Игровые технологии в речевом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
«У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».
А.С. Макаренко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii.pptx | 970.02 КБ |
igrovye_tehnologii_v_razvitii_svyaznoy_rechi_detey_s_tnr.docx | 28.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игровые технологии – это система методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Цель игровых технологий в развитии связной речи – «разговорить» детей, насытить познавательной информацией, развить психологические процессы растущего дошкольника. Использование игровых технологий помогает - организовать работу интереснее и разнообразнее, поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывать влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объёме.
Игры на развитие речевого и физиологического дыхания
Игры для развития мелкой моторики: упражнения с мелкими предметами графические задания пальчиковые игры
Игры с массажными мячиками «Су-Джок», «Определи крупу в мешочке», «Заполни кружочки на рисунке» (пуговицами или пластилином), «Собери бусы», «Игры с прищепками», «Выложи из палочек фигуру».
Мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Кубики «Говорушки» Цель игрового пособия – развитие лексических элементов речи, совершенствование грамматического строя. Задачи: - расширение индивидуального словаря; - обучение навыку составления простых и сложных предложений; - формирование умения подбирать однородные члены, а также качества и действия к объектам; - обучение навыку расширения предложения путем добавления разных членов; - развитие связной речи, умение строить диалог, отвечать и спрашивать развернуто и грамотно; - обогащение лексики; - развитие воображения.
Лэпбук ( лепбук , lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Лэпбук –это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде: - доступность - полифункциональность - трансформируемость - вариативность - насыщенность
Цель: обобщение и закрепление знаний по лексическим темам: «Осень. Дары осени»» «Зима. Зимующие животные и птицы» «Весна» «Лето» Задачи: 1. Способствовать формированию у детей интереса к обучению; 2. Формировать и совершенствовать лексико – грамматический строй речи, связную речь; 3. Расширять и закреплять словарный запас в рамках лексической темы; 4. Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность; 5. Развивать психические процессы (внимание, память, мышление); 6. Развивать творческие способности; 7. Развивать мелкую моторику руки; 8. Пополнять развивающую предметно-пространственную среду группы.
ЛЭПБУК «ОСЕНЬ» ЛЭПБУК «ДАРЫ ОСЕНИ»
ЛЭПБУК «ЗИМА» ЛЭПБУК «ЗИМУЮЩИЕ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ»
ЛЭПБУК «ВЕСНА»
ЛЭПБУК «ЛЕТО»
Игры - драматизации Внимание! Занавес, звонок, Я - театральный уголок! Здесь можно в гнома превратиться И в Бабку Ёжку нарядиться. В костюмы любим наряжаться, В героев разных превращаться
Сюжетно - ролевые игры
Предварительный просмотр:
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1 слайд
Одним из направлений развития детей дошкольного возраста согласно ФГОС дошкольного образования является речевое развитие. Это не случайно. Период дошкольного детства является благоприятным для усвоения речевых умений и навыков, овладения основами культуры речи, развития основных психических процессов. Кроме того, использование игровых технологий в коррекционно-развивающем процессе позволяет решать множество специальных задач интегративно, комплексно формируя сразу несколько компонентов речевой системы ребенка.
Дети, особенно с ТНР, лучше запоминают то, что заинтересовало их, вызвало яркие эмоциональные переживания. Знания наиболее эффективно усваиваются дошкольниками в том случае, когда дети овладевают ими путем выполнения активных познавательных действий, так как дети с ТНР не воспринимают в полном объеме пространственные, неконкретные объяснения педагога и длинные инструкции. Поэтому одна из главных задач воспитателя — это заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе развития речи.
2 слайд
Игра один из основных видов деятельности и важнейшее средство воспитания детей. Игра имеет преимущество перед другими видами детской деятельности и занимает особое положение в педагогическом и коррекционном процессе, т. к. даёт возможность детям проявить активность и самостоятельность, воображение, реализовать свои представления об окружающем. А использование различных средств и форм в игре раскрывает большие возможности для развития всех компонентов речи.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса.
Существует двусторонняя связь между речью и игрой: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, и с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи.
Работая с детьми с ТНР, и сталкиваясь с проблемами в их обучении, нам пришлось искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс освоения детьми материала адаптированной программы. С этой целью мы используем в своей работе различные игровые технологии.
3 слайд
Одним из основополагающих направлений в развитии речи ребёнка является работа над развитием речевого дыхания, которое помогает ребёнку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Для этого мы используем нестандартное оборудование для реализации игровых технологий на развитие физиологического и речевого дыхания, включая их в занятия как в физкультминутки, так и как часть занятия, направленную на развитие речевого дыхания.
Игры «Забей мяч в ворота», «Раскачай фрукт», «Снегопад», «Воздушный баскетбол» («Удержи мяч в корзине») и т.п.;
- игры с водой: «Весёлые пузырьки», «Мыльные пузыри», «Кораблики»;
- игры, направленные на закрепление центрального выдоха: «Фокус», «Подуем на пальчик», «Подуем в бутылочку» и др.
4 слайд
Взаимосвязь развития мелкой моторики и речевого развития неоднократно были подтверждены в различных исследованиях, поэтому мы работаем в этом направлении с использованием разнообразного игрового оборудования и игровых технологий, при помощи которых дети с удовольствием и интересом развиваются, а также реализуются задачи:
- развитие координации и точности движений руки и глаза;
- содействие нормализации речевой функции;
- подготовка руки к письму.
На слайде представлены игры с использованием «Сухого бассейна», где ребята с удовольствием и интересом достают, либо угадывают на ощупь мелкие игрушки из ёмкости с крупой; «Шнуровки», «Раскрути волчок», «Закрути гайку пальцами», «Пройди лабиринт» с использованием мелких игрушек, «Кто больше?» - игра с использованием нестандартного оборудования, в данном случае, счётчик от рукоятки скакалки, где дети кончиками пальцев вращают счётчик, одновременно закрепляются навыки счёта, знание цифр.
5 слайд
Активно используем игры с массажными мячиками «Су-Джок» (перекладывание из одной руки в другую, сжимание-разжимание мяча в ладони, прокатывание мячика по столу придерживая одним пальцем, поступательные движения ладонями с зажатым мячиком вперёд-назад, передвижение мячика по нарисованному лабиринту)
6 слайд
Одной из сложных областей развития детей с ТНР является развитие связной речи. Работая с детьми с ТНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одним из таких средств, на наш взгляд, является использование мнемотаблиц.
Мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. В мнемотехнике заключены основные факторы, облегчающие процесс становления связной речи:
- наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям
называть предметы, их характерные признаки, производимые действия.
- создание плана высказывания (последовательное размещение всех
конкретных элементов высказывания).
В мнемотаблице можно изображать практически всё. В ней производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, понятное детям. Использование приёмов мнемотехники позволяет достичь хороших результатов:
- увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать, придумывать интересные
истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень.
6 слайд
При обучении ребенка составлению предложений мы заметили, что у детей постоянно возникает желание держать что-нибудь в руках, к простым карточкам он быстро теряет интерес. А вот объемные фигурки, игрушки, являются стимулирующим звеном. Поэтому возникла идея создания многофункциональных кубиков со сменными картинками, которые бы позволяли и отрабатывать необходимый речевой материал, и удерживать внимание дошкольника. Выстраивание кубиков в ряд дает ребенку понятие о структуре предложения, расположения слов в нем, а манипуляции с ними позволяют еще и почувствовать это.
В качестве одной из составляющих игровых технологий по развитию связной речи мы используем кубики «Говорушки», которые по своему функционалу аналогичны мнемотаблицам, но могут использоваться как на ранних этапах формирования связной речи, так и на этапах формирования распространённых предложений в развёрнутом высказывании.
Многофункциональные кубики, сшитые из фетра разного цвета, набитые синтепоном с пришитыми липучками на каждой грани со сменными картинками, позволяют отрабатывать необходимый речевой материал и удерживать внимание дошкольника. Выстраивание кубиков в ряд дает ребенку понятие о структуре предложения, расположения слов в нем, а манипуляции с ними позволяют еще и почувствовать это.
Цель данного игрового пособия: развитие лексических элементов речи, совершенствование грамматического строя.
Задачи:
- расширение индивидуального словаря;
- обучение навыку составления простых и сложных предложений;
- формирование умения подбирать однородные члены, а также качества и действия к объектам;
- обучение навыку расширения предложения путем добавления разных членов;
- обогащение лексики;
- развитие воображения.
Данные кубики мы используем в разных вариантах игр. Дети могут кидать кубики и из выпавших вариантов картинок составлять предложения, либо словосочетания, в зависимости от подготовленности ребёнка. Дети могут составлять предложения по выбранным изображениям, либо с неполным рядом картинок или с начальной частью предложения, но отсутствием конца.
В кубиках мы используем изображения предметов по лексическим темам. На каждой грани - тематическое изображение. Например, если тема «Игрушки», найдите картинки куклы, мяча, машинки, ракетки, юлы, конструктора.
- кубик с объектами отвечает на вопрос «Что это?». Либо «Кто это?»,
- кубик, изображающий действия, например, летит, шагает, спит, ползет, бежит, ест;
- цветовой кубик – красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый;
- кубик с эмоциями – веселый, печальный, испуганный, сердитый, удивленный, злой
- кубики – предлоги, с изображениями предлогов в виде пиктограмм.
Игру можно сделать соревновательной, при правильном ответе давать участнику фишку. Победит тот, кто наберет большее количество фишек.
8, 9, 10, 11, 12, 13 слайд
Одной из комплексных игровых технологий в развитии связной речи детей является Лэпбук.
Лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
Лэпбук используется для:
- групповой,
- подгрупповой,
- индивидуальной,
- самостоятельной работы.
Содержание лэпбуков отражает тематику лексических тем и включает в себя различные развивающие и творческие задания, расположенные в «кармашках»:
- информацию о сезонных изменениях;
- мнемотаблицы, алгоритмы для составления описательных рассказов;
- наборы сюжетных и предметных картинок;
- дидактические игры;
- картотеки пальчиковых игр;
- картотеки загадок;
- картотеки стихов, пословиц, примет;
- шаблоны для творчества.
14 слайд
Хорошим подспорьем для развития связной речи детей являются и игры-драматизации, которые решают одновременно несколько задач: развитие связной речи, интонационной выразительности, развивают навыки театрально – исполнительской деятельности.
На слайде представлены разные виды театра, которые используются детьми в совместной деятельности в нашей группе: «Би-ба-бо», пальчиковый (тканевый, бумажный, резиновый), перчаточный театр, теневой театр, настольный театр (деревянный и резиновый), платковые куклы.
15 слайд
Конечно, развитие связной речи подкрепляется организацией сюжетно - ролевых игр, которые помогают выработать естественную потребность в инициативной речи, прививают чувство родного языка, умение правильно произносить слова, позволяют лучше усваивать грамматические формы.
Увлечение игрой повышает способность к правильному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и точному запоминанию, способствует развитию связной речи, монологической и диалогической, активизирует словарный запас, расширяет его, учит правильному звукопроизношению. Таким образом, использование игровых технологий помогает организовать работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объёме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности речевого развития детей, имеющих тяжелые нарушения речи.
Консультация для родителей. Родителям необходимо закреплять с детьми знания и умения, полученные на занятиях у логопеда, в свободном речевом общении....
Статья «Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи»
Статья посвящена проблеме речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи. Рассматриваются следующие вопросы :Тяжёлые нарушения речи у детей: причины, классификация, особенности речи.Специфика раб...
Наглядное моделирование – перспективное направление познавательно-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи ( из опыта работы)
В выступлении обобщен опыт работы воспитателя компенсирующего вида по использованию технологии моделирования в процессе познавательно-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи....
Результаты диагностики речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи
В документе представлены данные диагностики речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи, подтверждающие положительную динамику и устойчивость результата коррекции и развития воспитанников...
Диагностика речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи
В материале представлены основные этапы проведения диагностического обследования ребенка с общим недоразвитием речи. Наполнение заданий для диагностики и их сложность зависят от возраста ребенка...
Диагностика основных показателей речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности за 2018-2019, 2019-2020 учебные годы
В процессе диагностики речевого развития ребенка учитель-логопед проверяет соответствие развития речи ребенка возрастным нормам,проводит диагностику словарного запаса ребенка и его п...
Диагностика основных показателей речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности за 2020-2021уч.г., 2021-2022уч.г.
В процессе диагностики речевого развития ребенка учитель-логопед проверяет соответствие развития речи ребенка возрастным нормам, проводит диагностику словарного запаса ребенка и его ...