Психологический практикум «Самоповреждающее поведение. Психологическая помощь обучающимся.»
план-конспект занятия по психологии

Хайруллина Элеонора Ахмаджановна

Психологический практикум для психологов ОУ «Самоповреждающее поведение.Психологическая помощь обучающимся.»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрация Городского округа Подольск

Зональная межведомственная практическая конференция

  «Вызовы времени. Работа социально-психологической службы»

Психологический практикум

«Самоповреждающее поведение.

Психологическая помощь обучающимся.»

Подготовила: педагог-психолог

МОУ СОШ №19, дошкольное отделение Хайруллина Элеонора Ахмаджановна

   07.04. 2022 г.

г.о. Подольск

Под самоповреждающим поведением ( СелфХарм)  понимают ряд действий аутоагрессивного характера, направленных на сознательное нанесение физического ущерба своему телу, имеющего малую вероятность летального исхода, социально неприемлемое по своему характеру и производимое с целью уменьшить и/или справиться с психологическим стрессом. ( 2 слайд)

На сегодняшний день выделяют разнообразные виды и формы поведения, направленного на причинение вреда своему телу.

К ним относят: (3 слайд)

- нарушения пищевого поведения (анорексия и булимия);

- нанесение татуировок, пирсинга;

- совершение ряда навязчивых действий: разрушение или обкусывание ногтей и околоногтевых,  выдергивание и поедание волос, щипание кожи, порезы себя предметами, царапанье кожи;

- перфорация частей тела с помещением в отверстие инородных предметов;

- удары кулаком и головой о предметы и самоизбиение (чаще — кулаком, проводом);

уколы (булавками, гвоздями, проволокой, пером ручки и др.);

самоожоги (чаще — сигаретой);

неполное самоудушение, вывих суставов пальцев;

кусание рук и других частей тела (чаще — губ, языка);

 Самоповреждающее поведение встречается в разных возрастных и социальных группах. Это могут быть как дети, так и взрослые, мужчины и женщины, одинокие и люди из благополучных семей, безработные и успешные в бизнесе, эмоциональные и внешне спокойные. Объединяет всех, пожалуй, только одно — неумение говорить о своих чувствах и переживаниях или нежелание делать это из-за боязни быть непонятыми. Именно поэтому данное поведение достаточно долго скрывается от окружающих и носит повторяющийся характер, рискуя перейти в зависимое поведение. (4 слайд)

Нет каких-то специфических причин для селф-харма. Они индивидуальны, и могут отличаться у разных людей. Для когото селф-харм связан с переживаниями и является способом справиться с тем, что происходит сейчас или происходило в прошлом. В других случаях причины могут быть менее очевидными и их сложнее понять. Иногда человек не знает, зачем он причиняет себе вред. (5 слайд)

Бытует мнение, что самоповреждающее поведение используется для манипуляции окружающими. Возможно, некоторые подростки используют подобное поведение, чтобы добиться нужной реакции от конкретных людей — родителей, знакомых, но в большинстве случаев нанесение повреждений происходит наедине и тщательно скрывается. Скорее, это попытка что-то сказать, а не манипулировать. И хоть в СП и нет желания летального исхода, однако менее опасным оно от этого не становится. (6 слайд)

В Пермском крае не выделяют отдельно работу, именно, с самоповреждающим поведением, а рассматривают в рамках «Раннего  выявления детского и семейного благополучия».  Для этого Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края выпустила постановление  «Об утверждении порядка межведомственного взаимодействия по профилактике и предупреждению суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних».

В рамках постановления, прописан ежегодный мониторинг в отношении учащихся с 6 по 11 классы. В период с 1 октября по 30 ноября во всех школах проводится добровольное психолого-педагогическое обследование особенностей эмоционального реагирования
и адаптационных возможностей учащихся.

Для мониторинга школам предлагается единый комплект диагностики. Отдельно для разных классов. (В раздаточных материалах будут представленны комплекты диагностики :1. 1,5,10 классы, 2.2-4 класс 3. 6-8 класс, 4. 9,11 класс, для коррекционных школ и для дошкольных учреждений.)

По итогам мониторинга производится сводная таблица по всем школам и даются рекомендации школам, на что необходимо направить работу. В основном, за основу программы профилактики берется «Все цвета кроме черного» и «Программа вторичной психологической профилактики самоповреждающего поведения». (Оба варианта в электронном виде к раздатке).Основная цель помочь ребенку научиться осознавать свои  эмоции и конструктивно их выражать.

Какие можно использовать упражнения в работе с СП

  1. Эмоция- варианты.

- Гнев и фрустрация  (1. Сделать зарядку 2. Бить подушку 3. Кричать и танцевать 4. Потрясти частью тела или предметом 5. Покусать вещь из упругого материала 6. Порвать что-то на много мелких кусочков 7. Пробежаться)

- Грусть и страх  (1. Закутаться в одеяло 2. Провести время с каким-нибудь животным 3. Прогуляться на природе 4. Разрешить себе поплакать или поспать 5. Послушать успокаивающую музыку 6. Рассказать кому-то о своих чувствах 7. Помассировать руки 8. Лечь в комфортной позе, вдохнуть и медленно выдохнуть. Дышать так, чтобы выдох был длиннее вдоха, пока не почувствуете себя более спокойным. Посмотрите материалы по релаксации в интернете.)

- Потребность контролировать (1. Писать списки 2. Убраться 3. Раскидать вещи 4. Написать письмо обо всем, что чувствуете, и разорвать его 5. Посадить растения 6. Напрячь, а потом расслабить каждую мышцу)

- Отрешенность (1. Щелкнуть резинкой на своем запястье (оттянуть и отпустить) 2. Взять кубик льда в руку 3. Понюхать что-то с резким запахом 4. Принять холодный душ)

- Стыд (1. Перестать проводить время с теми, кто плохо с вами обращается 2. Замечать, когда вы пытаетесь быть идеальным, и напоминать себе, что совершать ошибки – часть человеческой природы. 3. Напоминать себе, что у вашего поведения есть причины и это не потому что вы "плохой")

- Ненависть к себе и желание наказать себя  (1. Написать письмо от той части себя, которая чувствует ненависть, а потом напишите себе ответ полный сострадания и принятия себя 2. Выразить ненависть через творчество, например, через песни или стихи, рисунки, танец или пение 3. Сделать зарядку / пробежку / сходить в зал, чтобы выразить гнев, который обращен на себя)

  1. Списки замещающих действий, которые можно совершать, когда хочется нанести себе самоповреждение.  (напр., сделать запись в дневнике, послушать музыку).

Дневник импульсов (Слайд 7)

Мысли о самоповреждении

Дата, время

Место

Ситуация

Чувства

Что будет в результате самоповреждения?

Что я хочу сказать самоповреждением?

Результат

Комментарии

  1. КВАДРАТ ДЕКАРТА. Техника принятия решений. (Слайд 8)

 Цель: анализ вариантов разрешений кризисной ситуации, выбор оптимального варианта.

Это простая техника принятия решений. Суть заключается в том, что нужно рассмотреть ситуацию, ответив на 4 вопроса:

1. Что будет, если это произойдет?  Что я получу, плюсы и минусы от этого.
2. Что будет, если это не произойдет? Все останется так, как было, плюсы и минусы от неполучения желаемого.
3. Чего НЕ будет, если это произойдет? Минусы и плюсы от получения желаемого.
4. Чего НЕ будет, если это НЕ произойдет? Минусы от неполучения желаемого. С этим вопросом будьте внимательны, потому что мозг захочет проигнорировать двойное отрицание. И ответы могут быть похожи на ответы первого вопроса. Не допускайте этого.
ПОЧЕМУ эта техника работает?  «Квадрат Декарта» помогает прояснить последствия каждого решения.  Дело в том, что в ситуации, требующей решения, мы часто зацикливаемся на одной позиции: что будет, если это произойдет? С помощью же «квадрата Декарта» мы рассматриваем одну и ту же ситуацию с 4 разных сторон.

  1. УПРАЖНЕНИЕ "БУМАЖНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК"

Цель: работа с агрессией, аутоагрессией, низкой самооценко

Возьмите чистый лист бумаги формата А4 (желательно для рисования или черчения, чтобы был более плотным, обычный для принтера тоже подойдет) и руками, без ножниц и других подручных средств, оборвите лист так, чтобы получился человечек.

Потом сосредоточьтесь на том, что вам не нравится в вашем творении и начните его "ругать": "Кривой какой-то!" ,"Косой", "Некрасивый", "Надо быть лучше", "Ноги короткие" и т. д.

После каждого ругательства заворачивайте край бумаги, начиная сверху, и хорошенько "заутюживайте" его ногтем. Как-то так: ругнули- завернули, ругнули - завернули...

Когда ругательства будут исчерпаны, остановитесь и посмотрите, что у вас получится в итоге. Интересно, до какого состояния ваш человечек докрутится.

Если пофантазировать, то: как вы думаете, на какие действия теперь способен такой скрученный человечек? У меня получилось, что - на самые бестолковые, тревожные и неэффективные или вообще ни на какие.

Но это еще не все. Теперь начинайте хвалить этого человечка, как Вы сами себя хвалите, говорить ему поддерживающие слова на каждый отворот бумаги. Похвалили - отвернули, похвалили - отвернули...

И понаблюдайте в процессе вот за чем:
1) Что вам легче было делать: ругать или поддерживать? Когда вы были более находчивы и разнообразны в словах и выражениях?
2) Хватило ли у вас хороших слов, чтобы развернуть человечка полностью?
3) Каким в итоге получился человечек? Чем отличается от первоначального состояния (до скручивания)?
4) На какие действия теперь способен ваш человечек?

 Желательно провести шкалирование эмоционального состояния в начале и в конце работы, чтобы результативность была очевиднее.

6. Осознанный побег

Чтобы привести мысли в порядок, важно иметь особое убежище. Не обязательно физическое — можно представить себе какое-то место и перенестись туда в воображении. Это поможет отвлечься от проблем и спокойно во всем разобраться.

Предложите подростку нарисовать воздушный шар — или используйте картинку, приведенную ниже. В верхней части шара нужно написать, куда он направляется, и представить себе этот полет.

Мысленно добравшись до убежища, важно внимательно, всеми органами чувств, ощутить это место. В корзине воздушного шара попросите ребенка записать ответы на следующие вопросы:

  • Что ты слышишь? (Например, как разбиваются о берег океанские волны.)
  • Что ты видишь? (Например, как покачиваются на ветру пальмы.)
  • Какие запахи ты чувствуешь? (Например, аромат луговых цветов.)
  • Можно ли попробовать что-то на вкус? (Например, как тает на языке снежинка.)
  • Можно ли что-нибудь потрогать? (Например, сосульку на ветке дерева.)

7.  Приложение «Анти-депрессия»

Все выше перечисленные методы можно использовать и при других проблемах, требующих взгляда на ситуацию со стороны.

Спасибо за внимание! 

Слух_________________________________________________________

Зрение_______________________________________________________

Вкус_________________________________________________________

Обоняние_____________________________________________________

Осязание______________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологический практикум на тему « Самоповреждающее поведение. Психологическая помощь обучающимся.» Комитет по образованию Администрация Городского округа Подольск Зональная межведомственная практическая конференция «Вызовы времени. Работа социально-психологической службы» Подготовила: педагог-психолог МОУ СОШ №19, дошкольное отделение Хайруллина Элеонора Ахмаджановна

Слайд 2

С амоповреждающее поведение это нанесение себе повреждений с целью справиться с тяжелыми переживаниями, болезненными воспоминаниями, ситуациями, которые трудно пережить, и невозможностью контролировать свою жизнь .

Слайд 3

Самоповреждающее поведение Порезы, проколы, царапанье Удары кулаком,головой,щипки Укусы Глотание батареек,булавок Самоожоги , самоудушение , вывихи суставов Трихотилломании , Онихохейлофагии , Онихотилломании нарушения пищевого поведения нанесение татуировок, пирсинга, шрамирования

Слайд 4

Кто подвержен?

Слайд 5

Причины стресс в школе травля беспокойство о деньгах сексуальное, физическое или эмоциональное насилие тяжелая утрата разрыв отношений болезнь и проблемы со здоровьем низкая самооценка повышение уровня стресса сложные переживания (депрессия, тревога, ярость…)

Слайд 6

1. Недооценка риска СП может привести к смертельному исходу. 2. Один из факторов развития суицидального поведения. 3. Привычка «справляться» с трудными ситуациями изощренным способам самоповреждений Риски самоповреждающего поведения

Слайд 7

Осознанный побег

Слайд 8

Квадрат Декарта

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический практикум для педагогов "Стрессу - нет"

Педагогическая  деятельность часто связана с различного рода напряженными ситуациями и различными факторами, влияющими на психофизическое здоровье педагогов. Это могут быть конфликтные ситуации в...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА «ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ»

В силу своей профессии воспитателю необходимо налаживать контакт и общаться, взаимодействовать с большим количеством людей: дети, их родители, коллеги и другие. И эффективность такого взаимодейс...

Психологический практикум «Обучение педагогов бесконфликтному общению как средство профилактики эмоционального выгорания»

Конфликты правомерно рассматривать как факторы стрессогенного порядка.Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между коллегами, между педагогами и родителями. В...

Консультация для родителей: «Подготовка к школе детей подготовительной группы с помощью обучающих приложений».

Советы для родителей о том, как правильно пользоваться современными гаджетами....

Программа учителя-логопеда об оказании логопедической помощи обучающимся на 2019 - 2020 учебный год

Программа  учителя-логопеда об оказании логопедической помощи обучающимся на 2019 - 2020 учебный год...