Мастер - класс для педагогов по теме "Развитие фонематического слуха детей 4-5 лет"
материал (средняя группа)

Зуева Эльмира Мухаметовна

Знакомство педагогов с дидактическими и подвижными играми по развитию фонематического слуха детей средней группы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фонематический слух является основой чёткого произношения звуков, воспроизведения слоговой структуры слова, овладения грамматическими нормами языка, успешного усвоения навыков письма и чтения. Можно сказать, что фонематический слух – это фундамент всей речевой системы.

Формирование фонематического слуха проходит в процессе восприятия речи окружающих и во время произнесения слов, соответствующих услышанным образцам.

        Как лучше развивать фонематический слух у малыша, как добиться хороших результатов? Бесспорно, самым интересным и эффективным способом будет игра.

        Во время игры ребёнок прислушивается к звукам природы, к бытовым звукам, к звучанию слов, определяет, есть ли звук в слове, учится различать сходные звуки, проговаривать одно-, двух- или многосложные слова.

        Хочу предложить вам подборку таких игр:

«Где колокольчик?»

Эта игра направлена на развитие слухового внимания и учит ориентировке в пространстве.

Ребёнок стоит или сидит, закрыв глаза. Взрослый с колокольчиком (или другим звучащим предметом) двигается по комнате и звенит. Малыш, не открывая глаз, должен показать рукой в том направлении, откуда слышится звук.

 «Что звучит?»

Цель: формировать умение на слух называть звучащий предмет

Материал: колокольчик, бубен.

Ход игры: Ребенок сидит на стуле, воспитатель сзади него стоит так, чтобы он не видел предмет, находящий в руках (колокольчик, бубен). Ребенок должен отгадать, что за предмет звучит.

«Похлопаем - потопаем»

Цель: Развитие слухового внимания, развитие наблюдательности, внимательности, координации движений.

Ход игры:

На столе несколько звучащих игрушек. В ответ на определенное звучание ребенок должен производить определенные действия, например, когда играет гармошка - хлопать в ладоши, при звуках бубна топать, колокольчик - хлопать, барабан - топать.

«Повтори»

Цель: формирование слухового внимания.

Ход игры: Воспитатель предлагает сначала хлопнуть в ладоши один раз, затем два, затем три.

«Угадай, кто меня позвал?»

Цель: развитие слуховой памяти, коммуникативных качеств.

Ход игры: Водящий стоит в кругу с завязанными глазами. Дети движутся по кругу и поют. "Вот построили мы круг, повернемся рядом вдруг, а как скажем: «скок», «скок»! Угадай, чей голосок?»

Слова «Скок, скок» произносит один из играющих, назначенный ведущим. Водящий должен угадать, кто произнес слова. Если он угадает, становится в общий круг, а в центре круга становится тот, чей голосок угадали ,если нет- продолжает водить.

«Очень нужные слова - для тебя и для меня!»

Цель: формировать умение называть слова на первый гласный звук.

Ход игры: воспитатель предлагает назвать слова на гласный звук.

А- арбуз, автобус, автомобиль..

О- ослик, окно...

У- улица. ушко...

«Назови первый звук в слове»

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

        Воспитатель показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.

        (Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)

        «Дует ветер»

        Цель: изменение силы голоса, умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.

        Дует лёгкий летний ветерок: у-у-у (тихо-тихо)

        Подул сильный ветер: У-У-У (громко).

Игра «Шумовые бочонки».

Приготовьте капсулы  с различными предметами: крупа, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого бочонка, что у него внутри.

Игра «Похлопаем»

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

Игра «Поймай звук»

Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

Упражнение «Звуковой домик»

Логопед произносит слова с заданным звуков, а дошкольники с помощью разноцветных символов определяют место звука в словах (начало, середина, конец).

Игра «Сколько звуков» 

Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

Игра «Доскажи словечко»

Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка -

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Зовут его... (белка).

 Ты не бойся - это гусь,

Я сама его... (боюсь).

Игра «Лягушка»

Цель: Узнать товарищу по голосу.

Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара,

Закричала…

Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: «Ква-ква-ква».

По голосу водящий должен определить, кто лягушка.

Игра «Шумовые бочонки»

Приготовьте капсулы  с различными предметами: крупа, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку два одинаково звучащих бочонка.

Игра «Похлопаем»

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Образец хлопков дает педагог, стоящий за спиной ребенка.  Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

«Найди звук»

Цель: формировать умение узнавать в слове гласные звуки.

Материал: сигналы гласных звуков.

Ход игры: Воспитатель называет слова и если ребенок слышит слово, начинающееся на звук (и), (а), (у), (о) поднимает сигнал заданного звука.

Игра «Назови по порядку гласные звуки в слове»

Педагог называет слова различной слоговой структуры. Ребенок называет только гласные звуки из этого слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для педагогов ДОУ "Нетрадиционные методы обучения детей рисованию в ДОУ"

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественн...

Мастер –класс для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей посредством пластилинографии.»

Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста всегда остро стояла перед педагогами и родителями. Известный педагог В.Ф. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его паль...

Мастер-класс для педагогов "Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста"

МАстер -класс для педагогов детского сада по гендерному воспитанию...

Конспект к мастер-классу для педагогов "Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста"

Конспект мастер-класса для педагогов по гендерному воспитанию дошкольников...

Мастер-класс для педагогов-психологов ДОО «ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РДА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ»

Целью данного мастер-класса является повышение профессиональных  умений педагогов-психологов ДОУ через повышение знаний и умений в вопросе диагностического обследования детей дошкольного воз...

"Ушки на макушке" Мастер-класс для педагогов по развитию фонематических процессов у дошкольников

В материале представлены игры, способствующие развитию слухового внимания, восприятия и памяти у детей дошкольного возраста на материале неречевых звуков. Игры имеют несколько вариантов и могут быть и...