ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по развитию речи
В данной статье рассматривается значимость формирования культуры общения в старшем дошкольном возрасте. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. Целенаправленное комплексное воспитание культуры общения ребенка должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей с взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитатель детей дошкольного возраста первой квалификационной категории
МБДОУ ПГО «Детский сад №32», Россия, г. Полевской.
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В данной статье рассматривается значимость формирования культуры общения в старшем дошкольном возрасте. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. Целенаправленное комплексное воспитание культуры общения ребенка должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей с взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст; культура общения; методы формирования культуры общения.
Возрастание интереса к проблеме формирования культуры общения дошкольников обусловлено трудностями, которые многие испытывают в общении: потребность в общении с взрослыми и, особенно, со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста становится одной из главных. Именно в дошкольном возрасте у ребенка формируется определенное отношение к миру, к обществу, происходит формирование личности на основе полученного им культурного опыта.
Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями является одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками является одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [7].
Общение – актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леоньтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов.
В общении происходит обмен информацией, смыслами, возникают межличностные отношения, раскрывается и формируется характер, ребенок овладевает различными социальными ролями, получает возможность обеспечить свою идеальную представленность в другом человеке, персонализироваться. Коммуникативные способности, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализация человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих людей. Формирование этих способностей – важное условие нормального психического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. На важность формирования умения общаться. В дошкольном возрасте в особенности, указывают многочисленные исследования (Е.В. Бондаревская, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова).
Л.В. Лидак определяет культуру общения как умение ребенка организовать коммуникативную деятельность, в которой содержание информации, поведенческие и речевые средства будут способствовать установлению нравственных взаимоотношений [2]. Таким образом, культура общения детей старшего дошкольного возраста определяет нормы и правила отношений ребенка с людьми разного возраста в семье, детском саду, общественных местах. В том числе она предполагает освоение дошкольником культурных норм речи, включая речевой этикет и грамотность речи.
Одним из важнейших направлений формирования культуры общения в старшем дошкольном возрасте является ее изучение в игровой деятельности (как с взрослыми, так и со сверстниками) [4]. Тaк как управление многими играми необходимо для активации процесса самовоспитания ребенка, то к педагогическим подхoдам организации детских игр необходимо отнести выбор игры, который в первую очередь зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Выбор игры зависит от времени ее проведения, протяженности времени, от наличия игровых аксессуаров, зависит от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. В игре естественна подмена мотивов: дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.
Сюжетно-ролевая игра является важным элементом общего развития ребенка. В процессе игры ребенок осваивает социальные модели взрослой жизни, также сюжетно-ролевая игра способствует укреплению коллективных связей, адаптации ребенка в среде своих сверстников, а также овладению им навыками общения. Участие ребенка в совместной игровой деятельности во многом способствует воспитанию культуры общения. Содержание многих сюжетно-ролевых игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, которые необходимы для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что и называется культурой общения.
Помимо этого, нужно уделять внимание формированию действий общения [5], например, на основе использования компьютерных игр, основанных на сюжетах известных мультфильмов, формирующих социальную мотивацию, культуру поведения, значимые коммуникативные навыки. Использовать мультипликационные фильмы и детские художественные фильмы имеющие нравственную основу. После просмотра таких фильмов с детьми проводится беседа для осознания нравственного смыла художественных произведений; организовывать театрализованные игры по мотивам данных мультфильмов.
Можно также включать в воспитательно-образовательный процесс различные виды и жанры народных традиций: сказки, пословицы, загадки, проведение национальных праздников, народных игр. Традиции, обычаи, обряды, праздники представляют для дошкольного образования предмет социальной востребованности для формирования культуры общения. Воспитательное значение национальных традиций заключается в том, что они вызывают стремление следовать хорошим примерам, установившимся нормам и правилам. Поэтому необходимо создавать у старших дошкольников положительное отношение к народным традициям и обычаям, понимать их сущность и формировать желание их изучать [6].
Таким образом, своевременное включение в воспитательно-образовательный процесс различных игровых методов и средств является эффективным способом для формирования у старших дошкольников культуры общения, которая, в свою очередь, является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка [1]. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса. В.А. Сухомлинский говорил, что «речевая культура человека — это зеркало его духовной культуры». В слове - суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился и мыслить, и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.
Литература
- Володина И. В., Мойся М. К. Взаимодействие ДОУ с родителями в социальном развитии старших дошкольников. / Дни науки СПФ СГУ: материалы 13-й Всерос науч.-практ. конф. студентов и аспирантов — Сочи: РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ». 2014. — С.93–96.
- Гогоберидзе А. Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: для бакалавров. Допущено УМО в качестве учеб. Санкт-Петербург. 2013. – 464 с.
- Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М., 2001. – 100с.
- Плетнева И.Ф. Сотрудничество детей в совместной деятельности как способ воспитания культуры общения // Воспитатель ДОУ. – 2012. - № 4. – 128 с.
- Пахомова Н.А. Формирование навыков общения у дошкольников // Воспитатель ДОУ. – 2012. - № 2. – 128 с.
- Турова М. Г., Тюнников Ю. С. Формирование культуры общения старших дошкольников средствами народных традиций // Молодой ученый. — 2016. — №9.3. — С. 32-34. — URL https://moluch.ru/archive/113/29616/ (дата обращения: 25.01.2019).
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.
- Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Высшая школа, 1989.
- Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. - М,1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста
Предлагаем вашему вниманию презентацию "Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста". В презентации раскрыты понятия: "здоровье", "культура здоровья"; обозначены задачи , пробле...
Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста
Предлагаем вашему вниманию презентацию "Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста". В презентации раскрыты понятия: "здоровье", "культура здоровья"; обозначены задачи , пробле...
Консультация для воспитателей "Воспитание культуры общения детей старшего дошкольного возраста".
Консультация для воспитателей "Воспитание культуры общения детей старшего дошкольного возраста"....
Речевой этикет как условие формирования культуры личности детей старшего дошкольного возраста. (Вежливое общение)
Речевой этикет как условие формирования культуры личности детей старшего дошкольного возраста. (Вежливое общение)...
ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в статье раскрыты понятия культуры общения, как важнейшая составная часть общей поведенческой культуры. Рассмотрены идеи педагогической поддержки, её влияние на формирование культуры общени...
Развитие культуры общения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что развитие культуры общения у детей дошкольного возраста является одной из важных задач в рамках развития их...
Педагогический проект «Воспитание культуры общения детей старшего дошкольного возраста».
Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку едино...