«Применение технологии «Бусография» в системе развития речи детей дошкольного возраста»
консультация

«Бусография» - методика по интеллектуально – творческому и познавательно – речевому развитию детей 2 – 7 лет «Бусоград или Волшебные игры феи Бусинки», которую разработала Майя Ивановна Родина, известный педагог, музыкант, почетный работник общего образования РФ. Бусы — это не только элементы украшения, соответствующие тому или иному костюму, бусы — это и полет вашей фантазии, а для ребенка — это еще и доступный и эстетически притягательный материал..О дидактической пользе бус можно говорить очень много: это и развитие мелкой моторики, и формирование навыков пространственной ориентации, и приобретение детьми положительного опыта коммуникации, и знакомство с сенсорными эталонами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Применение технологии «Бусография» в системе развития речи детей дошкольного возраста»

Орлова Ирина Александровна, воспитатель МБДОУ Д /с № 3 «Сказка» г.Котовска Тамбовской области.

В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено, как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Если речевое развитие дошкольников не соответствует возрастной норме, то замедляется формирование высших уровней познавательной деятельности, появляются нарушения эмоционально-волевой сферы, отстаёт психическое развитие, Возникают трудности в усвоении навыков чтения и письма. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

         При выборе технологий необходимо соблюдать определённые требования. Главные из них: взаимосвязь познавательного и речевого развития, здоровьесберегающий характер,  коммуникативно-деятельностный подход, обеспечение активной речевой практики. Одной из соответствующих этим критериям технологий является «Бусография». Это методика по интеллектуально – творческому и познавательно – речевому развитию детей 2 – 7 лет «Бусоград или Волшебные игры феи Бусинки», которую разработала Майя Ивановна Родина, известный педагог, музыкант, почетный работник общего образования РФ. Бусы — это не только элементы украшения, соответствующие тому или иному костюму, бусы — это и полет вашей фантазии, а для ребенка — это еще и доступный и эстетически притягательный материал. В методической разработке М. И. Родиной, указывается, что, благодаря применению в работе с детьми данной техники, дети «быстрее начинают чисто и выразительно говорить».

О дидактической пользе бус можно говорить очень много: это и развитие мелкой моторики, и формирование навыков пространственной ориентации, и приобретение детьми положительного опыта коммуникации, и знакомство с сенсорными эталонами.  С помощью бус решаются все образовательные задачи. Хотя бы раз дать детям попробовать поиграть с бусами, и мы увидим, как наши неутомимые малыши замолкают, сосредоточенно выкладывая из бус свой «шедевр», как они ловко перебирают пальцами бусы разных размеров и какое удовольствие получают! Эта техника кропотливая, интересная, необычная и очень приятная. Она способствует развитию тактильных ощущений, внимания, сенсорной моторики, координации движений, их точность, конструктивные умения, ориентировку в пространстве, счетные операции, речь и т. д. Таким образом, бусография  способствует не только моторному, но и умственному развитию ребенка, оказывает успокаивающее и оздоравливающее действие.

Пособие открывает для каждого творческие горизонты: можно попробовать придумать свои игры, оригинальные упражнения, изобразить при помощи бус фантастические картины, сочинять и показывать удивительные истории. В этом, наверное, и есть особая магическая сила Бусинки – каждый, кто к ней притронется, тоже станет добрым Волшебником!

Работу начинаем со знакомства с бусами. Дети рассказывают о цвете. Определяют форму бусин, размер своих бус по отношению к другим (методом сравнения), работаем со всей длиной бус. На следующем этапе работа строится на выкладывании отдельных предметов, сопровождающихся стихами и речевыми упражнениями. Затем - самостоятельное (или группой детей) составление картины, заполнение контуров, придумывание мини рассказов, сказок.

Дети охотно работают с этим материалом, через довольно непродолжительное время осваивают основные приёмы и, затем их фантазию бывает трудно унять. Очень интересно проходят с ними игры в ассоциации «На что это похоже?», когда в фигуре, получившейся от свободно упавших бус, дети пытаются угадать животное или предмет. Разумеется, здесь на помощь им приходит весь их детский опыт. Интересен вариант этой игры, когда ребенок отгадывает, что пытался изобразить его сосед. В процессе уже одной этой игры обогащается словарь ребенка.

Многие дети с речевыми нарушениями испытывают дискомфорт в отношениях со сверстниками. И здесь тоже приходят на помощь наши старые знакомые – бусы. Ведь невозможно, не общаясь построить общий дом, или сказочную полянку, или же украсить новогоднюю елку.

«Бусоград» без проблем помогает решить такую сложную поведенческую задачу, как прививание усидчивости и внимательности. В процессе работы с этой методикой у детей отмечаются значительные улучшения: дети становятся  более спокойны, собраны, гораздо внимательнее. Играя с бусами, дети максимально проявляют   свою фантазию. У ребенка появляется возможность создать     персонаж, отразить его качества и «проиграть» его действия, что способствует развитию речи и накоплению словаря.

Большой популярностью у детей пользуются игры по выкладыванию из бус заданных букв, отгадывание букв по заданным элементам. Необходимо  определить  какая буква, назвать её, придумать слова, содержащие звук на эту букву, найти пропущенную букву и выложить букву  так, чтобы она отражала верное написание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар- практикум "Использование современных методов и технологий в работе над развитием речи детей дошкольного возраста"

Цель: повысить уровень педагогическофй  компетенции по использованию современных  технологий...

Доклад для педагогов из опыта работы по теме: «Использование технологии ТРИЗ в целях развития речи детей дошкольного возраста».

Использование технологии ТРИЗ  в целях развития речи  детей дошкольного возраста.     Цель использования  технологии ТРИЗ с одной стороны развитие мышления, а с друг...

Использование коррекционно-развивающих технологий в работе по развитию речи детей дошкольного возраста.

Использование коррекционно-развивающих технологий в работе по развитию речи детей дошкольного возраста....

«Использование коррекционно-развивающих технологий в работе по развитию речи детей дошкольного возраста»

laquo;Использование коррекционно-развивающих технологий в работе по развитию речи детей дошкольного возраста»Мастер-класс...

Буклет "Сказка по технологии ТРИЗ как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Представлен буклет "Сказка по технологии ТРИЗ как средство развития речи детей дошкольного возраста", отражающий основные моменты реализации данной технологии в моей работе...

Представление опыта работы «Применение метода SAND-ART в развитии речи детей дошкольного возраста»

Представлены игры на песке, которые помогают решить задачи по развитию речи дошкольников....

Технология наглядного моделирования в развитии речи детей дошкольного возраста.

Сообщение для педагоговТехнология наглядного моделирования в развитии речи детейдошкольного возраста...