Изучение коррекции психомоторного развития детей с нарушениями интеллекта средствами ритмической гимнастики.
статья по физкультуре по теме
Из специальной литературы (Дмитриев В. С.1991, Сермеев Б. В.1984) известно, что умственно отсталые школьники отстают от здоровых сверстников. Это связано с низким уровнем познавательной деятельности. Психомоторное недоразвитие проявляется в замедлении темпа развития локомоторных функций, движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения, а также жестикуляция и мимика.
Среди вторичных нарушений в опорно-двигательном аппарате отмечаются нарушение осанки, деформация стопы, телосложения, физического развития.
А ритмическая гимнастика, содействует устранению двигательных нарушений, способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с расстройствами интеллекта, а также вызывает эмоционально положительное состояние психики (Грёнлюнд Э., Оганесян Н. Ю.2004). Доступность ритмической гимнастики для умственно отсталых детей в том, что ее содержанием являются разнообразные, простые по технике исполнения упражнения, выполненные под эмоционально-ритмическую музыку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_besp.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение коррекции психомоторного развития детей с нарушениями интеллекта средствами ритмической гимнастики.
Из специальной литературы (Дмитриев В. С.1991, Сермеев Б. В.1984) известно, что умственно отсталые школьники отстают от здоровых сверстников. Это связано с низким уровнем познавательной деятельности. Психомоторное недоразвитие проявляется в замедлении темпа развития локомоторных функций, движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения, а также жестикуляция и мимика.
Среди вторичных нарушений в опорно-двигательном аппарате отмечаются нарушение осанки, деформация стопы, телосложения, физического развития.
А ритмическая гимнастика, содействует устранению двигательных нарушений, способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с расстройствами интеллекта, а также вызывает эмоционально положительное состояние психики (Грёнлюнд Э., Оганесян Н. Ю.2004). Доступность ритмической гимнастики для умственно отсталых детей в том, что ее содержанием являются разнообразные, простые по технике исполнения упражнения, выполненные под эмоционально-ритмическую музыку
Гипотезой данного исследования стало предположение о том, что реализация разработанной программы по танцевально-ритмической гимнастики улучшит состояние психомоторики у детей с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
- Проанализировать состояние проблемы психомоторного развития детей с нарушениями интеллекта.
- Выявить особенности психомоторного развития детей 6-7 лет с умеренной умственной отсталостью.
- Разработать программу по танцевально-ритмической гимнастике для таких детей.
- Определить эффективность применения разработанной программы по танцевально-ритмической гимнастике в условиях детского дома интерната.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, анализ медицинских карт, наблюдение, тестирование, эксперимент.
Уровень развития психомоторных качеств определялся методом тестирования по следующим параметрам развития:
По физическим качествам: гибкость, точность движения, динамическое равновесие, статическое равновесие, максимальный темп.
По психическим способностям: способность к словесной регуляции движений, воспроизведение по показу, способность воспроизводить ритм по памяти, выполнять движение в такт музыкальному ритму.
Эксперимент проводился в государственном стационарном учреждении «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1» комитета по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга.
. Исходя из выявленных особенностей психомоторного развития детей с умеренной умственной отсталостью была разработана программа занятий по танцевально-ритмической гимнастики. Занятия проводились в течение учебного года 2 раза в неделю, как с опытной, так и с контрольной группой. В контрольной группе занятия проводились по стандартной программе Мин УСО РФСР (1983). В опытной группе, в соответствии с разработанной программой, одно занятие в неделю адаптивной физической культурой заменено занятием ритмической гимнастики.
Коррекционно-развивающая программа по танцевально-ритмической гимнастики включает в себя следующие разделы:
«Упражнения для согласования движений с музыкой» являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся.
В раздел «Гимнастика общей направленности» входят строевые, общеразвивающие и акробатические упражнения.
Раздел «Танцевальные упражнения» содержит элементы хореографии, танцевальные шаги, ритмические, современные, народные и бальные танцы, образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет сюжетный характер.
Раздел «Ритмопластика» основывается на развитии мышечной силы и гибкости. Здесь используются элементы стретчинга выполняемые в игровой и сюжетной форме.
«Упражнения специальной направленности». В этот раздел входят упражнения для формирования и закрепления осанки, профилактики плоскостопия, суставная гимнастика, дыхательная гимнастика, упражнения на расслабление мышц, пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз. Здесь используется упражнения направленные на профилактику и коррекцию различных заболеваний.
«Самомассаж» включает поглаживание и растирание отдельных частей тела в образно-игровой форме.
В разделе «Музыкально-подвижные игры» используются приемы имитации, подражания, ролевые ситуации, соревнования.
«Сюжетные занятия», т. е. игры- путешествия.
Раздел «Креативная гимнастика» содержит музыкально-творческие игры направленные на развитие выдумки, творческой инициативы.
Весь этот комплекс воздействия направлен на формирование у детей координации движений, повышение работоспособности, улучшение психического состояния, развитие чувства ритма, музыкальности, пластичности (Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. 2003, 2005). Комплексы упражнений обновлялись каждую четверть.
Эффективность внедрения в процесс адаптивного физического воспитания занятий по ритмической гимнастики в условиях детского дома интерната показана на диаграммах.
Положительная динамика психомоторного развития детей выявлена и в контрольной, и в опытной группах, что является следствием регулярных коррекционных занятий. Однако в опытной группе показатели по большинству параметров, значительно выше. Это можно объяснить введением в процесс физического воспитания занятий ритмической гимнастикой. В результате проведенной работы более выраженная динамика прироста произошла по следующим качествам: по способности к словесной регуляции движений, за счет развития двигательной памяти и слухового восприятия.
Значительно возросли показатели по способности выполнять движение в такт музыкальному ритму (музыкальные движения). Это говорит о том, что дети стали более свободно и координационно правильно выполнять движения под музыку соответственно ее характеру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. Положительные изменения в способности к статическому равновесию произошли за сет формирования и укрепление осанки, тренировки вестибулярного аппарата. Благодаря выполнению движений под музыку дети стали лучше чувствовать ритм, и в связи с этим повысилась способность воспроизводить ритм по памяти (хлопки).
Несмотря на проведенную работу точность движений, гибкость, воспроизведение по показу фигур из пальцев, улучшилось незначительно. Что связано с серьезными нарушениями данных психофизических способностей у детей с умеренной умственной отсталостью и недостаточностью занятий по ритмической гимнастике одного раза в неделю
В таблице представлены, различия показателей психомоторного развития опытной и контрольной группы.
Эти результаты свидетельство того, что за 1 год занятий, произошли существенные изменения. Реализация разработанной программы по танцевально-ритмической гимнастики приводит к улучшению показателей психомоторного развития у умственно отсталых детей.
Следовательно, такая программа может быть внедрена и в других коррекционных учреждениях для детей с нарушением интеллекта.
Литература:
1.Дмитриев А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания. – Красноярск, 1991 г.
2.Сермеев Б.В. Особенности физического воспитания аномальных детей // Дефектология, 1984.
3.Грёнлюнд Э., Оганесян Н. Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. – СПб.: Речь, 2004
4.Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. Танцевально-игровая гимнастика «Са-Фи-Дансе» СПб., 2003
5.Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. Лечебно-профилактический танец «Фитнесс данс» СПб.: Утро, 2005
6. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (Вспомогательные школы. Раздел «физическая культура» (1 – 9 классы). – М: Просвещение, 1990г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по творческому развитию детей с нарушением интеллекта (лепка)
Программа по лепке...
Подвижная игра как средство воспитания и развития детей с нарушением интеллекта в ДОУ (из опыта работы)
Дети с нарушением интеллекта — особая категория. У таких детей характерно ярко выраженная неравномерность, фрагментарность развития, наличия в нем своеобразных «пустот», скудность пр...
Развитие творческих способностей у детей с нарушением интеллекта средствами нетрадиционных техник рисования (из опыта работы)
Дети — это маленькие непоседы, неугомонные исследователи и первооткрыватели, которые постоянно стремятся узнать что-то новое, сконструировать необычную поделку, разукрасить мир яркими красками и...
«Театрализованная игра как средство социального развития детей с нарушением интеллекта»
Театрализованная игра – это деятельность, моделирующая биосоциальные отношения, внешне подчиненное сюжету-сценарию в обозначенных временных пространственных характеристиках; в этой деятельн...
СТАТЬЯ «Театрализованная игра как средство социального развития детей с нарушением интеллекта»
В данной статье раскрываются особенности использования театрализованных игр как средство социального развития детей с нарушением интеллекта....
Использование компьютерных технологий в работе над коррекцией речи у детей с нарушением интеллекта.
Статья об использовании компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми ОВЗ....
"Психомоторное развитие ребёнка с нарушением интеллекта"
Консультация для родителей...