Изучение коррекции психомоторного развития детей с нарушениями интеллекта средствами ритмической гимнастики.
статья по физкультуре по теме

Беспалова Наталья Валериевна

Из специальной литературы (Дмитриев В. С.1991, Сермеев Б. В.1984) известно, что умственно отсталые школьники отстают от здоровых сверстников. Это связано с низким уровнем познавательной деятельности. Психомоторное недоразвитие проявляется в замедлении темпа развития локомоторных функций, движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения, а также жестикуляция и мимика.

Среди вторичных нарушений в опорно-двигательном аппарате отмечаются нарушение осанки, деформация стопы, телосложения, физического развития.

 А ритмическая гимнастика, содействует устранению двигательных нарушений, способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с расстройствами интеллекта, а также вызывает эмоционально положительное состояние психики (Грёнлюнд Э., Оганесян Н. Ю.2004). Доступность ритмической гимнастики для умственно отсталых  детей в том, что ее содержанием являются разнообразные, простые по технике исполнения упражнения, выполненные под эмоционально-ритмическую музыку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_besp.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение коррекции психомоторного развития детей с нарушениями интеллекта средствами ритмической гимнастики.

Из специальной литературы (Дмитриев В. С.1991, Сермеев Б. В.1984) известно, что умственно отсталые школьники отстают от здоровых сверстников. Это связано с низким уровнем познавательной деятельности. Психомоторное недоразвитие проявляется в замедлении темпа развития локомоторных функций, движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения, а также жестикуляция и мимика.

Среди вторичных нарушений в опорно-двигательном аппарате отмечаются нарушение осанки, деформация стопы, телосложения, физического развития.

 А ритмическая гимнастика, содействует устранению двигательных нарушений, способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с расстройствами интеллекта, а также вызывает эмоционально положительное состояние психики (Грёнлюнд Э., Оганесян Н. Ю.2004). Доступность ритмической гимнастики для умственно отсталых  детей в том, что ее содержанием являются разнообразные, простые по технике исполнения упражнения, выполненные под эмоционально-ритмическую музыку

Гипотезой данного исследования стало предположение о том, что реализация разработанной программы по танцевально-ритмической гимнастики улучшит состояние психомоторики у детей с  умственной отсталостью.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать состояние проблемы психомоторного развития детей с нарушениями интеллекта.
  2. Выявить особенности психомоторного развития детей 6-7 лет с умеренной умственной отсталостью.
  3. Разработать программу по танцевально-ритмической гимнастике для таких детей.
  4. Определить эффективность применения разработанной программы по танцевально-ритмической гимнастике в условиях детского дома интерната.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, анализ медицинских карт, наблюдение, тестирование, эксперимент.

Уровень развития психомоторных качеств определялся методом тестирования по следующим  параметрам развития:

По физическим качествам: гибкость, точность движения, динамическое равновесие, статическое равновесие, максимальный темп.

По психическим  способностям: способность к словесной регуляции движений, воспроизведение  по показу, способность воспроизводить ритм по памяти, выполнять движение в такт музыкальному ритму.

Эксперимент проводился в государственном стационарном учреждении «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1» комитета по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга.

. Исходя из выявленных особенностей психомоторного развития детей с умеренной умственной отсталостью была разработана программа занятий по танцевально-ритмической гимнастики. Занятия проводились в течение учебного года 2 раза в неделю, как с опытной, так и с контрольной группой. В контрольной группе занятия проводились по стандартной программе Мин УСО РФСР (1983). В опытной группе, в соответствии с разработанной программой, одно занятие в неделю адаптивной физической культурой заменено  занятием  ритмической гимнастики.

Коррекционно-развивающая программа  по танцевально-ритмической гимнастики включает в себя следующие разделы:

«Упражнения для согласования движений с музыкой» являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся.

В раздел  «Гимнастика общей направленности» входят строевые, общеразвивающие и акробатические упражнения.

Раздел  «Танцевальные упражнения» содержит элементы хореографии, танцевальные шаги, ритмические, современные, народные и бальные танцы, образно-танцевальные композиции, каждая из которых  имеет сюжетный характер.

Раздел  «Ритмопластика» основывается на развитии мышечной силы и гибкости. Здесь используются элементы стретчинга выполняемые в  игровой  и сюжетной форме.  

«Упражнения специальной направленности». В этот раздел входят упражнения  для формирования и закрепления осанки, профилактики плоскостопия, суставная гимнастика, дыхательная гимнастика, упражнения на расслабление мышц, пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз. Здесь используется  упражнения направленные на профилактику и коррекцию различных заболеваний.

«Самомассаж» включает поглаживание и растирание отдельных частей тела в образно-игровой форме.

В разделе «Музыкально-подвижные игры» используются приемы имитации, подражания, ролевые ситуации, соревнования.

«Сюжетные занятия», т. е. игры- путешествия.

Раздел «Креативная гимнастика» содержит музыкально-творческие игры направленные на развитие выдумки, творческой инициативы.

Весь этот комплекс воздействия направлен на формирование у детей координации движений, повышение работоспособности, улучшение психического состояния, развитие чувства ритма, музыкальности, пластичности (Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. 2003, 2005). Комплексы упражнений обновлялись каждую четверть.

Эффективность внедрения в процесс адаптивного физического воспитания занятий по ритмической гимнастики в условиях  детского дома интерната показана на диаграммах.

Положительная  динамика  психомоторного развития детей  выявлена и в контрольной, и в опытной группах, что является следствием регулярных коррекционных занятий. Однако в опытной группе показатели по большинству параметров, значительно выше. Это можно объяснить введением в процесс физического воспитания занятий ритмической гимнастикой. В результате проведенной работы более выраженная динамика прироста произошла по следующим качествам: по  способности к словесной регуляции движений, за счет развития двигательной памяти и слухового восприятия.

Значительно возросли показатели по способности выполнять движение в такт музыкальному ритму (музыкальные движения). Это говорит о том, что дети стали более свободно и координационно правильно выполнять движения под музыку соответственно ее характеру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. Положительные изменения в способности к статическому равновесию произошли за сет  формирования и укрепление осанки, тренировки вестибулярного аппарата. Благодаря выполнению движений под музыку дети стали лучше чувствовать ритм, и в связи с этим повысилась способность воспроизводить ритм по памяти (хлопки).

Несмотря на проведенную работу точность движений, гибкость, воспроизведение по показу фигур из пальцев, улучшилось незначительно. Что связано с серьезными нарушениями данных психофизических способностей у детей с умеренной умственной отсталостью и недостаточностью занятий по ритмической гимнастике одного раза в неделю

В таблице представлены, различия показателей психомоторного развития опытной и контрольной группы.

Эти результаты свидетельство того, что за 1 год  занятий, произошли существенные изменения. Реализация разработанной программы по танцевально-ритмической гимнастики приводит к улучшению показателей психомоторного развития у умственно отсталых детей.

Следовательно, такая программа может быть внедрена и в других коррекционных учреждениях для детей с нарушением интеллекта.

Литература:

1.Дмитриев А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся      вспомогательных школ средствами физического воспитания. – Красноярск, 1991 г.

2.Сермеев Б.В. Особенности физического воспитания аномальных детей // Дефектология, 1984.

3.Грёнлюнд Э., Оганесян Н. Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. – СПб.: Речь, 2004

4.Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. Танцевально-игровая гимнастика «Са-Фи-Дансе»  СПб., 2003

5.Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. Лечебно-профилактический танец «Фитнесс данс»  СПб.: Утро, 2005

6. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (Вспомогательные школы. Раздел «физическая культура» (1 – 9 классы). – М: Просвещение, 1990г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра как средство воспитания и развития детей с нарушением интеллекта в ДОУ (из опыта работы)

Дети с нарушением интеллекта — особая категория. У таких детей характерно ярко выраженная неравномерность, фрагментарность развития, наличия в нем своеобразных «пустот», скудность пр...

Развитие творческих способностей у детей с нарушением интеллекта средствами нетрадиционных техник рисования (из опыта работы)

Дети — это маленькие непоседы, неугомонные исследователи и первооткрыватели, которые постоянно стремятся узнать что-то новое, сконструировать необычную поделку, разукрасить мир яркими красками и...

«Театрализованная игра как средство социального развития детей с нарушением интеллекта»

Театрализованная игра – это деятельность, моделирующая биосоциальные отношения, внешне подчиненное сюжету-сценарию в обозначенных временных пространственных характеристиках; в этой деятельн...

СТАТЬЯ «Театрализованная игра как средство социального развития детей с нарушением интеллекта»

В данной статье раскрываются особенности   использования театрализованных игр как средство социального развития детей с нарушением интеллекта....

Использование компьютерных технологий в работе над коррекцией речи у детей с нарушением интеллекта.

Статья об использовании компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми ОВЗ....