Современные исследования о проблемах психического развития детей с нарушением интеллекта
презентация на тему

Современные исследования о проблемах психического развития детей с нарушением интеллекта

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные исследования о проблемах психического развития детей с нарушением интеллекта

Слайд 2

Эволюция определения умственной отсталости в США Е.Н. Моргачева ( Дефектология № 4 2010 г )

Слайд 3

О соотношении и роли органических и социальных факторов в формировании диагноза «легкая умственная отсталость» И.А. Коробейников ( Дефектология №2 2012 г ) Функциональный диагноз – комплексная характеристика индивидуальных особеннстей психосоциального развития ребенка, включающая в себя оценку реального вклада и конкретных проявлений церебрально – органических расстройств, психологической структуры психической деятельности и качества сформированности основных социальных навыков

Слайд 4

Психокоррекционная работа по развитию самовосприятия детей с нарушениями интеллекта Н.Л. Морозова ( Коррекционная педагогика №3 2007 г ) Анализ результатов методик «20 ответов», «Рисунка семьи», «Половозрастной идентификации»: Процесс самовосприятия характеризуется как недостаточно динамичный и трудно вербализуемый Не демонстрируют способности к использованию лексики, дифференцирующей качества индивида, недостаточная когнитивная сложность процесса самовосприятия Осознанное беспокойство выражено менее явно, для дальнейшего самосовершенствования требуются дополнительные стимулы и усилия со стороны Характерна низкая способность выбора безоценочных характеристик Затрудняются выделять личностные качества индивида Испытывают трудности при воспроизведении образов пола и возраста на изобразительном материале Коррекционная программа по развитию способности самовосприятия детей с интеллектуальной недостаточностью. Работа по развитию свойств самовосприятия: Работа с зеркалом. Самоузнавание Восприятия и описание внешности 2. Работа по формированию средств описания и самоописания Понимание и описание эмоциональных состояний Формирование эмоциональной лексики Развитие описательной лексики. Свойства характера

Слайд 5

Исследования взаимоотношений со сверстниками у дошкольников с умеренной умственной отсталостью в условиях интегративной среды Ю. А . Ильина ( Дефектология №4 2007 г ) Структура социальной компетентности дошкольника: Когнитивный компонент Личностно – смысловой компонент Эмоциональный компонент Оценочный компонент Поведенческий компонент Особенности развития социальной компетентности детей с умеренной умственной отсталостью: Замедленность темпов формирования, достижение в старшем дошкольном возрасте уровней адаптации и индивидуализации Неполное овладение содержанием всех компонентов системы взаимоотношений, невозможность достигать даже к старшему дошкольному возрасту уровня социальной компетентности, соответствующего этапу интеграции личности Искаженность развития компонентов взаимоотношений, состоящая в неадекватности проявляющихся у этих детей потребностей, ЗУН Непропорциональность развития с наиболее сохранным эмоциональным компонентом взаимоотношений Дети с УО имеют положительный статус в группах для разных категорий детей. Уровень гуманности воспитанников выше. В группах УО детей уровень социальной компетентности выше. Большую роль играет стимулирующая помощь взрослого.

Слайд 6

Психолого – педагогическая характеристика детей – инвалидов с умственной отсталостью поступивших в дома интернаты в дошкольном возрасте С.Б. Лазуренко ( Дефектология №5 2008 ) Выводы: Первостепенная важность медицинской реабилитации, которая должна сочетаться с применением адекватных, индивидуализируемых способов коррекционно – педагогического воздействия Дети с небольшим познавательным потенциалом имеют потенциальные возможности развития и нуждаются в оказании своевременной квалифицированной коррекционно – педагогической помощи Необходимость расширения педагогических видов помощи в учреждениях системы социальной защиты, разработка содержания коррекционно – педагогической работы Индивидуальный подход при организации коррекционно – педагогической помощи, разработка содержания развивающих групповых занятий Родители ребенка с УУО без специализированной педагогической поддержки не могут правильно организовать процесс воспитания, удовлетворить его специфические образовательные потребности Расширение возможностей эффективной многопрофильной службы в домах ребенка.

Слайд 7

Изучение характера взаимодействия детей раннего возраста с отклонениями в умственном развитии Л. В. Пронина ( Дефектология №1 2009 г) Первая серия заданий «Игры взрослого с ребенком» Цель : Выявить у ребенка наличие интереса к взаимодействию с новым взрослым Вторая серия заданий « Игры со сверстником» Цель: Выявить интерес к сверстнику и к совместным предметным действиям с ним в ситуации, организованной взрослым

Слайд 8

Особенности кризиса детей 7 лет с интеллектуальной недостаточностью А. И. Гаурилюс ( Дефектология №4 2009 г ) Несформированность внутренней позиции школьника Низкий уровень саморегуляции УО дети не могут адекватно оценить себя самостоятельно в возрасте 7 лет Субъективные и объективные трудности в общении с окружающими препятствуют формированию внутреннего содержания личности Отношения ребенка с другими людьми определяются ситуацией, а не личностным смыслом

Слайд 9

Особенности овладения образно – двигательными средствами общения дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью Л. С. Медникова, Л. А. Лобач ( Дефектология №4 2011 ) Специфические особенности невербального поведения детей с интеллектуальной недостаточностью: Меньшее количество невербальных актов в свободной деятельности Меньшее разнообразие невербальных средств Дети данной категории чаще, чем нормально развивающиеся, замещают речь невербальными знаками Дети хуже овладевают невербальными средствами общения в различных аспектах общения Образно – двигательные средства общения содержат в себе выраженный двигательный компонент, имеют экспрессивный характер и участвуют в создании образа субъекта взаимодействия

Слайд 10

Особенности эмпатии у дошкольников с нарушениями интеллектуального развития Хасанова Р.И. ( Диссертационное исследование 2009 г ) Выводы 1) У детей с умственной отсталостью проявляются трудности при идентификации и обозначении эмоций «грусть», «страх», «удивление» и «спокойствие». Дети с нарушением интеллектуального развития были более успешны в объяснении контекста возникновения таких эмоций, как «отвращение», «стыд-вина» и др. в сюжетной картинке, нежели в их опознании. 2 ) У дошкольников с разным уровнем интеллектуального развития на способность идентифицировать эмоции влияет тип ее изображения. Дети с умственной отсталостью успешнее распознают модальность эмоций по пиктограмме, а объясняют - по фотографии и сюжетной картинке. 3) В зависимости от уровня интеллектуального развития, дошкольники проявляют разные трудности в процессе построения алгоритма идентификации и обозначения эмоций. Дети с умственной отсталостью демонстрируют трудности при формировании образа эмоций, обозначении (вербальном и графическом) и объяснении причины их возникновения. 4) Дети с умственной отсталостью в идентификации эмоций опираются на личный эмоциональный опыт, возможности обозначить эмоции только на уровне подражания изображенной лицевой экспрессии, без предъявления их названия. 5) При обучении и воспитании детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития, а также в психокоррекционной работе необходимо учитывать выявленную классификацию групп детей по уровню проявления особенностей когнитивного и поведенческого компонентов эмпатии, влияющих на формирование социализации и адекватное поведение ребенка в окружающем мире

Слайд 11

Формирование нравственных представлений средствами музыки у младших школьников с умственной отсталостью Трубина Е.Н . ( Диссертационное исследование 2011 г ) Выводы : 1. Нравственные представления в процессе познания умственно отсталыми учащимися младшего школьного возраста окружающего пространства обеспечивают им адаптацию и адекватное функционирование в современном социуме на основе общечеловеческих ценностей. 2. Рассмотрен процесс формирования нравственных представлений с использованием средств музыки в рамках общешкольной воспитательной работы, а процесс реализации предложенной экспериментальной программы является дополнительной частью формирования нравственных представлений школьников о взаимопомощи, доброте, дисциплинированности, честности, справедливости, товариществе, ответственности. 3. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью требуют подбора специального содержания музыкальных произведений нравственной направленности. Музыкальный материал выступает источником формирования нравственных представлений, обеспечивая через различные средства музыкальной выразительности (интонационную специфику музыкального языка, особенности гармонической структуры, форму, лад) приобщение умственно отсталых детей к общечеловеческим ценностям. 4. Результаты исследования показали, что в экспериментальной группе произошли позитивные изменения: уменьшилось количество учащихся с репродуктивным уровнем сформированности нравственных представлений, увеличилось количество учащихся с репродуктивно-креативным уровнем сформированности нравственных представлений, а также у части учащихся выявлен конструктивно-креативный уровень сформированности нравственных представлений , которого ранее выявлено не было ни у одного из испытуемых. Также результаты экспериментальной работы показали, что сформированные нравственные представления у детей, с которыми они соотносят свои реальные действия в повседневной жизни, имеют важное значение.

Слайд 12

Современные исследования о проблемах психического развития детей с нарушением интеллекта Моргачева, Е.Н. Эволюция определения умственной отсталости в США / Дефектология. – 2010. - №4. – с. 59 – 66 Коробейников, И.А. О соотношении и роли органических и социальных факторов в формировании диагноза «легкая умственная отсталость» / И.А. Коробейников // Дефектология. – 2012. - №2. – с. 14 – 21 Медникова, Л. С., Лобач, Л.А. Особенности овладения образно – двигательными средствами общения дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью / Л.С. Медникова // Дефектология. – 2011. - №4. – с. 30 – 37 Гаурилюс, А.И. Особенности кризиса детей 7 лет с интеллектуальной недостаточностью/ А.И. Гаурилюс // Дефектология. – 2009. - №4. – с. 13 – 18 Пронина, Л.В. Изучение характера взаимодействия детей раннего возраста с отклонениями в умственном развитии/ Л.В. Пронина // Дефектология. – 2009. - №1. – с. 69 – 76 Лазуренко, С.Б. Психолого – педагогическая характеристика детей – инвалидов с умственной отсталостью, поступивших в дома – интернаты в дошкольном возрасте / С.Б. Лазуренко // Дефектология. – 2008. - №5. – с. 11 – 20 Ильина, Ю.А. Исследование взаимоотношений со сверстниками у дошкольников с умеренной умственной отсталостью в условиях интегративной среды / Ю.А. Ильина // Дефектология. – 2007. - №4. – с. 18 – 26 Морозова, Н.Л. Психокоррекционная работа по развитию самовосприятия детей с нарушениями интеллекта / Н.Л. Морозова // Коррекционная педагогика. – 2007. - №3. – с. 60 – 66 Хасанова, Р.И. Особенности эмпатии у дошкольников с нарушениями интеллектуального развития : автореф . дис . по ВАК к.п.н . (19.00.10 ) / Хасанова Рамиля Инзировна – С – Петербург, 2009 – 204 с. Трубина, Е.Н. Формирование нравственных представлений средствами музыки у младших школьников с умственной отсталостью : автореф . дис . на соиск . уч. степени к.п.н . ( 13.00.03 ) / Трубина Елена Николаевна – Екатеринбург, 2011


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные исследования о проблемах психического развития детей с нарушением интеллекта

Слайд 2

Эволюция определения умственной отсталости в США Е.Н. Моргачева ( Дефектология № 4 2010 г ) В статье рассмотрен анализ изменений понятия умственная отсталость в США в период с 80 – х годов по настоящее время. Особенность этой статьи в том, что к рассмотрению предлагается понятийный аппарат умственной отсталости, модель оказания помощи и поддержки «особенным людям», так же представлена официальная позиция ведущей организации – Американской ассоциации по вопросам интеллектуальных нарушений и нарушений развития. Автор делает вывод о том, что за последние 30 лет произошли глобальные изменения в эволюции определения умственной отсталости, что значительно повлияло на весь ход коррекционной работы в отношении лиц с данной категорией.

Слайд 3

О соотношении и роли органических и социальных факторов в формировании диагноза «легкая умственная отсталость» И.А. Коробейников ( Дефектология №2 2012 г ) Статья носит научный, информационный характер. Автор описывает и анализирует проблемы диагностики легкой формы умственной отсталости, рассматривая различные факторы этиологии. Особенность этой статьи в том, что автор предлагает к рассмотрению некоторые особые причины, приводящие к «утяжелению» диагноза, его социальные последствия. Автор исследует соотношение биологического и социального фактора, дает понятие «функционального диагноза» как наиболее продуктивной систематизации полученных данных при диагностике..

Слайд 4

Психокоррекционная работа по развитию самовосприятия детей с нарушениями интеллекта Н.Л. Морозова ( Коррекционная педагогика №3 2007 г ) Статья носит целенаправленный характер. Автор предлагает к рассмотрению исследования особенностей самовосприятия умственно отсталыми младшими школьниками. Особенность этой статьи в том, что исследование ориентированно на изучение особенностей содержательной и эмоционально составляющей Я – концепции, вербального и невербального уровней самовосприятия умственно отсталых детей в сравнении с детьми с ЗПР и нормативным развитием. Автором представлена в статье коррекционная программа, методические рекомендации по развитию и формированию способности самовосприятия детей данной категории, что значительно увеличивает значимость данной публикации для педагогов.

Слайд 5

Исследования взаимоотношений со сверстниками у дошкольников с умеренной умственной отсталостью в условиях интегративной среды Ю. А.Ильина ( Дефектология №4 2007 г ) Статья носит научный характер. В статье изучается интеграционное влияние на процесс формирования взаимоотношений со сверстниками у детей с умеренной умственной отсталостью в детском саду. Автор анализирует исследование детей различных категорий: дети с ЗПР, дети с умеренной умственной отсталостью, дети с нормальным развитием. В исследовании рассматриваются социальная компетентность дошкольника, детские взаимоотношения в группе и отношения педагога воспитанниками, что является составляющей социальной ситуации развития личности детей с умственной отсталостью в условиях интегративной среды.

Слайд 6

Психолого – педагогическая характеристика детей – инвалидов с умственной отсталостью поступивших в дома интернаты в дошкольном возрасте С.Б. Лазуренко ( Дефектология №5 2008 ) Статья изложена в научном стиле. В статье представлены исследования детей – инвалидов с умственной отсталостью в домах – интернатах. Автор условно делит детей на 3 группы, учитывая особенности уровня и темпа психического развития, социальных умений и навыков. В статье представлена картина сложной структуры дефекта, описаны особенности психического развития детей – инвалидов дошкольного возраста. Значимость статьи состоит в разработке на основе полученных данных предложений по оптимизации педагогической помощи детям дошкольного возраста в домах – интернатах.

Слайд 7

Изучение характера взаимодействия детей раннего возраста с отклонениями в умственном развитии Л. В. Пронина ( Дефектология №1 2009 г) Статья представлена в форме исследования, в котором изучают особенности взаимодействия детей раннего возраста со взрослыми и сверстниками. Автор предлагает вниманию читателей теоретическое обоснование проблемы исследования, далее констатирующий эксперимент, обсуждение результатов. В статье выделены уровни сформированности характера взаимодействия у детей с умеренными и выраженными отклонениями в умственном развитии, представлены примеры по каждому уровню.

Слайд 8

Особенности кризиса детей 7 лет с интеллектуальной недостаточностью А. И. Гаурилюс ( Дефектология №4 2009 г ) В статье представлено изучение кризиса 7 лет у детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста. Автор предлагает анализ исследований в области возрастной психологии и специальной психологии. В исследовании данный кризис включает в себя такие параметры, как сформированность внутренней позиции школьника, саморегуляцию, мотивационную готовность, понимание эмоций, самооценку. Автор статьи прогнозирует влияние новообразований кризиса 7 лет на дальнейшее психическое и умственное развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной школы.

Слайд 9

Особенности овладения образно – двигательными средствами общения дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью Л. С. Медникова, Л. А. Лобач ( Дефектология №4 2011 ) В статье представлены результаты исследования в рамках эксперимента особенностей становления образно – двигательных средств общения у дошкольников с умственной отсталостью, у детей с ЗПР, у детей с нормальным развитием. Автором выделены специфические особенности невербального поведения детей с умственной отсталостью, определены уровни, которые отражают разную степень овладения средствами общения. В статье представлен понятийный аппарат, теоретические обоснование исследования различных.

Слайд 10

Особенности эмпатии у дошкольников с нарушениями интеллектуального развития Хасанова Р.И. ( Диссертационное исследование 2009 г ) Диссертационное исследование направлено на выявление особенностей и взаимосвязи когнитивного и поведенческого компонентов эмпатии у детей дошкольного возраста с нарушенным и нормальным интеллектуальным развитием. Автором была разработана и апробирована комплексная методика оценки компонентов эмпатии, также выделена классификация групп детей по уровню сформированности рассматриваемых компонентов. В исследовании выявлены специфические трудности процессов идентификации и обозначения эмоциональных состояний у детей с умственной отсталостью и детей с ЗПР.

Слайд 11

Формирование нравственных представлений средствами музыки у младших школьников с умственной отсталостью Трубина Е.Н. ( Диссертационное исследование 2011 г ) Диссертационная работа представляет собой исследование формирования нравственных представлений средствами музыки у младших школьников с умственной отсталостью. В исследовательской работе автор дает анализ психолого – педагогической и музыковедческой литературе по проблеме. Автором определены критерии сформированности нравственных представлений у данной категории детей, обоснована необходимость использования активных приемов ( инсценировка игры, рисование эмоций и действий ). Автором была разработана и апробирована экспериментальная программа для детей, которая может быть использована в практике преподавания уроков музыки в специальном ( коррекционном) учреждении VIII вида, что представляет большую ценность данной работы.

Слайд 12

Современные исследования о проблемах психического развития детей с нарушением интеллекта Моргачева, Е.Н. Эволюция определения умственной отсталости в США / Дефектология. – 2010. - №4. – с. 59 – 66 Коробейников, И.А. О соотношении и роли органических и социальных факторов в формировании диагноза «легкая умственная отсталость» / И.А. Коробейников // Дефектология. – 2012. - №2. – с. 14 – 21 Медникова, Л. С., Лобач, Л.А. Особенности овладения образно – двигательными средствами общения дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью / Л.С. Медникова // Дефектология. – 2011. - №4. – с. 30 – 37 Гаурилюс, А.И. Особенности кризиса детей 7 лет с интеллектуальной недостаточностью/ А.И. Гаурилюс // Дефектология. – 2009. - №4. – с. 13 – 18 Пронина, Л.В. Изучение характера взаимодействия детей раннего возраста с отклонениями в умственном развитии/ Л.В. Пронина // Дефектология. – 2009. - №1. – с. 69 – 76 Лазуренко, С.Б. Психолого – педагогическая характеристика детей – инвалидов с умственной отсталостью, поступивших в дома – интернаты в дошкольном возрасте / С.Б. Лазуренко // Дефектология. – 2008. - №5. – с. 11 – 20 Ильина, Ю.А. Исследование взаимоотношений со сверстниками у дошкольников с умеренной умственной отсталостью в условиях интегративной среды / Ю.А. Ильина // Дефектология. – 2007. - №4. – с. 18 – 26 Морозова, Н.Л. Психокоррекционная работа по развитию самовосприятия детей с нарушениями интеллекта / Н.Л. Морозова // Коррекционная педагогика. – 2007. - №3. – с. 60 – 66 Хасанова, Р.И. Особенности эмпатии у дошкольников с нарушениями интеллектуального развития : автореф . дис . по ВАК к.п.н . (19.00.10 ) / Хасанова Рамиля Инзировна – С – Петербург, 2009 – 204 с. Трубина, Е.Н. Формирование нравственных представлений средствами музыки у младших школьников с умственной отсталостью : автореф . дис . на соиск . уч. степени к.п.н . ( 13.00.03 ) / Трубина Елена Николаевна – Екатеринбург, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение коррекции психомоторного развития детей с нарушениями интеллекта средствами ритмической гимнастики.

Из специальной литературы (Дмитриев В. С.1991, Сермеев Б. В.1984) известно, что умственно отсталые школьники отстают от здоровых сверстников. Это связано с низким уровнем познавате...

Методики диагностики умственного развития детей с нарушением интеллекта

Методики диагностики умственного развития детей с нарушением интеллекта...

Подвижная игра как средство воспитания и развития детей с нарушением интеллекта в ДОУ (из опыта работы)

Дети с нарушением интеллекта — особая категория. У таких детей характерно ярко выраженная неравномерность, фрагментарность развития, наличия в нем своеобразных «пустот», скудность пр...

«Театрализованная игра как средство социального развития детей с нарушением интеллекта»

Театрализованная игра – это деятельность, моделирующая биосоциальные отношения, внешне подчиненное сюжету-сценарию в обозначенных временных пространственных характеристиках; в этой деятельн...

Презентация "Особенности развития детей с нарушением интеллекта"

Презентация-доклад "Особенности развития детей с нарушением интеллекта". Умственная отсталось....

Об особенностях психического развития детей с нарушением интеллекта.

Раскрываются особенности развития детей с нарушенным интеллектом....