Программа наставничества "Ступеньки к мастерству"
рабочая программа
Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Каждый руководитель ДОУ, старший воспитатель (методист) осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами.
Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.
Программа нацелена на работу с молодыми специалистами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nastavnichestvo.docx | 864.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание Программы
№ п/п | Разделы Программы | Страница |
1. | Информационная карта | 3 |
2. | Пояснительная записка | 5 |
3. | Анализ исходного состояния кадрового потенциала | 7 |
4. | Цели, задачи, ожидаемые результаты программы | 16 |
5. | Кадровая система реализации программы | 16 |
6. | Форма наставничества | 18 |
7. | Этапы и сроки реализации программы | 19 |
8. | Мониторинг реализации программы | 20 |
9. | Механизм реализации программы | 20 |
10 | Список используемых источников | 22 |
11. | Приложение | 23 |
- ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Полное название программы | программа повышения профессиональной компетентности педагогических работников МАДОУ ДС № 68 «Ромашка» на 2020– 2025 годы | |
Основание для разработки программы |
| |
Авторы разработчики программы | Хоменко О.В., зам. зав. по ВМР Жуйкова Н.А., старший воспитатель | |
Вид программы | Профильная программа | |
Форма реализации программы | Групповая, индивидуальная | |
Целевые группы | Методист, старший воспитатель, воспитатели, профильные специалисты (музыкальные руководители, инструкторы по ФИЗО, учитель – логопед, педагог-психолог) | |
Сроки реализации программы | 5 лет | |
Цель программы | Максимально полное раскрытие потенциала личности педагогов разного уровня образования, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях, обеспечивающих достижения качества образования. | |
Краткое содержание программы | Программа состоит из пояснительной записки (общие положения, анализ исходного состояния, цель и задачи). Обозначены сроки и условия реализации программы. Представлены основные программные мероприятия, направленные на повышение профессиональной компетентности педагогических и управленческих кадров, намечены предполагаемые результаты реализации программы. | |
Ожидаемые результаты | Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых (новых) педагогов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в детском саду. Педагоги -наставляемые получат необходимые профессиональные компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри педагогического коллектива, закрепления его в образовательной организации. |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Меняется мир непрерывно, неспешно, Меняется все – от концепций до слов. И тот лишь сумеет остаться успешным, кто сам вместе с миром меняться готов.
Петр Калита, академик российской академии проблем качества
Образование – это общественное благо, поэтому главными задачами образовательного учреждения по-прежнему остаются обеспечение доступности и качества бесплатного дошкольного образования. В Законе РФ «Об образовании» (с изменениями от 29.12.2012 N 273-ФЗ) в статье 10 п.4 дошкольное образование включено в общую систему образования и является первой ступенью общего образования в Российской Федерации. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. В условиях обновления содержания образования, введения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, введения профессионального стандарта педагога, значительно возрос спрос на высококвалифицированного, конкурентоспособного, творчески работающего педагога. Повысились требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной позиции. В целях реализации Указа Президента России от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программ среднего образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». Регионального проекта «Учитель будущего» (шифр проекта 059 – ПОО от 13.11.2018) педагог должен отвечать всем требованиям и запросам не только родителей, но и обществу в целом, любить и уважать детей, применять на практике инновационные образовательные технологии, владеть различными формами, методами общения с детьми.
В эпоху быстрой смены технологий необходимо быстрое реагирование на меняющийся социальный заказ. Очевидно, что уровень квалификации педагогических кадров при этом является важнейшим ресурсом в обеспечении высокого уровня качества образования. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности МАДОУ является развитие кадрового потенциала.
Назрела необходимость в системном и непрерывном повышении профессионального уровня педагогических кадров. Профессиональная компетентность педагога - один из факторов, оказывающих существенное влияние на сохранение и развитие потенциала образовательного пространства, на адаптацию образовательного учреждения к динамически изменяющимся условиям, на инновационную деятельность, обеспечение нормального функционирования процесса образования. От неё принципиально зависит, насколько и как именно будут раскрыты возможности и потенциальные способности воспитанников, насколько оптимально сформировано содержание образования и как организован дидактический процесс, выбор эффективных форм и методов обучения, перспективы взаимодействия педагога с детьми. Именно от педагога, от уровня его профессионализма, его целенаправленной повседневной деятельности во многом сегодня зависит результат образования.
Становление молодого специалиста, его активной позиции – это
формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как
работника, владеющего специальными умениями в данной области
деятельности. Молодым педагогам (наставляемым), прежде всего, нужны опытные наставники. Грамотные и терпеливые.
Крайне необходима молодому специалисту
помощь со стороны администрации, педагогов учреждения, методической
службы при подготовке к учебному занятию, при организации мероприятий,
при работе с документацией. Немаловажна и социализация педагога, его
участие в работе различных педагогических сообществ. Через
педагогическое общение происходит процесс профессионального
становления молодого педагога.
Целенаправленная система мотивации молодого педагога, вовлечение в
активную деятельность учреждения является мощным стимулом
профессионального роста.
Серьезные изменения в оценке профессиональной деятельности педагога нашли отражение в профессиональном стандарте педагога, в новом Порядке проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Одним из требований, которые предъявляются педагогам при прохождении процедур аттестации, является «личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объединений педагогических работников организации».
Так как любые преобразования, происходящие в современном образовании, находятся в прямой зависимости от уровня профессионально-педагогической компетентности, их личностных качеств, а также от уровня развития мотивационно - ценностной ориентации на профессию «педагог», то встает вопрос о необходимости развития профессиональной компетентности педагога, его мастерства, развития профессионально-ценностных ориентаций и качеств, творческого стиля мышления, освоение современных педагогических технологий, саморазвитии и полноценной самореализации в избранной профессии.
Одним из условий повышения профессиональной компетентности педагогических кадров, а, следовательно, и повышения качества образования в учреждении, является обновление и совершенствование методической работы, организация непрерывного педагогического образования, системообразующим фактором которого, должно стать личностно ориентированное самообразование педагога.
Данная Программа объединяет основные цели, задачи и мероприятия в области повышения профессионального уровня работников учреждения.
Реализация настоящей программы позволит повысить уровень профессиональной деятельности педагогических работников МАДОУ, обеспечит повышение качества образования, направленное на достижение высоких результатов воспитанников, а также способствует осуществлению качественных преобразований в системе повышения уровня кадрового потенциала учреждения
- АНАЛИЗ ИСХОДНОГО СОСТОЯНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МАДОУ ДС №68 «Ромашка»
Какой бы ни была оснащённой и современной материально- техническая база дошкольного учреждения - это всего лишь одно из условий качественного образования. Ключевым фактором качественного образовательного процесса является высокий уровень профессиональной компетентности педагогического коллектива.
Образовательное учреждение имеет два корпуса. Общее количество педагогических работников учреждения в 2-ух корпусах составляет 68 человек.
Из них:
- методист – 1 человек;
- старший воспитатель – 1 человек;
- воспитатели – 56 человек;
- профильные специалисты – 10 человек, представлены:
- музыкальными руководителями - 4,
- инструктором по ФИЗО – 2;
- инструктором по плаванию – 2;
- учителем – логопедом – 1;
- педагогом – психологом – 1.
Административно-управленческий персонал представлен 10 работниками:
- заведующий;
- заместитель заведующего по воспитательно-методической работе – 1 человек; - руководители структурных подразделений – 3 человека.
Образовательный уровень педагогов ДОУ
Образовательный ценз работников педагогического персонала характеризуется как высокий.
Всего пед. работников | Педагогов по образованию | ||||
высшее | Обучаются в ВУЗе. | Среднее специальное | среднее | высшее, канд. наук, доктора | |
68 | 43 – 61% | 3 -4% | 27 – 39% | - | - |
Сравнительные данные по годам по уровню образования педагогов
Сравнительные данные демонстрируют положительную динамику увеличения педагогов с высшим образованием.3 педагога (4%) заочно обучаются в высшем учебном заведении по профилю профессиональной деятельности.
Квалификационный уровень педагогов.
Всего педагогов | 68 | % |
Высшая категория | 16 | 23% |
1 категория | 27 | 39% |
Соответствие занимаемой должности | 16 | 23% |
Без категории | 11 | 15% |
Сравнительные данные по годам о квалификационном уровне педагогов.
Сравнительные данные показывают увеличение педагогов, имеющих квалификационную категорию – 43 педагога (62%), что выше прошлого года на 13% (56%). Ааттестованы на соответствие занимаемой должности – 16 человек (23%), не имеют квалификационной категории – 11 человек (15%).
Распределение педагогических кадров по стажу работы
стаж работы | количество | % |
До 5 лет | 18 | 26% |
От 5 до 10 лет | 15 | 21% |
От 10 до 15 лет | 10 | 14% |
от 15 до 20 лет | 8 | 12% |
Свыше 20 лет | 19 | 27% |
В образовательном учреждении работают 27 % педагогов со стажем работы более 20 лет, 12 % – со стажем от 15 до 20 лет, 14 % – со стажем работы от 10до 15 лет, 21 % – со стажем работы от 5до 10лет. 18 педагогов ДОУ (26%) являются молодыми работниками, со стажем до 5 лет.
Распределение педагогических кадров по возрасту
возраст | количество | % |
до 35 лет | 19 | 27% |
от 35 до 50 лет | 35 | 50% |
от 50 до 60 лет | 16 | 23% |
Средний возраст работников педагогического персонала составляет от 35 до 50 лет. Доля педагогов пенсионного возраста – 23%, педагогов в возрасте до 35 лет в учреждении 27%.
Профессионализм работников учреждения подтверждается наличием у них почетных званий, ведомственных наград, которые имеют 19% от общего количества педагогических и административных работников учреждения:
- «Отличник народного просвещения» - 1 педагог;
- «Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации» - 5 педагогов.
- Нагрудный знак «Почетный работник общего образования» - 6 педагогов.
Таким образом, кадровый состав учреждения характеризуется высоким уровнем образования и квалификации, что позволяет обеспечить высокое качество дошкольного образования. Однако достаточно большой процент педагогов учреждения (38%) не имеют квалификационной категории, что ставит задачу повышения их профессиональной компетентности.
Значительный процент (27%) педагогов учреждения являются молодыми людьми в возрасте до 35 лет, что определяет актуальную задачу создания условий для их закрепления в учреждении. Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс накопления и модернизации профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование. Известно, что развитие педагогического мастерства происходит главным образом на рабочем месте, в условиях естественной профессиональной среды.
Методическая деятельность включает целостную систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на всестороннее развитие творческого потенциала каждого педагога и педагогического коллектива в целом. В МАДОУ создана и эффективно работает система внутрикорпоративного повышения профессиональной компетентности педагогов (таблица 1).
Внутрифирменное повышение профессиональной компетентности сотрудников учреждения
Форма методической работы | Результативность |
Семинары – практикумы, методические учебы, мастер - классы | В 2019 - 2020 учебном году в детском саду было проведено 69 методических мероприятия. В ходе семинаров, методических учеб рассматривались актуальные для педагогов темы по вопросам направленные на повышение эффективности и качества образовательного процесса. Реализацию в образовательной деятельности системно-деятельностного подхода, внедрения инновационных технологий; программирования образовательной деятельности; выбора форм и методов педагогической деятельности, ведения педагогической документации; организации проектной и исследовательской деятельности с воспитанниками. Охват данными формами методической деятельности составил 100% педагогов учреждения. |
Работа творческих групп по направлениям | В 2017 – 2019 учебном году работа творческих групп ДОУ проводилась по образовательным областям, результаты данной работы являются не эффективными и не способствуют повышению профессиональной деятельности в вопросах обобщения и диссеминации педагогического опыта. В 2019 – 2020 учебном году работа творческих групп ведется по направлениям:
Системная и плодотворная работа участников творческих групп способствует повышению эффективности профессиональной деятельности, стимулирует педагогов к самосовершенствованию и профессиональному росту. |
Деятельность школы молодого педагога. | В ДОУ работают 19 молодых педагогов в возрасте до 35 лет. В рамках деятельности «Школы молодого педагога» системно проводятся мероприятия, направленные на повышение теоретической и психолого – педагогической подготовки молодых специалистов, реализацию их творческого потенциала, изучение перспективных направлений образовательной деятельности, внедрение в педагогическую практику передового опыта, овладение комплексными подходами воспитательной работы. |
Наставничество | В рамках работы «Школы молодого педагога» было организовано наставничество. Наставники оказывали методическую помощь и поддержку молодым педагогам в овладении профессиональными умениями: разработке рабочих программ, заполнению документации (календарные планы, журнал по ОБЖ, ПБ и ПДД), посещали занятия молодых специалистов, помогали в составлении конспектов НОД. Результаты проведенных открытых итоговых занятий на достаточном уровне свидетельствуют об эффективности данной формы работы с молодежью. |
Конкурсы профессионального мастерства | Педагоги ДОУ ежегодно участвуют в городских конкурсах «Педагогический дебют», «Педагог года города Нижневартовска», «Источник идей», «Педагогические инициативы» и являются их победителями и призерами. |
Данные формы обеспечивают системность и целостность деятельности в условиях образовательного учреждения, содействуют росту профессионального и творческого потенциала педагогов в межаттестационный период.
Повышение профессиональной компетентности
в городской системе методической работы
В условиях модернизации образования, повышение квалификации руководящих и педагогических кадров в городской системе повышения квалификации решает важнейшие задачи обеспечения доступности, эффективности и непрерывности образования, стимулирования образовательной активности личности.
Повышение профессиональной компетентности в городской системе методической работы.
Форма методической работы | Результативность |
Курсы повышения квалификации | Курсовую подготовку работники ДОУ осуществляют в соответствии с планом КПК АУ ДПО ХМАО - Югры «Институт развития образования». Преимущественно на базе ЦРО города Нижневартовска проводятся долгосрочные и краткосрочные курсы, проблемно – ориентированные семинары – практикумы, консультации по вопросам организации и ведения профессиональной деятельности. В 2019 – 2020 году курсовую подготовку прошли 30 педагогов (83%). На начало учебного года 100% педагогов имеют курсовую подготовку. Осуществляя повышение квалификации на курсах, педагоги не только приобретают профессиональные знания, перенимают опыт других учреждений дополнительного образования, но и делятся с коллегами своим опытом. |
Работа в составе жюри, экспертов | Показателем высокого уровня квалификации педагогов учреждения является факт их привлечения к работе в качестве экспертов и членов жюри различных интернет – конкурсов. В 2019 – 2020 учебном году 14 педагогов (40%) приняли участи в качестве жюри в интернет – конкурсах. |
Работа в форсайт –центрах и городских методических объединениях | Педагоги учреждения принимают активное участие в работе городских форсайт - центрах по предметным областям. В рамках участия проводятся рабочие заседания, на которых педагоги имеют возможность представить свой педагогический опыт и опыт работы учреждения по данному направлению деятельности трансляции практических умений. В 2019 – 2020 учебном году опыт работы представили 20% педагогов |
Городские конкурсы профессионального мастерства | Непрерывному повышению профессионального уровня педагогов, развитию их творческого потенциала способствует результативное участие в городских конкурсах профессионального мастерства: «Педагогический дебют», «Педагог года города Нижневартовска», «Педагогические инициативы», «Источник идей». Слаженная работа специалистов учреждения по подготовке участников дает свои положительные результаты. В 2019 - 2020 году: 3 место в конкурсе «Источник идей», выход в очный этап конкурса «Педагогический дебют», участники конкурса «Педагогические инициативы». |
Участие педагогов в сетевых профессиональных интернет сообществах
Одним из важнейших механизмов модернизации российского образования является его информатизация. Современные информационные и коммуникативные технологии открывают новые возможности вхождения педагога в информационное общество, позволяют получать информацию по вопросам профессиональной деятельности и затруднений, обмениваться передовым опытом с коллегами других территорий, активизировать личностное развитие.
Педагоги ДОУ зарегистрированы в различных сетевых сообществах, активно участвуют в интернет ресурсах, публикуют свои методические разработки и материалы в сети интернет. Свой сайт имеют 30 педагогов (83%)
Количественные показатели
информатизации педагогического коллектива ДОУ
(по состоянию на конец учебного года 2019 - 2020)
Количество электронных ресурсов педагогов | 83% |
Количество участников интернет конкурсов различного уровня | 92% |
Количество публикаций в сети интернет | 64% |
Использование информационных технологий, таких как дистанционное обучение, сетевые профессиональные сообщества исключает, отрыв педагога от образовательной деятельности, позволяет перейти от дискретного характера процесса повышения квалификации к непрерывному.
Самообразование педагогов
Важным направлением деятельности в детском саду является обеспечение условий для самообразования, самосовершенствования и самореализации педагогов. Проектирование индивидуальных программ педагогов – одна из актуальных и эффективных форм работы в данном направлении. (Приложение 1)
В ДОУ была разработана модель методического сопровождения педагогов по проектированию индивидуальной программы педагога, которая включает в себя:
- Стартовую диагностику профессиональной компетентности педагога, разработанную с учетом требований профессионального стандарта педагога дошкольного образования и позволяет адекватно оценить уровень своих профессиональных возможностей.
- Выявление затруднений и разработка траектории для их устранений.
- Выбор темы самообразования и определение направления в работе творческой группы.
- Составление плана мероприятий и определение результатов.
Все педагоги ДОУ активно используют в своей профессиональной деятельности современные образовательные технологии, что способствует развитию проектной и исследовательской деятельности с воспитанниками, требующей от педагога определенной самоподготовки: изучения специфики организации и ведения данных направлений, поиска актуальных тем исследования, разработки гипотезы и т.д.
С целью обмена педагогическим опытом, развития профессиональных умений, педагоги посещают мастер - классы, открытые и итоговые занятия коллег.
ВЫВОДЫ:
В настоящее время в ДОУ создана и успешно функционирует разноуровневая система повышения профессиональной компетентности педагогических работников, обеспечивающая все необходимые условия для непрерывного профессионального образования.
Высокий уровень профессионализма педагогических работников подтверждается результатами участия в конкурсах профессионального мастерства, высокими качественными показателями охвата педагогов курсовой подготовкой, мастер – классами и семинарами, увеличением числа педагогов, применяющих современные образовательные технологии, а также результатами аттестации.
Для отслеживания динамики развития профессиональной компетентности педагогического коллектива учреждения, оценки результативности реализации программы, нами были определены критерии, позволяющие судить о ее эффективности.
Целевые показатели результативности реализации программы.
№ п\п | Целевые показатели результативности реализации Программы | Стартовые условия | Итоговые условия |
2020 | 2025 | ||
1. | Количество педагогов повысивших свою профессиональную категорию | 67% | Не менее 75% |
2. | Количество педагогов с высшим образованием | 61% | 66% |
3. | Количество педагогов повысивших свою профессиональную компетентность | 20% | 80% |
4. | Количество педагогов участвующих в конкурсах профессионального мастерства, в том числе педагоги в возрасте до 35 лет | 30% | 50% |
5. | Количество педагогов, принявших участие в добровольной независимой оценке профессиональной квалификации «Я профессионал» | 0% | Не менее 10% |
6 | Количество педагогов, принявших участие в молодежных проектах, сообществах. | 10% | Не менее 60% |
7 | Количество педагогов применяющих в работе эффективные методики и технологии обучения | 80% | 100% |
8 | Количество педагогов использующих цифровые образовательные технологии | 80% | 100% |
9 | Количество педагогов имеющих свой сайт, блог | 83% | 100% |
10 | Количество педагогов в возрасте до 35 лет вовлеченных в различные формы поддержки и сопровождения, в том числе наставничество | 30% | 70% |
11 | Количество педагогов повысивших квалификацию по приоритетным направлениям развития ДОУ, в том числе цифровых образовательных технологий | 30% | 90% |
- ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Целью внедрения целевой модели наставничества является
максимально полное раскрытие потенциала личности педагогов разного уровня образования, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях, обеспечивающих достижения качества образования.
Задачи внедрения целевой модели наставничества:
Создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
Создание условий эффективного обмена личностным, профессиональным опытом для каждого субъекта профессиональной деятельности;
Формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнёрские отношения;
Ожидаемые результаты.
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых (новых) педагогов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в детском саду. Педагоги -наставляемые получат необходимые профессиональные компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри педагогического коллектива, закрепления его в образовательной организации.
- КАДРОВАЯ СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровая система реализации целевой программы наставничества в образовательной организации предусматривает три главные роли: куратор, наставник, наставляемый.
Важная роль в организации работы по внедрению целевой модели наставничества для педагогических работников до 35 лет отводится куратору в образовательной организации.
Куратор назначается приказом по образовательной организации.
К зоне ответственности куратора относятся следующие задачи:
- сбор и работа с базой наставников и наставляемых;
- организация обучения наставников;
- контроль процедуры внедрения целевой модели наставничества;
-контроль проведения программ наставничества;
- участие в оценке вовлеченности молодых педагогов (наставляемых) в различные формы наставничества;
- решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации модели;
- мониторинг реализации и получение обратной связи от участников программы.
Реализация наставнической программы происходит через работу
куратора с двумя базами:
Формирование базы наставляемых, осуществляется
непосредственно куратором, который осуществляет сбор информации о потребностях начинающих педагогов – будущих
участников программы. Информация о потребностях начинающих
педагогов собирается с помощью анкетирования.
При формировании базы наставников куратор осуществляет сбор информации о педагогах, которых можно включить в состав наставников, отбор таких педагогов осуществляется по критериям
психологической, педагогической и профессиональной подготовленности а также прохождения ими обучения.
Второй главной ролью в целевой модели наставничества является наставник.
Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении профессионального результата, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Наставниками могут быть успешные опытные педагоги, изъявившие готовность принять участие в реализации целевой модели наставничества.
Для реализации задач целевой модели наставничества возможно выделение двух типов наставников:
- наставник – консультант – помогает с организацией образовательного процесса. Контролирует самостоятельную работу молодого специалиста.
- наставник – предметник – опытный педагог того же предметного направления, что и молодой педагог, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку отдельных дисциплин.
Наставником - предметником в ДОУ могут быть педагоги, владеющие компетенциями в какой –либо области, прошедшие обучение. Например: наставник –предметник по шахматам, ИКТ – технологиям, финансовой грамотности и др.
Третьей главной ролью в целевой модели наставничества является наставляемый.
Наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. Наставляемым может стать любой педагогический работник до 35 лет, в том числе со стажем работы до 3 лет. Также это могут быть педагоги находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы, которым необходимо получить представления о традициях, особенностях образовательной организации. А также педагоги, находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости.
- ФОРМА НАСТАВНИЧЕСТВА
Форма наставничества – это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Для успешной реализации целевой модели наставничества в дошкольных образовательных организациях предусматривается использование такой формы наставничества, при взаимодействии наставника и наставляемых, как «учитель -учитель». Взаимодействие при реализации данной формы может быть организовано, как парой, так и группой участников программ наставничества.
Форма наставничества «учитель – учитель»
Предполагает взаимодействие молодого педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом-педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.
Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Основные задачи взаимодействия наставника с наставляемым:
− способствовать формированию потребности заниматься анализом
результатов своей профессиональной деятельности;
− развивать интерес к методике построения и организации результативного образовательного процесса;
− ориентировать начинающего педагога на творческое использование
передового педагогического опыта в своей деятельности;
− ускорить процесс профессионального становления педагога;
− сформировать педагогическое сообщество.
Варианты программ взаимодействия при реализации формы наставничества «учитель - учитель» могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого.
- взаимодействие «опытный педагог – молодой специалист»,
классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных);
- взаимодействие «опытный педагог – педагог, испытывающий проблемы», конкретная психоэмоциональная поддержка педагогу
(«не могу найти общий язык с детьми», «испытываю стресс во время занятий», ); - взаимодействие «педагог-новатор – консервативный педагог», в
рамках которого, возможно, более молодой педагог помогает опытному
представителю «старой школы» овладеть современными программами и
цифровыми навыками и технологиями; - взаимодействие «наставник - предметник – педагог осваивающий новые технологии», в рамках которого педагог владеющий новой технологией, прошедший обучение, оказывает методическую поддержку по конкретному направлению для освоения и внедрения новых технологий в ДОУ (поиск пособий, составление рабочих программ и тематических планов, отбор методов и приемов и т.д).
- ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1 этап (2019 -2020 год)
- анализ исходного состояния кадрового потенциала учреждения;
- выявление перспективных направлений развития кадрового потенциала в условиях модернизации дошкольного образования;
- проектирование индивидуальных программ с учетом индивидуальных потребностей и интересов педагогов ДОУ;
- реализация плана мероприятий («Дорожной карты» Приложение№2)
по совершенствованию профессиональной компетентности педагогических работников ДОУ.
2 этап (2020 -2024 год)
- поэтапная реализация ведущих направлений и идей программы;
- промежуточный мониторинг эффективности реализации программных мероприятий;
- методическое сопровождение процедуры аттестации педагогических кадров.
3 этап (2024 -2025 год)
- мониторинг результатов реализации программы;
- обобщение достигнутого опыта;
- определение перспектив и направлений дальнейшего развития.
- МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для оценки качества реализуемой программы наставничества предусмотрен мониторинг процесса реализации программы. Который дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных
этапов:
1) оценка качества процесса реализации программы наставничества;
2) оценка мотивационно-личностного, компетентностного,
профессионального роста участников, динамика образовательных
результатов.
Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества
реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар или групп «наставник – наставляемый».
Мониторинг помогает отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива.
Среди задач, решаемых с помощью мониторинга, можно выделить:
- Сбор и анализ обратной связи от участников и кураторов (метод анкетирования);
- Обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к личности наставника;
- Контроль хода программы наставничества, профессионального благополучия;
- Описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых)
По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга будет представлен SWOT – анализ реализуемой программы наставничества (таблица1)
Таблица 1
SWOT – анализ первого этапа мониторинга
Факторы SWOT | Позитивные | Негативные |
Внутренние | Сильные стороны | Слабые стороны |
Внешние | Возможности | Угрозы |
Сбор данных для построения SWOT – анализа осуществляется посредством анкетирования, и проводится куратором программы.
Второй этап мониторинга позволяет оценить:
- мотивационно-личностный и профессиональный рост участников программы наставничества;
- качество изменений в освоении детьми образовательных программ.
Результатом данного этапа мониторинга являются оценка и динамика:
- развития гибких навыков участников программы;
- уровня мотивированности и осознанности участников в вопросах саморазвития и профессионального образования;
- качество изменений в освоении обучающимися образовательных программ
- качества адаптации молодого специалиста на потенциальном месте работы, удовлетворенности педагогов собственной профессиональной деятельностью и психологическим климатом в коллективе.
Это позволит увидеть, как повлияла программа наставничества на участников, и спрогнозировать их дальнейшее развитие.
- МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация программы наставничества в образовательной организации производится последовательно. К условиям запуска Программы относится:
- Обеспечение нормативно-правовое оформление наставнической программы;
- Информирование коллектива о подготовке программы, собрать предварительные запросы педагогов;
- Сформировать команду и выбрать куратора, отвечающих за реализацию программы;
- Определить задачи, формы наставничества, ожидаемые результаты;
- Создать дорожную карту реализации наставничества.
Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами:
- Формирование базы наставляемых, осуществляется непосредственно куратором при помощи педагогов образовательной организации, располагающих информацией о потребностях педагогов - будущих участников программы. Основная задача заключается в выявлении конкретных проблем педагогов образовательной организации, которые можно решить с помощью наставничества.
- Формирование базы наставников. Главная задача – поиск потенциальных наставников для формирования базы наставников.
Контроль за исполнением Программы отводится координатору образовательного учреждения.
- Список используемых источников
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 11) [Электронный ресурс] http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362/
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] https://минобрнауки.рф
- Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ: диагностический журнал / Ю.А. Афонькина. – М.: Учитель, 2013. - 78 с
- https://педпроект.рф/проект-учитель-будущего/
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Конкурса педагогического мастерства «Моя профессия воспитатель»
Конкурс для молодых педагогов с целью пропоганды профессии воспитатель...
"Ступеньки к мастерству" (Программа наставничества)
Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспит...
Программа развития профессионального мастерства педагога ДОУ на 5 лет.
Программа развития воспитателя ДОУ на 5 лет....
Программа развития профессионального мастерства педагога ДОУ на 5 лет.
Программа развития профессионального мастерства педагога ДОУ на 5 лет....
Программа повышения профессионального мастерства педагогов
Данная Программа способствует повышению не только профессионального мастерства, но и личностного роста каждого педагога, раскрытию его творческих возможностей....
Методики к дополнительной образовательной программе "Секреты актёрского мастерства"
Цель: изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи....
Диагностические материалы к Программе наставничества "Ступеньки мастерства"
Представленный диагностический материал позволит совершенствовать систему наставничества: лучше изучить молодого педагога, спрогнозировать его трудности, выбрать оптимальные методы и приёмы сотрудниче...