Психологический практикум для педагогов «Психологические барьеры в обращении с родителями, пути их преодоления».
учебно-методический материал
Педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образовании и воспитании. Сегодня, признав приоритет семейного воспитания перед обществом, возложив ответственность за воспитание детей на родителей мы понимаем, что это требует и новых отношений семьи и учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психологический практикум для педагогов
«Психологические барьеры в обращении с родителями, пути их преодоления».
Педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образовании и воспитании. Сегодня, признав приоритет семейного воспитания перед обществом, возложив ответственность за воспитание детей на родителей мы понимаем, что это требует и новых отношений семьи и учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие».
Любой педагог сам для себя определяет формы и виды коммуникации с родителями, знает построить работу с родителями.
Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель».
Цель: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.
Задание: «Составить портрет родителей». Охарактеризовать.
Процедура. Педагогам предлагается разделиться на группы. Вам необходимо создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками. Затем создать портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.
Рефлексия.
1. Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?
2. Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?
3. Какие Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?
Острые углы – агрессия, непринятие, круг – доброжелательное отношение, терпимость.
Общаясь с родителями, невозможно постоянно обращать внимание на их недостатки – люди вправе их иметь. Поэтому разрешите родителям ваших воспитанников быть такими, какие они есть, а не причисляйте их сразу к “трудным”, высказывая постоянные претензии в их адрес. Основной принцип - не бороться (борьба позиций приводит в тупик). Агрессия проводит к агрессии.
Конфликт является нормой общественной жизни. Вместе с тем, необходимо создавать варианты механизмов психологического разрешения конфликтных ситуаций.
Упражнение «Яблоко и червячок».
Обратить внимание на специфику диалогического высказывания в общении с родителями и на важность построения конструктивного диалога. Определить стили общения, способствующие эффективному диалогу с родителями.
Сядьте поудобнее, представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Запишите свой ответ.
Вспомните ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из конфликтных ситуаций.
Конкуренция: «Сейчас, как упаду на тебя и раздавлю!»
Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»
Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»
Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»
Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»
Как вы считаете, какие стратегии наиболее эффективны? Стоит ли пользоваться другими? В каких ситуациях это возможно?
Все 5 стратегий поведения являются вполне рабочими и жизнеспособными. И, если вам удается применять их все, в зависимости от ситуации и оппонента, то это замечательно.
Напомню, что тот способ, который вы проявили, делая упражнение, не является для вас пожизненным и определяющим. Он просто наиболее привычен, автоматичен для вас. И осознавая это, а также зная о других вариантах, можно более оптимально решать конфликтные ситуации.
Типы «трудных родителей»: агрессивные и тревожные.
1 тип. Идут напролом, агрессивны, бесцеремонны и временами даже грубы. Часто не видят и не слышат ни себя, ни собеседника. Взаимодействие рассматривают как игру-соревнование, боятся оказаться неправым и, чтобы не проиграть, нападают первым. Иногда за маской гордыни и независимости может скрываться уязвимость и бессилие. Все знают лучше других и не терпят компетентности других. Хотят управлять событиями, соперников буквально парализуют острыми замечаниями и бестактностью.
Рекомендации.
Лично к вам агрессия не имеет отношения – он ведет себя так со всеми, не воспринимайте его бестактность как личное оскорбление. Говорить необходимо кратко, ясно, спокойно, уверенно, так, чтобы чувствовалась ваша сила. Не говорите, что он не прав. Излагайте свою точку зрения как иную, отличную от его точки зрения. Этот подход поможет превратить такого родителя в союзника.
2 тип. Сильно переживают по любому поводу и ни с кем не делятся своими переживаниями. Ощущают безысходность и заражают всех окружающих этим ощущением. Постоянно стремится к совершенству и не может его достичь. Очень хотят понравиться другим и пытаются сделать это любой ценой. Готов делать все, что угодно, лишь бы понравиться, и, как правило, подводит в трудную минуту. Находится в тени, не проявляет себя, боится ответственности. Не тщеславен, не стремится к самоутверждению.
Рекомендации. Не критикуйте и не торопите. Найдите и подчеркните в оценках все то, что является полезным и конструктивным. Показать, что позиция «в тени» не только вредит самому родителю, но и может иметь отрицательные последствия для ребенка.
Чтобы определить проблему, иногда нужно провести диагностику. Много методик:
проективная игра «Почта» (модификация теста Е. Антони и Е. Бине), тест «Сказка» (Л. Дюсс) и т.д..
Методика экспресс-диагностики родителей (МЭДОР) Р. В. Овчаровой. Методика предназначена для изучения особенностей личности родителей, их отношения к ребенку и семейной атмосферы.
Методика «Родительское сочинение». Методика позволяет выделить определенные компоненты родительской позиции, включающие в себя образ ребенка, образ отношений в семье, образ самого родителя.
Родители и педагоги часто чувствуют себя не единомышленниками, сотрудниками, а скорее оппонентами, не всегда понимающими друг друга. Особенно, когда у ребенка есть поведенческие, эмоциональные и интеллектуальные проблемы.
Можно с уверенностью сказать, что беседа с родителями таких детей – это трудный случай для педагога почти всегда. Дело в том, что для каждого родителя сигналы «неуспешности» своего ребенка автоматически воспринимаются как собственная некомпетентность. Признание каких-то трудностей, нарушений в развитии у ребенка является для родителя крайне травматичным опытом, что провоцирует создание разного рода защит, которые препятствуют осознанию реальных проблем, делает его невосприимчивым к логическим доводам со стороны педагога. Родители осознают проблему, хотят получить поддержку. Методы и формы работы разные, но педагогам нужно помнить следующее:
1. не давать оценки поведению родителя и/или ребенка, не поучать родителя (нет детей и родителей «правильных» или «неправильных»); отказывается от слов «нужно», «должен», «обязан», заменить более мягкими вариантами «важно», «хорошо, если», «по возможности», «имеет смысл» и т.д.;
2. нейтральность позиции, педагог не встает ни на чью позицию и готов к рассмотрению самых разных взглядов на проблему;
3. педагог не берет на себя ответственность за психологическое благополучие ребенка и его родителя.
Каждому известно, что в конфликте много эмоций, поэтому на каждый конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным из всех возможных. В конфликтологии такая закономерность называется эскалацией конфликта. Замечено, что игнорирование этой закономерности может нести большую опасность, чем причина возникновения конфликта.
Надеюсь, знание об этом позволит вам завершать свои конфликты до того, как они принесут непоправимый урон.
Способы выхода из конфликтной ситуации (по К. Томасу).
Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
Избегание характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера.
Компромисс — достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
Методика «Родительское сочинение».
Данная методика состоит из тридцати незавершенных предложений. Предложения разделены на одиннадцать шкал. На каждую шкалу приходится несколько незавершенных предложений.
Родителю предоставляется бланк с незавершенными предложениями. Желательно, чтобы на странице бланка было расположено не более 10-15 незаконченных предложений с достаточным свободным местом для их завершения.
Психолог предлагает завершить предложения наиболее подходящей для родителя фразой или несколькими фразами. Родитель может писать все, что он хочет, считает важным и нужным. На вопросы родителя об ожидаемом содержании и объеме текста психолог вновь повторяет инструкцию, указывая на полную свободу автора в определении этих моментов. Время написания сочинения не ограничивается. Сочинение может быть написано, как дома, так и во время психологического обследования.
Список незаконченных предложений
- Когда я думаю о своем ребенке, то…
- По сравнению с другими детьми его/ее возраста…
- Я люблю, когда мой ребенок…
- Я хотел(а) бы, чтобы…
- Меня беспокоит в нем/ней…
- Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания…
- Я очень раздражаюсь, когда…
- Когда он/она рос (ла)…
- Моего ребенка интересует…
- Мне приятно, когда мы с моим ребенком…
- Скорее всего, он/она…
- Когда мы с ним/ней бываем среди других детей…
- Мне нравится в моем ребенке…
- Я всегда мечтала о том, что…
- Я боюсь, что…
- Хотелось, чтобы он/она перестал(а)…
- Мне не нравится в нем/ней…
- Когда он/она был(а) маленьким(ой)…
- Мой ребенок любит…
- Мой ребенок и я…
- Я всегда замечал(а)…
- Самое главное в характере моего ребенка…
- Мой ребенок силен в …
- Я был(а) бы рад(а), если бы…
- Мне бы не хотелось, чтобы…
- Мой ребенок достаточно способен, чтобы…
- Думаю, что ему/ей мешает…
- Самое трудное, что пережил мой ребенок…
- Он/она предпочитает…
- Наши отношения с ребенком…
Распределение незаконченных предложений по шкалам приведено ниже в таблице.
Обработка и интерпретация результатов.
Обработка и интерпретация данных осуществляется с помощью качественного и количественного анализа результатов обследования.
Контент-анализ сочинения проводится путем выделения в высказываниях родителей определенных содержательных категорий. При анализе содержания высказываний необходимо учитывать их:
– временную направленность – на прошлое, будущее, настоящее;
– центрирование – на конкретном субъекте детско-родительского взаимодействия (родитель, ребенок) или процессе взаимодействия в целом;
– эмоциональный знак – положительный, отрицательный, амбивалентный, нейтральный.
Особенности родительской позиции выявляются по одиннадцати шкалам: «Открытая», «Сравнительная оценка ребенка», «Значимые характеристики ребенка», «Позитивные особенности ребенка», «Идеальные ожидания», «Возможные страхи, опасения», «Реальные требования», «Причины трудностей», «Анамнестические данные», «Интересы, предпочтения ребенка», «Ситуация «Мы-взаимодействия».
- «Открытая» шкала выявляет общий спектр проявлений особенностей родительской позиции с помощью ненаправленных незаконченных предложений. Результаты позволяют получить дополнительную информацию о переживаниях родителя, значимых характеристиках сложившегося образа ребенка у родителя.
Шкала включает в себя три незаконченных предложения:
- – Когда я думаю о своем ребенке, то …
- – Скорее всего, он/она …
- – Я всегда замечал(а) …
- Шкала «Сравнительная оценка ребенка» позволяет выявить отношение родителя к ребенку в сравнении с другими детьми: особенности социальных оценок и стандартов родителя, восприятие родителем проявлений коммуникативных, личностных качеств ребенка при социальном взаимодействии, особенности оценки соответствия ребенка возрастным нормам развития. Шкала позволяет также выявить степень признания родителем самоценности ребенка.
Шкала включает в себя два незаконченных предложения:
- – По сравнению с другими детьми его/ее возраста …
- – Когда мы с ним/ней бываем среди других детей …
- Шкала «Значимые характеристики ребенка» позволяет выделить основные качества и свойства ребенка, являющиеся значимыми для родителя.
Шкала включает в себя два незаконченных предложения:
- – Самое главное в характере моего ребенка …
- – Мой ребенок силен в …
- Шкала «Позитивные особенности ребенка» выявляет принимаемые родителем свойства и качества ребенка. Описываемые качества могут включать в себя физические особенности и внешность ребенка; его знания, умения, навыки или достижения; особенности поведения и деятельности; выполнение требований родителей; интеллектуальные, моральные, волевые, эмоциональные качества ребенка; особенности тендерной идентичности.
Шкала включает в себя два незаконченных предложения:
- – Я люблю, когда мой ребенок …
- – Мне нравится в моем ребенке …
- Шкала «Идеальные ожидания» выявляет декларируемые или реальные цели и ценности родительского воспитания, восприятие перспектив развития ребенка и отношений с ним, предпочитаемые качества ребенка.
Шкала включает в себя четыре незаконченных предложения:
- – Я хотел (а) бы, чтобы …
- – Я всегда мечтала о том, что …
- – Я был (а) бы рад (а), если бы …
- – Мой ребенок достаточно способен, чтобы …
- Шкала «Возможные страхи, опасения» выявляет зоны возможной обеспокоенности, тревоги, вины, страха родителя по отношению к ребенку и перспективам его развития. Позволяет выявить степень переживания родителем ответственности за возникающие трудные ситуации в жизни ребенка и возможные фрустрации в детско-родительских отношениях.
Шкала включает в себя три незаконченных предложения:
- – Меня беспокоит в нем/ней …
- – Я боюсь, что …
- – Мне бы не хотелось, чтобы …
- Шкала «Реальные требования» выявляет особенности воспитательной позиции родителя, ее эффективность и ресурсы, особенности практики воспитательных воздействий родителя на поведение ребенка.
Шкала включает в себя два незаконченных предложения:
- – Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания …
- – Хотелось, чтобы он/она перестал (а) …
- Шкала «Причины трудностей» выявляет не принимаемые родителем свойства и качества ребенка. Шкала позволяет выявить конфликтные зоны во взаимоотношениях с ребенком.
Шкала включает в себя три незаконченных предложения:
- – Я очень раздражаюсь, когда …
- – Мне не нравится в нем/ней …
- – Думаю, что ему/ей мешает …
- Шкала «Анамнестические данные» направлена на получение информации, позволяющей более полно реконструировать историю развития ребенка, выявить значимые события в генезисе развития ребенка и характер переживания родителем этих событий.
Шкала включает в себя три незаконченных предложения:
- – Когда он/она рос (ла) …
- – Когда он/она был (а) маленьким (ой) …
- – Самое трудное, что пережил мой ребенок …
- Шкала «Интересы, предпочтения ребенка» позволяет понять особенности предпочитаемых видов деятельности ребенка, выявить сферу интересов ребенка «глазами родителя», особенности принятия Интересов и предпочтений ребенка родителем.
Шкала включает в себя три незаконченных предложения:
- – Моего ребенка интересует …
- – Мой ребенок любит …
- – Он/она предпочитает …
- Шкала «Ситуация «Мы-взаимодействия» позволяет определить зоны принятия ребенка в значимых для родителя сферах. Шкала включает в себя три незаконченных предложения:
- – Мне приятно, когда мы с моим ребенком …
- – Мой ребенок и я …
- – Наши отношения с ребенком …
Распределение незаконченных предложений по шкалам
№ шкалы | Название шкалы | Номера предложений в сочинении |
1. | «Открытая» шкала | 1, 11, 21 |
2. | Сравнительная оценка ребенка | 2, 12 |
3. | Значимые характеристики ребенка | 22, 23 |
4. | Позитивные особенности ребенка | 3, 13 |
5. | Идеальные ожидания | 4, 14, 24, 26 |
6. | Возможные страхи, опасения | 5, 15,25 |
7. | Реальные требования | 6, 16 |
8. | Причины трудностей | 7, 17, 27 |
9. | Анамнестические данные | 8, 18, 28 |
10. | Интересы, предпочтения ребенка | 9, 19, 29 |
11. | Ситуация «Мы-взаимодействия» | 10, 20, 30 |
Методика позволяет выделить определенные компоненты родительской позиции, включающие в себя образ ребенка, образ отношений в семье, образ самого родителя:
- Блок «Образ ребенка»: здоровье, физическое состояние; внешность; эмоциональные особенности; личностные качества; интеллектуальное развитие; гендерная идентификация; саморегуляция (энергетические и деятельностные характеристики); возрастной статус; предпочтения, интересы; отношения с окружающими (со сверстниками, взрослыми); достижения; перспективы, жизненные планы; анамнестические данные. Блок «Образ ребенка» включает в себя идеальный и реальный образы ребенка.
- Блок «Образ отношений в семье»: особенности позиции во взаимодействии, эмоциональный компонент отношения, совместная деятельность, принятие ребенка, воспитательная позиция (требования, запреты, санкции, контроль), ожидания.
III. Блок «Я как родитель»: личностные качества, эмоциональное состояние, воспитательная компетентность, ожидания, факты биографии (развод, смена работы, болезнь и т.д.).
Дополнительные сведения может дать количественный анализ результатов написания сочинения. Он становится возможен за счет применения субъективной шкалы оценок высказываний по критерию «принятие-отвержение» ребенка. Отношение родителя к ребенку может характеризоваться как безусловное принятие, условное принятие, амбивалентное отношение, индифферентное отношение, скрытое и явное отвержение.
Диапазон шкалы оценок по критерию «принятие—отвержение»: от -3 баллов (явное отвержение) до +3 баллов (максимальное принятие).
-3 балла приписывается высказываниям, в которых отражено явное непринятие особенностей ребенка (холодность, раздражение и т.п.), что характеризует отношение к ребенку по типу отвержения — высокий уровень отвержения;
-2 балла приписывается высказываниям, характеризующим не столь явное, а скорее скрытое отвержение ребенка — средний уровень отвержения;
-1 балл приписывается высказываниям со слабой выраженностью неудовлетворенности ребенком или отношениями с ним — низкий уровень отвержения;
0 баллов приписывается нейтральным высказываниям, в которых приводятся конкретные сведения или факты без выраженного отношения к ним;
+1 балл приписывается высказываниям, близким к нейтральным, но все же содержащим слабую выраженность позитивного отношения к ребенку — низкий уровень принятия;
+2 балла приписывается высказываниям, отражающим позитивное отношение к ребенку — средний уровень принятия;
+3 балла приписывается высказываниям, в которых отражено максимально позитивное отношение к ребенку, безусловное принятие тех его качеств и особенностей, о которых пишет родитель — высокий уровень принятия.
По результатам суммирования баллов, приписываемых высказываниям, делаются выводы о характере отношения родителя к ребенку и возможных зонах неблагополучия во взаимодействии с ребенком.
Выраженность отрицательного полюса говорит о высокой степени отвержения в исследуемой сфере отношений.
Выраженность положительного полюса свидетельствует о том, что в рассматриваемой сфере родитель демонстрирует принятие ребенка.
Метод экспресс-диагностики семейной атмосферы, семейного воспитания и отношения родителей к детям (МЭДОР),
автор Р.В. Овчарова.
Для изучения особенностей личности родителей, их отношения к ребенку, семейной атмосферы основным методом является метод комплексной экспресс-диагностики родителей.
Часть I. Самодиагностика типового семейного состояния
Инструкция: прочтите утверждения опросника. Если вы в общем согласны с утверждением, то на бланке обведите.кружком номер утверждения. Если ваш выбор затруднен, поставьте на номере вопросительный знак. Помните, что вы характеризуете свое самочувствие в семье и старайтесь отвечать искренне.
1. Знаю, что члены моей семьи часто бывают недовольны мной.
2. Чувствую, как бы я ни поступил(а), все равно будет не так.
3. Я многое не успеваю сделать.
4. Так получается, что именно я оказываюсь виноват(а) во всем, что случается в моей семье.
5. Часто я чувствую себя беспомощном (беспомощной).
6. Дома мне часто приходится нервничать.
7. Когда я попадаю домой, я чувствую себя неуклюжим (неуклюжей) и неловким (неловкой).
8. Некоторые члены моей семьи считают меня бестолковым (бестолковой).
9. Когда я дома, все время из-за чего-нибудь Переживаю.
10. Часто я чувствую на себе критические взгляды членов моей семьи.
11. Иду домой и с тревогой думаю, что ещё' случилось в мое отсутствие.
12. Дома у меня постоянное ощущение, что надо еще многое сделать.
13. Нередко чувствую себя лишним (лишней).
14. Дома у меня такое положение, что просто опускаются руки.
15. Дома мне постоянно приходится сдерживаться.
16. Мне кажется, что если бы вдруг я исчез(ла), то никто бы этого не заметил.
i 17. Идешь домой, думаешь, что будешь делать одно, а приходится делать совсем другое.
18. Как подумаю о семейных делах, начинаю волноваться.
19. Некоторым членам моей семьи бывает неудобно из-за меня перед друзьями и знакомыми.
20. Часто бывает: хочу сделать хорошо, но оказывается, что вышло [плохо.
21. Многое у нас в семье мне не нравится, но я стараюсь этого не показывать.
Обработка результатов
Один ответ, обведенный кружком, равен 1 баллу;
В — чувство вины, Т — тревога, Н — нервно-психическое напряжение, С — общая семейная тревога, Д/з — значение, при котором состояние диагностируется.
Бланк для ответов
Номер утверждения | Сумма баллов | Шкалы | Д/з | ||||||
1 | 4 | 7 | 10 | 13 | 16 | 19 |
| В | 5 |
2 | 5 | 8- | 11 | 14 | 17 | 20 |
| Т | 5 |
3 | 6 | 9 | 12 | 15 | 18 | 21 |
| н | 6 |
|
|
|
|
|
|
|
| с | 14 |
Часть II. Самодиагностика родительского отношения к детям
1. Я всегда сочувствую моему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
3. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
4. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
5. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.
6. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать от него.
7. Я очень интересуюсь жизнью моего ребенка.
8. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
9. Я разделяю увлечения моего ребенка.
10. За строгое воспитание дети потом благодарят.
11. Я тщательно слежу за здоровьем ребенка.
12. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
13. Воспитание ребенка — сплошные нервные издержки.
Обработка результатов
При подсчете баллов учитывается ответ «верно», обведенный в бланке кружочком. При массовом обследовании родителей социально и педагогически запущенных детей в подавляющем большинстве случаев диагностируется тип «авторитарная гиперсоциализация», который коррелирует с «отвержением ребенка», «его социальной нежелательностью» и «отсутствием кооперации». Поэтому мы модифицировали для экспресс-диагностики опросник В.В.Столина и А.Я.Варга, выделив только первую шкалу и добавив ряд суждений для снятия ее «прозрачности», которые не учитываются.
Итак, оцениваются только первая сумма ответов, которая сравнивается со шкалой:
Сырой балл | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Процентильный ранг | 4,72 | 19,53 | 39,06 | 57,96 | 74,97 | 86,83 | 92,43 | 96,65 |
При высоких значениях диагностируются все три указанных выше типа родительского отношения. Для родителей эта интерпретация предлагается в следующей форме:
«Вы пристально следите за достижениями ребенка, требуете от него успеха, послушания и дисциплины, не оставляете безнаказанными его поступки. К сожалению, вам не хватает понимания ребенка, вы напрасно сравниваете его с другими детьми, ограничиваете его самостоятельность и активность.
Вам следовало бы принять ребенка таким, каков он есть, больше ему доверять, уважать как личность».
Бланк для ответов
Ф.И.О.(шифр) |
Пол Возраст Образование Специальность |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 II 12 13 И |
1. Сумма баллов по №2, 4, 5, 8, 10, 11, 12 |
2. Сумма баллов по № 1, 3, 6, 7, 9, 13 < |
Дата проведения исследования. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический практикум для педагогов "Стрессу - нет"
Педагогическая деятельность часто связана с различного рода напряженными ситуациями и различными факторами, влияющими на психофизическое здоровье педагогов. Это могут быть конфликтные ситуации в...
Семинар-практикум для педагогов "Психологическое здоровье педагога.Профилактика эмоционального выгорания."
Очень актуальная тема в настоящее время,так как психологическое здоровье педагогов действительно заслуживает бООльшего внимания. Предлагаю свой вариант семинара.Надеюсб,мой материал будет полезен....
Психологический практикум «Самоповреждающее поведение. Психологическая помощь обучающимся.»
Психологический практикум для психологов ОУ «Самоповреждающее поведение.Психологическая помощь обучающимся.»...
Психологический практикум для педагогов ДОУ «Золотая рыбка» Тема: « Профилактика постотпускного синдрома педагогов ».
Цель: провести профилактику постотпускного синдрома у педагогов,снятие напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия....
Презентация к семинару-практикуму для педагогов "Психологическое здоровье педагога"
В рамках данного мероприятия рассматривались причины, стадии, профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов....
Семинар-практикум для педагогов «Психологическое сопровождение педагогов по взаимодействию с родителями в условиях ФГОС ДОО»
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи:познакомить с методами предупреждения и эффективного выхода из конфликтн...
Психологический практикум для педагогов «Учимся общаться с родителями»
Психологический практикум для педагогов «Учимся общаться с родителями»...