Педагогический проект «Воспитание культуры общения детей старшего дошкольного возраста».
проект (старшая группа)
Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимание другого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_priobshcheniyu_k_kulturnym_tsennostyam.doc | 249.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культур
Краткая аннотация проекта:
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Концепции развития личности ребенка предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.
Одним из существенных условий развития современного образования, безусловно, является актуализация национальной системы образования. Происходит реформирование образования, направления которого определяются Законом РФ «Об образовании».
По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, Л.А. Ибрагимовой, А.И. Лазарева, Р.М. Римбурга, В.М. Семенова приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Вышеизложенное, а также особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти - шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами народных традиций.
Таким образом, нами было выявлено противоречие между потребностью в приобщении дошкольников к национальной культуре на основе традиций, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретического обоснования и опытно-экспериментальной проверки педагогических условий воспитания детей старшего дошкольного возраста на занятиях - с другой. Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования: как сделать процесс приобщения дошкольников к традициям родной культуры наиболее успешным, отвечающим потребностям современного общества.
Актуальность выбранной мною темы очевидна: в настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы — значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Отработав по теме: « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» более пяти лет, систематизировав накопленный материал, мне захотелось разнообразить чем-то новым и интересным педагогический процесс. Удачной находкой и открытием для меня стал интегрированный подход в построении занятий.
Поэтому я стала включать сведения об истории и культуре России во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. Именно в этом я вижу новизну и значимость опыта работы.
Цель работы: Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.
Исходя их данной цели, определились с задачами:
- Пробудить интерес к истории и культуре России.
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
- Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
- Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядам.
- Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
- Сформировать чувство национального достоинства.
- Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в детских садах уютной домашней обстановки с предметно – развивающей средой.
Объект – процесс формирования у детей дошкольного возраста знаний о культуре своего народа.
Предмет – создать условия для воспитания у детей патриотических чувств через активное приобщение их к русской народной культуре, используя интегрированный подход в образовательной деятельности.
Гипотеза проекта: приобщение дошкольников к истокам русской культуры в ДОУ будет эффективным, при условии систематической работы с детьми.
Методологической основой исследования послужили работы в дошкольной педагогике затрагивающую проблему ознакомления детей с национальной культурой, через ознакомление с родным краем, народным творчеством (К.Д. Ушинский, М.И. Богомолова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина, В.А. Сухомлинский, А.П. Усова, Р.И. Жуковская). Изучению русского фольклора посвятили свои работы В.П. Аникин, В.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев, В.И. Даль, О.И. Капица, Т.В. Зуева.
Ожидаемые результаты:
- Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
- Формирование чувств национального достоинства.
- Расширение кругозора детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.
- Широкое использование всех видов фольклора.
- Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
Направления работы по приобщению детей к русской национальной культуре:
- Создание атмосферы национального быта.
- Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.)
- Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
- Знакомство с народным искусством.
- Знакомство с русскими народными играми.
- Знакомство с историей Руси, Москвы, родного края.
Образовательная деятельность, реализуемая в рамках проекта, построена с соблюдением следующих принципов:
принцип личностно-ориентированного общения – личностно-ориентированный подход в воспитании, создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания; в процессе общения педагог выступает как активный соучастник художественно-речевой деятельности; партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
принцип полноты и целостности - подразумевающий совокупность знаний художественных произведений и их использование в различных видах детской деятельности, их органическую взаимосвязь;
принцип развивающего обучения - ориентирующий педагога на зону ближайшего развития каждого ребенка;
принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации;
принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно, чтобы дети осваивали умения и навыки постепенно (от простого к сложному);
принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремится к достижению результата;
принцип интеграции позволяет осуществлять образовательную работу с детьми на основе комплексно-тематического единства с интеграцией всех образовательных областей: «Развитие речи», «Познание», «Физическая культура», «Коммуникация», «Художественно-эстетическое развитие»;
принцип целостности предполагает соблюдение единства обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
принцип деятельностного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время собственной активной деятельности, через включение его в совместную деятельность с педагогом;
принцип минимакса заключается в следующем: образовательное учреждение должно предложить каждой семье возможность повышения психолого-педагогической и правовой компетентности и степень включенности в воспитательно-образовательный процесс на максимальном (творческом) уровне и обеспечить при этом информирование на уровне социально безопасного минимума;
принцип вариативности предполагает предоставление родителям выбора форм участия и степени включенности в воспитательно-образовательный процесс.
Механизм реализации проекта
Реализация проекта включает ряд последовательных и взаимообусловленных этапов, которые представляют собой единую систему, направленную на решение задач и достижения целей проекта. Внутри каждого из этих этапов, в свою очередь, выделяются определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную основу проектных действий.
I этап – организационный (октябрь 2011 г. – апрель 2012 г. )
Проведение детальной и комплексной оценки сложившейся ситуации, выделение и анализ проблем, актуализацию проблемы, четкое определение стратегических целей и задач, разработка концепции, позволяющей придать правильное направление проекту и заложить базу для реализации всех этапов, прогнозирование положительных результатов, расчет ресурсного обеспечения, определение критериев оценки и способов мониторинга проекта.
II этап - практический (октябрь 2012г.- апрель 2015г.)
на данном этапе осуществляется образовательная работа в непосредственной образовательной деятельности, направленная на ознакомление дошкольников с культурой русского народа:
- оформлению книжных уголков (в соответствии с требованиями реализуемой программы "Радуга"), которые имеют следующее содержание:
- наличие специально оборудованного места для чтения;
- разнообразие литературы по жанру (стихи, рассказы, пословицы и поговорки; потешки, прибаутки, загадки, небылицы, сказки, познавательные и развивающие книги);
- созданию мини-музея в ДОУ;
- оформление полочки красоты;
- создание картотеки народных игр;
- создание уголка «Россия – Родина моя».
III этап – заключительный (май 2015г.)
- Мониторинг выявлению знаний о русской народной культуре
Цель:
- выявить динамику развития детей за 4 года
- оценить эффективность выработанной технологии.
- Презентация обобщённых результатов реализации педагогического опыта.
Цель: обобщение и трансляция инновационного опыта.
Нормативно-правовые ресурсы:
- Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон о внесении изменений в закон РФ «Об образовании» №3266 от 02.02.2011г.
- «Концепция дошкольного воспитания» (1989г.)
- Региональная (окружная) программа развития образования Ханты-Мансийского автономного округа.
- Целевая программа «Развитие системы образования города Нижневартовска на 2012-2014 годы от 06.07.2011г.
- Программа развития дошкольного образовательного учреждения.
Материально-техническое обеспечение:
наличие необходимых информационно – технических средств, пособий, инвентаря.
Кадровое обеспечение характеризуется:
уровень собственной квалификации для реализации заявленного проекта, считаю достаточным: высшая квалификационная категория, высшее образование, Барнаульский государственный педагогический университет по специальности «Педагогика и методика начального образования», повышение квалификации: курсы «ФГОС дошкольного образования: содержание, технологии, проектирование образовательных программ», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижневартовский государственный университет»; № 397, 2014г.
Курсы «Оказание первой медицинской помощи при неотложных состояниях», БУ «Нижневартовский медицинский колледж»; № 0450, 2013г.
Курсы: «Организационная деятельность воспитателя коррекционных групп», «НГГУ»; № 1333, 2013г.
Партнеры:
Партнерами в реализации данного проекта являются родители воспитанников, логопед, музыкальный руководитель.
Целевая аудитория:
Целевой аудиторией являются родители 22 воспитанников МБДОУ ДС КВ № 49 «Родничок»
Механизм оценки результатов:
Мониторинг знания детей традиций и культуры русского народа.
1. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Миханева.
2. «Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками» С.Р.Николаева, И.Б.Катышева.
3. «Обруч» №5 2009 г.
4. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Т.А.Буранина, О.А.Маркива
План реализации проекта
1 этап - Организационный (октябрь 2011г. – апрель 2012 г.).
Задачи:
- изучить методико-педагогическую литературу по данной теме;
- разработать перспективное планирование по работе с детьми в НОД и режимных моментах;
- провести опрос, родительское собрание с родителями по данной проблеме, выяснить проблемы воспитания по данной теме;
- разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями;
- создать познавательно – развивающую среду группы с помощью художественно – познавательной литературы в соответствии с возрастом детей;
- проанализировать познавательный интерес дошкольников.
По данной теме была собрана и изучена методико-педагогическая литература;
разработано перспективное планирование по работе с детьми в НОД и режимных моментах;
- обновлена развивающая среда, внедрение инновационных подходов по развития познавательной деятельности дошкольников.
Была изучена и подобрана художественно – познавательная литература для формирования знаний о культуре русского народа. При отборе литературы ориентировалась:
- научить самостоятельно, находить ответы на свои вопросы (осуществлять поиск).
В результате педагогами была организована:
- мини – библиотека;
- собран дидактический материал:
- - картотека предметных картинок;
- - музыкально – дидактические игры;
- наглядно – дидактический материал; - - тематический словарь;
- - картотека сюжетных картинок;
- - развивающие игры конструкторы по карточкам;
- - музыкально - тематические плакаты;
- - игровые задания по дидактическим карточкам и др.
- создан мини-музей;
- создана полочка красоты;
- собрана картотека народных игр;
- создан уголок «Россия – Родина моя».
2 этап - практический (2012г. – апрель 2014г.)
Задачи:
- внедрить перспективное планирование по работе с детьми в НОД и режимных моментах;
-внедрить новые формы работы с детьми;
-внедрить перспективный план взаимодействия с родителями;
-провести семинары-практикумы, консультации для родителей.
Работа проводилась по принципу систематичности и последовательности: постепенная подача материала от простого к сложному; повторение усвоенных знаний, правил и норм.
Формы работы:
- Кружковая работа «Русская изба».
- Занятия: тематические, интегрированные, игровые, театрализованные, индивидуальные.
- Развлечения. Досуги. Русские народные праздники.
- Театрализованная деятельность: «В гостях у сказки» и др.
- Игровая деятельность.
Методы и приемы, направленные на развитие мышления, речевой и познавательной деятельности:
- Проблемно – поисковые вопросы.
- Разбор пословиц и поговорок.
- Придумывание новых названий.
- Введение нового персонажа.
- Творческие задачи
- Объяснение происхождения слов.
- Метод аналогии.
Работа с моделями, схемами, чертежами
Непосредственно-образовательная деятельность:
1. Беседы, рассматривание картин, иллюстраций, наглядно –дидак-тического материала по темам:
— «Знакомство с родным краем».
— «Знакомство с декоративно – прикладным искусством».
— «Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше» (места проживания, строительство жилища)
— «В гостях хорошо, а дома лучше» (быт и основные занятия русских людей)
— «Какова пряха — такова на ней и рубаха» (история русского народного костюма)
— «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги – тачать пирожник» (история мужской и женской обуви)
— «Не по Сеньке шапка» (история головных уборов)
— «Не до шутки, когда пусто в желудке» (история русской кухни) и др.
2. Художественное творчество детей:
Рисование на темы:
- «Русская матрёшка»
- «Городецкая роспись»
- «Это чудо – Гжель»
- «Роспись дымковских игрушек» и пр.
Лепка на темы:
- «В гостях у сказки»
- «Дымковские игрушки» и т.д.
Аппликация на темы:
- «Орнаменты для сарафанов и кокошников»
- «Украшение дымковских игрушек» и т.д.
II. Проведение праздников и развлечений:
— «Осенняя ярмарка»
— «Покров»
— «Рождественские посиделки»
— «Русская ярмарка»
— «Фольклорный праздник».
— «Широкая масленица»
— «Готовимся к Пасхе»
III. Игровая деятельность:
Дидактические игры:
- «Чей костюм», «Укрась кокошник», «Составь узор» и т.д.
Подвижные народные игры:
- «Гуси-лебеди», «Горелки», «Заря-заряница», «Пятнашки», «Краски», «Колокольцы» и т.д.
Игры-драматизации:
- по русским народным сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок» и т.д.
IV. Знакомство с художественной литературой:
- знакомство с малыми фольклорными формами (потешками, песенками, пословицами, поговорками, прибаутками, закличками);
- чтение русских народных сказок: «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой» и т.д., стихов.
V. Конкурс детских рисунков по мотивам народных росписей:
- «Синие цветы Гжели»
- «Золотая Хохлома»
VI: Выставки:
- «Умелые руки не знают скуки»
- «Зимний вернисаж»
- «Пасхальные композиции»
VII: Экскурсии:
- в краеведческий музей;
- в выставочный зал.
Система работы с родителями:
Анкетирование родителей на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры».
Беседа за круглым столом: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре».
Совместные посиделки с родителями и детьми:
- «Я – семья – род – народ»
- «Русская народная песня» (колыбельная, частушки)
- «Русский самовар и чаепитие на Руси»
— «Без примет ходу нет (народные приметы)
- «Пасхальные яйца»
IV. Совместное посещение родителями, детьми и педагогами
выставок, художественного и фото творчества.
V. Проведение совместной выставки «Народные игрушки своими руками».
VI. Проведение родительских собраний на тему:
— «Приобщение детей к русской культуре и декоративно - прикладное творчество»;
— «Особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте»
VII: Консультации для родителей:
- « Народные игры»
— «Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом»
— «Русские народные праздники»
- « Из истории русского народного костюма»
- « Русская народная игрушка»
Программное обеспечение:
Т.Н.Доронова, Т.Н.Гризик, Е.Н.Соловьева, С.Г.Якобсон. «Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада», 2010г.
Рабочая учебная программа по реализации осноной общеобразовательной программы «Радуга» Т.Н.Дороновой
Программа развития личностной культуры дошкольников (порциальная) «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханева, адаптированная к условиям ДОУ
3 этап - заключительный
Свою работу начала с изучения литературы по данной теме, что привело к созданию программы деятельности. Было организовано обследование детей старшей группы и их родителей с целью выявления у них умений и знаний об истории и культуре нашего народа. На данном этапе используются такие педагогические средства, как беседа с детьми и родителями, наблюдение за детьми в процессе игр, занятий, совместной деятельности, анализ продуктов детской творческой деятельности.
Результаты показали отсутствие системы, недостаточность материально - технической и методической базы. Это отрицательно повлияло и на качество знаний детей. Дети имели низкий уровень сформированности знаний о предметах народного быта, праздниках, традициях, разных видах народно-прикладного творчества, а имеющиеся представления были отрывочны и поверхностны. Исходя из данных анкетирования родителей, можно отметить крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных семей, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Опрос родителей показал, что 92% считают важным приобщать детей к национальной культуре, но многие не знают, как это сделать.
Беседа с детьми. Цель: выявить уровень знаний о русской культуре.
- Какие русские народные сказки ты знаешь? Из каких источников? (Чтение взрослыми; просмотр видеокассет, телепередач.)
- Назови любимого героя.
- С какими русскими народными играми ты знаком?
- Какая перед тобой роспись: хохломская или дымковская?
- Какие пословицы, поговорки ты знаешь?
- Что ты знаешь о Масленице?
- Отмечаете ли вы в семье календарные праздники?
Наблюдение за ребенком во время занятий и игр. Цель: выявить уровень умений общения детей с окружающими.
- Общительный ли с детьми и взрослыми?
- Умеет ли организовать детей в игре?
- Умеет ли дружно, без конфликтов играть с детьми?
- Сочувствует ли другому?
- Всегда ли старается быть вежливым?
- Радуется ли успеху других детей?
- Эмоциональное отношение к народному творчеству.
- Во время игр, занятий приходит ли на помощь другим детям?
- Всегда ли охотно и старательно выполняет поручения взрослого?
- Доводит ли начатое дело до конца?
Беседа с родителями. Цель: выявить уровень знаний о русской культуре.
- Что Вы знаете о русском народном творчестве?
- Знакомы ли Вы с его историей? .
- Хотите ли Вы, чтобы дети занимались этим в детском саду?
- Есть ли дома, у бабушки предметы старинной утвари?
- Что больше всего по данной теме интересует ребенка дома? В детском саду?
- Как Вы думаете, какими видами народно-прикладного искусства ребенок овладел успешнее всего в детском саду?
Беседа с родителями. Цель: выявить уровень знаний о русской культуре.
1.Что Вы знаете о русском народном творчестве?
2.Знакомы ли Вы с его историей?
3.Есть ли дома, у бабушки предметы старинной утвари?
4. Что вы знаете о русском народном костюме, о русских народных играх и праздниках?
5.Как Вы думаете, какими видами народно-прикладного искусства ребенок овладел успешнее всего в детском саду?
6.Что больше всего по данной теме интересует ребенка дома? В детском саду?
Критерии диагностики по приобщению детей к истокам русской культуры.
Высокий уровень.
Использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы, поговорки, загадки, считалки, образные выражения.
Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения.
Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
Принимает активное и осмысленное участие в русских народных праздниках. Знает названия праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает.
Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры. Знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские).
Имеет представление о народных промыслах (Хохлома, Городец, Дымково, Гжель и др.) и использует их элементы в своих работах.
Имеет практические навыки в работе с пластилином,
Умеет отличать архитектурные сооружения Древней Руси от современных построек.
Средний уровень.
Знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения и использует их в речи.
Знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни.
Знает названия некоторых народных праздников и принимает активное участие в них.
Знает русские народные подвижные игры и умеет объяснять некоторые из них.
Знает некоторые элементы русского народного костюма и различает головные уборы.
Различает росписи Хохломы, Дымкова, Гжели.
Имеет практические умения по работе с пластилином.
Низкий уровень.
Знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и иногда использует их в речи.
Знает народные приметы.
Знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие.
Знает две-три подвижные игры и умеет объяснить правила к ним.
Различает изделия Хохломы, Дымково.
Имеет элементарные навыки по работе с пластилином.
В практической части перед нами стояла задача: определить уровень знаний по русской культуре детей старшей группы.
Для решения поставленной задачи были использованы наиболее эффективные методы по определению знаний по русской культуре дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности: метод наблюдения, метод беседы, метод групповых работ, анализ продуктов детской творческой деятельности, метод оформления детскими работами групповой комнаты, метод общения с оригиналом.
Для решения задачи были использованы методические рекомендации кандидата педагогических наук Соломенниковой Ольги Анатольевны.
Критерии уровня по русской культуре дошкольников:
- Знания о жанрах устного народного творчества.
- Знание загадок(2-3 загадки), считалок, потешек.
- Знание иллюстраторов детских книг.
- Знания о народном декоративно-прикладном искусстве.
- Знания о характерных особенностях народных промыслов.
- Знания народных праздников, обычаев, национальных игр.
- Умение назвать любимые сказки.
- . Умение выразительно, в собственной манере пересказать отрывок из сказки.
- Умение слушать и передавать в процессе практической деятельности эмоции и состояния, характер и движения национальных образов.
- Умение играть на национальных музыкальных инструментах.
- Умение рисовать орнамент в различных геометрических формах, используя геометрические и растительные элементы.
- Умение украшать бумажный силуэт декоративной росписью.
- Умение лепить игрушки из пластилина.
- Умение расписывать игрушку в соответствии с особенностями народного промысла.
Задания можно выполнять как индивидуально, так и в группе. Максимальный балл равен 3, что соответствует высокому уровню. 2 балла - средний уровень, 1 балл - низкий уровень. Полученные по каждому из названных критериев баллы суммируются. На основе суммарного балла определяется уровень знаний дошкольников по русской культуре в соответствии со следующей градацией:
- высокий уровень - 35 - 42 баллов;
- средний уровень - 22 - 34 баллов;
- низкий уровень -14-21 баллов.
Вывод
Вся работа, выстроенная в определенную систему, позволяет сформировать у дошкольников элементарные, необходимые и доступные для дошкольного возраста представления о родном крае, о русской народной культуре в целом.
Приложение 1
Стартовый результат
Приложение 2
Реальный результат
Уровень педагогической компетентности родителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема по самообразованию «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в детском саду и семье»
Цель: воспитание культуры поведения детей среднего возраста на основе этикетных правил.Задачи:Учить управлять своим поведением, оценивать свои поступки и поступки сверстников, определять мотивы ...
Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
Мой опыт работы по взаимодействию с родителями по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста....
ДУШЕВНЫЙ РАЗГОВОР С РОДИТЕЛЯМИ: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»
воспитание детей, умеющих достойно себя вести и стать впоследствии гармонично развитой личностьювоспитание детей, умеющих достойно себя вести и стать впоследствии гармонично развитой личностью...
Консультация для воспитателей "Воспитание культуры общения детей старшего дошкольного возраста".
Консультация для воспитателей "Воспитание культуры общения детей старшего дошкольного возраста"....
Родительское собрание в старшей группе «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»
Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения....
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В данной статье рассматривается значимость формирования культуры общения в старшем дошкольном возрасте. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно ок...
Развитие культуры общения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что развитие культуры общения у детей дошкольного возраста является одной из важных задач в рамках развития их...