Программа профессионального саморазвития: «Формирование первоначальных представлений о себе- важное направление социально-коммуникативного развития детей с нарушением интеллекта»
учебно-методический материал
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Петушок»
Программа
профессионального саморазвития
воспитателя Комаровой Ирины Викторовны
на 2022 – 2025 годы
Тема:
«Формирование первоначальных
представлений о себе- важное направление
социально-коммуникативного развития детей
с нарушением интеллекта»
Содержание:
№ |
| Стр. |
1 | Пояснительная записка | 3-4 |
2 | Предполагаемый результат | 4 |
3 | Цели и задачи | 4 |
4 | Этапы работы | 4 |
5 | Источники самообразования | 5 |
6 | План мероприятий по реализации поставленных целей | 6-7 |
7 | Анализ результатов | 8 |
8 | Приложения | 9 |
Пояснительная записка:
Первоначальные представления о себе являются основой приобщения ребенка к социальному миру и стимулом познавательной деятельности в отношении окружающего.
В дошкольном возрасте складываются важные элементы, составляющие структуру образа «Я»: половозрастная идентификация – проявляется интерес к себе, своему телу, движениям, внешнему виду, переживаниям, достижениям, а также особый интерес к окружающим людям и их взаимоотношениям (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и другие). На протяжении всего дошкольного возраста у детей с нарушениями интеллекта первое проявление самосознания, отделение своего «Я», обычно находит выражение в негативных реакциях на замечания, порицания, на неудачу и возникает лишь после 4-х лет. Практика показывает, что ребенок 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья владеет лишь элементарными знаниями о себе (фамилия, имя, возраст, внешние особенности и т.д.), и практически не представляют даже приблизительно ни физического, ни духовного образа своего «Я» (В.А. Петровский). Развитие у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья представлений о себе – важная психолого-педагогическая задача.
С точки зрения педагогической науки социализация может быть понята как формирование у детей представлений об окружающем мире, отношения к воспринимаемым социальным явлениям, поведения, соответствующего общественным нормам. Представления ребенка о себе (возникновение феномена "Я сам"), о своей семье, о людях, близких по каждодневному общению, качественно влияют на его отношения с людьми и на развитие всех видов детской деятельности (предметной, игровой, изобразительной, элементарной трудовой).
Известно, что умственно отсталые дети испытывают трудности в обучении, с одной стороны, из-за несформированности познавательной деятельности, и с другой - из-за отсутствия психологической готовности к вхождению в новый детский коллектив.
Поэтому задача воспитания правильного (нравственного) поведения состоит в привитии умения думать о другом, считаясь с ним, сочувствовать ему. Следовательно, необходимо не только развить представления ребенка о собственном Я, но и о Я другого человека, пробудить понимание других и соответствующее эмпатийное поведение.
Образ «Я» достаточно сложное и многогранное личностное образование, формирующееся и подверженное изменению в течение всей жизни индивида (И.С. Кон, В.Н. Мясищев, В.В. Столиц, С.Р. Пантилеев и другие). В последние годы в специальной психологии и коррекционной педагогике закономерно возрос интерес к изучению социально-эмоционального развития и внутреннего мира ребенка с ограниченными возможностями здоровья. У детей 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья этот процесс протекает замедленно и своеобразно (Н.Л. Белопольская, И.Ю. Кулагина, Е.С. Слепович и др.). Поэтому необходимо своевременно обратить внимание на определение и реализацию психолого-педагогических условий, способствующих развитию образа «Я». Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на ребенка дошкольного возраста с ОВЗ, который адекватно оценивает свои возможности и имеет четкие представления о себе . Вместе с тем, развитие у ребенка представлений о себе, являются основой его успешной социализации в обществе (Н.Ф. Голованова)
Предполагаемый результат:
- создана система работы по формированию представлений о себе у дошкольников с интеллектуальными нарушениями
- разработана система дидактических игр и пособий по формированию представлений о себе у дошкольников с интеллектуальными нарушениями
Цель: повышение профессиональной компетентности по вопросу формирования представлений о себе у дошкольников с интеллектуальными нарушениями , создание системы работы.
Задачи:
1.Изучить методическую литературу по теме.
2.Разработать методический инструментарий.
3.Дополнить предметно-развивающую среду группы.
4.Провести открытое мероприятие для педагогов и родителей из опыта работы.
Этапы работы:
1.Информационный - изучение методической литературы, подбор художественной литературы, видеозаписей.
2.Технологический - разработка планирования, создание предметно-развивающей среды, разработка методического инструментария.
3.Практический – введение методик, разработок в практику работы с детьми.
4.Результативный-участие в методической работе на базе ДОО.
Источники самообразования:
-Методическая литература.
- Катаева ,А.А., Стребелева, Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников./А. А . Катаева, Е.А. Стребелева- Москва: Просвещение,1993.
- Козлова, С.А., Катаева ,Л.И. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками./С.А . Козлова, Л. И. Катаева -Москва: Линка-Пресс, 2000.
- Косымова ,А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта . /А.Н. Косымова//Дефектология. 2006. № 5.
- Мэш, Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. / Э. Мэш, Д. Вольф. - Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2008.
- Назарова, Н. М. Специальная педагогика./ Н.М.Назарова - Москва: Академия, 2000.
- Психология детей с нарушениями интеллектуального развития / под ред. Шипицыной Л. М. - Москва: Academia, 2014.
- Шамко, Л.Ю. Формирование представлений о социальных явлениях у умственно отсталых дошкольников. /Л.Ю. Шамко //Дефектология. 1994. № 4.
- Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. /Л. М. Шипицина - Санкт-Петербург:Речь,2005.
-Интернет-ресурсы.
План мероприятий по реализации поставленных целей
Срок | Мероприятия | Дата | Форма отчета |
Информационный этап | |||
2022-2023 | Изучение методической литературы | В течение года | Ксерокопии. Книги. |
Изучение интернет-ресурсов | В течение года | Статьи | |
Анализ программных задач по разделу «формирование представлений о себе» | Декабрь | ||
Анализ предметно- развивающей среды по разделу «формирование представлений о себе»
| Март | Проект доработки | |
Технологический этап | |||
2023-2024 | Разработка картотеки пособий и дидактических игр | Октябрь-ноябрь | Картотека |
Разработка перспективного плана по формированию первоначальных представлений о себе | Февраль | Перспективный план | |
Обогащение РППС | В течение года | Фотоотчет | |
Создание дидактических игр по разделу «формирование представлений о себе»
| В течение года | Дидактические игры | |
Консультации для родителей: «Задачи социализации детей с интеллектуальными нарушениями», «Познай себя»(игры и упражнения по формированию представлений о себе) | Март-апрель | Консультации | |
Практический этап | |||
2024-2025 | Апробация материалов в практике работы | В течение года |
|
Результативный этап | |||
Презентация методических разработок | Апрель | Презентация |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samorazvitiya22_-_kopiya.docx | 32.16 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Петушок»
Программа
профессионального саморазвития
воспитателя Комаровой Ирины Викторовны
на 2022 – 2025 годы
Тема:
«Формирование первоначальных
представлений о себе- важное направление
социально-коммуникативного развития детей
с нарушением интеллекта»
Содержание:
№ | Стр. | |
1 | Пояснительная записка | 3-4 |
2 | Предполагаемый результат | 4 |
3 | Цели и задачи | 4 |
4 | Этапы работы | 4 |
5 | Источники самообразования | 5 |
6 | План мероприятий по реализации поставленных целей | 6-7 |
7 | Анализ результатов | 8 |
8 | Приложения | 9 |
Пояснительная записка:
Первоначальные представления о себе являются основой приобщения ребенка к социальному миру и стимулом познавательной деятельности в отношении окружающего.
В дошкольном возрасте складываются важные элементы, составляющие структуру образа «Я»: половозрастная идентификация – проявляется интерес к себе, своему телу, движениям, внешнему виду, переживаниям, достижениям, а также особый интерес к окружающим людям и их взаимоотношениям (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и другие). На протяжении всего дошкольного возраста у детей с нарушениями интеллекта первое проявление самосознания, отделение своего «Я», обычно находит выражение в негативных реакциях на замечания, порицания, на неудачу и возникает лишь после 4-х лет. Практика показывает, что ребенок 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья владеет лишь элементарными знаниями о себе (фамилия, имя, возраст, внешние особенности и т.д.), и практически не представляют даже приблизительно ни физического, ни духовного образа своего «Я» (В.А. Петровский). Развитие у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья представлений о себе – важная психолого-педагогическая задача.
С точки зрения педагогической науки социализация может быть понята как формирование у детей представлений об окружающем мире, отношения к воспринимаемым социальным явлениям, поведения, соответствующего общественным нормам. Представления ребенка о себе (возникновение феномена "Я сам"), о своей семье, о людях, близких по каждодневному общению, качественно влияют на его отношения с людьми и на развитие всех видов детской деятельности (предметной, игровой, изобразительной, элементарной трудовой).
Известно, что умственно отсталые дети испытывают трудности в обучении, с одной стороны, из-за несформированности познавательной деятельности, и с другой - из-за отсутствия психологической готовности к вхождению в новый детский коллектив.
Поэтому задача воспитания правильного (нравственного) поведения состоит в привитии умения думать о другом, считаясь с ним, сочувствовать ему. Следовательно, необходимо не только развить представления ребенка о собственном Я, но и о Я другого человека, пробудить понимание других и соответствующее эмпатийное поведение.
Образ «Я» достаточно сложное и многогранное личностное образование, формирующееся и подверженное изменению в течение всей жизни индивида (И.С. Кон, В.Н. Мясищев, В.В. Столиц, С.Р. Пантилеев и другие). В последние годы в специальной психологии и коррекционной педагогике закономерно возрос интерес к изучению социально-эмоционального развития и внутреннего мира ребенка с ограниченными возможностями здоровья. У детей 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья этот процесс протекает замедленно и своеобразно (Н.Л. Белопольская, И.Ю. Кулагина, Е.С. Слепович и др.). Поэтому необходимо своевременно обратить внимание на определение и реализацию психолого-педагогических условий, способствующих развитию образа «Я». Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на ребенка дошкольного возраста с ОВЗ, который адекватно оценивает свои возможности и имеет четкие представления о себе . Вместе с тем, развитие у ребенка представлений о себе, являются основой его успешной социализации в обществе (Н.Ф. Голованова)
Предполагаемый результат:
- создана система работы по формированию представлений о себе у дошкольников с интеллектуальными нарушениями
- разработана система дидактических игр и пособий по формированию представлений о себе у дошкольников с интеллектуальными нарушениями
Цель: повышение профессиональной компетентности по вопросу формирования представлений о себе у дошкольников с интеллектуальными нарушениями , создание системы работы.
Задачи:
1.Изучить методическую литературу по теме.
2.Разработать методический инструментарий.
3.Дополнить предметно-развивающую среду группы.
4.Провести открытое мероприятие для педагогов и родителей из опыта работы.
Этапы работы:
#1048;нформационный - изучение методической литературы, подбор художественной литературы, видеозаписей.
#1058;ехнологический - разработка планирования, создание предметно-развивающей среды, разработка методического инструментария.
#1055;рактический – введение методик, разработок в практику работы с детьми.
#1056;езультативный-участие в методической работе на базе ДОО.
Источники самообразования:
-Методическая литература.
- Катаева ,А.А., Стребелева, Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников./А. А . Катаева, Е.А. Стребелева- Москва: Просвещение,1993.
- Козлова, С.А., Катаева ,Л.И. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками./С.А . Козлова, Л. И. Катаева -Москва: Линка-Пресс, 2000.
- Косымова ,А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта . /А.Н. Косымова//Дефектология. 2006. № 5.
- Мэш, Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. / Э. Мэш, Д. Вольф. - Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2008.
- Назарова, Н. М. Специальная педагогика./ Н.М.Назарова - Москва: Академия, 2000.
- Психология детей с нарушениями интеллектуального развития / под ред. Шипицыной Л. М. - Москва: Academia, 2014.
- Шамко, Л.Ю. Формирование представлений о социальных явлениях у умственно отсталых дошкольников. /Л.Ю. Шамко //Дефектология. 1994. № 4.
- Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. /Л. М. Шипицина - Санкт-Петербург:Речь,2005.
-Интернет-ресурсы.
План мероприятий по реализации поставленных целей
Срок | Мероприятия | Дата | Форма отчета |
Информационный этап | |||
2022-2023 | Изучение методической литературы | В течение года | Ксерокопии. Книги. |
Изучение интернет-ресурсов | В течение года | Статьи | |
Анализ программных задач по разделу «формирование представлений о себе» | Декабрь | ||
Анализ предметно- развивающей среды по разделу «формирование представлений о себе»
| Март | Проект доработки | |
Технологический этап | |||
2023-2024 | Разработка картотеки пособий и дидактических игр | Октябрь-ноябрь | Картотека |
Разработка перспективного плана по формированию первоначальных представлений о себе | Февраль | Перспективный план | |
Обогащение РППС | В течение года | Фотоотчет | |
Создание дидактических игр по разделу «формирование представлений о себе» | В течение года | Дидактические игры | |
Консультации для родителей: «Задачи социализации детей с интеллектуальными нарушениями», «Познай себя»(игры и упражнения по формированию представлений о себе) | Март-апрель | Консультации | |
Практический этап | |||
2024-2025 | Апробация материалов в практике работы | В течение года | |
Результативный этап | |||
Презентация методических разработок | Апрель | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение коррекции психомоторного развития детей с нарушениями интеллекта средствами ритмической гимнастики.
Из специальной литературы (Дмитриев В. С.1991, Сермеев Б. В.1984) известно, что умственно отсталые школьники отстают от здоровых сверстников. Это связано с низким уровнем познавате...
Программа по творческому развитию детей с нарушением интеллекта (лепка)
Программа по лепке...
Методики диагностики умственного развития детей с нарушением интеллекта
Методики диагностики умственного развития детей с нарушением интеллекта...
Современные исследования о проблемах психического развития детей с нарушением интеллекта
Современные исследования о проблемах психического развития детей с нарушением интеллекта...
Подвижная игра как средство воспитания и развития детей с нарушением интеллекта в ДОУ (из опыта работы)
Дети с нарушением интеллекта — особая категория. У таких детей характерно ярко выраженная неравномерность, фрагментарность развития, наличия в нем своеобразных «пустот», скудность пр...
Статья: «Формирование навыков самообслуживания и социально – бытовой ориентации для детей с нарушением интеллекта».
. Дети с нарушением интеллекта испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умение самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, нарушены овладение гигиеническ...