Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Маленький исследователь» (для детей 6-7 лет)
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной  направленности «Маленький исследователь» ознакомительного уровня.  Данный уровень является подготовительным этапом и направлен на развитие познавательных интересов через поисково-исследовательскую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности

«Маленький исследователь»

(для детей 6-7 лет)

Срок реализации программы: 1 год

Автор - составитель программы:

Калугина Ольга Юрьевна,

воспитатель МАДОУ

«Детский сад №25 г. Сольцы»

2022 год

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маленький исследователь» для обучающихся 6-7 лет разработана в соответствии с нормативными документами Российской Федерации:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Маленький исследователь» ознакомительного уровня. Данный уровень является подготовительным этапом и направлен на развитие познавательных интересов через поисково-исследовательскую деятельность.

Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.

Теоретической базой являются исследования Н.Н. Подьякова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребёнок познает объект в ходе практической деятельности с ним.

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать.

Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. 3нания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер

Актуальность.

Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Данный опыт ориентирован на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимость и индивидуальность.

Новизна

В данной программе обучение организовано по законам проведения научных исследований, строится оно как самостоятельный творческий поиск. В программе есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. Ведущей является практическая деятельность детей, прямое участие в экспериментах, фиксации и презентации результата.

Педагогическая целесообразность программы

Программа сформирована в соответствии с основными принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Принцип научности:

- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач , развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип доступности:

- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип активного обучения:

- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Практическая значимость.

Экспериментирование стимулирует интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщения), стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями

В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенка происходит:

  • обогащение представлений об окружающем мире,
  • развитие познавательной инициативы (любознательности),
  • освоение культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственные связи, пространственные и временные отношения.

Отличительные особенности программы

Направленность на развитие личности ребенка.

Приоритет программы - воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

Нацеленность на дальнейшее образование.

Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте и др.); понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.

Содержание педагогической работы строится на основе понимания и осознания психофизиологических особенностей дошкольников («ручной умелости», подражательности, стремления к открытиям, поискам и т.д.).

Освоение дошкольником операций, действий, движений поисково-познавательной деятельности рассматривается в единстве с развитием творческого начала и овладением структурой деятельности.

Соединение разделов «Живая природа», «Неживая природа», «Физические явления», «Рукотворный мир» с направлениями развития познавательно-исследовательской деятельности детей.

Ориентация педагога на обеспечение необходимого уровня интеллектуально-личностного, творческого развития детей (самостоятельности, критичности, уровня аналитико-синтетической деятельности, способности переносить действия с одного содержания на другое, способности к моделированию, умения видеть явления и предметы в перспективе).

Формы и режим занятий

Занятия проводятся 1 раза в неделю, продолжительность занятий по 30 минут, согласно нормам СанПиН для обучающихся дошкольного возраста. Основными формами организации детского экспериментирования являются: наблюдения, экскурсии, игровые, сюжетные занятия с использованием опытно – экспериментальной деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения, проекты.

Методы и приемы:

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

- поручения, действия.

Срок реализации программы:

Срок реализации образовательной программы – 1 год, 32 часа учебных занятий.

Адресат программы:

Данная программа рассчитана на детей 6-7 лет, проявляющих интерес к исследовательской деятельности. На обучение по программе принимаются все желающие, без предъявления требований к начальным знаниям. Количество детей в группе: 10 человек

Цель программы: развитие познавательной активности, любознательности и инициативности дошкольников посредством организации опытно - экспериментальной деятельности.

Задачи:

- создать развивающую предметно – пространственную среду, способствующую организации опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;

- развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

- развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, при отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования: знакомить детей с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.)

- поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

В результате реализации данной программы у детей:

- Будет сформирован положительный интерес к играм-экспериментам, улучшение речевого развития.

- Расширятся представления о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира.

- Будут сформированы простейшие навыки работы с оборудованием для детского экспериментирования.

- Дети принимают активное участие в совместной деятельности со взрослым, и в самостоятельном познании мира.

- Будут развиты такие личностные качества как: ответственность, уверенность в своих силах, самостоятельность, доброжелательное отношение друг к другу, умение работать вместе.

К концу учебного года предполагается овладение детьми, следующими знаниями, умениями и навыками:

Ребенок знает

  • Явления неживой природы (солнце, воздух, вода, песок, глина);
  • Правила охраны природы;
  • Правила личной безопасности;
  • Графические и практические способы фиксирования результатов наблюдений

Имеет представление

  • о неживой природе, как факторе жизни для всего живого;
  • о приспосабливании растений к условиям жизни;
  • о свойствах металла;
  • о построении простейших гипотез
  • предвидеть последствия действий, выполняемых впервые

Умеет

  • выслушивать инструкции и запоминать;
  • проводить элементарные исследования и эксперименты;
  • уметь спланировать работу и разделить обязанности между собой при коллективном труде;
  • формулировать выводы, делать небольшие заключения

Формы проведения итогов реализации программы

• Дни презентаций результатов экспериментов воспитанникам ДОУ и их родителям.

• Творческий отчет воспитателя – руководителя.

Учебный план

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

всего

теория

практика

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

1

0,5

0,5

Свойства песка

3

1

2

Свойства воды

5

2

3

Свойства воздуха

3

1

2

Итоговое занятие

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

Вводное занятие «В гостях у Знайки». Правила техники безопасности.

1

0,5

0,5

Беседа

Свойства песка

«Песочная страна»

1

0,5

0,5

Беседа. Выполнение заданий

«Цветной песок»

1

0,5

0,5

Выполнение заданий

«Волшебное сито»

1

0,5

0,5

Выполнение заданий

3

Свойства воды

«Какая бывает вода?»

1

0,25

0,75

3.2

«Форма воды»

1

0,25

0,75

3.3

«Вода растворитель»

1

0,25

0,75

3.4

«Путешествие капельки»

1

0,5

0,5

3.5

«Ледяные шары»

1

0,5

0,5

4

Свойства воздуха

4.1

«Воздух расширяется»

1

0,5

0,5

4.2

«Воздух повсюду»

1

0,5

0,5

4.3

«Воздух работает"

1

0,5

0,5

5

«Сила тяготения»

1

0,5

0,5

6

«Умные предметы»

1

0,5

0,5

7

«Хитрости инерции»

1

0,5

0,5

8

«Почему горят фонарики»

1

0,5

0,5

9

«Электричество»

1

0,25

0,75

10

Звук

1

«О пищалке»

1

0,5

0,5

1

«Как сделать звук громче?»

1

0.5

0,5

11

Магнит

1

«Ловись рыбка и мала, и велика»

1

0,25

0,75

1

«Фокусы с магнитом»

1

0,25

0,75

12

«Свет и тень»

1

0,50

0,5

13

«Почему в космос летают на ракете?

1

0,5

0,5

Беседа.

14

«Солнце дарит нам тепло и свет».

1

0,5

0,5

15

Растения

1

«Может ли растение дышать?»

1

0,5

1

«Что выделяет растение?»

1

0,5

0,5

1

«Строение растений»

1

0,5

1

«Огород на окне»

1

0,25

0,75

16

«Откуда взялись острова?»

1

0,5

0,5

17

«Как происходит извержение вулкана?»

1

0,5

0,5

18

«Как появляются горы?»

1

0,5

0,5

Итоговое занятие

1

0,25

0,75

Практическое задание.Обмен результатами работы.

32

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие «В гостях у Знайки» (1 ч.)

Теория. Проведение вводного инструктажа по технике безопасности, правила поведения при проведении опытов. Уточнить представление о том, кто такие учёные, познакомить с понятиями «наука», «гипотеза» о способе познания мира-эксперимента, о назначении детской лаборатории; дать представление о культуре поведения в детской лаборатории.

Практика . Игра «нюхаем, пробуем, слушаем, видим, ощущаем».

Опыт «может ли вода подниматься».

Тема 2. «Песочная страна» (1 ч.)

Теория. Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого песка можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Практика . Рассматривание песка с помощью лупы.

Опыт: «сыпучесть песка». Лепим из влажного песка.

Рисуем сухим песком картинки.

Тема 3. «Цветной песок» ( 1 ч.)

Теория. Познакомить детей со способом изготовления цветного песка; научить пользоваться тёркой.

Практика . Игра «Следы на песке». Опыт: «разноцветный песок»

Тема 4. «Волшебное сито» (1 ч.)

Теория. Познакомить детей со способом отделения песка от камешков и мелкой крупы от крупной с помощью сита; развивать самостоятельность.

Практика . Сюрпризный момент «Сито». Опыт: «Песчаный конус»

Тема 5. «Какая бывает вода?» (1 ч.)

Теория. Уточнить представления детей о свойствах воды; познакомить с принципом работы пипетки; развивать умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд.

Практика . Разгадывание кроссворда.

Опыт: «можно ли перенести воду в соломинке».

Игра «Кто больше перенесёт воды пипеткой»

Тема 6. «Форма воды» (1 ч.)

Теория. Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Практика. Опыт «может ли вода иметь форму?» Игра «узнай и назови».

Тема 7. «Вода – растворитель». Очищение воды. (1 ч.)

Теория. Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

Практика. Опыт: «Что растворяется в воде?»

Опыт: «Фильтрование воды».

Тема8. «Путешествие Капельки». (1 ч.)

Теория. Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды; умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, доказывать правильность своего мнения.

Практика. Опыт: «Как появляется пар»

Опыт: «Домашнее облако».

Тема 9. «Воздух». (1 ч.)

Теория. Расширить представления детей о свойствах воздуха; познакомить детей с чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.

Практика. Опыт: «Воздух расширяется».

Игра: «Узнай по запаху»

Тема10. «Воздух повсюду». (1 ч.)

Теория. Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство-невидимость.

Практика. Игровое упражнение: «Почувствуй воздух».

Опыт: «Воздух сжимается». Эксперимент: «Яйцо в бутылке».

Тема11. «Воздух работает». (1 ч.)

Теория. Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы.

Практика. Опыт: «Свойства воздуха» (1 ч.)

Эксперимент: «Вертящиеся спирали».

Тема12. «Ледяные шары». (1 ч.)

Теория. Дать детям представление о свойствах воды, льда

Практика. Опыт: «Свойства воды». Эксперимент: «Цветные шары».

Тема13. «Сила тяготения». (1 ч.)

Теория. Дать детям представление о существовании невидимой силы-силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

Практика. Опыт: «Почему все предметы падают?» Схематично зарисовать.

Тема14. «Упрямые предметы». (1 ч.)

Теория. Познакомить детей с физическим свойством предметов-инерцией; развивать умение фиксировать результаты наблюдения.

Практика. Эксперимент: «Медведь в машине». Фокус: «Упрямая монета»

Тема15. «Хитрости инерции». (1 ч.)

Теория. Познакомить детей с фокусом основанном на физическом явлении-инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни.

Практика. Фокус со стаканом воды и листом бумаги.

Эксперимент: «Как отличить сырое яйцо от варёного»

Тема16. « Почему горит фонарик?» (1 ч.)

Теория. уточнить представления детей о значении электричества для людей, познакомить с батарейкой – хранителем электричества и способом использования лимона в качестве батарейки.

Практика. «Волшебный лимон».

Тема 17. «Электричество» (1ч.)

Теория. С детьми установить причину возникновения статического электричества; выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов.

Практика. Проблемная ситуация « почему воздушный шарик прилип к стене?» Эксперимент: «Волшебный шарик».

Проблемная ситуация: «Как сделать предметы «волшебными», чтобы они могли притягивать к себе? Опыт «Чудо – прическа».

Тема 18. О «дрожалке» и «пищалке» (1 ч.)

Теория. Познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука-дрожание предметов.

Практика. Эксперимент: «Что слышим?» Изготовление спичечного телефона.

Тема 19. «Как сделать звук громче?» (1 ч.)

Теория. Обобщить представление детей о физическом явлении-звуке.

Практика. Опыт с линейкой, проволокой. Изготовление рупора.

Тема 20. «Ловись, рыбка, и мала, и велика». (1 ч.)

Теория. Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Практика. Магнитная игра «Рыбалка». Эксперимент «Притягивает- не притягивает». Задание «проведи линию к магниту от предмета, который к нему притягивается».

Тема 21. «Фокусы с магнитом». (1 ч.)

Теория. Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Практика. Фокус «Разборчивый гусь». Фокус «Могут ли звери сами двигаться?» Эксперимент «Достань иголку из воды не замочив руки».

Тема 22. «Свет и тень». (1 ч.)

Теория. Познакомить с образованием света от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

Практика. Игра «Теневой театр». Показ знакомой сказки.

Тема 23. «Почему в космос летают на ракете?» (1 ч.)

Теория. Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полёта самолёта

Практика. Эксперимент с шариком. Изготовление коллажа «Всё что летает».

Тема 24. «Солнце дарит нам тепло и свет». (1 ч.)

Теория. Помочь понять о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «Световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами.

Практика. «Бумажный змей». « Какие предметы нагреваются»

Тема 25. «Может ли растение дышать?» (1 ч.)

Теория. Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Практика. Опыт «Сквозь лист». Опыт «Есть ли у растения органы дыхания?» Опыт: Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить".

Тема 26. «Что выделяет растение?» (1 ч.)

Теория. Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.

Практика.

Опыт «Во всех ли листьях есть питание». Опыт «Что выделяет растение?»

Наблюдение за растением 1-2 дня.

Тема 27. «Строение растений» (1ч.)

Теория. Установить, что при помощи корня растение всасывает воду, уточнить функцию корней, стебля и листьев растений и что без корней жить не может. На основе знаний воспитывать ответственность при выполнении работы по уходу за растениями.

Практика. Эксперимент «Зачем растению корни?» «Нужен ли корешкам воздух».

Тема 28. «Огород на окне» (1ч.)

Теория. Обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. Формировать представление о выращивании растений из семян. Развивать познавательно- исследовательскую деятельность детей через наблюдения за ростом растений.

Практика. Опыт – наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях. Опыт «Зеленые чубчики» (посев овса). Рассматривание цветочных семян через лупу.

Тема 29. «Откуда взялись острова?» (1 ч.)

Теория. Познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования.

Практика. Изготовление модели «Морское дно».

Тема 30. «Как происходит извержение вулкана?» (1 ч.)

Теория. Познакомить детей с природным явлением-вулканом, причиной его извержения.

Практика. Изготовление раствора для лавы. Испытание вулкана.

Тема 31. «Как появляются горы?» (1 ч.)

Теория. Познакомить детей с причиной образования гор; научить самостоятельно изготавливать солёное тесто.

Практика. Изготовление солёного теста. Макет горы.

Тема 32. Итоговое занятие. «Все обо всем». (1 ч.)

Теория. Обобщить знания и навыки экспериментирования.

Практика. Опыты на карточках.

Методическое обеспечение программы

1. Построение предметно-развивающей среды в группе

«Уголок экспериментирования», «Детская научная лаборатория», «Уголок познавай-ка».

2. Подбор методической литературы, создание картотек опытов и экспериментов.

3. Обучающие познавательные занятия.

4. Совместная деятельность педагогов, детей и их родителей.

5. Взаимосвязь детского экспериментирования с другими видами областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художесвенно-эстетическая.

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

  1. материально-техническое: групповая комната с качественным освещением, наличие рабочих мест, соответствующих возрасту и количеству обучающихся, канцелярские товары, компьютер;
  2. информационное: электронные энциклопедии, видео материалы, аудиозаписи;
  3. дидактическое: схемы, плакаты, раздаточный материал, наглядные пособия, изготовленные педагогом и детьми, а также готовые наглядные пособия по темам, гербарии, коллекция тканей, коллекция природных ископаемых;
  4. кадровое: педагог дополнительного образования, имеющий образование, соответствующее профилю программы.

Система оценки результатов освоения программы:

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика)

проводится 3 раза в год:

• Входная (вводная) диагностика – в начале учебного года (3-4я неделя

сентября);

• Промежуточная (текущая) диагностика – в середине учебного года

(3-4я неделя января);

• Итоговая диагностика – в конце учебного года (4-я неделя мая).

Список литературы для педагога:

1. И. Э Куликовская, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2010.

2. С.Н. Николаева "Методика экологического воспитания дошкольников". - М - 2011.

3. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников – М.: Мозаика-синтез,2012 г.

4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

5. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: сценарии игр-занятий для дошкольников/ О.В. Дыбина. –М.: ТЦ «Сфера», 2004

6. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты

в детском саду. Растения. / Детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

7. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: "Детство- Пресс" (2015)

9. Интернет – ресурсы.

Приложения

Приложение №1

Педагогическая диагностика и методики результативности программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительна общеобразовательная программа технической направленности "маленький механик"

Программа направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста первоначальных конструкторских умений, на основе чтения чертежей, составления схем, чертежей, моделей, конструирования из разных ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направленности «Пиши - читай»

Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи, что служит основой овладен...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию творческих способностей детей с предпосылками одарённости «Маленький гений»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию творческих способностей детей с предпосылками одарённости«Маленький гений»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детской познавательно- исследовательской деятельности, которая понимается нами как особый способ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детской познавательно- исследовательской деятельности, которая понимается нами как особый способ...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности " Маленький Актер"

Программа направлена на развитие творческих способностей и эмоциональной сферы дошкольников через театральное исскуство. Программа включает в себя элементы импровизации и режиссерской игры, что позвол...