Мастер-класс для педагогов-психологов ДОО «ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РДА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ»
тест по коррекционной педагогике
Целью данного мастер-класса является повышение профессиональных умений педагогов-психологов ДОУ через повышение знаний и умений в вопросе диагностического обследования детей дошкольного возраста с РДА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_diagnosticheskou_obsledovanie_rda.docx | 75.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №12 города Шебекино»
Мастер-класс для педагогов-психологов
«ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
ДЕТЕЙ С РДА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ»
Подготовила:
Педагог-психолог Соловьева Е.В.
Шебекино 2018
Цель: повышение профессиональных умений педагогов-психологов ДОУ через повышение знаний и умений в вопросе диагностического обследования детей дошкольного возраста с РДА
Задачи мастер-класса:
- актуализировать теоретические знания педагогов по проблеме диагностики детей с РДА;
- познакомить участников мастер-класса с опытом работы в данном направлении;
- обучить участников мастер-класса методам и приемам психолого-педагогической диагностики дошкольников с РДА;
- развить интерес к проблеме РДА у ребенка-дошкольника;
- активизировать желание сотрудничества, взаимопонимания.
Оборудование: комплект диагностических методик для обследования детей с РДА, проектор, ноутбук.
План проведения мастер-класса:
- Приветствие
- Теоретическая часть (психолого-педагогическое обоснование и актуальность проблемы).
- Практическая часть (использование диагностических методик для психолого-педагогического обследования детей с РДА).
- Подведение итогов. Рефлексия.
Ход мастер-класса:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Диагностическое обследование детей с РДА в работе педагога-психолога ДОУ».
Сегодня я хочу познакомить вас с методиками по психолого-педагогической диагностике дошкольников с РДА.
Теоретическая часть
Ранний детский аутизм (РДА) – сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах. Проявлениями раннего детского аутизма служат избегание контактов с людьми, замкнутость, извращенные сенсорные реакции, стереотипность поведения. Реакции на слуховые и иногда на зрительные раздражители нарушены; понимание речи обычно значительно затруднено. Развитие речи задерживается и, если речь развивается, она характеризуется эхолалией, путаницей местоимений, незрелостью грамматических структур; отсутствует способность употреблять абстрактные термины.
Обычно наблюдается расстройство в социальном использовании как устной речи, так и языка жестов.
Ранний детский аутизм (РДА, синдром Каннера[1]) - психопатологический синдром, основу которого составляют стойкие нарушения социального взаимодействия, общения и поведения. Частота раннего детского аутизма в популяции составляет 2-4 случая на 10 тыс. детей за явным преобладанием данного расстройства среди мальчиков (3-4:1). Ранний детский аутизм начинает проявлять себя в первые 3 года жизни ребенка, обычно диагностируется у детей в возрасте 2-5 лет.
Трудности в социальных взаимоотношениях наиболее заметны в возрасте до 5 лет и включают нарушения в развитии способности смотреть в глаза собеседнику, к совместным играм, а также к появлению социальных привязанностей. Обычно наблюдаются ритуалы, болезненная приверженность неизменному порядку, сопротивление любым изменениям, привязанность к необычным предметам и стереотипный характер игры. Способность к абстрактному или символическому мышлению и творческим играм снижена. Уровень интеллекта колеблется от сильно сниженного до нормального и выше. Примерно в 0,2% случаев ранний детский аутизм сочетается с умственной отсталостью.
Обычно задания, требующие механического запоминания или зрительно-пространственных способностей, выполняются лучше, чем задания, требующие абстрактного мышления или лингвистических способностей. Причиной этого нарушения, возможно, является биологически основанная форма когнитивного дефекта, влияющего на развитие речи. Прогноз, как правило, неблагоприятный и касается, прежде всего, уровня интеллекта.
Характерно, что ранний детский аутизм никогда не развивается у детей старше 5 лет, поэтому, начиная со старшего дошкольного возраста, следует думать о возникновении у ребенка с отклонениями в поведении других психических отклонений, прежде всего шизофрении.
Классификация раннего детского аутизма
Согласно современным представлениям, ранний детский аутизм входит в группу первазивных (общих) нарушений психического развития, при которых страдают навыки социально-бытового общения. Эта группа также включает синдром Ретта, синдром Аспергера, атипичный аутизм, гиперактивное расстройство с УО и стереотипными движениями, дезинтегративное расстройство детского возраста.
С учетом преобладающего характера социальной дезадаптации при раннем детском аутизме К. С. Лебединская выделила 4 группы детей:
- с отрешенностью от окружающего (полное отсутствие потребности в контакте, ситуативное поведение, мутизм, отсутствие навыков самообслуживания)
- с отвержением окружающего (двигательные, сенсорные, речевые стереотипии; синдром гипервозбудимости, нарушение чувства самосохранения, гиперсензитивность)
- с замещением окружающего (наличие сверхценных пристрастий, своеобразие интересов и фантазий, слабая эмоциональная привязанность к близким)
- со сверхтормозимостью в отношении окружающего (пугливость, ранимость, лабильность настроения, быстрая психическая и физическая истощаемость).
Симптомы раннего детского аутизма
Основные «классические» проявления раннего детского аутизма включают: избегание ребенком контактов с людьми, неадекватные сенсорные реакции, стереотипии поведения, нарушения речевого развития и вербальной коммуникации.
Нарушения социального взаимодействия у ребенка, страдающего аутизмом, становятся заметными уже раннем детстве. Ребенок-аутист редко улыбается взрослым и откликается на свое имя; в более старшем возрасте – избегает зрительного контакта, редко приближается к посторонним, в т. ч. другим детям, практически не проявляет эмоций. По сравнению со здоровыми сверстниками, у него отсутствует любопытство и интерес к новому, потребность в организации совместной игровой деятельности.
Обычные по силе и длительности сенсорные раздражители вызывают у ребенка с синдромом раннего детского аутизма неадекватные реакции. Так, даже негромкие звуки и неяркий сет могут вызывать повышенную пугливость и страх либо, напротив, оставлять ребенка равнодушным, как будто он не видит и не слышит, что происходит вокруг. Иногда дети-аутисты избирательно отказываются надевать одежду определенного цвета или использовать некоторые цвета в продуктивной деятельности (рисовании, аппликации и пр.). Тактильный контакт даже в младенческом возрасте не вызывает ответной реакции или провоцирует сопротивление. Дети быстро утомляются от деятельности, пресыщаются от общения, зато склонны к «застреванию» на неприятных впечатлениях.
Отсутствие способности к гибкому взаимодействию с окружающей средой при раннем детском аутизме обусловливает стереотипность поведения: однообразие движений, однотипные действия с предметами, определенный порядок и последовательность выполнения действий, большую привязанность к обстановке, к месту, а не к людям. У детей-аутистов отмечается общая двигательная неловкость, неразвитость мелкой моторики, хотя в стереотипных, часто повторяемых движениях они демонстрируют поразительную точность и выверенность. Формирование навыков самообслуживания также происходит с запозданием.
Речевое развитие при раннем детском аутизме отличается своеобразием. Долингвистическая фаза языкового развития протекает с задержкой – поздно появляется (иногда совсем отсутствует) гуление и лепет, звукоподражание, ослаблена реакция на обращение взрослых. Самостоятельная речь у ребенка с ранним детским аутизмом также появляется позднее обычных нормативных сроков. Характерны эхолалии, штампованность речи, выраженные аграмматизмы, отсутствие в речи личных местоимений, интонационная бедность языка.
Своеобразие поведения ребенка с синдромом раннего детского аутизма определяется негативизмом (отказом от обучения, совместной деятельности, активным сопротивлением, агрессией, уходом «в себя» и пр.) Физическое развитие у детей-аутистов обычно не страдает, однако интеллект в половине случаев оказывается сниженным. От 45 до 85% детей с ранним детским аутизмом испытывают проблемы с пищеварением; у них часто встречаются кишечные колики, диспепсический синдром.
Практическая часть
Диагностика раннего детского аутизма
Согласно МКБ-10, диагностическими критериями раннего детского аутизма являются:
1) качественное нарушение социального взаимодействия
2) качественные нарушения общения
3) стереотипность форм поведения, интересов и активности.
Для постановки диагноза аутизм не существует медицинских тестов. Также этот диагноз не может быть корректно поставлен при единовременном кратком осмотре ребенка, даже комиссией специалистов. Аутизм диагностируется по наличию или отсутствию определенных поведенческих характеристик. Для диагностики раннего детского аутизма и в научных исследованиях применяется ряд опросников, шкал и методик наблюдения: Диагностические таблицы и опросники дают информацию о сфере влечений, сфере общения, восприятии, мелкой моторике, интеллектуальном развитии, речи, игре, навыках социального поведения. Методы аппаратной диагностики аутизма дают информацию о состоянии и функционировании мозга, вегетатики, сердечно-сосудистой системы. Таким образом, диагностика аутизма представляет из себя достаточно объемный и затратный комплекс мероприятий. Задача врача на данном этапе – определить оптимальный и достаточный объем данных для корректной постановки диагноза аутизм. В дальнейшем необходимы регулярные дополнительные осмотры для уточнения диагноза. Частоту и направленность таких осмотров регламентирует лечащий врач.
Диагностика аутизма проводится по определенным критериям, в сравнении с которыми лечащий врач может оценить поведение и состояние пациента. Ранняя диагностика и своевременное лечение даст возможность улучшить качество жизни.
Есть такой короткий диагностический тест, состоящий из трех вопросов:
- Смотрит ли ваш ребенок в ту же сторону, что и вы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание к чему-то интересному?
- Указывает ли ребенок на что-то, чтобы привлечь ваше внимание, но не с целью получить желаемое, а для того, чтобы разделить с вами интерес к предмету?
- Играет ли он с игрушками, имитируя действия взрослых? (Наливает чай в игрушечную чашечку, укладывает куклу спать, не просто катает машинку туда-сюда, а везет в грузовике кубики на стройку).
Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2–3-летнего ребенка есть основания показать его специалисту. Если же наоборот, положительный, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм.
Для выявления специфического отставания в развитии проводятся различные тесты на аутизм для детей, подростков и взрослых. Любой тест можно пройти самостоятельно (например, онлайн-тест в Интернете) – для этого заполняется опросник, и по количеству набранных баллов определяется результат. Полученные данные не являются окончательным диагнозом.
Виды тестов на аутизм:
- Скрининговые (M-CHAT, CARS, ASSQ),
- Диагностические (ADOS, ADI-R, ABC),
- Оценка контрольных показателей заболевания (ATEC).
Скрининговые тесты
Тесты на аутизм требуются для выявления признаков заболевания у детей, подростков и взрослых. Они предназначены для объективной самодиагностики и определения необходимости обращения к специалисту.
M-CHAT
M-CHAT – Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста. Используется для обследования на выявление детей с риском развития заболевания в возрасте от 1,5 до 2,5 лет. Может проводиться как во время медицинского осмотра, так и на приеме специалиста. С помощью теста ставится предварительный диагноз.
Тест состоит из 20 вопросов, ответы на которые могут быть получены из наблюдения родителей за ребенком.
Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы о вашем ребенке. Подумайте о том, как обычно ведет себя ребенок. Если вы наблюдали подобное поведение у ребенка несколько раз, но обычно он/она так себя не ведет, то, пожалуйста, отвечайте «нет»
1 ИЗ 20
Если вы показываете на что-то в другом конце комнаты, ваш ребенок на это смотрит?
Пример: Если вы показываете на игрушку или животное, ребенок посмотрит на игрушку или животное
ДаНет
2 ИЗ 20
Вы когда-нибудь предполагали, что ваш ребенок может быть глухим?
ДаНет
3 ИЗ 20
Ваш ребенок играет в воображаемые или сюжетно-ролевые игры?
Пример: Ребенок притворяется, что пьет из пустой чашки, делает вид, что говорит по телефону, понарошку кормит куклу или плюшевую игрушку
ДаНет
4 ИЗ 20
Ребенку нравится забираться на различные предметы?
Пример: Ребенок любит залезать на мебель, на оборудование детской площадки
ДаНет
5 ИЗ 20
Ваш ребенок делает необычные движения пальцами перед глазами?
Пример: Ребенок перебирает пальцами около глаз
ДаНет
6 ИЗ 20
Ребенок указывает пальцем, чтобы что-то попросить или получить помощь?
Пример: Ребенок указывает пальцем на лакомство или игрушку, до которой не может дотянуться
ДаНет
7 ИЗ 20
Ребенок показывает пальцем, чтобы обратить внимание на что-то интересное?
Пример: Ребенок показывает пальцем на самолет в небе или на большой грузовик на дороге
ДаНет
8 ИЗ 20
Ребенок интересуется другими детьми?
Пример: Ребенок наблюдает за другими детьми, улыбается им, идет к ним
ДаНет
9 ИЗ 20
Ребенок приносит предметы и поднимает их, чтобы показать вам?
Пример: Ребенок показывает вам цветок, плюшевую игрушку или машинку
ДаНет
10 ИЗ 20
Ребенок отзывается на свое имя?
Пример: Он или она смотрит на вас, говорит или лепечет, прекращает то, что сейчас делает, когда вы зовете его или ее по имени
ДаНет
11 ИЗ 20
Когда вы улыбаетесь ребенку, он или она улыбается в ответ?
ДаНет
12 ИЗ 20
Ребенка расстраивают обычные звуки?
Пример: Ребенок начинает кричать или плакать от таких звуков, как шум пылесоса или громкая музыка
ДаНет
13 ИЗ 20
Ребенок умеет ходить?
ДаНет
14 ИЗ 20
Ребенок смотрит вам в глаза, когда вы говорите с ним, играете или одеваете?
ДаНет
15 ИЗ 20
Ребенок пытается копировать то, что вы делаете?
Пример: Машет рукой в ответ, когда вы прощаетесь, хлопает в ладоши, издает смешные звуки
ДаНет
16 ИЗ 20
Если вы обернетесь и посмотрите на что-нибудь, ваш ребенок обернется, чтобы увидеть, на что вы смотрите?
ДаНет
17 ИЗ 20
Ребенок старается сделать так, чтобы вы посмотрели на него?
Пример: Ребенок смотрит на вас, ожидая похвалу, или говорит «гляди» или «посмотри на меня»
ДаНет
18 ИЗ 20
Ребенок понимает то, что вы говорите ему или ей?
Пример: Если вы не будете ничего показывать руками, ребенок поймет такие фразы как «положи книжку на стул» или «принеси мне одеяло»
ДаНет
19 ИЗ 20
Когда случается что-то необычное, ребенок смотрит на ваше лицо, чтобы понять, как вы к этому относитесь?
Пример: Если ребенок слышит странный или непривычный звук или видит новую игрушку, он или она смотрит на ваше лицо
ДаНет
20 ИЗ 20
Вашему ребенку нравятся подвижные занятия?
Пример: Когда его качают на качелях или раскачивают на коленях
ДаНет
CARS
CARS – Диагностическая шкала раннего детского аутизма. Это один из наиболее распространенных тестов на аутизм в США. Служит для начального скрининга признаков заболевания и степени тяжести. Основанием для ответов служит поведение ребенка, его общение и игры.
Тест рекомендован для детей от 2 до 6 лет. Вопросы разделены на 15 групп. К каждому из них дается 4 варианта ответа с разным количеством баллов, позволяющих полнее выявить картину отклонения. В тестировании необходимо участие всего близкого окружения ребенка.
Полученная сумма баллов определяет тяжесть заболевания:
- 15–30 – аутизм исключен;
- 30–37 – аутизм в легкой или средней форме;
- cвыше 37 – тяжелая степень аутизма.
При прохождении теста несколькими людьми (родители, старшее поколение, воспитатели) берется средняя сумма баллов. Для подтверждения диагноза требуется обратиться к врачу и пройти дополнительные исследования, исключающие органическое поражение мозга.
I. Взаимоотношения с людьми
1. Никаких очевидных трудностей или не нормальностей в общении с людьми. Поведение ребенка адекватно для его возраста. Может наблюдаться небольшая застенчивость, суетливость или беспокойство в тот момент, когда к ребенку обращаются, но это в приделах нормы.
1.5 (если посередине между соседними критериями)
2. Немного ненормальные взаимоотношения – ребенок может избегать контакта глаз, избегать взрослых или становиться нервозным если пытаются привлечь его внимание, быть очень стеснительным, не откликаться при обращении к нему, как это обычно делают дети, липнуть к родителям больше чем большинство детей этого возраста.
2.5 (если посередине между соседними критериями)
3. Умеренно ненормальные взаимоотношения — ребенок порой равнодушен (создается ощущение, что он не замечает взрослых). Постоянные принудительные меры необходимы чтобы привлечь внимание ребенка иной раз. Ребенком инициируется минимальный контакт.
3.5 (если посередине между соседними критериями)
4. Значительно ненормальные взаимоотношения – Ребенок постоянно равнодушен и не замечает, что делают взрослые. Ребенок никогда не откликается и никогда не инициирует контакт со взрослыми. Только очень упорные попытки овладеть вниманием ребенка могут дать эффект.
II. Имитация
1. Правильная имитация – Ребенок может имитировать звуки, слова, движения, которые доступны ребенку его возраста.
1.5 (если посередине между соседними критериями)
2. Немного ненормальная имитация – Ребенок имитирует простейшее поведение, например, хлопанье в ладоши или одиночные звуки в большинстве случаев. Иногда имитирует после побуждения или с задержкой.
2.5 (если посередине между соседними критериями)
3. Умеренно ненормальная имитация – Ребенок имитирует только иногда и это требует большого упорства и помощи со стороны взрослого. Часто имитирует только с задержкой.
3.5 (если посередине между соседними критериями)
4 Значительно ненормальная имитация – Ребенок очень редко или никогда не имитирует звуки, слова, движения даже при побуждении или с помощью взрослого.
III. Эмоциональная реакция
1. Эмоциональная реакция соответствует возрасту и ситуации – Ребенок демонстрирует адекватный тип и степень эмоциональной реакции и это отражается на выражении лица, в позе и манере.
1.5 (если посередине между соседними критериями)
2. Немного ненормальная эмоциональная реакция – Ребенок иногда показывает в некоторой степени неподходящий тип и степень эмоциональной реакции. Реакции иногда не связаны с окружающими объектами и происходящими вокруг них событиями.
2.5 (если посередине между соседними критериями)
3. Умеренно ненормальная эмоциональна реакция – Ребенок показывает определенные признаки неподходящего типа и/или степени эмоциональной реакции. Реакции могут быть довольно заторможенные или чрезмерные и несвязанными с ситуацией; может гримасничать, смеяться или становиться суровым даже когда не происходит никаких очевидных событий или объектов которые могли это спровоцировать.
3.5 (если посередине между соседними критериями)
4. Значительно ненормальная эмоциональна реакция – Реакция крайне редко соответствует ситуации; когда ребенок находится в конкретном настроении очень тяжело изменить это настроение. Напротив, ребенок показывает очень разные эмоции когда ничего не менялось.
IV. Владение телом
1. Владение телом соответствует возрасту – Ребенок двигается легко, ловко, координация соответствует нормальному ребенку этого возраста.
1.5 (если посередине между соседними критериями)
2. Немного ненормальное владение телом – Присутствуют некоторые небольшие странности такие как неповоротливость, повторяющиеся движения, плохая координация, или редкое проявление более необычных движений.
2.5 (если посередине между соседними критериями)
3. Умеренно ненормальное владение телом – Поведение, которое определенно странное или необычное для ребенка этого возраста может включать странные движения пальцами, необычные позиции пальцев или тела, он может пялиться или теребить части тела, проявлять агрессию к самому себе, раскачиваться, крутиться, вертеть пальцами, или ходить на цыпочках.
3.5 (если посередине между соседними критериями)
4. Значительно ненормальное владение телом – Интенсивные или частые движения, указанные выше являются знаками серьезно ненормального использования тела. Это поведение присутствует не смотря на попытки осудить, остановить или вовлечь ребенка в другие занятия.
V. Использование объектов
1. Нормальное использование и интерес к игрушкам и другим объектам – Ребенок демонстрирует нормальный интерес к игрушкам и другим объектам, соответствующий его уровню мастерства (skill level) и использует эти игрушки по назначению.
1.5 (если посередине между соседними критериями)
2. Немного ненормальное интерес или использование игрушек и других объектов – Ребенок может показывать нетипичный интерес к игрушке или играть неподходящим образом (например, стучать игрушкой или сосать ее).
2.5 (если посередине между соседними критериями)
3. Умеренно ненормальный интерес или использование игрушек или других объектов – Ребенок может демонстрировать слабый интерес к игрушкам или другим объектам, или может быть озабочен использованием объекта или игрушки странным образом. Он или она может фокусироваться на незначительной части игрушки, быть зачарованным отражениями света от объекта, постоянно двигать определенную часть объекта или играть исключительно с одним объектом.
3.5 (если посередине между соседними критериями)
4. Значительно ненормальный интерес к игрушке или использования игрушки или других объектов – Ребенок может иметь то же поведение, как и в описано в предыдущих пунктах, но с большей частотой и интенсивностью. Ребенка очень трудно отвлечь, когда он занимается этими неподходящими действиями.
VI. Адаптация к изменениям
1. Соответствующее возрасту реакция на изменения – Не смотря на то что ребенок замечает и комментирует изменения в повседневной жизни он или она принимает эти изменения без чрезмерного потрясения.
1.5 (если посередине между соседними критериями)
2. Немного ненормальная адоптация к изменениям – Когда взрослые пытаются изменить род занятий, то ребенок может продолжать делать, то что он делал раньше или использовать те же предметы.
2.5 (если посередине между соседними критериями)
3. Умеренно ненормальная адаптация к изменениям – Ребенок активно сопротивляется изменению в устоявшемся порядке, пытается продолжать старое занятие и его очень трудно от этого отвлечь. Он или она может начать сердиться и расстраиваться, когда устоявшийся порядок действий меняется.
3.5 (если посередине между соседними критериями)
4. Значительно ненормальная адаптация к изменениям – Ребенок демонстрирует резкую реакцию на изменения. Если изменения ему навязываются, он или она может стать чрезвычайно сердитым или не желающим сотрудничать и реагирует вспышкой раздражения.
VII. Визуальная реакция
1. Соответствующее возрасту визуальная реакция – Визуальная реакция ребенка нормальна и соответствует его возрасты. Зрение используется совместно с другими чувствами как способ исследования новых объектов.
1.5 (если посередине между соседними критериями)
2. Немного ненормальная визуальная реакция – Ребенку приходится периодически напоминать чтобы он посмотрел на объекты. Ребенок может больше интересоваться своим изображением в зеркале или светом, чем сверстниками, может время от времени просто смотреть в пространство или избегать смотреть людям в глаза.
2.5 (если посередине между соседними критериями)
3. Умеренно ненормальная визуальная реакция – Ребенку часто нужно напоминать что он должен смотреть на то, что он делает. Он или она может смотреть в пространство, избегать смотреть людям в глаза, смотреть на объекты под необычным углом зрения или держать объекты очень близко к глазам.
3.5 (если посередине между соседними критериями)
4. Значительно ненормальная визуальная реакция – Ребенок постоянно избегает смотреть на людей или на определенные объекты, и показывает и демонстрирует крайние формы визуальных странностей, которые были описаны выше.
VIII. Слуховая реакция
1. Соответствующее возрасту слуховая реакция – Слуховая реакция ребенка нормальна и соответствует его возрасту. Слух используется совместно с другими чувствами.
1.5 (если посередине между соседними критериями)
2. Немного ненормальная слуховая реакция – Может присутствовать недостаточная ответная реакция или небольшая повышенная чувствительность к конкретным звукам. Реакция на звук может быть с опозданием звуки может быть необходимо повторить чтобы завладеть вниманием ребенка. Ребенок может расстраиваться из-за поступающих из вне звуков.
2.5 (если посередине между соседними критериями)
3. Умеренно ненормальная слуховая реакция – Реакция на звуки у ребенка меняется; часто он игнорирует звуки когда они произносятся первые несколько раз; может пугаться или закрывать уши когда слышит некоторые звуки из повседневной жизни.
3.5 (если посередине между соседними критериями)
4. Значительно ненормальная слуховая реакция – Ребенок демонстрирует повышенную чувствительность и/или пониженную чувствительность к звукам в очень заметной степени, в зависимости от типа звука.
IX. Вкус, Запах и реакция на прикосновение и осязания, их использование
1. Нормальное использование и реакция на вкус, запах и прикосновения – Ребенок изучает новые объекты соответственно его возрасту, главным образом через ощущение и зрение. Вкус и запах используется надлежащим образом. Когда ребенок испытывает небольшую боль, он проявляет это в рамках нормальной реакции.
1.5 (если посередине между соседними критериями)
2. Немного ненормальное использование, реакция на вкусовые ощущения, запахи и прикосновения – Ребенок постоянно сует предметы в рот, может нюхать или пробовать на вкус несъедобные объекты; может не реагировать или слишком остро реагировать на небольшую боль, которую обычный ребенок воспринял бы как небольшой дискомфорт.
2.5 (если посередине между соседними критериями)
3. Умеренно ненормальное использование или реакция на вкус, запах и прикосновение – Ребенок может быть умеренно озабоченным прикосновением, нюхать или пробовать на вкус объекты или людей. Ребенок может также слишком сильно либо слишком слабо реагировать.
3.5 (если посередине между соседними критериями)
4. Значительно ненормальное использование или реакция на вкус, запах, прикосновение – Ребенок озабочен запахами, вкусовыми ощущениями или прикосновениями к объектам больше для того чтобы испытать ощущение чем для нормального изучения или использования объектов. Ребенок может полностью игнорировать боль или реагировать очень сильно на небольшой дискомфорт.
X. Боязнь или нервозность
1. Нормальный уровень боязни или нервозности – Поведение ребенка соответствует и ситуации и его возрасту.
1.5 (если посередине между соседними критериями)
2. Немного ненормальная боязнь или нервозность – Ребенок время от времени демонстрирует слишком сильную или слишком слабую боязнь или нервозность по сравнению с нормальными детьми того же возраста в аналогичной ситуации.
2.5 (если посередине между соседними критериями)
3. Умеренно ненормальные боязнь или нервозность – Ребенок время от времени демонстрирует немного больше или немного меньше боязни, чем характерно даже для детей младше его в аналогичной ситуации.
3.5 (если посередине между соседними критериями)
4. Значительно ненормальные боязнь или нервозность – Боязнь присутствует даже после повторного опыта с безопасными событиями или объектами. Очень тяжело успокоить или утешить ребенка. Ребенок может, наоборот, не замечает опасность, которую другие дети такого же возраста избегают.
XI. Вербальная коммуникация
1. Нормальная вербальная коммуникация, подходящая для данного возраста и ситуации.
1.5 (если посередине между соседними критериями)
2. Немного ненормальная вербальная коммуникация – Речь в целом формируется с задержкой. Большая часть речи осмыслена, при этом присутствует некоторая эколалия или неправильное употребление местоимений может случаться.. Некоторые странные слова или жаргон могут использоваться время от времени.
2.5 (если посередине между соседними критериями)
3. Умеренно ненормальная вербальная коммуникация – Речь может отсутствовать. Когда она есть, вербальная коммуникация может быть смесью осознанной речи и странной речи такой как жаргон, эколалия, неправильное употребление местоимений. Особенностью в осознанной речи включают излишние вопросы или увлеченность определенными темами.
3.5 (если посередине между соседними критериями)
4. Значительно ненормальная вербальная коммуникация – Осмысленная речь не используется. Ребенок может издавать младенческий визг, причудливые или животные звуки, более сложный шум, приближающийся к речи или может показывать настойчивое, странное использование некоторых узнаваемых слов или фраз.
XII. Невербальная коммуникация
1. Нормальная невербальная коммуникация, подходящая для данного возраста и ситуации.
1.5 (если посередине между соседними критериями)
2. Немного ненормальное использование невербальной коммуникации – Незрелое использование невербальной коммуникации; может только показывать неопределенно или дотягиваться до того что он или она хочет, в ситуации где ребенок такого же возраста может показать или объяснить жестами что конкретно он или она.
2.5 (если посередине между соседними критериями)
3. Умеренно ненормальное использование невербальной коммуникации – Ребенок в общем и целом может выражать свои потребности или желания не вербально и не может понимать невербальное общение других.
3.5 (если посередине между соседними критериями)
4. Значительно ненормальное использование невербальной коммуникации – Ребенок только использует причудливые или странные жесты, которые не имеют очевидного смысла и не понимают смысла жестов и выражения лица других.
XIII. Уровень активности
1. Нормальный уровень активности для возраста и окружающей обстановки – Ребенок не более и не менее активен, чем нормальные дети этого же возраста в аналогичной ситуации.
1.5 (если посередине между соседними критериями)
2. Немного ненормальный уровень активности – Ребенок либо немного неугомонный или в некотором роде “ленивый” и медлительный. Уровень активности ребенка влияет очень слабо на его или ее успехи.
2.5 (если посередине между соседними критериями)
3.Умеренно ненормальный уровень активности – Ребенок может быть очень активным и его сложно держать в определенных границах. Он или она может иметь безграничную энергию и может не быть готовым ко сну вечером. Наоборот, ребенок может быть довольно летаргичным и нуждаться в большом количестве побуждений для того чтобы его заставить двигаться.
3.5 (если посередине между соседними критериями)
4 Значительно ненормальный уровень активности – Ребенок проявляет крайние состояния активности или не активности и даже может изменяться от одного экстремального состояния к другому.
XIV. Уровень и степень интеллектуального отклика
1. Интеллект нормален и достаточно равномерно развит в различных областях – Ребенок так же умен как и дети его возраста и не имеет каких-либо необычных интеллектуальных навыков или проблем.
1.5 (если посередине между соседними критериями)
2. Немного ненормальное проявление интеллекта – Ребенок не так умен как типичные дети его возраста; навыки немного оттают в различных областях.
2.5 (если посередине между соседними критериями)
3. Умеренно ненормальное проявление интеллекта – В общем и целом ребенок не так умен, как типичные дети этого возраста; не смотря на это, ребенок функционирует довольно нормально в одной или нескольких интеллектуальных областях.
3.5 (если посередине между соседними критериями)
4. Значительно ненормальная проявление интеллекта – При том, что ребенок не так умен как типичные дети его возраста, он или она могут функционировать даже лучше чем нормальные дети этого же возраста в одной или нескольких областях.
XV. Общее впечатление
1. Это не аутизм – У ребенка нет симптомов, характеризующих аутизм.
1.5 (если посередине между соседними критериями)
2. Мягкая форма аутизма – У ребенка есть только некоторые симптомы или мягкая степень аутизма.
2.5 (если посередине между соседними критериями)
3. Умеренный аутизм – Ребенок демонстрирует определенные симптомы или умеренную степень аутизма.
3.5 (если посередине между соседними критериями)
4. Тяжелый аутизм – Ребенок демонстрирует многие симптомы или крайнюю степень аутизма.
Подсчитайте все баллы и посмотрите в какой из диапазонов вошел полученный вами результат:
15-30 – не аутичный ребенок
30-37 – мягкая или умеренная степень аутизма
37-60 – тяжелый аутизм
ASSQ
ASSQ – используется для обнаружения признаков аутизма у детей и подростков с 6 до 16 лет. На вопросы отвечают родители или пациент для самодиагностики. Тест состоит из 27 вопросов, охватывающих общение со сверстниками, поведение, игры. На каждый из вопросов дается 3 ответа.
Скрининговый тест ASSQ предназначен для предварительного выявления аутичных черт у детей в возрасте 6-16 лет. Может быть использован как родителями, которые подозревают РАС у ребенка, так и просто взрослыми людьми для самодиагностики (в этом случае заполняется либо самим человеком, либо его родителями по воспоминаниям о детстве).
№ п/п | Вопросы | 0 - Нет | 1 - Отчасти | 2 - Да |
1 | Старомодный или «умный не по годам» | |||
2 | Воспринимается другими детьми как «эксцентричный профессор» | |||
3 | Во многом живет в своем внутреннем мире с ограниченными и вычурными интеллектуальными интересами | |||
4 | Накапливает факты по каким-то отдельным темам (хорошая механическая память), но на самом деле не понимает их смысла | |||
5 | Буквально понимает сказанное в переносный смысле и метафоры | |||
6 | Аномальный стиль коммуникации: характерен формальный, витиеватый, старомодный или «роботоподобный» стиль речи | |||
7 | Придумывает ранее не известные слова и выражения | |||
8 | Обладает необычным голосом или манерой говорить | |||
9 | Издает непроизвольно звуки: «прочищает горло», хрюкает, сопит, плачет или кричит | |||
10 | Удивительно преуспевает в одних вещах и столь же удивительно неуспешен в других | |||
11 | Свободно пользуется речью, но не может сделать поправку на соответствие социальному окружению или интересам другой категории слушателей | |||
12 | Недостаток эмпатии (плохо понимает чужие эмоции) | |||
13 | Делает наивные и смущающие замечания | |||
14 | Аномальный стиль глазного контакта | |||
15 | Хочет общаться, но ему/ей не удается построить отношения со сверстниками | |||
16 | Может быть с другими детьми, но только на своих условиях | |||
17 | Нет лучшего друга | |||
18 | Нехватка здравого смысла | |||
19 | Плохо даются игры: не понимает идеи командного взаимодействия, считает «собственные голы» | |||
20 | Имеются неуклюжие, плохо cкоординированные, нескладные, неловкие движения или жесты | |||
21 | Есть непроизвольные движения лицом или телом | |||
22 | Имеются сложности в выполнении повседневных дел из-за навязчивого повторения каких-то определенных действий или мыслей | |||
23 | Привежен особому порядку (рутинам) и настаивает на отсутствии изменений | |||
24 | Необычно сильная привязанность к предметам | |||
25 | Дразнят или травят другие дети | |||
26 | Обладает явно необычной мимикой | |||
27 | Имеет явно необычные телодвижения |
Диагностические тесты
Тесты на аутизм используются для определения степени заболевания и общего нарушения уровня развития и навыков речевого общения. Подходят для всех возрастных групп.
ADOS – шкала наблюдения для диагностики аутизма. Данная методика рекомендуется для диагностики заболевания независимо от возраста пациента и его развития речевого общения. Тест ADOS состоит из 4 модулей, на выполнение каждого из них необходимо около 40 минут.
Определение нужного модуля индивидуально и зависит от возраста и навыков речи пациента:
- 1 модуль – для детей, говорящих отдельными словами;
- 2 модуль – для детей, использующих предложения из нескольких слов;
- 3 модуль – для свободно общающихся детей;
- 4 модуль – для свободно общающихся подростков и взрослых.
При проведении 1 и 2 модуля ребенок и врач передвигаются по комнате. Тестирование проходит в игровой форме.
Для подростков и взрослых достаточно беседы за столом.
ADI-R – интервью для диагностики аутизма. Это опросник, ответы на который дают всю информацию, необходимую для обнаружения характерных для аутизма черт развития. Для проведения процедуры нужен опытный психолог и представитель пациента (родители, опекун, воспитатель), которому хорошо известна история развития и поведение испытуемого. Ограничением проведения интервью является уровень умственного развития (не меньше 2 лет). На проведение интервью и подведение итогов требуется 1,5–2 часа.
Оценка контрольных показателей заболевания (ATEC)
ATEC – тест для оценки эффективности лечения аутизма. Этот онлайн-тест предназначен для оценки результата от любой методики. Вопросы АТЕК разделены на 4 части (речь и коммуникативность, социализация, сенсорика и познавательные способности, здоровье и поведение), баллы набираются в зависимости от ответа на них.
Также подсчитывается общее количество баллов. Итоги теста:
- 10–15 – аутизм отсутствует;
- 15–30 – небольшая задержка развития;
- 30–40 – легкая степень аутизма;
- 40–60 – средняя степень;
- 60 и выше – тяжелая степень.
Тест на Аутизм, АТЕК, используется для оценки динамики улучшений детей с аутизмом.
- Речь/Язык/Коммуникативные навыки
№ п/п | Вопросы | Да | Иногда | Нет |
1 | Знает собственное имя | |||
2 | Реагирует на ‘нет’ или ‘стоп’: | |||
3 | Может выполнять некоторые команды | |||
4 | Может сказать одно слово | |||
5 | Может сказать 2 слова подряд | |||
6 | Может сказать 3 слова подряд | |||
7 | Знает 10 или больше слов | |||
8 | Использует в речи предложения из 4 и более слов | |||
9 | Объясняет, что он/она хочет | |||
10 | Задает осмысленные вопросы | |||
11 | Речь чаще всего осмысленна/логична | |||
12 | Часто использует предложения, выстроенные в логической последовательности | |||
13 | Поддерживает разговор | |||
14 | Имеет нормальные коммуникативные навыки для своего возраста |
- Социализация
№ п/п | Вопросы | Да | Иногда | Нет |
1 | Кажется, что находится в раковине – вы не можете достучаться до него/нее | |||
2 | Игнорирует других людей | |||
3 | Практически не обращает внимание, если к нему/к ней обращаются | |||
4 | Не склонен к совместной деятельности | |||
5 | Зрительный контакт отсутствует | |||
6 | Предпочитает оставаться в одиночестве | |||
7 | Не проявляет привязанности | |||
8 | Не здоровается с родителями | |||
9 | Избегает контактов с окружающими | |||
10 | Имитация отсутствует | |||
11 | Не любит прикосновений/объятий | |||
12 | Не делится, указательный жест отсутствует | |||
13 | Не машет рукой «до свидания» | |||
14 | Непослушный/непокладистый | |||
15 | Испытывает приступы гнева, раздражительности | |||
16 | Недостаток друзей/нет компании | |||
17 | Редко улыбается | |||
18 | Не понимает чувств других людей | |||
19 | Безразличен, если ему выражают симпатию | |||
20 | Не реагирует на уход родителей |
- Сенсорные навыки/Познавательные способности
№ п/п | Вопросы | Да | Иногда | Нет |
1 | Откликается на собственное имя | |||
2 | Реагирует на похвалу | |||
3 | Смотрит на людей и животных | |||
4 | Смотрит на картинки (и телевизор) | |||
5 | Умеет рисовать, раскрашивать, мастерить | |||
6 | Правильно играет с игрушками | |||
7 | Выражение лица соответствует ситуации | |||
8 | Понимает происходящее на телеэкране | |||
9 | Понимает объяснения | |||
10 | Осознает окружающую среду | |||
11 | Осознает опасность | |||
12 | Проявляет воображение | |||
13 | Проявляет инициативу | |||
14 | Умеет самостоятельно одеваться | |||
15 | Проявляет любопытство, заинтересованность | |||
16 | Смелый - исследует окружающее | |||
17 | Адекватно воспринимает окружающее, не уходит в себя | |||
18 | Смотрит туда, куда смотрят другие |
- Здоровье/Физическое развитие/Поведение
№ п/п | Вопросы | Да | Иногда | Нет |
1 | Ночное недержание мочи | |||
2 | Мочится в штаны/памперсы | |||
3 | Какает в штаны/памперсы | |||
4 | Поносы | |||
5 | Запоры | |||
6 | Проблемы со сном | |||
7 | Ест слишком много/слишком мало | |||
8 | Ест очень ограниченный набор продуктов | |||
9 | Гиперактивность | |||
10 | Аппатия | |||
11 | Бьет или ранит сам себя | |||
12 | Бьет или ранит сам других | |||
13 | Ломает и разбрасывает все вокруг | |||
14 | Чувствительность к звукам | |||
15 | Тревожность/страх | |||
16 | Подавленность/слезы | |||
17 | Припадки | |||
18 | Навязчивая речь | |||
19 | Неизменный порядок действий | |||
20 | Вопли и крики | |||
21 | Потребность в однообразии | |||
22 | Постоянная возбужденность | |||
23 | Нечувствительность к боли | |||
24 | Концентрация на определенных предметах/темах | |||
25 | Повторяющиеся движения |
Шкала результатов:
- 10-15 не аутичный ребенок, полностью нормальный, хорошо развитый ребенок
- 16–30 не аутичный ребенок, небольшие отклонения в сторону задержки развития
- 31-40 мягкая или умеренная степень аутизма
- 41-60 средняя степень аутизма
- 61 и выше тяжелый аутизм
Тест АТЕК не является диагностическим тестом, а служит для оценки динамики. Тест не предназначен для подтверждения наличия аутизма, для точной постановки диагноза необходимо обратиться к специалистам.
Диагностика детей дошкольного возраста с РДА: эмоциональное общение со взрослым
Задание 1. «Дай ручку!»
Цель: оценивается способность найти эмоциональный контакт ребенка со взрослым.
Методика обследования:
Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.
—Давай здороваться. Дай ручку!
Рекомендации: чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.
Задание 2. «Привет! Пока!»
Цель: оценивается уровень понимания правил поведения между людьми. Задание помогает определить степень инициативы, умение приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно,
Методика обследования:
Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.
— Привет! Привет!
Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.
—Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!
При прощании — повторяется — педагог машет рукой.
— Пока! Пока!
Затем предлагает малышу попрощаться.
— Помаши ручкой на прощание. Пока!
Задание 3. «Хлопаем в ладоши!»
Цель: оценивается уровень эмоционального контакта ребенка со взрослым.
Методика обследования:
Педагог хлопает в ладоши со словами:
— Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!
Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:
— Давай похлопаем в ладоши вместе.
Рекомендации: если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, то настаивать не следует.
Задание 4. «Лови мячик!»
Цель: оценивается усидчивость, уровень эмоционального контакта ребенка со взрослым, развитость общей моторики.
Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик
Методика обследования:
Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать диагностику на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.
— Давай поиграем в мячик. Лови мячик!
Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.
— Кати мячик! Oй! Поймала мячик!
Рекомендации: диагностика проводится в течение 2-3 минут, при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка прекратить.
Оценка результатов:
1. Оценивается уровень общительности (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм).
2. Как выполнил задание: выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок; задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно названное или показанное изображение); задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого.
3. Определяются индивидуальные особенности ребенка:
Особенности эмоционально-волевой сферы
- фон настроения – нормальный, сниженный, устойчивый аффективный, эйфоричный, депрессивный, контрастирующий; беспричинный смех, крик, плач.
- эмоциональная лабильность;
- снижение волевой активности;
- повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность;
- преобладающее настроение на занятиях (в быту): жизнерадостное, подавление, без особых свойств; настроение устойчивое (резкие колебания настроения в течение дня);
- личностно-характерологические особенности (без заметных отклонений; спокойный, беспокойный; легко вступает в контакт со всеми; конфликтный; проявляет негативизм; немотивированное упрямство раздражительность; склонность к аффектам; агрессивность; обидчивость; впечатлительность; замкнутость; стремление к одиночеству);
- некоторые типологические особенности (активный, подвижный /инертный, медлительный; спокойный, уравновешенный /возбудимый, неуравновешенный;
- быстрота реакции на словесные раздражители (задания, инструкции, просьбы и т. д.): быстрая, замедленная, требуется неоднократное подкрепление).
Подведение итогов. Рефлексия.
Участники мастер-класса поочередно высказываются.
- Что понравилось/не понравилось в мастер-классе?
- Использование каких методик вызвали трудности?
- Какие диагностические методики я буду применять в своей практике?
Список литературы:
- Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы – М.: Генезис, 2014. – 73 с.
- Глозман Ж.М., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностикадетей дошкольного возраста – М.: Нуачно-исследовательский центр детской нейропсихологии им. А.Р. Лурия, 2014.
- Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Издательской центр «Академия», 2009. – 272 с.
- Кинельман Т. Как победить аутизм – Ставрополь: «Коннект-Сервис», 2011, - 358 с.
- Павлова Н.Н, Руденко Л.Г. Психолочическая диагностика и коррекция в раннем возрасте
[1] Синдром впервые описан Каннером в 1943 г., который представил картину большей части проявлений данного состояния.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс:«Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Сценарий мастер-класса демонстрирует приемы и формы работы с педагогическим коллективом ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания (разработан и проведен для студентов-психологов ВИЭП...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Мастер-класс «Использование технологии «Роботы» Т. Ушаковой в консультативной и психопрофилактической работе педагога-психолога»
Мастер-класс «Использование технологии «Роботы» Т. Ушаковой в консультативной и психопрофилактической работе педагога-психолога» [[{"type":"media","view_mode":"media...
Мастер-класс для педагогов: "Использование техник Арт-терапии в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога"
Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, частые проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздра...
МАСТЕР – КЛАСС для педагогов ДОУ «Притча как самотерапия для педагогов в работе педагога-психолога»
В мастер-классе представлны притчи для пегагогов....
Мастер-класс для педагогов-психологов «Приемы работы с кинетическим песком в коррекционной работе педагога-психолога»
Применение метода в решении задач коррекционной работы...
Мастер-класс для педагогов "Инновационные игровые образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога в условиях ДОУ"
Материал будет полезен педагогам-психологам и воспитателям ДОУ....