Условия формирования читательской грамотности у детей дошкольного возраста
статья
В статье рассмотрены условия формирования читательской грамотности у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«Условия формирования читательской грамотности
у детей дошкольного возраста»
Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны,
читайте им сказки.
Если вы хотите, чтобы они были еще умнее,
читайте им еще больше сказок».
Альберт Эйнштейн
Читательская грамотность является одной из составляющих функциональной грамотности.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достичь своих целей, расширять свои знания и возможности.
Т.к. мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Книга уже не воспринимается как учебник жизни. Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.
Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.
Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:
- пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;
- активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.
Работу над словом необходимо начинать с раннего возраста детей. Перед нами стоит задача: создать условия для формирования читательской грамотности. Поэтому организацию педагогического процесса следует строить как на традиционных, так и инновационных формах, методах и приемах.
1. Создание развивающей предметно-пространственной среды: оформление книжного уголка (книжных центров), для драматизации литературных произведений - оформление театральных уголков с различными видами театра; использование различных дидактических игр: «Сочиняем сказку», «Что сначала, что потом», «Герои заблудились», сказочные пазлы,"Щелкунчик", лото, домино по мотивам фольклорных и авторских произведений; использование музыкальных инструментов: деревянные ложки, барабан, металлофон, погремушки.
2. Использование технического оборудования: магнитофон, записи с различными музыкальными дисками; сборниками русских народных аудио сказок.
3. Проведение непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию: дети получают первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках (композиция, средства языковой выразительности); «речевое развитие», которое включает в себя как приоритет: "Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы".
4. Ежедневное чтение художественной литературы: сказок, рассказов, стихов, былин, самостоятельное рассматривание книг и обсуждение иллюстраций.
5. В режимных моментах, на прогулке во время дети познают, осмысливают и обобщают красоту родной природы.
6. Проведение внеучебных мероприятий: выставки книг, рисунков по прочитанным произведениям, лепка по мотивам сказок; творческие встречи, литературные развлечения, литературная гостиная, игровые занятия «Библиотека», мастерская по ремонту книг, "Книжкина больница".
Акция Буккроссинг - «движение книг» от человека к человеку. Любой желающий может взять понравившуюся книгу, а взамен оставить какую-либо свою, главное, чтобы количество книг в библиотеке не уменьшалось.
«Буккроссинг»
- содействует формированию благоприятной, доступной детям и родителям среды для развития интереса к чтению,
- способствует разнообразию прочитываемой литературы, продвижению лучших образцов литературы в широкие слои читателей,
- способствует созданию положительных и привлекательных образов читающего человека.
Литературная викторина такая форма работы с дошкольниками, которая требует от детей проявления определенных читательских знаний. Это игра в ответы на вопросы по сюжетам книг.
Литературный брейн-ринг - игра, состоящая из нескольких литературных «боев», блоков заданий. В ходе таких игр дошкольники демонстрируют умение свободно ориентироваться в многочисленных источниках информации, продуктивно работать с этой информацией, вне зависимости от вида источника.
Методика «Расскажи стихи руками» используется в работе с детьми, имеющими речевые нарушения или психологический барьер перед аудиторией.
Чтение стихотворений сопровождается выразительными движениями рук и пальцев. Этот вид деятельности – прекрасная возможность проявить детское творчество, снять зажатость и неуверенность у ребёнка. Часто, для удобства рассказывания, содержание произведения дети отображают в продуктивной деятельности.
Драматизация и театрализованная деятельность стимулирует активную речь дошкольников за счет расширения словарного запаса, ребенок усваивает богатство родного языка, старается говорить четко, понятно для окружающих, формируется диалогическая речь, дети лучше усваивают содержание произведения, усваивают элементы невербального общения, что благоприятно способствует формированию социального поведения.
Конкурс чтецов позволяет воспитывать у дошкольников положительное эмоциональное отношение к литературным поэтическим произведениям, формировать выразительность речи у детей посредством художественно-поэтического слова.
7. Особое внимание в формировании читательской грамотности у детей дошкольного возраста необходимо уделять работе с педагогами. Наиболее успешными являются интерактивные формы, которые помогают уточнить и систематизировать знания педагогов по детской литературе, повысить их профессиональную компетентность; помогают поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы и поиску новых идей, методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста.
8. Работа с родителями: консультации
Среди множества методов и приемов формирования читательской грамотности дошкольников, можно выделить наиболее распространенные:
- чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;
- прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов;
- беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному;
- чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями;
- разучивание стихотворений;
- чтение и рассказывание с использованием наглядного материала;
- проектная деятельность (изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях);
- самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями;
Одной из эффективных технологий, способствующей формированию читательской грамотности дошкольников, является применение приемов технологии «критического мышления».
Технология критического мышления – развивает продуктивное критическое мышление, формирует интеллектуальные умения такие как работа с информацией, анализ, т.е. учит учиться.
Формированию читательской грамотности в дошкольном возрасте помогут такие приемы критического мышления как:
- Верные и неверные утверждения
- Прием «Кластер».
- Синквейн
- Дерево предсказаний
- Чтение с остановками
- Толстые и тонкие вопросы
- Перемешанные события
- Текст в рисунках.
Таким образом, формирование основ читательской грамотности будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- организация системы работы по формированию у дошкольников правильной читательской деятельности;
- использование современных технологий (в том числе ИКТ), нестандартных форм работы, типов заданий, позволяющих развивать читательскую компетентность, самостоятельность читателя, его познавательную мотивацию, умения и навыки работы с художественными и информационными текстами;
- создание единого книжного окружения и книжных интересов детей и родителей как основы успешного формирования грамотного читателя в семье;
- учет возрастных, психологических особенностей развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы. Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста"
материал о работе, котрая проводилась в группе по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/15/picture-1421338-1663263829.jpg)
Буклет "Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста"
Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй пл...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/28/picture-1439632-1669638619.jpg)
Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста
В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьюте...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/15/picture-297419-1552634284.jpg)
«Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер...
Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста
Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-932467-1497949681.jpg)
Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста
Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста...