Семинар-практикум для педагогов "Психологическое здоровье педагога.Профилактика эмоционального выгорания."
методическая разработка на тему
Очень актуальная тема в настоящее время,так как психологическое здоровье педагогов действительно заслуживает бООльшего внимания. Предлагаю свой вариант семинара.Надеюсб,мой материал будет полезен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_2.docx | 52.03 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ТЕМА: «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА. ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»
Цель семинара-практикума: сохранение психического здоровья и развитие эмоциональной устойчивости педагогов, обучение способам профилактики и преодоления эмоциональной напряженности.
Задачи, реализующие цель:
- Знакомство с понятием «профессиональное выгорание» и его характеристиками.
- Создание условий способствующих профилактике синдрома профессионального выгорания.
- Актуализировать проблему эмоциональной устойчивости педагогов.
- Дать представление об основных понятиях и функциях саморегуляции.
- Познакомить педагогов с упражнениями, помогающими регулировать свое эмоциональное состояние, принимать взвешенные решения и воспринимать мир с радостью и оптимизмом.
Приветствие
Начните хлопать в ладоши, постепенно попытайтесь найти общий ритм, чтобы все хлопали в ладоши одновременно. Хлопая в ладоши одновременно, давайте поприветствуем друг друга, скажем: «Здравствуйте». Добрый день! Я рада встрече с вами. Сегодня мы с вами поговорим о самой важной составляющей здоровья – психологическом благополучии. А чтобы то время, которое мы проведем вместе, оказалось для вас продуктивным, работать мы будем в режиме взаимодействия. Ведь как гласит древняя мудрость: “Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь». Начнем мы с упражнения «Поза Наполеона».
Упражнение «Поза Наполеона»
Комментарий ведущего: «Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать».
Мини-лекция: «Профессиональное здоровье педагога»В современном мире профессия педагог становиться все напряженее, и современные обр стандарты требуют полной отдаче на работе, последне время много говорят и пишут о проф.выгораниии и впервые термин предложил Г. Френдерберг в 1974 г. и наблюдается повышенная усталость и напряженность у людей которые работают в сфере профессий «человек-человек»
Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Неудивительно, что показатели физического и психического здоровья снижаются по мере увеличения стажа работы. Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем. Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». Этому феномену подвержены чаще всего люди старше 40 лет, получается, что к тому времени , когда они накопят достаточный педагогический опыт можно ожидать резкого подьема в проф. сфере , а происходит спад, у людей снижается энтузиазм в работе , пропадает блеск в глазах , нарастает негативизм и усталость .Были ситуации по причине эм. Выгорания меняли сферу своей деятельности. При выгорании происходит опустошенность человека.
Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно – проходит три стадии профессиональной непригодности:
1 стадия - начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!».
2 стадия - возникают недоразумения с коллегами, родителями воспитанников — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.
3 стадия - притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему.
Упражнение «Портрет педагога» (практическая работа.На столе лежат человечки .См. приложение «Качества педагога»)
Цель: активизация мыслительной деятельности, «включение» в проблему профессионального выгорания педагога.
Работа в группах. Инструкция: «Нарисуйте портрет эмоционально благополучного педагога.»
«Нарисуйте портрет эмоционально неблагополучного педагога»
Расскажите об портрете, который у вас получился».
Инструкция: «В группах разработайте и запишите рекомендации¸ которые помогут предупредить или преодолеть эмоциональное выгорание».
Рефлексия, обсуждение: Ведущий делает акцент на том, что участники сами разработали рекомендации, нашли пути решения проблемы. Выводы: в преодолении профессионального выгорания многое зависит от тебя самого. Поэтому особенно значимы собственные внутренние резервы педагога.
Задача тренера сделать акцент на значимости внутренних резервов педагога в преодолении профессионального выгорания, на том, что многое зависит от нас самих.
Продолжение мини-лекции
«Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью, агрессивностью, категоричностью. Эти проявления значительно ограничивают творчество и стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»: он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам.
Первый признак выгорания – эмоциональное истощение, соматизация. Появляется чувство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска.
Вторым признаком выгорания является – личностная отстранённость. Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью, у него не вызывает эмоционального отклика ни положительное, ни отрицательное.
Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности и падение самооценки. Человек не видит перспектив в своей работе.
Профессиональное “выгорание” это не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни и карьеры. Однако “выгорание” довольно коварный процесс и возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без “соответствующей” разрядки или “освобождения” от них. Опасность выгорания в том, что это не кратковременный эпизод, а долговременный процесс “сгорания дотла”. Мало осознавая его симптомы, педагог начинает испытывать неудовлетворенность в жизни.
- Как вы думаете, какие факторы способствуют возникновению синдрома “выгорания”?
Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте, к которому приводят:
- предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка
- отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства
- недостаток вознаграждения за работу (морального и материального)
- невозможность влиять на принятие важных решений
- необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным (необходимость быть эмпатичным, вежливым, улыбчивым)
- работа с тяжелыми людьми (агрессивными, нервными)
- отсутствие каких-либо интересов вне работы
- переживание несправедливости и неудовлетворенности работой
Диагностическая процедура «Симптомы профессионального выгорания»
Давайте посмотрим, какие симптомы характерны для профессионального “выгорания”, прислушайтесь к себе, проанализируйте свое состояние и постарайтесь определить, есть ли у вас признаки “выгорания”. «Оцени себя сам!!! (См. приложение.)
Выход следующий: Меняйте стиль жизни, меняйтесь сами!
Неурядицы, жизненные противоречия – это норма жизни. Они не должны занимать в нашем сознании больше места, чем того стоят.
Хочется привести слова Уолтера Рассела: “Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме, начинают вырабатываться разрушительные токсины и в результате этого вы, начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете”.
Нужно любить всё, что вы делаете. Или иначе, делайте то, что можете делать с любовью. Так гласит и древняя восточная мудрость.
“Делайте всё с радостью, делайте всё лучшим из известных вам способов”.
Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья педагога, отравляя его организм «стрессовыми токсинами». Профессиональный долг обязывает педагога преодолевать состояние раздражительности, тревожности, отчаяния. Для этого необходимо вооружиться способами саморегуляции эмоционального состояния.
Практические упражнения “Осваиваем саморегуляцию”
Саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием и воздействие на себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Для этих целей могут использоваться:
- самоубеждение, самоприказы, вызывающие спокойное состояние, самовнушение спокойствия и выдержки, необходимого для работы настроения: «Сегодня я не обращаю внимания на пустяки», «Я совершенно спокоен», и т. д;
- самоконтроль эмоционального состояния по внешним выражениям эмоций: мимике, соматике, характеру речи, наличию мышечного напряжения, повышенной частоте дыхания. Контролировать внешнее выражение эмоций можно с помощью «запуска» вопросов самоконтроля: «Как выглядит мое лицо?», «Не скован ли я?», «Как я сижу (стою)?», «Как я дышу?». В случае выявления признаков напряженности необходимо произвольно расслабить мышцы, удобно сесть (встать), установить спокойный ритм дыхания: сделать 2 -3 глубоких вдоха и выдоха, чтобы сбить учащенное дыхание;
- дыхательные упражнения: сделать глубокий вдох, направляя воздушный поток в низ живота, задержать дыхание на пару секунд, а потом медленно выпустить воздух через рот струей. Если чувствуете, что начинаете нервничать или напрягаться — глубоко вдохните и выдохните. Выдохните все напряжение из своего тела. Вдыхать нужно носом, а выдыхать через рот, причем выдох длиннее вдоха в три раза. Повторить 3-6 раз.
Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме «4 + 4 + 4»: четыре секунды на вдох, четыре – на задержку дыхания, четыре – на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно.
- Можете погримасничать, т. е. наморщить лицо, начиная со лба. Расслабьте мышцы лица. Посмотрите на ситуацию с высоты птичьего полета и скажите себе: «Успокойся», — и успокойтесь.
В конце вы можете встать и сделать несколько упражнений на потягивание: дотянуться до звезд, до земли, распахнуть руки в стороны. И конечно же, улыбнуться!
Упражнение “Улыбка”
Инструкция: Закройте глаза и посидите несколько минут, ни о чем не думая. При этом на вашем лице обязательно, но должна быть улыбка. Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче.
- Релаксация способна улучшить состояние человека. Во время глубокого расслабления в кровь выбрасывается большое количество эндорфинов, которые поднимают человеку настроение, снижают уровень артериального давления. Эти гормоны способны нормализовать работу сердца, нервной системы, ритма мозга. Чтобы релаксационные упражнения, были более эффективными, следует запомнить три правила:
Перед тем, как почувствовать расслабление, необходимо напрячь мышцы.
Напряжение следует выполнять плавно, постепенно, а расслабление - быстро, чтобы лучше почувствовать контраст.
Напряжение следует осуществлять на вдохе, а расслабление - на выдохе.
Это универсальный экспресс-прием для снятия отрицательного напряжения. Через... напряжение.
1. Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее.
Напрягите руки.
Разожмите кулаки и пошевелите пальцами.
Встряхните их.
Испытайте чувство расслабления.
2. Сложите руки «в замок» за спиной. Так как отрицательные эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.
3. Сложите руки «в замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти (во время потягивания происходит выброс «гормона счастья»).
Владейте собой! Начните с себя! Научите этому ребёнка!
Советуют психологи.
Для профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний можно использовать следующие способы:
- экономно расходовать свои эмоционально-энергетические ресурсы. Сила разума способна нейтрализовать отрицательное влияние многих событий и факторов. Будьте оптимистами. Игнорируйте мрачные стороны жизни, позитивно оценивайте события и ситуации.
Для этого следует:
- жить под девизом: «В целом все хорошо, а то, что делается — делается к лучшему»;
- воспринимать неудовлетворительные обстоятельства жизни как временные и пытаться изменить их к лучшему;
- помнить, что стрессы реже «пристают» к человеку, который умеет дурачиться, или, как говорят, «валять дурака». Например, дома побоксируйте с воображаемым противником, состройте самому себе рожицу перед зеркалом, наденьте на себя что-нибудь экстравагантное, поиграйте с игрушкой вашего ребенка…
- подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться доступным целям.
Упражнение «Молодец!» (5–7 мин.)
Цель: оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального напряжения.
Инструкция. Разделиться на два круга — внутренний и внешний, встать лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны говорить о своих достижениях, а во внешнем круге — хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец — раз! А это ты молодец — два!» и т.д., при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в сторону на один шаг, и все повторяется Затем внутренний и внешний круг меняются местами, и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.
Ожидаемый результат: эмоциональная разрядка педагогов (как правило, это упражнение проходит очень весело), повышение самооценки педагогов.
Упражнение «Калоши счастья» (10 мин.)
Цель: развитие позитивного мышления педагогов. Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.
Материалы и оборудование: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями (см. приложения 4).
Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.
Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
Упражнение «Моя аффирмация». (Это упражнение я не брала!!)
Цель: создание позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия, закрепление приобретенных навыков позитивного мышления.
Материалы и оборудование: карточки с позитивными утверждениями-аффирмациями (см. приложение 5).
Инструкция. Предлагаю вам вытянуть карточки с позитивными утверждениями-аффирмациями. Если вам какая-то карточка не понравится, можете вытянуть другую, которая вам близка.
Участники по очереди тянут карточки и зачитывают их. После завершения упражнения можно спросить, какие у участников ощущения от этого упражнения. Ожидаемый результат: закрепление позитивного опыта; положительный настрой.
Подведение итогов семинара
Цель: шеринг — вербальная рефлексия семинара, подведение итогов.
Материалы и оборудование: рефлексивный кубик, анкеты «Обратная связь» (см. приложение 6).
Инструкция. А сейчас я вас попрошу поделиться своими эмоциями, впечатлениями от сегодняшнего нашего с вами занятия. Оправдались ли ваши ожидания сегодня? Предлагаю заполнить небольшую анкету, где вы сможете написать свои впечатления от семинара. Ваше мнение для нас очень важно. И в подарок каждый участник тренинга получает буклет “Психотехнические приемы саморегуляции”.
Приложение 1.
Список личностных качеств педагога
Задание А. Выберите 5 из 15 личностных качеств педагога, наиболее затрудняющих, на Ваш взгляд, педагогическое взаимодействие.
Список личностных качеств педагога.
- Вспыльчивость.
- Прямолинейность.
- Торопливость.
- Резкость.
- Себялюбие.
- Упрямство.
- Обидчивость.
- Мстительность.
- Сухость.
- Педантичность.
- Медлительность.
- Необязательность.
- Забывчивость.
- Нерешительность.
- Пристрастность.
Задание Б. Отберите 5 из 15 личностных качеств педагога, которые имеют решающее значение в педагогическом взаимодействии.
- Справедливость.
- Терпимость.
- Ответственность.
- Оптимизм.
- Принципиальность.
- Требовательность к себе.
- Требовательность к ребенку.
- Самоуважение.
- Уважение личности ребенка.
- Доброжелательность.
- Эмоциональность.
- Самообладание.
- Уравновешенность.
- Демократичность.
ОЦЕНИ СЕБЯ САМ:
«СИМПТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»
Первая группа: Психофизические симптомы
- Чувство постоянной усталости не только вечером, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости)
- Ощущение эмоционального и физического истощения
- Снижение восприимчивости в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или страха на опасную ситуацию)
- Общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии).
- Частые беспричинные головные боли; расстройства желудочно-кишечного тракта
- Резкая потеря или резкое увеличение веса
- Полная или частичная бессонница
- Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение дня
- Одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке
- Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обаяния, потеря внутренних, телесных ощущений
Вторая группа: Социально-психологические симптомы
- Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности)
- Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события
- Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказа от общения, уход в себя)
- Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность)
- Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»)
- Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или « я не справлюсь»
- Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»)
Третья группа: Поведенческие симптомы
- Ощущение, что работа становиться все тяжелее, а выполнить ее - все труднее
- Сотрудник заметно меняет свой режим (увеличивает/ сокращает время работы)
- Постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает
- Педагог затрудняется в принятии решений
- Чувство бесполезности, неверия в улучшения, снижения энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам
- Невыполнение важных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям, трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое выполнение автоматических действий
- Дистанцированность от сотрудников и родителей, повышение неадекватной критичности
- Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств
Приложение 4
Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Калоши счастья»
Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.
- Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.
- В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.
Вам дали классное руководство над слабыми детьми.
- Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.
- Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.
На работе задержали зарплату.
- Можно сэкономить на чем-то.
- Можно теперь сесть на диету.
По дороге на работу вы сломали каблук.
- Хороший повод купить новые сапоги.
Большинство учеников слабо написали контрольную.
- Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.
Вы внезапно заболели.
- Хороший повод отдохнуть.
- Заняться наконец-то своим здоровьем.
Вас бросил муж.
- Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.
- Больше времени на хобби.
Вы попали под сокращение.
- Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.
- Новый коллектив, новые перспективы.
Приложение 5
Карточки к упражнению «Моя аффирмация» (позитивные утверждения):
У МЕНЯ МНОГО ДРУЗЕЙ!
Я ПОЛЕЗНА И НУЖНА!
Я ЛЮБЛЮ ВСЕХ!
Я УМЕЮ СЛУШАТЬ!
Я УМЕЮ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ!
Я ПОЛНА ХОРОШИХ ИДЕЙ!
У МЕНЯ СКАЗОЧНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ!
Я ОЧЕНЬ УМНАЯ!
У МЕНЯ ВЫДАЮЩИЕСЯ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ!
Я МОГУ СДЕЛАТЬ ВСЕ, К ЧЕМУ ПРИЛОЖУ МОЗГИ!
Я УВЕРЕНА В СЕБЕ – Я СПРАВЛЮСЬ!
Я ВЕРЮ В СЕБЯ!
МНЕ ВСЕГДА И ВО ВСЕМ ВЕЗЕТ!
Я ВСЕГДА ОКАЗЫВАЮСЬ В НУЖНОЕ ВРЕМЯ В НУЖНОМ МЕСТЕ!
Я СЧАСТЛИВА!
Я ВСЕГДА ДЕЛАЮ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР!
СО МНОЙ ВСЕГДА СЛУЧАЕТСЯ ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ!
МНЕ ХОРОШО БЫТЬ С САМОЙ СОБОЮ!
ЛЮДИ РАДЫ ВИДЕТЬ МЕНЯ!
Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ЖИЗНЬ, И ОНА ОЧЕНЬ ИТЕРЕСНАЯ!
Я ВСЕГДА СТАРАЮСЬ!
Я УНИКАЛЬНАЯ И ОСОБЕННАЯ!
Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ!
Я В ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ!
МОЕ ТЕЛО – МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!
Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛКОЛЕПНО!
Я СПОКОЙНА И РАССЛАБЛЕНА!
Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ!
Я САМАЯ ОБАЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ!
КАЖДЫЙ ДЕНЬ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ Я СТАНОВЛЮСЬ ВСЕ ЛУЧШЕ И ЛУЧШЕ!
Я ЛЮБЛЮ ДЕТЕЙ – У НИХ ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ!
Я САМА СЕБЕ ДОБРЫЙ ДРУГ!
Я ТАЛАНТЛИВАЯ И СПОСОБНАЯ!
Я ГОРЖУСЬ СВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ!
Я ВЕРЮ ТОЛЬКО В ЛУЧШЕЕ!
У МЕНЯ ВСЕГДА ЕСТЬ ВЫБОР!
МОИ МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ!
Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ РАБОТУ!
Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ!
Приложение 6
Вопросы рефлексии (рефлексивный кубик)
- Трудно ли вам было отвечать?
- Было ли для вас что-то новое?
- Считаете ли вы полезным упражнение?
- Открыли ли вы что-то новое для себя?
- Как вы себя сейчас чувствуете?
- Какие у вас сейчас ощущения?
Вопросы наклеиваются на грани кубика. Участники выбирают один вопрос путем перекидывания кубика друг другу и отвечают на него.
Анкетирование « Обратная связь»
Степень включенности 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 (подчеркнуть)
Что понравилось_____________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Что мне не понравилось, почему_________________________________________
_____________________________________________________________________
Твои мысли после занятия:
О себе________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
О группе______________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Твои замечания и пожелания ведущему___________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Задание А. Выберите 5 из 15 личностных качеств педагога, наиболее затрудняющих, на Ваш взгляд, педагогическое взаимодействие.
- Вспыльчивость.
- Прямолинейность.
- Торопливость.
- Резкость.
- Себялюбие.
- Упрямство.
- Обидчивость.
- Мстительность.
- Сухость.
- Педантичность.
- Медлительность.
- Необязательность.
- Забывчивость.
- Нерешительность.
- Пристрастность.
Задание Б. Отберите 5 из 15 личностных качеств педагога, которые имеют решающее значение в педагогическом взаимодействии.
- Справедливость.
- Терпимость.
- Ответственность.
- Оптимизм.
- Принципиальность.
- Требовательность к себе.
- Требовательность к ребенку.
- Самоуважение.
- Уважение личности ребенка.
- Доброжелательность.
- Эмоциональность.
- Самообладание.
- Уравновешенность.
- Демократичность.
- Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем уроке…
- Откровенно говоря, когда я готовлюсь к занятиям…
- Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…
- Откровенно говоря, когда я волнуюсь…
- Откровенно говоря, когда я пишу планы (проверяю тетради)…
Откровенно говоря, когда я прихожу на урок…
- Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…
- Откровенно говоря, когда ко мне на урок приходят родители…
- Откровенно говоря, когда ко мне на занятие приходят завучи или методисты…
- Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание...
Откровенно говоря, когда мой рабочий день…
Откровенно говоря, когда я провожу свой урок…
- Откровенно говоря, когда работа с детьми…
- Откровенно говоря, моя работа…
- Откровенно говоря, когда я думаю о работе…
- Откровенно говоря, мое здоровье…
Откровенно говоря, когда я разговариваю с заведующей…
- Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…
- Откровенно говоря, после рабочего дня…
Откровенно говоря, когда я заполняю журнал…
Откровенно говоря, когда я выставляю оценки…
Откровенно говоря, когда наступает пора каникул…
Откровенно говоря, когда я слышу звонок на урок…
Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…
Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…
Откровенно говоря, неприятности на работе…
Откровенно говоря, успехи на работе…
У МЕНЯ МНОГО ДРУЗЕЙ!
Я ПОЛЕЗНА И НУЖНА!
Я ЛЮБЛЮ ВСЕХ!
Я УМЕЮ СЛУШАТЬ!
Я УМЕЮ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ!
Я ПОЛНА ХОРОШИХ ИДЕЙ!
У МЕНЯ СКАЗОЧНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ!
Я ОЧЕНЬ УМНАЯ!
Я МОГУ СДЕЛАТЬ ВСЕ, К ЧЕМУ ПРИЛОЖУ МОЗГИ!
Я УВЕРЕНА В СЕБЕ – Я СПРАВЛЮСЬ!
Я ВЕРЮ В СЕБЯ!
МНЕ ВСЕГДА И ВО ВСЕМ ВЕЗЕТ!
Я ВСЕГДА ОКАЗЫВАЮСЬ В НУЖНОЕ ВРЕМЯ В НУЖНОМ МЕСТЕ!
Я СЧАСТЛИВА!
Я ВСЕГДА ДЕЛАЮ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР!
СО МНОЙ ВСЕГДА СЛУЧАЕТСЯ ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ!
МНЕ ХОРОШО БЫТЬ С САМОЙ СОБОЮ!
ЛЮДИ РАДЫ ВИДЕТЬ МЕНЯ!
Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ЖИЗНЬ, И ОНА ОЧЕНЬ ИТЕРЕСНАЯ!
Я ВСЕГДА СТАРАЮСЬ!
Я УНИКАЛЬНАЯ И ОСОБЕННАЯ!
Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ!
Я В ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ!
МОЕ ТЕЛО – МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!
Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛКОЛЕПНО!
Я СПОКОЙНА И РАССЛАБЛЕНА!
Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ!
Я САМАЯ ОБАЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ!
КАЖДЫЙ ДЕНЬ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ Я СТАНОВЛЮСЬ ВСЕ ЛУЧШЕ И ЛУЧШЕ!
Я ЛЮБЛЮ ДЕТЕЙ – У НИХ ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ!
Я САМА СЕБЕ ДОБРЫЙ ДРУГ!
Я ТАЛАНТЛИВАЯ И СПОСОБНАЯ!
Я ГОРЖУСЬ СВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ!
Я ВЕРЮ ТОЛЬКО В ЛУЧШЕЕ!
У МЕНЯ ВСЕГДА ЕСТЬ ВЫБОР!
МОИ МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ!
Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ РАБОТУ!
Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ!
Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.
Вам дали классное руководство над слабыми детьми.
На работе задержали зарплату.
По дороге на работу вы сломали каблук.
Большинство учеников слабо написали контрольную.
Вы внезапно заболели.
Вас бросил муж.
Вы попали под сокращение.
- Трудно ли вам было отвечать?
- Было ли для вас что-то новое?
- Считаете ли вы полезным упражнение?
- Открыли ли вы что-то новое для себя?
- Как вы себя сейчас чувствуете?
- Какие у вас сейчас ощущения?
Анкетирование « Обратная связь»
Степень включенности 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 (подчеркнуть)
Что понравилось_____________________________________________________
_____________________________________________________________________
Что мне не понравилось, почему_________________________________________
_____________________________________________________________________
Твои мысли после занятия:
О себе________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
О группе______________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Твои замечания и пожелания ведущему___________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Анкетирование « Обратная связь»
Степень включенности 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 (подчеркнуть)
Что понравилось_____________________________________________________
_____________________________________________________________________
Что мне не понравилось, почему_________________________________________
_____________________________________________________________________
Твои мысли после занятия:
О себе________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
О группе______________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Твои замечания и пожелания ведущему___________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Анкетирование « Обратная связь»
Степень включенности 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 (подчеркнуть)
Что понравилось_____________________________________________________
_____________________________________________________________________
Что мне не понравилось, почему_________________________________________
_____________________________________________________________________
Твои мысли после занятия:
О себе________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
О группе______________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Твои замечания и пожелания ведущему___________________________________
_____________________________________________________________________
__________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»
Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»...
Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"
Тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога" Задачи:- создание условий способствующих профилактике СЭВ;- передача психологических знаний...
ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ "
Создание условий, способствующих профилактике синдрома эмоционального выгорания. когнитивный компонент: передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и с...
Консультация для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания"
Как помочь педагогам сохранить себя как профессионала,как распознать эмоциональное выгорание? Как не допустить его и продолжать работать в удовольствие?...
Программа« Арт-терапевтическая студия для педагогов»(Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов)
«Профессиональное "выгорание" — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологическ...