ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)

tt.bb.86@bk.ru

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детской познавательно- исследовательской деятельности, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_starshaya_gruppa.docx50.08 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Составил воспитатель:

Борисова Татьяна Владимировна

Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………………….…………3

2. Рабочая программа……………………………………………………………………… 4

3. Учебный план ……………………………………………………………………………8

4. Календарно - учебный график………………………………………………..…………8

5. Рабочая программа………………………………………………………………………8

Планируемые результаты……………………...…………………………………..… 9

Тематическое содержание программы………………………………………….… 9

#1058;ематический план ………………………………………………………………………10

7. Календарно -тематическое планирование ……………………………………….……11

8. Методы, приемы и формы………………………………………………………………14

9. Оценочный материал……………………………………………………………………15

10. Заключение………..………………………………………………………………..…..16

11. Список литературы…………………………………………………………………….16


  1. Пояснительная записка

«Расскажи – и я забуду,

покажи - и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

Китайская пословица

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – познавательно – исследовательская деятельность (опыты, эксперименты).

Эта деятельность равноценно влияет на развитие личности ребенка так же, как и игровая. В идеале наличие этих двух, истинно детских видов деятельности, является благоприятным условием для развития дошкольников.

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детской познавательно- исследовательской деятельности, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Концепция программы. Планировать, реализовывать и анализировать образовательную деятельность с детьми среднего дошкольного возраста.

Новизна и оригинальность программы: заключается в самом важном условие раскрытия познавательно - исследовательских способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Однако до сих пор проблема развития опытно –экспериментальной деятельности остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей. Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее. Познавательно - исследовательская деятельность способствует развитию, как познавательной активности, так и творческой деятельности; учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, а также облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.

Новизна: обучение детей опытно – экспериментальной деятельности проводится с четырехлетнего возраста; подобраны приемы опытов и экспериментов; направленные на самостоятельное проведение детьми старшего дошкольного возраста, разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий область познавательного развития. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

  1. Рабочая программа

Актуальность программы заключается в создании условий для применения приемов и методов опытно - экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, которая позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение самостоятельно изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Исходя из этого, возникла необходимость создания условий для целенаправленной, самостоятельной работы по поисково-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Цель: способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

Обучающие:

#1055;родолжать знакомить детей с различными способами и приемами опытно-экспериментальной деятельностью.

#1060;ормировать умения следовать устным инструкциям.

#1055;родолжать обучать различным приемам и методам при проведении опытов и экспериментов.

#1055;обуждать детей использовать различные материалы.

Развивающие:

Продолжать расширять представления у детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

#1056;азвивать у детей умений самостоятельно пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов, представлений о мерке – как о способе измерения объема, массы, длины.

#1057;оздать условия для развития мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение.

Воспитательные:

#1055;родолжать воспитывать художественный – эстетический вкус и чувство гармонии.

#1057;пособствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

3. Воспитывать и совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Содержание программы строиться на следующих принципах:

Принцип научности:

  • предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
  • содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип целостности:

  • основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
  • предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
  • предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить самостоятельно усвоенное, и познать новое на следующем этапе развития;
  • формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

  • предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства;
  • обеспечивает гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника, а также готовности личности к дальнейшему ее развитию;
  • обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип доступности:

  • предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
  • предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип активного обучения:

  • предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
  • обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

  • предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

  • предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Материально-техническое обеспечение программы включает:

  • группа, столы, стулья;
  • доска, мольберт, ноутбук;
  • иллюстрации, схемы;
  • микроскоп;
  • различные опытно – экспериментальные материалы: губки, одноразовая посуда, соломинки, трубочки для коктейлей, колбы, пакеты, магниты, лопатки для рыхления почвы, пластиковые бутылки, стаканы и др.

Срок освоения Дополнительной общеразвивающей программы «Маленькие исследователи» – 7 месяцев.

Условия вхождения в программу: Кружок посещают дети по запросам родителей (законных представителей).

Основной формой организации образовательной деятельности: комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность); опытно -экспериментальная деятельность детей (фронтальная, групповая, индивидуальная форма организации детей).

Для занятий опытно –экспериментальной деятельностью необходимо заранее подготовить оборудование и материалы.

  1. Учебный план

Возраст детей

5- 6лет

Длительность одного занятия

25 минут

День недели

Среда

Время проведения

16:00

Количество детей, посещающих кружок

В подгруппе не более 10 человек

Продолжительность

С октября по апрель

Место проведения

Группа

Количество занятий в месяц

4

Общее количество занятий в год

27

  1. Календарно – учебный график

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Начало учебного года

Продолжительность 7 месяцев (с до )

Сроки проведения первичного мониторинга (диагностики) октябрь

Сроки проведения итогового мониторинга (диагностики) май

5. Рабочая программа

Любое экспериментирование начинается с наблюдения и повторения правил поведения в лаборатории. Вначале, наблюдение происходит по просьбе воспитателя, а потом переходит в потребность для ребенка. Затем, дети обсуждают увиденное, выдвигают гипотезы и оценивают с точки зрения интереса, оригинальности, и самостоятельно проводят.

Все занятия включают в себя 4 этапа проведения, включающие следующий алгоритм реализации технологии детского экспериментирования:

1. Возникновение проблемы.

(Подготовительный этап)

2. Выдвижение гипотез (предположений).

(Этап формулирования цели эксперимента или опыта)

3. Опыт (практическая деятельность по проверке предположений).

(Этап планирования экспериментальной деятельности)

4. Выводы (установление связей).

(Заключительный этап)

Формы проведения занятий различны: различные опыты и наблюдения, познавательные беседы, экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.

В ходе занятий активно используются дидактические и подвижные игры. Разнообразить занятия можно технологиями по программе ПРОдетей: «волшебная лупа» - это карточки-макеты луп, у которых вместо стекла, определенное изображение-символ:

  • Лупа – глаз: ребенку необходимо рассказать, что он видит;
  • Лупа – рот: ребенку необходимо описать предмет, какой он на вкус;
  • Лупа – ухо: ребенку необходимо выразить, какой звук издает предмет;
  • Лупа – рука: ребенку необходимо описать предмет на ощупь;
  • Лупа – нос: ребенку необходимо рассказать, какой запах чувствует он.

Планируемые результаты

Дети:

1. Самостоятельное выделение и поставки проблемы, которую необходимо решить.

#1044;оказать возможные решения, исходя из данных, делать выводы.

#1042;озникновение желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.

#1055;роявление любознательности, наблюдательности и самостоятельности.

5. Способность экспериментировать и фиксировать результаты.

6. Знакомство родителей с различными опытами и экспериментами.

Тематическое содержание программы

Программа дополнительного образования «Маленькие исследователи» направлена на развитие специальных умений и навыков, опытно исследовательская деятельность положительно влияют: на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт увиденному, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения, и приводят ребенка к самостоятельному решению проблемы.

  1. Тематический план

Месяц

Тема занятий

Количество занятий:

теория и практика

Октябрь

1.«Экскурсия детскую лабораторию «Почемучки». (ответственные дети).

1

#1058;ема: Игра-эксперимент «Научим плавать яичко»

1

#1058;ема: Игра-эксперимент «Водяная мельница»

1

#1058;ема: «Почему в пустыне мало воды?»

1

Ноябрь

#1058;ема: Эксперимент «Мы – фокусники»

1

#1058;ема: Игра-эксперимент «Два магнита»

1

#1058;ема:

«Почему предметы движутся?»

1

#1058;ема: «Путешествие в прошлое электрической лампочки».

1

Декабрь

#1058;ема: «Куда делась вода?»

1

#1058;ема: «Волшебница-вода»

1

#1058;ема: Эксперимент «Морской бой»

1

#1058;ема: Эксперимент «Воздух – это не «невидимка» - это газ»

1

Январь

#1058;ема: «Изготовление цветных льдинок»

1

#1058;ема: Игра-эксперимент «Волшебники»

1

#1058;ема: Игра-эксперимент «Чудо-прическа»

1

Февраль

#1058;ема: «Есть ли у растения органы дыхания?»

1

#1058;ема: Игра-эксперимент «Нужен ли корешкам воздух?»

1

#1058;ема: «Что выделяет растение?»

1

#1058;ема: «Что нужно для питания растениям?»

1

Март

#1058;ема: «Как распространяется звук?»

1

#1058;ема: Игра-эксперимент «Где живет эхо?»

1

#1058;ема: «Когда в Арктике лето?»

1

#1058;ема: «Почему летом в Арктике солнце не заходит?»

1

Апрель

#1058;ема: Занятие-эксперимент «Как появились моря и океаны?»

1

#1058;ема: «Для чего нужна бумага».

1

#1058;ема: «Почему динозавры были такими большими?»

1

#1058;ема: «Путешествие в прошлое книги»

1

ВСЕГО

27

7. Календарно - тематическое планирование

Месяц

Тема

Цель

Октябрь

Тема 1. «Экскурсия детскую лабораторию «Почемучки».

Тема 2. Игра-эксперимент «Научим плавать яичко»:

  • Опыты;
  • Фиксирование результатов эксперимента.

Тема 3. Игра-эксперимент «Водяная мельница»:

  • Опыты;
  • Фиксирование результатов эксперимента.

Тема 4. «Почему в пустыне мало воды?».

Уточнить представления детей о свойствах воды.

Дать понятие о плотности воды.

Объяснить некоторые особенности природно-климатических зон Земли.

Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты.

Ноябрь

Тема1. Эксперимент «Мы – фокусники»:

  • Опыты;
  • Фиксирование результатов эксперимента;
  • Игра-эксперимент «Необычная скрепка».

Тема2. Игра-эксперимент «Два магнита»:

  • Опыты;
  • Фиксирование результатов эксперимента.

Тема3. «Почему предметы движутся?»

  • Опыты;
  • Фиксирование результатов эксперимента.

Тема4. «Путешествие в прошлое электрической лампочки».

  • Рассмотрение обучающей презентации «Чудо – лампочка»;
  • Обсуждение.

Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом, найти эти предметы, определить материалы, не притягивающиеся к магниту.

Определить особенности двух магнитов: притяжение и отталкивание; способность металлических предметов намагничиваться.

Познакомить детей с физическим понятием «сила», «трение»; показать пользу трения; с историей лампочки; вызвать интерес к прошлому этого предмета.

Показать, что вокруг магнитов существует магнитное поле.

Декабрь

Тема1. «Куда делась вода?»

  • Опыты;
  • Фиксация результатов.

Тема2. «Волшебница-вода»:

  • Опыты;
  • Фиксирование результатов эксперимента
  • Вывод.

Тема 3. Эксперимент «Морской бой»:

  • Опыты;
  • Фиксирование результатов эксперимента.

Тема4. Эксперимент «Воздух – это не «невидимка» - это газ»:

  • Опыты;
  • Фиксация результатов.

Познакомить с процессом конденсации.

Выявить процесс испарения воды (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).

Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе; причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Определить, что воздух легче воды, имеет силу.

Январь

Тема1. «Изготовление цветных льдинок»:

  • Выполнение эксперимента;
  • Фиксирование результатов эксперимента.

Тема2. Игра-эксперимент «Волшебники»:

  • Выполнение эксперимента;
  • Фиксация результатов.

Тема3. Игра-эксперимент «Чудо-прическа»

  • Выполнение эксперимента;
  • Фиксация результатов.

Формировать умение самостоятельно смешивать цвета красок, согласно инструкции.

Научить детей делать вывод самостоятельно, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска.

Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью его снятия с предметов.

Понять проявление статического электричества и возможность снятия его с предметов.

Февраль

Тема1. «Есть ли у растения органы дыхания?».

Тема2. Игра-эксперимент «Нужен ли корешкам воздух?»:

  • Опыты;
  • Фиксирование результатов эксперимента.

Тема3. «Что выделяет растение?»:

  • Просмотр развивающего мультфильма «Жизнь растений»;
  • Обсуждение.

Тема4. «Что нужно для питания растениям?»

  • Просмотр презентации «Питание растений»;
  • Интерактивная игра «Растения».

Определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми частями.

Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений; как растение ищет свет.

Март

Тема1. «Как распространяется звук?»

  • Просмотр развивающего мультфильма «Волшебные звуки»;
  • Опыты;
  • Фиксирование результатов эксперимента.

Тема2 Игра-эксперимент «Где живет эхо?»:

  • Опыты;
  • Фиксирование результатов эксперимента.

Тема3. «Когда в Арктике лето?»:

  • Просмотр развивающего мультфильма «Артика»;
  • Обсуждение.

Тема4. «Почему летом в Арктике солнце не заходит?»;

  • Чтение и обсуждение рассказа «Солнце в Артике».

Понять, как распространяются звуковые волны.

Подвести к пониманию возникновения эха

Выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера.

Познакомить с особенностями проявления сезонов в Арктике.

Определить, где самое жаркое лето на планете.

Стимулировать активность для разрешения проблемной ситуации.

Апрель

Тема1. Занятие-эксперимент «Как появились моря и океаны?»:

  • Просмотр развивающего коротко - метражного мультфильма «Моря и океаны»;
  • Опыты;
  • Фиксирование результатов эксперимента.
  • Тема2. «Для чего нужна бумага?».
  • Просмотр презентации «Для чего нужна бумага?»;
  • Обсуждение;
  • Опыты;
  • Фиксирование результатов эксперимента.

Тема3. «Почему динозавры были такими большими?»:

  • Просмотр мультфильма «Жизнь динозавров»;
  • Обсудить;
  • Рассмотреть муляжи динозавров.

Тема4. «Путешествие в прошлое книги»:

  • Просмотр развивающего мультфильма «История возникновения книг»;
  • Обсуждение.

Объяснить происходящие в природе изменения, пользуясь полученными ранее знаниями о конденсации; о происходящих изменениях на планете, с использованием полученных знаний.

Закрепить знания о свойствах бумаги.

Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы.

Познакомить детей с историей происхождения и изготовлении книги, показать, как она преображалась под влиянием человека.

  1. Методы, приемы и формы:

Технология: игровая.

Методы и приемы проведения:

- наблюдение;

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные;

- практические;

- игровые;

- право выбора;

-рассуждение;

- фиксирование результата;

-закрепление;

Используемые методы:

  • расширяют представления об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
  • узнают о химических свойствах веществ;
  • развивают элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях (магнит, отражение и преломление света, звук, теплота, замерзание и таяние воды);
  • расширяют знания о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня;
  • развивают мыслительные способности: анализ, классификация, сравнение.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- проведение фото - выставок детских работ;

- проведение открытого мероприятия;

- проведение мастер-класса среди педагогов.

  1. Оценочный материал

Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития детей.

Педагогическая диагностика проводится два раза в год: 1-2 неделя октября, 3-4 неделя апреля с целью выявления динамики развития познавательного развития.

Обследование дошкольников проводиться по методикам программы

Диагностика навыков и умений детей, посещающих кружок

«Маленькие исследователи»

Фамилия имя ребенка

Умение видеть и выделять проблему

Умение принимать и ставить цель

Умение решать проблемы

Умение анализировать объект или явление

Умение выделять существенные признаки и связи

Умение сопоставлять различные факты

Умение выдвигать гипотезы, предположения

Умение делать выводы

Оценка критериев

3 - высокий уровень

2 – средний уровень

1 – низкий уровень

10. Заключение

Обучение по данной программе способствует развитию у детей познавательной активности, появлению интереса к поисково-исследовательской деятельности.

Расширяется кругозор, обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

Появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

11. Список литературы

  1. Поддьяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект».
  2. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА.«Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира».
  3. Рыжова П. «Игры с водой и песком».
  4. Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной».
  5. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста».
  6. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».
  7. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
  8. Малашенкова В.Л. «Освоение программы экологических знаний»
  9. Методика диагностирования познавательной активности Юркевича В.С. «Древо желаний» и «Маленький исследователь».

10 Рыжова Н.А. «Волшебница – вода».

11. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Познавай-ка!» для детей старшего дошкольного возраста

Актуальность программыНаибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие же...

Дополнительная общеразвивающая программа по формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Экономь-ка»

Условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте. Как правило, ребенок не умеет рационально пользоваться деньгами.Дети сталкиваются с...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВРЕМЯ РИСОВАТЬ» ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВРЕМЯ РИСОВАТЬ»ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Проблема развития творчества всегда была одной из актуаль...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАЛЕНЬКИЕ ЛОГИКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Логика – очень важный навык для человека, поэтому с дошкольного возраста  важно развивать в детях логическое мышление. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютер...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАГИЯ ОРИГАМИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель и задачи программы Цель: Создать условия для формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству оригами. Задачи: Обучающие: 1. З...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Гном - Эконом»

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная записка В связи с возникновением в нашей стране особой социально – экономической ситуации, переходом к рыночному механизму хозяйствования экономическое воспит...