Мастер - класс для педагогов по теме "Развитие фонематического слуха детей 4-5 лет"
материал (средняя группа)
Знакомство педагогов с дидактическими и подвижными играми по развитию фонематического слуха детей средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_dlya_pedagogov_po_razvitiyu_fonematicheskogo_sluha_v_sredney_gruppe.docx | 22.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Фонематический слух является основой чёткого произношения звуков, воспроизведения слоговой структуры слова, овладения грамматическими нормами языка, успешного усвоения навыков письма и чтения. Можно сказать, что фонематический слух – это фундамент всей речевой системы.
Формирование фонематического слуха проходит в процессе восприятия речи окружающих и во время произнесения слов, соответствующих услышанным образцам.
Как лучше развивать фонематический слух у малыша, как добиться хороших результатов? Бесспорно, самым интересным и эффективным способом будет игра.
Во время игры ребёнок прислушивается к звукам природы, к бытовым звукам, к звучанию слов, определяет, есть ли звук в слове, учится различать сходные звуки, проговаривать одно-, двух- или многосложные слова.
Хочу предложить вам подборку таких игр:
«Где колокольчик?»
Эта игра направлена на развитие слухового внимания и учит ориентировке в пространстве.
Ребёнок стоит или сидит, закрыв глаза. Взрослый с колокольчиком (или другим звучащим предметом) двигается по комнате и звенит. Малыш, не открывая глаз, должен показать рукой в том направлении, откуда слышится звук.
«Что звучит?»
Цель: формировать умение на слух называть звучащий предмет
Материал: колокольчик, бубен.
Ход игры: Ребенок сидит на стуле, воспитатель сзади него стоит так, чтобы он не видел предмет, находящий в руках (колокольчик, бубен). Ребенок должен отгадать, что за предмет звучит.
«Похлопаем - потопаем»
Цель: Развитие слухового внимания, развитие наблюдательности, внимательности, координации движений.
Ход игры:
На столе несколько звучащих игрушек. В ответ на определенное звучание ребенок должен производить определенные действия, например, когда играет гармошка - хлопать в ладоши, при звуках бубна топать, колокольчик - хлопать, барабан - топать.
«Повтори»
Цель: формирование слухового внимания.
Ход игры: Воспитатель предлагает сначала хлопнуть в ладоши один раз, затем два, затем три.
«Угадай, кто меня позвал?»
Цель: развитие слуховой памяти, коммуникативных качеств.
Ход игры: Водящий стоит в кругу с завязанными глазами. Дети движутся по кругу и поют. "Вот построили мы круг, повернемся рядом вдруг, а как скажем: «скок», «скок»! Угадай, чей голосок?»
Слова «Скок, скок» произносит один из играющих, назначенный ведущим. Водящий должен угадать, кто произнес слова. Если он угадает, становится в общий круг, а в центре круга становится тот, чей голосок угадали ,если нет- продолжает водить.
«Очень нужные слова - для тебя и для меня!»
Цель: формировать умение называть слова на первый гласный звук.
Ход игры: воспитатель предлагает назвать слова на гласный звук.
А- арбуз, автобус, автомобиль..
О- ослик, окно...
У- улица. ушко...
«Назови первый звук в слове»
Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.
Воспитатель показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.
(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)
«Дует ветер»
Цель: изменение силы голоса, умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.
Дует лёгкий летний ветерок: у-у-у (тихо-тихо)
Подул сильный ветер: У-У-У (громко).
Игра «Шумовые бочонки».
Приготовьте капсулы с различными предметами: крупа, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого бочонка, что у него внутри.
Игра «Похлопаем»
Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
Игра «Поймай звук»
Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
Упражнение «Звуковой домик»
Логопед произносит слова с заданным звуков, а дошкольники с помощью разноцветных символов определяют место звука в словах (начало, середина, конец).
Игра «Сколько звуков»
Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
Игра «Доскажи словечко»
Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:
На ветке не птичка -
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Зовут его... (белка).
Ты не бойся - это гусь,
Я сама его... (боюсь).
Игра «Лягушка»
Цель: Узнать товарищу по голосу.
Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара,
Закричала…
Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: «Ква-ква-ква».
По голосу водящий должен определить, кто лягушка.
Игра «Шумовые бочонки»
Приготовьте капсулы с различными предметами: крупа, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку два одинаково звучащих бочонка.
Игра «Похлопаем»
Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Образец хлопков дает педагог, стоящий за спиной ребенка. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
«Найди звук»
Цель: формировать умение узнавать в слове гласные звуки.
Материал: сигналы гласных звуков.
Ход игры: Воспитатель называет слова и если ребенок слышит слово, начинающееся на звук (и), (а), (у), (о) поднимает сигнал заданного звука.
Игра «Назови по порядку гласные звуки в слове»
Педагог называет слова различной слоговой структуры. Ребенок называет только гласные звуки из этого слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс для педагогов ДОУ "Нетрадиционные методы обучения детей рисованию в ДОУ"
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественн...
Мастер –класс для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей посредством пластилинографии.»
Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста всегда остро стояла перед педагогами и родителями. Известный педагог В.Ф. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его паль...
Мастер-класс для педагогов "Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста"
МАстер -класс для педагогов детского сада по гендерному воспитанию...
Конспект к мастер-классу для педагогов "Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста"
Конспект мастер-класса для педагогов по гендерному воспитанию дошкольников...
Конспект мастер-класса для педагогов на тему:"Развиваем речь детей"
Мастер-класс по развитию речи....
Мастер-класс для педагогов-психологов ДОО «ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РДА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ»
Целью данного мастер-класса является повышение профессиональных умений педагогов-психологов ДОУ через повышение знаний и умений в вопросе диагностического обследования детей дошкольного воз...
"Ушки на макушке" Мастер-класс для педагогов по развитию фонематических процессов у дошкольников
В материале представлены игры, способствующие развитию слухового внимания, восприятия и памяти у детей дошкольного возраста на материале неречевых звуков. Игры имеют несколько вариантов и могут быть и...