Педагогический проект "Формирование положительных взаимоотношений и культуры общения детей старшего возраста в сотрудничестве ДОУ и семьи"
проект
Проект
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №33»
(МБДОУ «Детский сад № 33»)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Формирование положительных взаимоотношений и культуры общения детей старшего возраста
в сотрудничестве ДОУ и семьи»
Автор проекта:
Лебедева О.А.
Ульянова Н.П.
г. Ачинск
Содержание:
- Этапы реализации проекта
- Результаты
- Выводы
- Список литературы
|
Содержание проекта
Этапы реализации проекта:
1 этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ | |||||
Месяц | Тема | Цели, задачи | Деятельность | ||
Октябрь | |||||
1-2 неделя | Начальная диагностика интегративных качеств детей, анкетирование родителей о духовно- нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса. | Уточнить знаний детей об элементарных правилах поведения и культуре общения. | Задания, игры, упражнения, (дети) Анкеты. «Знаю ли, я своего ребенка» Составление паспорта семьи. Тестовые задания «Что значит быть воспитанным ?» Развлечение ко дню знаний. | ||
3 неделя | Сочинение родителей «Мой ребенок» (фотоколлаж) | Выяснить роль семьи в общении с ребенком. Стимулировать активность родителей. | Совместная деятельность. Участие в конкурсе «Осенняя фантазия» Обработка данных диагностики, заполнение «паспорта воспитанного ребенка» Папка-передвижка «как отвечать на детские вопросы» | ||
4 неделя | Родительское собрание «Возрастные особенности детей 6-7 лет» «Учим детей культуре общения и поведения» | Формирование адекватного отношения членов семьи к личности ребенка. Стимулировать желание родителей участвовать в проекте. | Игра: «Давайте знакомиться» Беседа за круглым столом.(обсуждение результатов анкетирования и тестирования детей) Составление картотеки «Портрет семьи» Подведение итогов конкурса «осенняя фантазия» | ||
2 этап ОСНОВНОЙ | |||||
Ноябрь «Неречевые средства общения» | |||||
1неделя | Беседа «Я ли не удалец, я ли не молодец » | Уточнить представления детей с несловесными средствами общения. (мимика и жесты) | Игры и упражнения: «Волшебные шарики», «Прогулка в лес», упр. «Добрые тучки», рисование «Добрые волшебники» | ||
2 неделя | Игровое упражнение «Как говорят части тела» | Развивать у детей навыки невербальных способах общения. | Этюд «Приветствие» Упражнения «Разные приветствия», «Волшебные цветы». Рисование пиктограмм, выражение лица с разным настроением. | ||
3 неделя | Театральные этюды «Зоопарк» | Упражнять в умении изображать животных через движения, повадки, звуки. | Этюд «Потерянная варежка», игра «Волшебная корзина» (имитация движений) Сочинить сказку о знакомом человеке, который тебя чем-то удивил» «Угадай, кого не стало». (звуки) | ||
4 неделя | Игра «Подарок от Феи» | Учить угадывать изображаемее, которое преподносится при помощи выразительных движений. | Игра «Пожелания» «Кляксы», этюд «Кувшин с водой» Чтение и драматизация отрывка из сказки «Фея цветов» Совместная деятельность (рисование масок зверей) | ||
Декабрь «Неречевые средства общения» | |||||
1 неделя | Беседа «Можно ли здороваться без слов» | Знакомить детей с формами и средствами передачи различного эмоционального состояния. | Упражнение «Зеркало», игра «Подбери определение» Игры-забавы «Добрые волшебники» «Волшебные очки» | ||
2 неделя | Рисование пиктограмм «Мое настроение» | Приобщать к культуре проявления своих чувств. | Беседа-диспут «Хорошие и плохие поступки» Загадывание загадок. Упр. «Чем порадовать маму» Игра « Нечаянно и нарочно» Оформление фотогаллереи «Радуга настроения» | ||
3 неделя | Игры на телесный контакт «Я и ты» «Рисунок на спине» | Развивать навыки общения, доброго отношения к сверстникам. | Загадки бабушки Арины, упражнение «Волшебные клубочки», Чтение П.Р. Ромова «Друзья познаются в беде» Инсценировка отрывка. | ||
4 неделя | Итоговое мероприятие. Развлечение «Королевство кривых зеркал» | Развивать у детей осознанное проявление своих чувств ,уметь общаться невербальным способом. Воспитывать фантазию, творческую активность. | Рассматривание иллюстраций «Фантазия» Совместная деятельность (атрибуты к развлечению) Распределение ролей. Разучивание стихов.(подготовка к развлечению) Разучивание танца «Кривляка» | ||
Январь «В мире вежливых слов» | |||||
2 неделя | Брейн-ринг «Уроки этикета и вежливости» | Уточнить и систематизировать знания детей. Формировать нравственную основу личности. | Игровые упражнения «Придумай рифму» «Испорченный телефон». Игра «Волшебный апельсин» Чтение Р.Л. Осина «Размышление после очень вежливого разговора». | ||
3 неделя | Рефлексная ситуация «За что бы я сегодня себя похвалил» | Дать возможность детям переживать хорошее- как радость, испытывать неприязнь к плохому. | Театральные этюды «Свет мой зеркало скажи» Продуктивная деятельность. Тема: Подарок самому себе. Игра «Лукошко добрых дел». | ||
4 неделя | Бесед: «Какие слова мне нравится произносить, а какие нет» | Довести до сознания детей замысел темы беседы .Применять правила речевого этикета. | Игра «Почему так говорят», «Подскажи пословицу» Совместная продуктивная деятельность копилка для добрых дел. Чтение «Ежели вы вежливы» С.Я. Маршак. | ||
Февраль «В мире вежливых слов» | |||||
1 неделя | Поведенческий тренинг. «Слово лечит, слово ранит» | Познакомить детей с тем, что слово является средством воздействия на мысли, чувства и поведения людей. | Беседа «Вопрос- ответ», задание «раскрась картинку так, чтобы было видно настроение (контурное изображение)» Инсценировка «Два товарища» Заучивание пословиц о дружбе, честности. | ||
2 неделя | Игра- Гинес-шоу «Каким я хочу быть» | Учить детей избавляться от своих недостатков, исправлять ошибки в поведении, преодолевать трудности. | Упражнение « Волшебные шарики» «Прогулка в лес». Драматизация сказки «Волшебное слово»( с применением простой атрибутики) . Аппликация методом обрыва бумаги «Ромашка». Оформление стенгазеты «Это –я. Это мечта моя» | ||
3 неделя | Инсценировка «Звонок на работу к маме» «Разговор с бабушкой» | Познакомить детей с правилами разговора по телефону. | Чтение произведений Л.П. Токмаковой «Почему мама обиделась?» Игра «Нечаянно-нарочно» Упражнения по ритмопластике. Изготовление поделки «подарок маме». | ||
4 неделя | Итоговое мероприятие Развлечение «Секрет вежливых слов»
| Закрепить нормы культуры поведения и общения, применяемые в различных ситуациях. | Упражнение «Прогулка» «Представь себе...». Разыгрывание мини- сцены «Еж и лиса». Игра «Хей -хей ,привет тебе» «Нам здороваться не лень» Пение песен Д.Шаинского.(концерт для малышей) | ||
Март «Общение в дружбе» | |||||
1 неделя | Беседа «Урок дружбы» | Раскрыть понимание нравственного качества служения людям, рассказать о душевной красоте таких людей. | Пословицы «Доброму – добрая память». Совместно сочинить сказку «Пойдем и поищем дружбу» Игра «Интервью» Рисование «Мои друзья» | ||
2 неделя | Панорама добрых дел. «Что хорошего можно сделать для друзей» | Познакомить детей с различными ситуациями. Стимулировать желание сделать что-то хорошее для друга. | Упражнение «Добрые тучки» Игра «Я начну, а ты продолжи». Викторина по сказкам, герои которых обладают данными качествами. Игра «Обзывалки» «Давай поговорим» | ||
3 неделя | Игровое упражнение «Небоскреб» | Дать нравственно- этические представления об уважении к товарищу, умению договариваться, работать в коллективе. | Пальчиковая игра, упражнение «В стране звуков и шумов». Игра «Скажи наоборот» Подобрать синонимы к чертам характера своего друга. Практическая работа «Подари сердечко другу» | ||
4 неделя | Ток-шоу «Этичные и неэтичные поступки» (разыгрывание ситуаций) | Рассмотреть с детьми различные ситуации, обсудить, кто поступил правильно, а кто нарушил правила. | Разыгрывание сценок «Идем в гости» «На дороге» Чтение В.Р. Филина «Жадина» Игра «Да, да-нет, нет» «Хорошо-_плохо» Совместное оформление стенгазеты с родителями «Уроки этикета» | ||
Апрель «Общение в дружбе» | |||||
1 неделя | Сочиняем сказку «Дерево любви». | Побуждать детей к составлению рассказа о самых близких людях. Помочь прийти к выводу о том, что не только родные должны заботиться о детях, но и дети о близким их людям. | Игры «Волшебные мамины глаза» «Перечисли сокровища, которые хранятся в мамином сердце»( речь с движениями. ) Рисование «Букет любви» Рассматривание фотоальбомов «Моя семья» | ||
2 неделя | Чтение К.Г Шилова «Два товарища» (драматизация отрывка) | На примере сказки учить детей мудрости, осмотрительности в своих поступках. Умения выходить из сложившейся ситуации. | Заучивание пословицы «Там где дружат- там не тужат». Беседа «Кто о ком заботится». Проиграть этюды, отражающие качества героев (самостоятельный подбор). С помощью цвета изобразить героев сказки. | ||
3 неделя | Музыкальная сказка «Дюймовочка» (с показом для родителей) | Познакомить детей с музыкальной сказкой, помочь понять и осмыслить настроение героев сказки, совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других. | Игровые упражнения «Со свечой» «Испорченный телефон» «Придумай рифму». Слушание музыкальных номеров. Обсуждение характерных особенностей героев. Театральные этюды «Узнай по голосу» Совместная деятельность с родителями (изготовление костюмов) | ||
4 неделя | Итоговое мероприятие КВН «Дружба-это чудо» | Формировать представление детей о дружбе, взаимовыручке. Умение работать в коллективе. | Упражнение «Тюльпан» «Лесная полянка». Пантомимические и интонационные упражнения «Чей голос». Игра «Дотронься» Подготовка к КВН (атрибуты) | ||
3 этап ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ | |||||
Май «Культура и мы» | |||||
1 неделя | Беседа «Я среди людей» | Формировать у детей социокультурные компетенции : умение действовать в каждодневных ситуациях Определять свое место в мире | Упражнения «Фантазеры» «Добавлялки». Чтение веселых стихов. Игра «Сочини предложение». Музыкально- ритмическая композиция. «Я, ты, он, она- вместе целая страна» Пополнить книжный уголок новыми книгами. | ||
2 неделя | Веселые сочинялки. (Правила поведения в общественных местах) | Учить детей сочинять сказки, развивать сюжет знакомыми событиями .развивать связную речь. | Игра «Почему так говорят» «Подскажи пословицу» Показ театра на фланелеграфе. «Непослушный медвежонок» Чтение В.Р. Медеева «Путешествие кролика Кути» | ||
3 неделя | Экскурсия в детскую библиотеку. | Обратить внимание детей на правила поведения в библиотеке, на культуру речи. | Сюжетно- ролевая игра «Библиотека» «Театр» Игра «Отличи - загадка или пословица» Игра «Подбери рифму» Продуктивная деятельность «книжка-малютка» | ||
4 неделя | Итоговое мероприятие. Развлечение «Ежели вы вежливы» | Подведение детей к мотивированной оценке поступков героев. Развивать творческие способности, помочь придумывать сюжеты. | Распределение ролей, работа над музыкальными образами. Театральные этюды. Привлечь родителей к участию в развлечении. | ||
Работа с родителями
- Анкетирование по социально – нравственному воспитанию дошкольников «Какой я родитель»
- Изготовление стен газет.
- Консультация: «4 заповеди мудрого родителя» «Воспитание нравственно-этических чувств у ребенка»
- «Роль семьи в воспитании ребенка, как личности»
- Составление паспорта семьи.
- Тестовые задания «Что значит быть воспитанным?»
- Родительское собрание «Возрастные особенности детей6-7 лет» «Воспитание взаимоотношения и культуры общения детей в ДОУ и семьи»
- Подборка статей и журналов «Воспитание у детей доброжелательного отношения к окружающим его людям»
- Совместная продуктивная деятельность. Участие в конкурсах «Осенняя фантазия» «Жила-была елочка» «Этих дней не смолкнет слава»
- Выпуск папки передвижки «Как отвечать на детские вопросы» Фотогаллереи «Наша дружная семья»
- Привлечение родителей к подготовке развлечений. (исполнение ролей, изготовление костюмов)
- Предложить литературу на печатной основе «Азбука общения »Л.М. Щиплицина. «Это вам родители» А.О. Пинт.
- Родительское собрание «Наши успехи»
- Приглашение родителей на итоговую образовательную деятельность(присутствие учителей)
Результаты работы:
- Значительно повысился уровень знаний и представлений по вопросам проекта;
- Дети приобрели ценный опыт поведения и общения в ДОУ и в семье.
- Трансляция фотовыставки на сайте ДОУ;
- Получения детьми удовольствия от общения друг с другом;
- Заинтересованность детей темой проекта, проявление их познавательной активностью: дети рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми, с родителями.
- Считаем, что главный результат, на который и направлена наша работа, - усвоение ребенком вечных ценностей: это формирование нравственных качеств, это любовь к родным, и близким, в стремлении ребенка к добру и неприятию зла.
- Повышается компетентность родителей в вопросах семейного воспитания. Восстанавливается преемственность семейных поколений. Дети получили необходимую информацию о своей семье, ее истории, традициях и обычаях. Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций. Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями. Осознание взрослыми и детьми, что положительные взаимоотношения и культура в общении, это предпосылки становления личностной культуры ребенка.
Дальнейшее развитие проекта
- Результат работы по данной проблеме подтвердило гипотезу, что эффективность сотрудничества с семьей зависит от профессионализма, компетентности, педагогической культуры воспитателя, а также от потребностей и желания родителей.
- Результаты проекта будут применяться педагогами по созданию единого нравственно-воспитательного процесса между детским садом семьей.
Список литературы
5.Ткчева В.В. гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружная семья: практикум по формированию адекватных отношений/ В.В. Ткачева. – М.: Гном и Д, 2000. – 160 с.
7.Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и школьного возраста: практическое пособие /С.В. Крюкова Н.П., Слободняк. – М.:Генезис, 2000. – 208с. 8. Коваленко, Ж.В. Формирование нравственных понятий «правда» и «ложь» [Текст] / Ж. В. Коваленко // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 10.- С.55.
10.Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю., Савченко А.П. Осипова, Е.А. Новые технологии воспитательного процесса [Текст] / Н. Е. Щуркова В. Ю. Питюков А. П. Савченко, Е. А. Осипова.- М., 1998. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект "Формирование положительных взаимоотношений и культуры общения детей в сотрудничестве ДОУ и семьи"
Дошкольный возраст- период становления личности, когда закладываются предпосылки нравственных качеств, формируются ответственность и способность к своб...
Консультация для воспитателей «Воспитание культуры общения детей старшего возраста»
Воспитание культуры общения это одна из основных социальных потребностей, свойственная ребенку с младенческого возраста. В общении со сверстниками развиваясь интеллектуально, обогащаясь информацией ре...
Консультация для воспитателей "Воспитание культуры общения детей старшего дошкольного возраста".
Консультация для воспитателей "Воспитание культуры общения детей старшего дошкольного возраста"....
Педагогический проект «Формирование положительных взаимоотношений и культуры общения детей старшего возраста в сотрудничестве ДОУ и семьи»
Проект по формированию положительных взаимоотношенй и культуры общения детей старшего возраста....
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В данной статье рассматривается значимость формирования культуры общения в старшем дошкольном возрасте. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно ок...
Развитие культуры общения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что развитие культуры общения у детей дошкольного возраста является одной из важных задач в рамках развития их...
Педагогический проект «Воспитание культуры общения детей старшего дошкольного возраста».
Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку едино...