«Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал
Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.
Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать свои цели, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.Целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей:
- эмоциональною отзывчивость;
- активность и объективность читательского воображения;
- умение пересказывать;
- аналитическое умение (вопросы к тексту размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев;
- осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.pptx | 1.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Мы , взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни».
«Грамотность» означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию. Выражение «читательская грамотность» подчеркивает активный, целенаправленный и конструктивный характер использования чтения в разных ситуациях и для разных целей . Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»
В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать. Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Книга уже не воспринимается как учебник жизни. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которою опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.
Работу над словом необходимо начинать с раннего возраста детей. Всеми любимые песенки, колыбельные, прибаутки, потешки широко используются с самого рождения малыша. На них воспитывали, развивали, приобщали к культуре, учили говорить. Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде , вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности. Таким образом, в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формируется интерес и любовь к книге, т. е. ребенок успешно формируется как читатель ,хоть и пассивный т.е. слушатель.
Работа с родителями по формированию читательской грамотности Правила: Ч итать надо ежедневно, тогда в ребенке постепенно вырабатываются потребность читать,слушать чтение, вырабатывать интерес к произведениям, испытывать эстетическое наслаждение от услышанного или прочитанного ; круг чтения должен быть разнообразным. Детская литература и тематически так многообразна и интересна, что нельзя сужать детское представление о ней до одного-двух произведений, жанров. Это и классическая литература , проверенная временем, отобранная многими поколениями читателей ,это и сказки Пушкина, В. Бианки, юмористические рассказы Н. Носова, стихотворные произведения А. Барто , К. Чуковского и др.
Не менее важно, чтобы ребенок развивался , как читатель в контексте литературы, современной ему, говорящей о тех реалиях детской жизни, которые окружают его, на том языке, который он слышит ежедневно ; П очитанный текст не надо оставлять без внимания. С детьми, надо беседовать об услышанном, учить их думать над книгой. Процесс постоянного осмысления прочитанного рождает и навсегда сохраняет желание думать; Приобщая ребенка к книге, очень в ажно соблюдать чувство меры и вкуса в отборе произведений для чтения. Не следует в идеть в художественном произведении только воспитательную ценность . В процессе чтения (слушания) книги ничто не должно отвлекать ребенка; детская литература для дошкольников в домашней библиотеке должна быть преимущественно в бумажном переплете. Аудио- и В идео книги лучше рекомендовать детям школьного в озраста . Работа с родителями по формированию читательской грамотности
Процесс по формированию читательской грамотности в дошкольном возрасте состоит: I этап II этап пассивный , когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему- читают взрослые; активный , когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.
С оздание предметно-развивающей игровой среды :
Целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей: эмоциональною отзывчивость; активность и объективность читательского воображения; умение пересказывать; аналитическое умение (вопросы к тексту размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев; осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы. Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста"
материал о работе, котрая проводилась в группе по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста....
Буклет "Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста"
Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй пл...
Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста
В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьюте...
Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста
Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста...
Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста
Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста...
Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста
Читательская (литературная) грамотность дошкольника – способность понимать смысл текстов, размышлять и обсуждать. тексты, чтобы расширять свои представления и возможности взаимодействовать с соц...