и способы поведения. В связи с этим удовлетворённость педагога, испытывающего потребность в преодолении профессионального затруднения, является исходным и важным фактором как для оценки результатов обучения наставляемого, так и для оценки деятельности наставника.

- для оценки степени удовлетворенности наставляемого при реализации персонализированной программы наставничества используется анкетирование. Анкетирование направлено на выявление основных характеристик процесса и результата наставничества:

- сроки и условия обучения;

- способы организации наставничества, информированность о содержании работы;

- квалификация наставника, готовность применять полученные профессиональные знания на практике и ориентироваться в предлагаемых условиях.

3.4. Механизм управления программой наставничества

  Механизм управления программой наставничества понимается как целенаправленный, длительный, поэтапный, непрерывный процесс формирования и совершенствования профессионализма молодого специалиста. В широком смысле слова наставничество присуще всем существовавшим и существующим в мире системам образования. Выделены

четыре ключевых характеристики наставничества:

-практика сопровождения, предполагающая длительное взаимодействие с человеком, в отличие от эпизодических консультаций, мастер-классов, демонстрирующих собственное мастерство и опыт специалиста;

- практика передачи опыта через освоение в действии – осваивающий новый способ, технологию, профессию, сам действует, пробует, проектирует, исследует, а наставник помогает ему в осуществлении этого реального практического действия;

- практика, предполагающая не только демонстрацию и обучение освоению действия, но и анализ самого процесса, обсуждение рисков и ограничений в реализации того или иного действия, анализ различных способов его осуществления;

- практика, предполагающая неформальные, близкие, доверительные и

уважительные отношения друг к другу с возможностью выбора самого

наставника.

       В самом общем виде наставничество в любой сфере, в том числе и в образовании, организуется по принципу «более опытный обучает менее опытного (нового) члена трудового коллектива тому, что умеет сам». В этом смысле, наставничество представляет собой разновидность индивидуального обучения, осуществляемого непосредственно на рабочем месте, внутри профессионального сообщества. Механизм управления программой наставничества является не разовым, а длительным, системным и интегративным процессом, и в связи с этим требует значительных временных и ресурсных затрат.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Мероприятия по реализации Программы «Наставничество в МДОУ «Детский сад № 4 «Калинка» комбинированного вида» на 2023-2024 гг.

№ п/п

Направление деятельности

Содержание деятельности

Формы

 работы

Периодичность

1

Определение целей взаимодействий, выстраивание отношений взаимопонимания и доверия, определение круга обязанностей, полномочий субъектов, выявление недостатков в умениях и навыках молодого специалиста.

Мониторинг

Собеседование, анкетирование, тестирование, блокнот затруднений,

быструю психологическую индивидуальную настройку

сентябрь

2

Оказание помощи в осуществлении качественного планирования (учет ключевых тем, рациональное распределение времени на изучение тем, отбор содержания)

Консультативная помощь в разработке и составлении календарно - тематического планирования

Развивающее консультирование, практикум

сентябрь

3

Консультативная помощь в разработке и составлении плана – проекта образовательной деятельности

Кейс-метод,

совместная работа

Ежемесячно

4

Совместная разработка образцов конспектов занятий, режимных моментов

совместная работа,

наблюдение,

анализ,

треенинг

Сентябрь  и по мере необходимости

5

Консультативная помощь в определении темы с составления плана самообразования

Кейс –метод,

совместная работа,

тренинг

Октябрь и по мере необходимости

6

Оказание помощи по организации качественной работы с документацией

Консультация и контроль выполнения требований по работе с журналами регламентирующих деятельность группы

Совместная работа, практикум

Сентябрь и по мере необходимости

7

Организация деятельности

по повышению качества педагогической деятельности

Посещение и анализ занятий,  молодого специалиста наставником

Метод «тьюторства»,

наблюдение,

анализ,

тренинг

1 раз в месяц

8

Посещение и анализ деятельности в режимных моментах,  молодого специалиста наставником

Метод «тьюторства»,

наблюдение,

анализ,

тренинг

1 раз в месяц

9

Организация посещения молодым специалистом занятий опытных воспитателей

Метод «тьюторства»,

наблюдение,

анализ,

тренинг

1 раз в месяц

10

Организация посещения молодым специалистом деятельность в режимных моментах воспитателей

Метод «тьюторства»

1 раз в месяц

11

Консультация по разработке дидактического и наглядно-демонстративного материала;

по систематизации дидактики и созданию картотеки по образовательным областям

Кейс –метод,

тренинг

1 раз в месяц и по мере необходимости

12

Консультация «Работа с родителями. Как подготовить и провести родительское собрание»

Развивающее консультирование,

Тренинг, практикум

1 раз в квартал и по мере необходимости

13

Учет индивидуальных особенностей воспитанников

практикумы, тренинги, просмотры открытых занятий, мастер-класс

По мере необходимости, исходя из анализа посещенных занятий и режимных моментов

14

Консультативная помощь при подготовке мастер-класса

Развивающее консультирование,

практикумы, тренинги

Декабрь и по мере необходимости

15

Консультативная помощь при подготовке доклада

Развивающее консультирование,

Февраль

16

Диагностика развития воспитанников

Консультационная помощь в заполнении диагностических карт воспитанников

Кейс –метод,

тренинг

В соответствии с планом диагностических мероприятий

17

Диагностика затруднений

«Форсаж-сессия «Психологическая компетентность педагога ДОУ»

Деловая игра

1 раз в год

18

Индивидуальные консультации по педагогическим затруднениям

Развивающее консультирование

По необходимости

19

Отчет об итогах выполнения индивидуального плана работы

Апрель-май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа наставничества "Ступеньки к мастерству"

Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспит...

Диагностические материалы к Программе наставничества "Ступеньки мастерства"

Представленный диагностический материал позволит совершенствовать систему наставничества: лучше изучить молодого педагога, спрогнозировать его трудности, выбрать оптимальные методы и приёмы сотрудниче...

Персонализированная программа наставничества

Программа наставничества нацелена на работу с педагогом, не имеющимпрофильного – дошкольного образования и имеющим небольшой стаж работы вдошкольном образовании....

Персонализированная программа наставничества «Повышение ИКТ-компетентности педагогов МДОАУ детский сад с.Усть-Ивановка»

Персонализированная программа наставничества«Повышение ИКТ-компетентности педагогов МДОАУ детский сад с.Усть-Ивановка»...

Аналитический отчет по программе наставничества «Ступеньки к мастерству» 2022 – 2023 учебный год

В ходе реализации наставничества применялись такие формы работы, как:Беседы;Индивидуальные и групповые консультации;Анализ собственной деятельности;Педсоветы и семинары;Открытые занятия, взаимные посе...

Персонализированная программа наставничества

Реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в МБДОУ, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических ...

Проект: ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «Ступеньки к мастерству» по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации

Статистические данные свидетельствуют о том, что большое количество начинающих специалистов, окончивших колледжи и получивших специальность «воспитатель ДОУ», не стремятся посвятить свою т...