«Бусография» или как рисовать бусами для развития речи детей дошкольного возраста»
статья (младшая группа)
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Если речевое развитие дошкольников не соответствует возрастной норме, то замедляется формирование высших уровней познавательной деятельности, появляются нарушения эмоционально-волевой сферы, отстаёт психическое развитие. Возникают трудности в усвоении навыков чтения и письма. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья
«Бусография» или как рисовать бусами для развития речи детей дошкольного возраста»
В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено, как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Если речевое развитие дошкольников не соответствует возрастной норме, то замедляется формирование высших уровней познавательной деятельности, появляются нарушения эмоционально-волевой сферы, отстаёт психическое развитие. Возникают трудности в усвоении навыков чтения и письма. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
При выборе технологий необходимо соблюдать определённые требования. Главные из них: взаимосвязь познавательного и речевого развития, здоровьесберегающий характер, коммуникативно-деятельностный подход, обеспечение активной речевой практики. Одной из соответствующих этим критериям технологий является «Бусография». Это методика по интеллектуально-творческому и познавательно-речевому развитию детей 2-7 лет «Бусоград или Волшебные игры феи Бусинки», которую разработала Майя Ивановна Родина, известный педагог, музыкант, почетный работник общего образования РФ. Бусы — это не только элементы украшения, соответствующие тому или иному костюму, бусы — это и полёт вашей фантазии, а для ребёнка — это еще и доступный и эстетически притягательный материал. В методической разработке М. И. Родиной, указывается, что, благодаря применению в работе с детьми данной техники, дети «быстрее начинают чисто и выразительно говорить».
О дидактической пользе бус можно говорить очень много: это и развитие мелкой моторики, и формирование навыков пространственной ориентации, и приобретение детьми положительного опыта коммуникации, и знакомство с сенсорными эталонами. С помощью бус решаются все образовательные задачи. Хотя бы раз дать детям попробовать поиграть с бусами, и мы увидим, как наши неутомимые малыши замолкают, сосредоточенно выкладывая из бус свой «шедевр», как они ловко перебирают пальцами бусы разных размеров и какое удовольствие получают! Эта техника кропотливая, интересная, необычная и очень приятная. Она способствует развитию тактильных ощущений, внимания, сенсорной моторики, координации движений, их точность, конструктивные умения, ориентировку в пространстве, счётные операции, речь и т. д. Таким образом, «Бусография» способствует не только моторному, но и умственному развитию ребёнка, оказывает успокаивающее и оздоравливающее действие.
Пособие открывает для каждого творческие горизонты: можно попробовать придумать свои игры, оригинальные упражнения, изобразить при помощи бус фантастические картины, сочинять и показывать удивительные истории. В этом, наверное, и есть особая магическая сила Бусинки. Каждый, кто к ней притронется, тоже станет добрым Волшебником!
Работу начинаем со знакомства с бусами. Дети рассказывают о цвете. Определяют форму бусин, размер своих бус по отношению к другим (методом сравнения), работаем со всей длиной бус. На следующем этапе работа строится на выкладывании отдельных предметов, сопровождающихся стихами и речевыми упражнениями. Затем самостоятельное (или группой детей) составление картины, заполнение контуров, придумывание мини- рассказов, сказок, даже стихов.
Дети охотно работают с этим материалом, через довольно непродолжительное время осваивают основные приёмы и, затем их фантазию бывает трудно унять. Очень интересно проходят с ними игры в ассоциации «На что это похоже?», когда в фигуре, получившейся от ,свободно упавших бус, дети пытаются угадать животное или предмет. Разумеется, здесь на помощь им приходит весь их детский опыт. Интересен вариант этой игры, когда ребёнок отгадывает, что пытался изобразить его сосед. В процессе уже одной этой игры обогащается словарь ребёнка.
Многие дети с речевыми нарушениями испытывают дискомфорт в отношениях со сверстниками. И здесь тоже приходят на помощь наши старые знакомые бусы. Ведь невозможно, не общаясь построить общий дом, или сказочную полянку, или же украсить новогоднюю ёлку.
«Бусоград» без проблем помогает решить такую сложную поведенческую задачу, как прививание усидчивости и внимательности. В процессе работы с этой методикой у детей отмечаются значительные улучшения: дети становятся более спокойными, собранными, гораздо более внимательными. Играя с бусами, дети максимально проявляют свою фантазию. У ребёнка появляется возможность создать персонаж, отразить его качества и «проиграть» его действия, что способствует развитию речи и накоплению словаря.
Большой популярностью у детей пользуются игры по выкладыванию из бус заданных букв, отгадывание букв по заданным элементам. Необходимо определить какая буква, назвать её, придумать слова, содержащие звук на эту букву, найти пропущенную букву и выложить букву так, чтобы она отражала верное написание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста в НОД - развитие речи. Программа педагога.
Развитие речи детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности - развитие речи. Данна программа направлена на реализацию задач по образовательной области "Коммуникация" в соо...

Консультация по развитию речи на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста" (памятка для родителей).
Речь как исторически сложившая форма общения развивается в дошкольном возрасте. Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка....
Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.
Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте всегда спокойным то...
«Применение технологии «Бусография» в системе развития речи детей дошкольного возраста»
laquo;Бусография» - методика по интеллектуально – творческому и познавательно – речевому развитию детей 2 – 7 лет «Бусоград или Волшебные игры феи Бусинки», к...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)
Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...

Статья: «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности» (развитие речи, младшая группа)
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, та...

План работы по самообразованию по речевому развитию в группе дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) подготовительной. Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста через использование разнообразных приемов и средств»
План работы по самообразованиюпо речевому развитию в группе дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) подготовительной.Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста через использование разнообразны...