Программа профессионального саморазвития: «Формирование первоначальных представлений о себе- важное направление социально-коммуникативного развития детей с нарушением интеллекта»
учебно-методический материал

комарова ирина.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Петушок»

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

профессионального саморазвития

воспитателя Комаровой Ирины Викторовны

на 2022 – 2025 годы

 

 

 

Тема:

 «Формирование первоначальных

представлений о себе- важное направление

социально-коммуникативного развития детей

 с нарушением интеллекта»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Стр.

1

Пояснительная записка

3-4

2

Предполагаемый результат

4

3

Цели и задачи

4

4

Этапы работы

        4

5

Источники самообразования

5

6

План мероприятий по реализации поставленных целей

6-7

7

Анализ результатов

8

8

Приложения

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка:

Первоначальные представления о себе являются основой приобщения ребенка к социальному миру и стимулом познавательной деятельности в отношении окружающего.

 В дошкольном возрасте складываются важные элементы, составляющие структуру образа «Я»: половозрастная идентификация – проявляется интерес к себе, своему телу, движениям, внешнему виду, переживаниям, достижениям, а также особый интерес к окружающим людям и их взаимоотношениям (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и другие). На протяжении всего дошкольного возраста у детей с нарушениями интеллекта первое проявление самосознания, отделение своего «Я», обычно находит выражение в негативных реакциях на замечания, порицания, на неудачу и возникает лишь после 4-х лет.  Практика показывает, что ребенок 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья владеет лишь элементарными знаниями о себе (фамилия, имя, возраст, внешние особенности и т.д.), и практически не представляют даже приблизительно ни физического, ни духовного образа своего «Я» (В.А. Петровский).  Развитие у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья представлений о себе – важная психолого-педагогическая задача.

С точки зрения педагогической науки социализация может быть понята как формирование у детей представлений об окружающем мире, отношения к воспринимаемым социальным явлениям, поведения, соответствующего общественным нормам. Представления ребенка о себе (возникновение феномена "Я сам"), о своей семье, о людях, близких по каждодневному общению, качественно влияют на его отношения с людьми и на развитие всех видов детской деятельности (предметной, игровой, изобразительной, элементарной трудовой).

Известно, что умственно отсталые дети испытывают трудности в обучении, с одной стороны, из-за несформированности познавательной деятельности, и с другой - из-за отсутствия психологической готовности к вхождению в новый детский коллектив.

Поэтому задача воспитания правильного (нравственного) поведения состоит в привитии умения думать о другом, считаясь с ним, сочувствовать ему. Следовательно, необходимо не только развить представления ребенка о собственном Я, но и о Я другого человека, пробудить понимание других и соответствующее эмпатийное поведение.  

Образ «Я» достаточно сложное и многогранное личностное образование, формирующееся и подверженное изменению в течение всей жизни индивида (И.С. Кон, В.Н. Мясищев, В.В. Столиц, С.Р. Пантилеев и другие). В последние годы в специальной психологии и коррекционной педагогике закономерно возрос интерес к изучению социально-эмоционального развития и внутреннего мира ребенка с ограниченными возможностями здоровья. У детей 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья этот процесс протекает замедленно и своеобразно (Н.Л. Белопольская, И.Ю. Кулагина, Е.С. Слепович и др.). Поэтому необходимо своевременно обратить внимание на определение и реализацию психолого-педагогических условий, способствующих развитию образа «Я». Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на ребенка дошкольного возраста с ОВЗ, который адекватно оценивает свои возможности и имеет четкие представления о себе . Вместе с тем, развитие у ребенка представлений о себе, являются основой его успешной социализации в обществе (Н.Ф. Голованова)

 

Предполагаемый результат:

  1. создана система работы по формированию представлений о себе у  дошкольников с интеллектуальными нарушениями
  2. разработана система дидактических игр  и пособий по формированию представлений о себе у  дошкольников с интеллектуальными нарушениями  

 

Цель: повышение  профессиональной компетентности по вопросу формирования представлений о себе у  дошкольников с интеллектуальными нарушениями   , создание системы работы.

 

Задачи:

1.Изучить  методическую литературу по теме.

 

2.Разработать методический инструментарий.                                                                                  

 

3.Дополнить предметно-развивающую среду группы.

 

4.Провести открытое мероприятие для педагогов  и родителей из опыта работы.

 

 

Этапы работы:

1.Информационный - изучение методической литературы, подбор художественной литературы, видеозаписей.

2.Технологический  - разработка планирования, создание  предметно-развивающей среды, разработка методического инструментария.

3.Практический – введение методик, разработок  в практику работы с детьми.

4.Результативный-участие в методической работе на базе ДОО.

 

 

Источники самообразования:

 

-Методическая литература.

  1. Катаева ,А.А., Стребелева, Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников./А. А . Катаева, Е.А. Стребелева- Москва: Просвещение,1993.
  2. Козлова, С.А., Катаева ,Л.И. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками./С.А . Козлова, Л. И. Катаева -Москва: Линка-Пресс, 2000.
  3. Косымова ,А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта . /А.Н. Косымова//Дефектология. 2006. № 5.  
  4. Мэш, Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. / Э. Мэш, Д. Вольф. - Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2008.
  5. Назарова, Н. М. Специальная педагогика./ Н.М.Назарова - Москва: Академия, 2000.
  6. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития / под ред. Шипицыной Л. М. - Москва: Academia, 2014.
     
  7. Шамко, Л.Ю. Формирование представлений о социальных явлениях у умственно отсталых дошкольников. /Л.Ю. Шамко //Дефектология. 1994. № 4.  
  8. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. /Л. М. Шипицина - Санкт-Петербург:Речь,2005.



     

-Интернет-ресурсы.

 

 

План мероприятий по реализации поставленных целей

Срок

Мероприятия

Дата

Форма отчета

Информационный этап

2022-2023

Изучение методической литературы

В течение года

Ксерокопии. Книги.

Изучение интернет-ресурсов

В течение года

Статьи

Анализ программных задач по разделу «формирование представлений о себе»

Декабрь

 

Анализ предметно- развивающей среды по разделу «формирование представлений о себе»

 

Март

Проект доработки

Технологический этап

2023-2024

Разработка картотеки пособий и дидактических игр

Октябрь-ноябрь

Картотека

Разработка перспективного плана по формированию первоначальных представлений о себе

Февраль

Перспективный план

   

Обогащение РППС

В течение года

Фотоотчет

Создание дидактических игр по разделу «формирование представлений о себе»

 

В течение года

Дидактические игры

Консультации  для родителей: «Задачи социализации  детей с интеллектуальными нарушениями», «Познай себя»(игры и упражнения по формированию представлений о себе)

Март-апрель

Консультации

Практический этап

2024-2025

Апробация материалов в практике работы

В течение года

 

Результативный этап

Презентация методических разработок

Апрель

Презентация

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samorazvitiya22_-_kopiya.docx32.16 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Петушок»

Программа

профессионального саморазвития

воспитателя Комаровой Ирины Викторовны

на 2022 – 2025 годы

Тема:

«Формирование первоначальных

представлений о себе- важное направление

социально-коммуникативного развития детей

с нарушением интеллекта»

Содержание:

Стр.

1

Пояснительная записка

3-4

2

Предполагаемый результат

4

3

Цели и задачи

4

4

Этапы работы

4

5

Источники самообразования

5

6

План мероприятий по реализации поставленных целей

6-7

7

Анализ результатов

8

8

Приложения

9

Пояснительная записка:

Первоначальные представления о себе являются основой приобщения ребенка к социальному миру и стимулом познавательной деятельности в отношении окружающего.

В дошкольном возрасте складываются важные элементы, составляющие структуру образа «Я»: половозрастная идентификация – проявляется интерес к себе, своему телу, движениям, внешнему виду, переживаниям, достижениям, а также особый интерес к окружающим людям и их взаимоотношениям (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и другие). На протяжении всего дошкольного возраста у детей с нарушениями интеллекта первое проявление самосознания, отделение своего «Я», обычно находит выражение в негативных реакциях на замечания, порицания, на неудачу и возникает лишь после 4-х лет. Практика показывает, что ребенок 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья владеет лишь элементарными знаниями о себе (фамилия, имя, возраст, внешние особенности и т.д.), и практически не представляют даже приблизительно ни физического, ни духовного образа своего «Я» (В.А. Петровский). Развитие у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья представлений о себе – важная психолого-педагогическая задача.

С точки зрения педагогической науки социализация может быть понята как формирование у детей представлений об окружающем мире, отношения к воспринимаемым социальным явлениям, поведения, соответствующего общественным нормам. Представления ребенка о себе (возникновение феномена "Я сам"), о своей семье, о людях, близких по каждодневному общению, качественно влияют на его отношения с людьми и на развитие всех видов детской деятельности (предметной, игровой, изобразительной, элементарной трудовой).

Известно, что умственно отсталые дети испытывают трудности в обучении, с одной стороны, из-за несформированности познавательной деятельности, и с другой - из-за отсутствия психологической готовности к вхождению в новый детский коллектив.

Поэтому задача воспитания правильного (нравственного) поведения состоит в привитии умения думать о другом, считаясь с ним, сочувствовать ему. Следовательно, необходимо не только развить представления ребенка о собственном Я, но и о Я другого человека, пробудить понимание других и соответствующее эмпатийное поведение.

Образ «Я» достаточно сложное и многогранное личностное образование, формирующееся и подверженное изменению в течение всей жизни индивида (И.С. Кон, В.Н. Мясищев, В.В. Столиц, С.Р. Пантилеев и другие). В последние годы в специальной психологии и коррекционной педагогике закономерно возрос интерес к изучению социально-эмоционального развития и внутреннего мира ребенка с ограниченными возможностями здоровья. У детей 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья этот процесс протекает замедленно и своеобразно (Н.Л. Белопольская, И.Ю. Кулагина, Е.С. Слепович и др.). Поэтому необходимо своевременно обратить внимание на определение и реализацию психолого-педагогических условий, способствующих развитию образа «Я». Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на ребенка дошкольного возраста с ОВЗ, который адекватно оценивает свои возможности и имеет четкие представления о себе . Вместе с тем, развитие у ребенка представлений о себе, являются основой его успешной социализации в обществе (Н.Ф. Голованова)

Предполагаемый результат:

  1. создана система работы по формированию представлений о себе у дошкольников с интеллектуальными нарушениями
  2. разработана система дидактических игр и пособий по формированию представлений о себе у дошкольников с интеллектуальными нарушениями

Цель: повышение профессиональной компетентности по вопросу формирования представлений о себе у дошкольников с интеллектуальными нарушениями , создание системы работы.

Задачи:

1.Изучить методическую литературу по теме.

2.Разработать методический инструментарий.

3.Дополнить предметно-развивающую среду группы.

4.Провести открытое мероприятие для педагогов и родителей из опыта работы.

Этапы работы:

#1048;нформационный - изучение методической литературы, подбор художественной литературы, видеозаписей.

#1058;ехнологический - разработка планирования, создание предметно-развивающей среды, разработка методического инструментария.

#1055;рактический – введение методик, разработок в практику работы с детьми.

#1056;езультативный-участие в методической работе на базе ДОО.

Источники самообразования:

-Методическая литература.

  1. Катаева ,А.А., Стребелева, Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников./А. А . Катаева, Е.А. Стребелева- Москва: Просвещение,1993.
  2. Козлова, С.А., Катаева ,Л.И. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками./С.А . Козлова, Л. И. Катаева -Москва: Линка-Пресс, 2000.
  3. Косымова ,А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта . /А.Н. Косымова//Дефектология. 2006. № 5.
  4. Мэш, Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. / Э. Мэш, Д. Вольф. - Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2008.
  5. Назарова, Н. М. Специальная педагогика./ Н.М.Назарова - Москва: Академия, 2000.
  6. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития / под ред. Шипицыной Л. М. - Москва: Academia, 2014.
  7. Шамко, Л.Ю. Формирование представлений о социальных явлениях у умственно отсталых дошкольников. /Л.Ю. Шамко //Дефектология. 1994. № 4.
  8. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. /Л. М. Шипицина - Санкт-Петербург:Речь,2005.



-Интернет-ресурсы.

План мероприятий по реализации поставленных целей

Срок

Мероприятия

Дата

Форма отчета

Информационный этап

2022-2023

Изучение методической литературы

В течение года

Ксерокопии. Книги.

Изучение интернет-ресурсов

В течение года

Статьи

Анализ программных задач по разделу «формирование представлений о себе»

Декабрь

Анализ предметно- развивающей среды по разделу «формирование представлений о себе»

Март

Проект доработки

Технологический этап

2023-2024

Разработка картотеки пособий и дидактических игр

Октябрь-ноябрь

Картотека

Разработка перспективного плана по формированию первоначальных представлений о себе

Февраль

Перспективный план

Обогащение РППС

В течение года

Фотоотчет

Создание дидактических игр по разделу «формирование представлений о себе»

В течение года

Дидактические игры

Консультации для родителей: «Задачи социализации детей с интеллектуальными нарушениями», «Познай себя»(игры и упражнения по формированию представлений о себе)

Март-апрель

Консультации

Практический этап

2024-2025

Апробация материалов в практике работы

В течение года

Результативный этап

Презентация методических разработок

Апрель

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение коррекции психомоторного развития детей с нарушениями интеллекта средствами ритмической гимнастики.

Из специальной литературы (Дмитриев В. С.1991, Сермеев Б. В.1984) известно, что умственно отсталые школьники отстают от здоровых сверстников. Это связано с низким уровнем познавате...

Методики диагностики умственного развития детей с нарушением интеллекта

Методики диагностики умственного развития детей с нарушением интеллекта...

Современные исследования о проблемах психического развития детей с нарушением интеллекта

Современные исследования о проблемах психического развития детей с нарушением интеллекта...

Подвижная игра как средство воспитания и развития детей с нарушением интеллекта в ДОУ (из опыта работы)

Дети с нарушением интеллекта — особая категория. У таких детей характерно ярко выраженная неравномерность, фрагментарность развития, наличия в нем своеобразных «пустот», скудность пр...

Статья: «Формирование навыков самообслуживания и социально – бытовой ориентации для детей с нарушением интеллекта».

.  Дети с нарушением интеллекта испытывают особые трудности при овладении  навыками самообслуживания (умение самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, нарушены овладение гигиеническ...