Подвижная игра как средство воспитания и развития детей с нарушением интеллекта в ДОУ (из опыта работы)
статья по коррекционной педагогике на тему
Дети с нарушением интеллекта — особая категория. У таких детей характерно ярко выраженная неравномерность, фрагментарность развития, наличия в нем своеобразных «пустот», скудность представлений, нарушено восприятие, все виды памяти, нарушение речи, страдает эмоциональная сфера. Поведение хаотично и плохо управляемо. Ребёнок плохо переключается с одного вида деятельности на другой. Кроме того, отсутствие коррекционной помощи приводит к ограниченности, малоподвижности зоны ближайшего развития этих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_burlutskaya_o.a.docx | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Подвижная игра как средство воспитания и развития детей с нарушением интеллекта в ДОУ
(из опыта работы)
Дети с нарушением интеллекта — особая категория. У таких детей характерно ярко выраженная неравномерность, фрагментарность развития, наличия в нем своеобразных «пустот», скудность представлений, нарушено восприятие, все виды памяти, нарушение речи, страдает эмоциональная сфера. Поведение хаотично и плохо управляемо. Ребёнок плохо переключается с одного вида деятельности на другой. Кроме того, отсутствие коррекционной помощи приводит к ограниченности, малоподвижности зоны ближайшего развития этих детей.
Для умственно отсталых характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностей формирования интересов и социальной мотивации деятельности.
У детей наблюдаются нарушения в физическом развитии: нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Коррекционная работа с детьми с нарушением интеллекта ведётся в нескольких направлениях одновременно, среди которых одним из приоритетных является обучение игре, которую я использую в своей работе, так как считаю, что с помощью игры можно влиять на психику детей, снижать их гиперактивность, агрессию, тревожность, избавлять от страхов, давать выход негативным эмоциям.
Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает и своеобразие их игровой деятельности - ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, у дошкольников со сниженным интеллектом отмечается запаздывание появления игровой деятельности, отставание в сроках ее развития.
Дети с нарушением интеллекта, поступающие в дошкольное учреждение, как правило, совсем не умеют играть, они однообразно манипулируют игрушками не зависимо от их функционального назначения. Так ребёнок совершенно одинаково может длительно стучать кубиком, уткой, машинкой.
Дошкольники с проблемами интеллектуального развития долгое время не обнаруживают потребности в игре. Их не привлекает возможность играть с игрушкой, налаживать контакты со взрослыми и детьми, находящимися рядом. Оставшись один на один с игрушкой, дети могут длительное время сидеть без дела, выполнять однообразные действия или просто раскачиваться из стороны в сторону, получая от этого удовольствие.
Включившись в игру под влиянием взрослого, они не проявляют интереса к ней и к игрушкам и действуют безразлично, малоактивно, подчиняясь требованиям взрослого.
Потребность в игре возникает только под влиянием обучения и ярко проявляется на 7-8-ом годах жизни, когда дети имеют разнообразные знания об окружающей действительности, деятельности людей и их взаимоотношениях, приобретают игровой опыт.
Перед собой я ставлю задачи:
- постепенно ввести ребенка с нарушением интеллекта в мир игры,
- обучить его разнообразным игровым приемам,
- использовать различные средства общения со сверстниками.
Наиболее адекватной формой преодоления и компенсации недостатков в развитии является двигательная активность, в которой ведущее место принадлежит подвижной игре.
Большую роль я отвожу подвижным играм, особенно на свежем воздухе, что способствует укреплению здоровья детей. Дети испытывают радость, восторг, с большим интересом играют. В ходе подвижных игр дети учатся правильно ориентироваться в пространстве, развивается общая моторика, коррекция познавательной сферы детей.
Игры с движениями я сочетаю с другими видами деятельности детей. Подвижная игра с ее выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий дошкольников.
При подготовке к проведению подвижных игр я учитываю следующие моменты:
- содержание игр (сюжет, правила, двигательные действия, физическая нагрузка) должно соответствовать возрасту, уровню интеллектуальных и двигательных возможностей, эмоциональному состоянию и личностным интересам детей;
- насыщение игры моторными действиями должно быть постепенным, по мере овладения простыми формами движений;
- содержание игр должно предусматривать коррекцию двигательных нарушений, физических качеств, координационных способностей, укрепление и оздоровление организма в целом;
- в процессе игры необходимо стимулировать познавательную деятельность, активизировать психические процессы, творчество и фантазию ребенка.
Характер подвижной игры, ее содержание должно быть разнообразным. Это может быть сюжетная игра («Поезд», «Самолет»), может проходить по типу игр-инсценировок, бессюжетных игр, упражнений, игр с предметами (с мячом, бубном…). Эти игры дают возможность отработать с ребенком наиболее простые движения (ходьба, бег, прыжки) и постепенно подготовить его к овладению более сложными, комбинированными движениями. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируя игровые навыки, поощряют творческую активность детей. Одновременно помогают успешному формированию речи, способствуют развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психическое состояние детей.
Так же игра оказывает благоприятное воздействие на детскую нервную систему.
Игра как форма активности занимает важное место в жизни ребенка и благотворно влияет на формирование детской души, развитие его физических и психических сил и способностей. В игре растущий организм познает жизнь, учится самостоятельно находить выход из неожиданных ситуаций, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, расширять кругозор, уточнять представление об окружающем мире.
Не случайно В.В. Зеньковский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др. психологи детства считают игру основным средством социализации личности. Благодаря игре в психике ребенка формируются качества, подготавливающие переход к высшей стадии развития. Глубочайший биологический смысл детских игр заключается в том, что они, функционально нагружая весь организм, все его ткани, органы и системы, структурно их создают, формируют и совершенствуют (В.М. Лебедев).
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Дети с нарушением интеллекта отстают в развитии духовных интересов, потребностей. Поэтому сама игровая деятельность, вызывающая у детей интерес и содержащая в себе необходимые компоненты развития личности, является средством духовного развития. В игре складываются отношения между детьми, вырабатываются привычки, правила поведения.
Желание играть — главный стимул, побуждающий ребенка к игровой деятельности. Во время игры дети охотно и с интересом выполняют то, что вне игры кажется неинтересным и трудным, поэтому в игре легче преодолеваются психические и эмоциональные проблемы. Особая ценность подвижных игр для детей с нарушением интеллекта заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу. Смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий. Игры вынуждают мыслить наиболее экономно, реагировать на действия партнеров, приспосабливаться к обстановке. Играющему ребенку приходится выбирать и совершать из множества операций одну, которая, по его мнению, может принести успех.
Используя игру в своей работе у детей появилась положительная динамика развития. Улучшилась координация движений, речь и память, дети стали более, самостоятельней, спокойней, эмоционально отзывчивей, чаще улыбаются, идут на контакт со взрослыми и детьми.
Таким образом, подвижная игра, выступая первоначально как детская забава, развлечение, позволяет ненавязчиво решать множество коррекционно-развивающих задач, инициируя активность самих детей. Соединение в подвижной игре трех компонентов — физического упражнения, эмоционального тренинга и умственной нагрузки — приближает ребенка к естественной жизни, освоению элементов социальных навыков и взаимоотношений, развитию личности в целом.
Список литературы:
- Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно – методические материалы /под редакцией. – М.: ВЛАДОС, 2010.
- Конеева Е.В. Детские подвижные игры– Ростов – на Дону: Феникс, 2006. (Мир вашего ребёнка).
- Осокина Т.И. Игры и развлечения детей на воздухе. – М.:1998.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.И. Игралочка. – М.: Баласс,2001.
- Стаковская В.Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. –М.:2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство воспитания и развития детей
Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педа...
Подвижная игра как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
В помощь воспитателям. Как провести родительское собрание весело, интересно и с пользой для всех....
Игра как средство воспитания и развития детей
Игра как средство воспитания и развития детей...
Консультация для родителей Игра как средство воспитания и развития детей.
Через игру ребёнок поймёт более быстрее и доходчиво нужный материал....
Подвижные игры как средство социально - коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Умение общаться является одними из факторов успеха в любой сфере человеческой деятельности. Отсутствие элементарных навыков ...
Консультация для педагогов: «Игра как средство воспитания и развития детей».
Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтом...